Самарский областной суд, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-1654/2023 по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО1 ФИО1 ФИО7 об оспаривании в части нормативных правовых актов, установил:
приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" (далее по тексту - Перечень на 2020 год) размещен 18.10.2019 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 158 (30741) 23.10.2019.
В Перечень на 2020 год под пунктом 33216 включен объект недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" (далее по тексту - Перечень на 2021 год), размещен 19.10.2020 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и опубликован в официальном печатном издании "Волжская коммуна" N 171 (30955) 21.10.2020.
В Перечень на 2021 год включены объекты недвижимого имущества под пунктом 8550 здание с кадастровым номером N; под пунктом 31655 помещение с кадастровым номером N; под пунктом 31769 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 31940 помещения с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" (далее по тексту - Перечень на 2022 год), размещен 22.10.2021 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Перечень на 2022 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение N 1 под пунктом 8428 здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом 8118 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8232 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8399 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 12850 помещения с кадастровым номером N.
Приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" (далее по тексту - Перечень на 2023 год), размещен 09.11.2022 на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru и на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru.
В Перечень на 2023 год включены объекты недвижимого имущества в Приложение N 1 под пунктом 8300 здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом 8030 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8033 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8144 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8310 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 12722 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 18357 помещения с кадастровым номером N.
ФИО2, являясь долевым собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, ФИО3, являясь собственником машино-места с кадастровым номером N, ФИО4, являясь собственником помещения - бокс с кадастровым номером N, ФИО5, являясь собственником помещения с кадастровым номером N, ФИО6, являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N (не вошедшего в оспариваемые нормативные акты), ФИО1 А.В., являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, ФИО1 А.В., являясь собственником нежилого помещения с кадастровым номером N, в составе здания с кадастровым номером N, обратились в Самарский областной суд с административным иском о признании недействующими приведенных пунктов Перечней на 2020-2023 года.
В обоснование требований административные истцы указали, что принадлежащие им помещения и здание с кадастровым номером N, в составе которого расположены указанные объекты недвижимого имущества, не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение его в оспариваемые акты не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Включение объектов и здания в оспариваемые нормативные правовые акты нарушают права административных истцов, необоснованно возлагая обязанность по уплате налога на имущество физических лиц в завышенном размере, в том числе в отношении помещения принадлежащего ФИО6, не включенного в Перечни.
В судебном заседании представитель административных истцов ФИО12, действующий на основании доверенностей, просил заявленные требования удовлетворить по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, дополнив, что земельный участок под зданием отсутствует в сведениях ЕГРН. В состав рассматриваемого здания входит нежилое помещение без отделки, принадлежащее Банку Траст, и не используемое с момента введения объекта в эксплуатацию. Помещения, занятые ГЭК "Л.", составляют более 80% площади всего здания. Позиция административного ответчика о включении объектов по наименованию, зарегистрированного в ЕГРН, противоречит положениям ст. 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации
Иные лица, участвующие в деле в судебное заседание представителей не направили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), причины неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях на административный иск административный ответчик министерство имущественных отношений <адрес> считает требования административных истцов незаконными, необоснованными и неподлежащими удовлетворению, поскольку спорные помещения с кадастровыми номерами N, N, N, N, N, N расположены в нежилом здании с кадастровым номером N, имеющим наименование "торгово-офисные здания поз. А4, А6 наземно-подземный гараж (автостоянка) поз. А5 с инженерно-техническим обеспечением", включенном в Перечни в соответствии с пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а нежилые помещения включены в Перечни в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации. Объект недвижимого имущества с кадастровым номером N включен в Перечни на 2022, 2023 года также по заявлению администрации г.о. Тольятти от 29.04.2021 вх. N МИО/13746 с приложением акта. Из акта осмотра объекта недвижимого имущества от 08.04.2021 администрации г.о. Тольятти следует, что объект с кадастровым номером N фактически используется под торговый объект - офис продаж. Тем самым, подтверждается законность и обоснованность нахождения объекта в оспариваемых Перечнях. В 2020-2023 годах мероприятий по определению фактического использования рассматриваемых помещений и здания министерством или подведомственными учреждениями не проводились, решений об исключении объектов недвижимости из Перечней на 2020-2023 годы не принимались.
В судебном заседании 15.08.2023 представитель заинтересованного лица - администрации г.о. Тольятти ФИО10, действующая на основании доверенности, с заявленными исковыми требованиями не согласилась по основаниям, изложенным административным ответчиком в письменных возражениях.
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Изучив материалы дела, заслушав участников процесса, заключение прокурора, полагавшей необходимым административное исковое заявление удовлетворить, установив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ установлено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового акта не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно положениям статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 НК РФ).
В силу статьи 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Из подпункта 1 пункта 2 статьи 406 НК РФ следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в размерах,
- не превышающих 0,1 процента в отношении: жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат (подпункт 1),
- 2 процентов в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей (подпункт 2).
Особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества установлены статьей 378.2 НК РФ, согласно которой налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения: 1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них; 2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания; 3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в Российской Федерации через постоянные представительства, а также объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не относящиеся к деятельности данных организаций в Российской Федерации через постоянные представительства; 4) жилые помещения, гаражи, машино-места, объекты незавершенного строительства, а также жилые строения, садовые дома, хозяйственные строения или сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства (пункт 1).
Пунктами 3, 4, 4.1 статьи 378.2 НК РФ определены условия, при которых отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение) в целях данной статьи признается административно-деловым центром; торговым центром (комплексом); одновременно как административно-деловым центром, так и торговым центром (комплексом).
В соответствии с пунктами 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 НК РФ в целях данной статьи:
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В силу пункта 9 статьи 378.2 НК РФ вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 данной статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей 1 Закона Самарской области от 10 ноября 2014 года N 107-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории Самарской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2015 года.
На основании постановления Правительства Самарской области от 25 ноября 2014 года N 719 министерство имущественных отношений Самарской области уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 НК РФ, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 07.10.2019 N 2201, от 19.10.2020 N 2014, от 22.10.2021 N 2233, от 08.11.2022 N 2077 утверждены оспариваемые административными истцами Перечни на 2020-2023 года.
Анализируя положения пункта 2 статьи 9.1 Закона Самарской области от 7 июля 2000 года N 28-ГД "О нормативных правовых актах Самарской области" во взаимодействии с пунктом 7 статьи 378.2 НК РФ, суд считает, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка опубликования.
В Перечень на 2020 год под пунктом 33216, в Перечень на 2021 год под пунктом 31655, в Перечень на 2022 год в Приложение N 2 под пунктом 8118, в Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 8030 включен объект недвижимого имущества - помещение с кадастровым номером N, принадлежащий на праве собственности административному истцу ФИО1 А.В.
В Перечень на 2021 год под пунктом 8550, в Перечень на 2022 год в Приложение N 1 под пунктом 8428, в Перечень на 2023 год в Приложение N 1 под пунктом 8300 включено здание с кадастровым номером N, не имеющего правообладателя.
В Перечень на 2021 год под пунктом 31769, в Перечень на 2022 год в Приложение N 2 под пунктом 8232, в Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 8144, включено помещение с кадастровым номером N, принадлежащее на праве собственности административному истцу ФИО3
В Перечень на 2021 год под пунктом 31940, в Перечень на 2022 год в Приложение N 2 под пунктом 8399, в Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 8310 включено помещение с кадастровым номером N, принадлежащее на праве собственности административному истцу ФИО4
В Перечень на 2022 год под пунктом 12850, в Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 12722 включено помещение с кадастровым номером N, принадлежащее административному истцу ФИО5
В Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 8033 включено помещение с кадастровым номером N, принадлежащее на праве собственности административному истцу ФИО1 ФИО19
В Перечень на 2023 год в Приложение N 2 под пунктом 18357 включено помещение с кадастровым номером N, принадлежащее на праве долевой собственности административному истцу ФИО17 и заинтересованному лицу ФИО18
Согласно выпискам из ЕГРН рассматриваемые объекты недвижимости:
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, пом. б/н (поз. 72), площадью 482,1 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, автостоянка 11, площадью 16,8 кв. м, назначение и наименование отсутствуют,
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, бокс N 155, площадью 17,5 кв. м, назначение и наименование отсутствуют,
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, площадью 689,7 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, пом. 37-46, 48, 50, площадью 155,6 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение,
- помещение с кадастровым номером N, местоположение по адресу: <адрес>, пом. 47, 49, 53-56, площадью 127,4 кв. м, назначение - нежилое, наименование - нежилое помещение.
Каждое указанное помещение расположено в пределах объекта с кадастровым номером N - здание, площадью 15 908,4 кв. м, назначение - нежилое, наименование - торгово-офисные здания поз. А4, А6 и наземно-подземный гараж (автостоянка) поз. А5 с инженерно-техническим обеспечением, в количестве 3 этажей, правообладатель отсутствует. Земельный участок по адресу: <адрес>, на кадастровый учет не поставлен, виды разрешенного использования отсутствуют.
По выпискам из ЕГРН на объекты, входящие в состав здания с кадастровым номером N, в количестве 268 объектов, следует, что в здании расположены помещения с наименованием: помещения, гаражный бокс, нежилое помещение, бокс, машино-место, автостоянка, либо наименование отсутствуют.
На запрос суда ППК Роскадастр сообщило об отсутствии технической документации в реестровом деле объекта с кадастровым номером N.
