г. Краснодар |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А63-21803/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Мещерина А.И., судей Анциферова В.А. и Епифанова В.Е., при участии в судебном заседании от заявителя - Степновского станичного казачьего общества Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (ИНН 2620005059, ОГРН 1022602225502) - Шмакова И.В. (доверенность от 05.11.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ИНН 2634063830, ОГРН 1042600339737), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - администрации Степновского муниципального района Ставропольского края (ИНН 2620005250, ОГРН 1042600393274), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А63-21803/2019, установил следующее.
Степновское станичное казачье общество Ставропольского окружного казачьего общества Терского войскового казачьего общества (далее - казачье общество) обратилось в арбитражный суд к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным отказ управления от 03.09.2019 N 26/999/001/2019-173761 в государственной регистрации аренды в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:28:020102:48, расположенного по адресу: Ставропольский край, Степновский район, в границах муниципального образования Степновского сельсовета, примерно в 6644 метрах по направлению на север от ориентира: административное здание, пл. Ленина, 17, с. Степное, расположенного за пределами участка;
- возложить на управление обязанность осуществить государственную регистрацию договора аренды от 30.04.2019 N 2019/51, заключенного в отношении названного земельного участка.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Степновского муниципального района Ставропольского края (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2020, оставленным без изменения постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020, заявление удовлетворено. Суд признал незаконным отказ управления от 03.09.2019 N 26/999/001/2019-173761 в государственной регистрации договора аренды от 30.04.2019 N 2019/51, заключенного в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:28:020102:48. На управление возложена обязанность в течение пяти рабочих дней со дня вступления решения в законную силу зарегистрировать договор аренды от 30.04.2019 N 2019/51, заключенный казачьим обществом и администрацией в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:28:020102:48. Судебные инстанции пришли к выводу о том, что казачье общество соответствует критерию специального субъекта, обладающего в силу закона правом на приобретение земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения без проведения торгов в порядке, установленном статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс). Приведенные в оспариваемом отказе нормы статьи 39.18 Земельного кодекса в данном случае не применяются.
В кассационной жалобе управление, ссылаясь на неправильное применение норм материального и процессуального права, а также на несоответствие сделанных судами выводов представленным в дело доказательствам, просит отменить решение от 06.03.2020 и постановление от 07.07.2020, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Податель жалобы указывает на несоблюдение публичной процедуры при предоставлении в аренду казачьему обществу спорного земельного участка. Извещение о предоставлении участка в аренду в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов, регистратору не представлено. Названное обстоятельство послужило причиной для приостановления государственной регистрации. В течение срока приостановления причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, не устранены, что послужило основанием для отказа в государственной регистрации в соответствии со статьей 27 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ). Суды не приняли во внимание, что льготный порядок предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения не может быть использован в целях ограничения прав иных категорий субъектов, заинтересованных в предоставлении таких земель, а также обхода публичных процедур предоставления участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В данном случае подлежал применению порядок выявления иных лиц, заинтересованных в приобретении земельного участка, указанный в статье 39.18 Земельного кодекса, то есть путем опубликования извещения о предоставлении земельного участка.
В отзыве казачье общество указало на отсутствие оснований для отмены состоявшихся по делу судебных актов.
Администрация представила в суд заявление о возможности рассмотрения жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель казачьего общества полагал, что выводы судебных инстанций основаны на нормах действующего земельного законодательства и представленных в дело доказательствах.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Северо-Кавказского считает, что решение и апелляционное постановление следует оставить без изменения.
Как видно из материалов дела, 03.04.2019 казачье общество на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса обратилось в администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, в аренду без проведения торгов. Испрашиваемый земельный участок находится по адресу: Российская Федерация, Ставропольский край, Степновский район, в границах муниципального образования Степновского сельсовета, примерно в 6644 метрах по направлению на север от ориентира - административное здание, пл. Ленина. 17, с. Степное, расположенного за пределами участка. Заявитель просил предоставить данный участок в аренду для сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ (т. 1, л. д. 11 - 13).
30 апреля 2019 года администрация (арендодатель) и казачье общество (арендатор) заключили договор N 2019/51 аренды земельного участка площадью 108 139 кв. м с кадастровым номером 26:28:020102:48, предназначенного для сельскохозяйственного использования (т. 1, л. д. 14 - 23).
При осуществлении процедуры государственной регистрации данной сделки управление в уведомлении от 04.06.2019 N 26/999/001/2019-173761 сообщило о приостановлении государственной регистрации договора аренды в связи с отсутствием извещения, опубликованного в установленном порядке, о возможности предоставления в аренду земельного участка, а также информации о том, что иные лица с заявлением о предоставлении участка в аренду не обращались (т. 1, л. д. 92 - 94).
Сообщением от 03.09.2019 N 26/999/001/2019-173761 управление уведомило об отказе в государственной регистрации договора аренды, указав, что срок приостановления осуществления государственной регистрации истек, обстоятельства, послужившие основанием для приостановления государственной регистрации, не устранены (т. 1, л. д. 95 - 97).
