г. Краснодар |
|
15 сентября 2020 г. |
Дело N А20-4298/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 15 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Драбо Т.Н. и Посаженникова М.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН 1060716006196, ИНН 0716004655) - Ермаковой М.М. (доверенность от 22.05.2020), Карнауховой Е.В. (доверенность от 22.05.2020), в отсутствие в судебном заседании заинтересованного лица - Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (ОГРН 10407002077, ИНН 0711038428), извещенного о месте и времени судебного разбирательства (уведомление N 27671 9, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А20-4298/2019, установил следующее.
ООО "Восход" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Министерству сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики (далее - министерство) о признании недействительным решения (уведомление от 30.04.2019 N 21-07-03/1925) об отказе в предоставлении субсидии, обязании предоставить субсидию.
Решением Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.01.2020 в удовлетворении требований отказано. Признан обоснованным и законным отказ предоставить субсидию из-за наличия на день подачи заявления задолженности по уплате пеней.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 08.06.2020 решение суда от 28.01.2020 отменено. Заявленные требования удовлетворены. Признано недействительным решение об отказе выделить субсидию, на министерство возложена обязанность принять решение по Правилам предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП (далее - Правила N 216-ПП).
Судебный акт мотивирован отсутствием у общества задолженности по налогам и оснований для отказа в предоставлении субсидии. Общество представило все необходимые для получения субсидии документы, включая об оплате задолженности по налогам (пеням), а также письмо налогового органа о ее уплате.
В кассационной жалобе министерство просит постановление суда апелляционной инстанции отменить, решение суда оставить в силе. Отмечает, что при вынесении решения не располагало иной информации об отсутствии задолженности у общества. Ее наличие на день представления документов подтвержден материалами дела.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы, изложенные в отзыве на жалобу.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, считает, что жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что 03.04.2019 общество направило в министерство заявление о выдаче субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства за счет средств федерального бюджета и бюджета Кабардино-Балкарской Республики, приложив необходимые документы, в том числе справку об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 502038, письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике (далее - инспекция) от 02.04.2019 N 05-15/0245, справку о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 26.03.2019, платежное поручение от 15.03.2019 N 171.
Уведомлением от 30.04.2019 N 21-07-03/1925 министерство отказало обществу в предоставлении государственной услуги в связи с наличием задолженности по налогам.
Общество обжаловало отказ министерства в арбитражный суд.
Субсидии юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс)).
Нормативные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий, должны соответствовать общим требованиям, установленным Правительством Российской Федерации, и определять, в том числе: цели, условия и порядок предоставления субсидий (пункт 3 статьи 78 Кодекса).
При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, предусмотренным нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ)).
Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
В целях реализации государственной политики в области развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в Кабардино-Балкарской Республике постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП утверждены Правила N 216-ПП, которыми установлены условия и порядок предоставления субсидий.
Условия предоставления субсидии определены в пункте 10 Правил N 216-ПП, подпункт "б" которого содержит требование об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 18 Правил N 216-ПП основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 Правил, в установленные сроки; установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Судебные инстанции установили, что основанием для возникновения спора послужило наличие (отсутствие) у общества задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам на дату подачи заявления о выдаче субсидии (03.04.2019).
Отказывая обществу в удовлетворении заявления, суд первой инстанции отметил, что общество не опровергло получение министерством надлежаще оформленной справки инспекции, содержащей информацию о наличии задолженности по налогу на дату обращения с заявлением; не указало, в соответствии с какой нормой права министерство, располагая ответом инспекции на межведомственный запрос о наличии у общества задолженности на дату обращения с заявлением, должно было пренебречь полученной информацией и удовлетворить заявление общества о выдаче субсидии.
Суд первой инстанции также указал, что общество, направляя заявление о выдаче субсидии и уплате незадолго до этого задолженности по налогам, пеням и штрафам, заблаговременно не позаботилось о получении информации о погашении задолженности в полном объеме и ее представлении министерству в целях исключения споров по данному вопросу и возможных негативных последствий.
Указав, что на дату подачи документов на получение субсидий общество не соответствовало требованиям, установленным пунктом 10 Правил N 216-ПП, суд первой инстанции признал законным отказ министерства.
Признавая выводы суда первой инстанции ошибочными, судебная коллегия исходила из следующего.
Из описи документов, представленных обществом в министерство, следует, что общество к заявлению о предоставлении субсидии приложило: справки об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 502038, о состоянии расчетов по налогам, взносам и сборам по состоянию на 26.03.2019, копии письма инспекции от 02.04.2019 N 05-15/02415 и платежного поручения от 15.03.2019 N 171 (л. д. 201 - 2012 т. 1).
В справке об исполнении обязанности по уплате налогов и сборов N 502038 отражено, что общество по состоянию на 26.03.2019 имеет неисполненную обязанность по уплате налогов и сборов, что также подтверждается справкой о состоянии расчетов по налогам, взносам и сборам по состоянию на 26.03.2019 (04 рубля 61 копейка пеней по страховым взносам).