Из представленного по запросу суда технического паспорта на здание - торгово-офисные здания поз. А4, А6 и наземно-подземный гараж (автостоянка) поз А5 с инженерно-техническим обеспечением, по адресу: <адрес>, составленного МП г.о. Тольятти "Инвентаризатор", следует, что по состоянию на дату инвентаризации март 2007 года, в экспликации к плану строения помещения поименованы: автостоянка (145), подсобное (3), рампа (7), техн. помещение (8), вент. камера (16), тамбур-шлюз (14), лестница (31), проезд (7), электрощитовая (2), насосная (2), коридор (6), нежилое помещение (155), тепловой пункт (2), кабинет (1), бокс (137), тамбур (5), сан. узел (2), охрана (1), вестибюль (1), шлюз (4).
По мнению суда, части нежилого помещения, поименованные как "кабинет", не могут быть однозначно отнесены к офисам и помещениям административного назначения, так как термины "кабинет" и "офис" не тождественны.
Из пояснений представителя административного истца следует, что ФИО2 использует принадлежащее ему помещение в предпринимательских целях в качестве Фитнес центра, что подтверждается выпиской из ЕГРИП с отражением основного вида деятельности "93.13" (деятельность фитнес-центров), фотоматериалами с отображением наименования, режима работы, оборудования в помещении.
По договору аренды нежилых помещений от ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО5 передал в аренду ФИО20 нежилое помещение с кадастровым номером N, для производства рекламной продукции. По сведениям ЕГРЮЛ основной вид деятельности ФИО21 "изготовление печатных форм и подготовительная деятельность. Вид деятельности организации подтверждается договорами о приобретении оборудования, о финансовой аренде оборудования, о поставке товара, об оказании услуг, счет-фактурой. На представленных фотоматериалах отображены помещения с оборудованием для производственной детальности.
ФИО6 по договорам аренды от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ передал в аренду ФИО22 нежилое помещение по адресу: <адрес>, площадью 50 кв. м, для использования под склад. По ЕГРЮЛ основной вид деятельности ФИО23 "43.99" работы строительные специализированные прочие, не включенные в другие группировки.
По договору аренды нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 А.В. передал в аренды ФИО24 нежилое помещение, площадью 155,6 кв. м, кадастровый номер N для осуществления деятельности по производству электромонтажных работ. Нежилое помещение с кадастровым номером N правообладателем по договорам аренды предоставлено ФИО26 для осуществления деятельности по производству электромонтажных работ. В сведениях ЕГРЮЛ содержится информация об основном виде деятельности ФИО25 "43.21" производство электромонтажных работ. На представленных фотоматериалах отображены помещения с оборудованием, материалами для монтажной детальности.
В рассматриваемом здании создан ФИО27 основным видом деятельности "52.21.24" деятельность стоянок для транспортных средств.
На запрос суда от ФИО28 поступила информация, что в рассматриваемом здании общая площадь занимаемая кооперативом составляет 11 183,1 кв. м, которая используется для хранения личных автомобилей собственников гаражных боксов и машино-мест, в качестве вспомогательных помещений (коридоры, проезды, рампы, лестницы и др.). Торгового и производственного использования площадей в помещениях, обслуживаемых ФИО29, не имеется.
Согласно акту, составленному комиссией органа местного самоуправления ДД.ММ.ГГГГ, осмотра объекта недвижимого имущества - помещения, по адресу: <адрес>, кадастровый номер N, общей площадью 689,7 кв. м, сделан вывод о фактическом использовании объекта - наружная реклама "ФИО30 (производство рекламы, сувениры, печати и штампы, пластиковые карты, гравировка). Сведения о конкретных занимаемых помещениях, площадях, видах деятельности, в данном акте отсутствуют.
На фотоматериалах, приложенных к акту осмотра, отображены баннеры с указанием информации о принятии заказов по наружной рекламе по адресу, отличному от места осмотра, а также об организации по видеонаблюдению, не свидетельствует о фактическом использовании осматриваемого объекта и не менее 20% площади данного здания для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Акт осмотра объекта недвижимого имущества от 08 апреля 2021 года с приложенными фотоматериалами судом не принимается в качестве допустимых доказательств, поскольку они не отражают фактическое использование помещения и рассматриваемого здания в соответствии с условиями, установленными положениями статьи 378.2 НК РФ, он не подтверждает.
Анализируя представленные в материалы дела доказательства, а также указанные в ЕГРН и документах технического учета характеристики рассматриваемых объектов "торгово-офисные здания поз. А4, А6 и наземно-подземный гараж (автостоянка) поз. А5 с инженерно-техническим обеспечением" и входящих в его состав помещений, а также их части, по мнению суда, не позволяют безусловно отнести объекты к объектам делового, административного или коммерческого назначения, торговли, общественного питания или бытового обслуживания. Здание не обладает критериями, установленными в пунктах 3, 4 и 4.1 статьи 378.2 НК РФ.