Казачье общество (сторона договора аренды), полагая, что отказ в государственной регистрации не соответствует закону и нарушает принадлежащие ему права, обратилось с заявлением в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанции, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях относительно жалобы, если иное не предусмотрено данным Кодексом.
В силу части 1 статьи 198 Кодекса граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают принадлежащие им права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основанием для удовлетворения такого заявления является наличие двух условий: несоответствие оспариваемых акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (статьи 198, 200 и 201 Кодекса).
В соответствии с пунктами 3 и 6 статьи 1 Закона N 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Частью 1 статьи 29 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных данным Законом оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении такой регистрации.
В соответствии со статьей 27 Закона N 218-ФЗ в осуществлении государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственной регистрации прав, указанные в статье 26 данного Закона.
Возможность обжалования заинтересованным лицом в суд приостановления и (или) отказа в государственной регистрации прав прямо закреплена в части 12 статьи 29 Закона N 218-ФЗ.
Согласно пункту 6 статьи 27 Земельного кодекса оборот земель сельскохозяйственного назначения регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ).
В силу пункта 5 статьи 10 Закона N 101-ФЗ земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут передаваться религиозным организациям (объединениям), казачьим обществам, научно-исследовательским организациям, образовательным учреждениям сельскохозяйственного профиля, общинам коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, гражданам для сенокошения и выпаса скота в аренду в порядке, установленном Земельным кодексом. При этом выкуп арендуемого земельного участка в собственность не допускается.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, по общему правилу заключается на торгах (пункт 1 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Без проведения торгов договор аренды может быть заключен, в том числе с казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьих обществ на территории, определенной в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (подпункт 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Согласно части 3 статьи 21 Закона Ставропольского края от 09.04.2015 N 36-кз "О некоторых вопросах регулирования земельных отношений" договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка для осуществления сельскохозяйственного производства, сохранения и развития традиционного образа жизни и хозяйствования казачьим обществам, внесенным в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, в границах муниципального района и (или) городского округа, на территории которых действуют соответствующие казачьи общества.
Суды установили, что казачье общество внесено в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации 19.07.2012 за реестровым номером 729120024 (т. 1, л. д. 27 - 29). Согласно пункту 9 устава казачье общество осуществляет свою деятельность на территории Степновского района Ставропольского края (т. 1, л. д. 30, 31).
Судебные инстанции, исследовав представленные в дело доказательства, пришли к верному выводу о том, что договор аренды от 30.04.2019 правомерно заключен с казачьим обществом без проведения торгов на основании подпункта 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Ссылаясь на нарушение публичного порядка предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, управление не учитывает, что спорный земельный участок образован, его предоставление предварительно согласовано казачьему обществу в соответствии с правилами статьи 39.15 Земельного кодекса (т. 2, л. д. 15 - 26). Казачье общество соответствует критериям, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Договор аренды спорного участка заключен в соответствии с правилами пункта 16 статьи 39.15 и статьи 39.17 Земельного кодекса. Основания для применения правил статьи 39.18 Земельного кодекса, регламентирующей особенности предоставления земельных участков в иных целях, в данном случае отсутствовали.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении казачьему обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения отклоняются судом округа. Ссылаясь на необходимость соблюдения условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, управление не учитывает, что земельный участок образован и предоставлен в аренду впервые в соответствии с правилами статьи 39.15 Земельного кодекса.
При таких обстоятельствах основания для отмены решения от 06.03.2020 и апелляционного постановления от 07.07.2020 по доводам кассационной жалобы отсутствуют. Правильность выводов судебных инстанций по существу спора подателем жалобы не опровергнута, несогласие с ними не может служить основанием, достаточным для отмены или изменения судебных актов. Переоценка исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств не входит в полномочия суда кассационной инстанции (статьи 286 и 287 Кодекса).
Управление освобождено от уплаты государственной пошлины при подаче кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 06.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 07.07.2020 по делу N А63-21803/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Мещерин |
Судьи |
В.А. Анциферов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ссылаясь на нарушение публичного порядка предоставления в аренду земельного участка сельскохозяйственного назначения, управление не учитывает, что спорный земельный участок образован, его предоставление предварительно согласовано казачьему обществу в соответствии с правилами статьи 39.15 Земельного кодекса (т. 2, л. д. 15 - 26). Казачье общество соответствует критериям, названным в подпункте 17 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Договор аренды спорного участка заключен в соответствии с правилами пункта 16 статьи 39.15 и статьи 39.17 Земельного кодекса. Основания для применения правил статьи 39.18 Земельного кодекса, регламентирующей особенности предоставления земельных участков в иных целях, в данном случае отсутствовали.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы о нарушении публичной процедуры при предоставлении казачьему обществу в аренду спорного земельного участка сельскохозяйственного назначения отклоняются судом округа. Ссылаясь на необходимость соблюдения условий, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 39.6 Земельного кодекса, управление не учитывает, что земельный участок образован и предоставлен в аренду впервые в соответствии с правилами статьи 39.15 Земельного кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф08-6742/20 по делу N А63-21803/2019