Из пояснений общества следует, что эта задолженность фактически погашена обществом 15.03.2019, что подтверждается платежным поручением от 15.03.2019 N 171.
В целях исключения споров по вопросу наличия задолженности общество заблаговременно приняло меры по получению информации о погашении задолженности и ее представлении министерству, направило в инспекцию соответствующий запрос.
В ответе инспекции от 02.04.2019 N 05-15/02415 инспекция сообщила, что денежные средства общества по платежному поручению от 15.03.2019 N 171 на сумму 04 рубля 61 копейка, уплаченные в погашение недоимки по пеням по страховым взносам в Пенсионный фонд, поступили на счет Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике 18.03.2019. В связи с завершением в 2019 году Федеральной налоговой службой работы по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования с целью усовершенствования инструментов налогового учета и контроля, а также способствованию развития новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтрольный принципы обслуживания, возникли проблемы внесения в карточки расчетов с бюджетом платежей, находящихся в ведомости невыясненных поступлений. Для урегулирования сложившейся ситуации с платежом общества направлен запрос разработчикам программного обеспечения. После устранения проблемы платеж был разнесен в КРСБ налогоплательщика 25.04.2019 по сроку фактической уплаты 15.03.2019. По состоянию на 26.03.2019 отражена задолженность по КБК 18210202131060020160 по виду платежа пени в сумме 04 рубля 61 копейка, которая фактически погашена обществом 15.03.2019.
Судебная коллегия правильно отметила, что поскольку при подаче заявления общество приложило платежное поручение от 15.03.2019 N 171 и письмо инспекции от 02.04.2019 N 05-15/02415, подтверждающие уплату обществом 04 рубля 61 копейки задолженности, у министерства отсутствовали основания для выводом о наличии у общества задолженности.
Суд апелляционной инстанции также отметил непредставление министерством ответа инспекции на межведомственный запрос.
Ссылку министерства на справку инспекции по состоянию на 03.04.2019 (л. д. 27, 28 т. 2) суд кассационной инстанции оценивает критически, поскольку она не содержит наименование плательщика (только лишь ИНН), а также иных идентификационных признаков, позволяющих определить данный документ в качестве ответа инспекции на межведомственный запрос министерства.
Ссылку министерства на письмо инспекции от 20.01.2020 N 03-23/00327 судебная коллегия не приняла в качестве допустимого доказательства наличия у общества на момент подачи заявления задолженности по налогам и сборам. Указанное письмо инспекции по содержанию дублирует содержание письма инспекции от 02.04.2019 N 05-15/02415.
Из указанных писем инспекции не усматриваются основания для вывода о наличии задолженности общества по налогам на дату (03.04.2019) подачи заявления в министерство на получение субсидии.
Напротив, содержание указанных писем инспекции подтверждают уплату обществом 04 рублей 61 копейки задолженности по пеням по страховым взносам платежным поручением от 15.03.2019 N 171, поступивших на счет Управления Федерального казначейства по Кабардино-Балкарской Республике 18.03.2019.
Таким образом, на дату подачи обществом заявления в министерство (03.04.2019) фактическая задолженность отсутствовала, а проблема с разнесением платежа в КРСБ связана с внутренними проблемами налогового органа, последствия которых не могут быть перенесены на добросовестно действующее юридическое лицо
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции, принимая во внимание представление обществом всех необходимых для получения субсидии документов, включая об оплате задолженности по налогам, а также письмо инспекции об оплате задолженности, сделал правильный вывод об отсутствии у министерства оснований для вывода о наличии у общества задолженности по налогам и отказе в предоставлении субсидии.
Общество заблаговременно приняло меры по получению информации о погашении полной задолженности и ее представлении министерству в целях исключения споров по данному вопросу и возможных негативных последствий.
Министерство, получив 03.04.2019 от общества документы, в том числе письмо инспекции от 02.04.2019 N 05-15/02415, не проявило должной степени добросовестности и заботливости, не исследовало их, формально отказав в предоставлении субсидии.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции правомерно удовлетворил заявленные обществом требования.
Выводы судебной коллегии основаны на правильном применении норм права к установленным им обстоятельствам и соответствуют имеющимся в материалах дела доказательствам. Фактически доводы жалобы сводятся к переоценке исследованных и оцененных судом доказательств, что в полномочия кассационной инстанции не входит. Основания для отмены или изменения обжалуемого судебного акта не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.06.2020 по делу N А20-4298/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации, государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации, муниципальных программ (подпрограмм) (часть 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ).
...
В силу пункта 18 Правил N 216-ПП основанием для отказа в предоставлении субсидий являются: несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 Правил; непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 Правил, в установленные сроки; установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства"."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 15 сентября 2020 г. N Ф08-7707/20 по делу N А20-4298/2019