В связи с чем для решения вопроса об отнесении рассматриваемых объектов недвижимости к объектам, перечисленным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, требуется установление иных предусмотренных для этого законом оснований с учетом фактического использования такого объекта недвижимости, или сведений, содержащихся в кадастровом паспорте данного объекта или документах технического учета (инвентаризации), указывающих на размещение в здании офисных, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания не менее 20 процентов общей площади здания.
Мероприятия по определению вида фактического использования нежилого здания на дату утверждения Перечней на 2020-2023 года административным ответчиком и уполномоченными им учреждениями не проводились.
Таким образом, судом не установлено и административным ответчиком не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что нежилое здание, его назначение, общей площадью не менее 20 процентов площади здания (строения, сооружения), а также рассматриваемые помещения административных истцов, в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН, или с документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Наименование объекта "торгово-офисные здания поз. А4, А6 и наземно-подземный гараж (автостоянка) поз. А5 с инженерно-техническим обеспечением", отсутствие зарегистрированного вида разрешенного использования земельного участка под зданием не являются безусловным основанием для включения объекта в оспариваемые Перечни.
Доводы административного ответчика, изложенные в письменных возражениях, при отсутствии доказательств фактического использования объекта судом признаются несостоятельными.
Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу, что включение здания и рассматриваемые помещения в Перечни на 2020-2023 года не соответствует критериям, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ, поскольку техническая документация, сведения о земельном участке под зданием не подтверждают использование в качестве офисных или торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания всего объекта с кадастровым номером N, а также назначение или фактическое использование более 20% площади рассматриваемого здания.
Оценив вышеуказанные доводы административных истцов во взаимосвязи с представленными в материалы настоящего административного дела доказательствами по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к выводу, что спорные объекты недвижимости не относятся к видам недвижимого имущества, признаваемым объектом налогообложения, предусмотренным статьей 378.2 НК РФ и, следовательно, не подлежали включению в Перечни объектов недвижимого имущества в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020-2023 года.
Доказательств обратного, в том числе наличия правовых оснований для включения спорного объекта недвижимости в оспариваемые Перечни административным ответчиком, обязанным в силу ч. 9 ст. 213 КАС РФ доказывать обстоятельства соответствия, оспариваемых нормативных правовых актов или их части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суду не представлено и в материалах настоящего административного дела не имеется.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что оспариваемые пункты Перечней на 2020-2023 года не соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, а также нарушают права и законные интересы административного истца, в той мере, в которой влечет увеличение налоговой базы по налогу на имущество физического лица, определяемой как кадастровая стоимость объекта недвижимости.
Учитывая изложенное, заявленные административными истцами требования подлежат удовлетворению.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 215 КАС РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт полностью или в части не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
С учетом ограниченного срока применения оспариваемых норм, суд полагает, что восстановлению прав и законных интересов административных истцов будет способствовать признание оспариваемых актов в части недействующими со дня принятия каждого в отношении пунктов конкретных объектов.
В силу положений пункта 2 части 4 статьи 215 КАС РФ, в резолютивную часть решения подлежит указание на опубликование решения суда или сообщения о его принятии в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу в официальном печатном издании органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, уполномоченной организации или должностного лица, в котором были опубликованы или должны были быть опубликованы оспоренный нормативный правовой акт или его отдельные положения.
Поскольку оспариваемые нормативные акты были размещены в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru), суд считает возможным возложить на министерство имущественных отношений Самарской области обязанность разместить сообщение о настоящем решении суда в течение одного месяца со дня вступления его в законную силу на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и в соответствии с Указом Президента РФ от 02.04.2014 N 198 на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Руководствуясь статьями 175-180, 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 07 октября 2019 года N 2201 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2020 год" в части включения в него под пунктом 33216 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 19 октября 2020 года N 2014 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год" в части включения под пунктом 8550 здания с кадастровым номером N; под пунктом 31655 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 31769 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 31940 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года N 2233 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2022 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 8428 здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом 8118 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8232 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8399 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 12850 помещения с кадастровым номером N.
Признать недействующим со дня принятия приказ министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года N 2077 "Об определении Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2023 год" в части включения в Приложение N 1 под пунктом 8300 здания с кадастровым номером N; в Приложение N 2 под пунктом 8030 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8033 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8144 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 8310 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 12722 помещения с кадастровым номером N; под пунктом 18357 помещения с кадастровым номером N.
Возложить обязанность на министерство имущественных отношений Самарской области в течение одного месяца со дня вступления решения в законную силу разместить сообщение о решении в информационно-коммуникационной сети "Интернет" на официальном сайте Правительства Самарской области (http://www.pravo.samregion.ru) и на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме через Самарский областной суд.
Мотивированное решение в окончательной форме составлено 29.09.2023.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Самарского областного суда от 20 сентября 2023 г. N 3а-1654/2023
Текст решения предоставлен Самарским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника