г. Ессентуки |
|
8 июня 2020 г. |
Дело N А20-4298/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02.06.2020.
Постановление изготовлено в полном объеме 08.06.2020.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Цигельникова И.А., судей: Афанасьевой Л.В., Семенова М.У., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ткаченко А.А., при участии от общества с ограниченной ответственностью "Восход" - Ермаковой М.М. (доверенность от 22.05.2020), Карнауховой Е.В. (доверенность от 22.05.2020), в отсутствие представителя Министерства сельского хозяйства КБР, рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Восход" на решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.01.2020 по делу N А20-4298/2019 (судья Шогенов Х.Н.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН 1060716006196, ИНН 0716004655, с. Пролетарское) о признании решения Министерства сельского хозяйства КБР (ОГРН 10407002077, ИНН 0711038428, г. Нальчик), указанное в уведомлении от 30.04.2019 (исх. N 21-07-03/1925), об отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия документов требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП незаконным, об обязании Министерства сельского хозяйства КБР принять решение о предоставлении субсидии в связи с соответствием документов, поданных ООО "Восход" требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным производителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Восход" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Кабардино-Балкарской Республики с заявлением о признании решения Министерства сельского хозяйства КБР (далее - Министерство), указанное в уведомлении от 30.04.2019 исх. N 21-07-03/1925 об отказе в предоставлении субсидии по причине несоответствия документов требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП (далее - Правила N 216) незаконным. Также просит обязать Министерство принять решение о предоставлении субсидии в связи с соответствием документов, поданных Обществом, требованиям Правил N 216 (с учетом уточнений).
Решением суда от 28.01.2020 в удовлетворении заявленных требований Общества отказано. Судебный акт мотивирован законностью и обоснованностью отказа Министерства в предоставлении субсидии Обществу. На дату предоставления документов на получение субсидий, Общество не соответствовало требованиям, установленным пунктом 10 Правил N 216, и вынесенный отказ в предоставлении субсидии является обоснованным и законным
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке. В апелляционной жалобе и дополнении к ней просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. К заявлению на получение субсидии были приложены все необходимые документы. Задолженность по налогам и сборам у Общества отсутствовала, что подтверждалось справкой налогового органа, приложенной к заявлению на получение субсидии.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте суда и Картотеке арбитражных дел (по веб-адресу: www.kad.arbitr.ru) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
Министерство в отзыве на апелляционную жалобу возражает по существу доводов Общества, просит решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании представители Общества поддержали позицию, изложенную в апелляционной жалобе и дополнении к ней.
Министерство явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя Министерства.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителей Общества, апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Из материалов дела следует, что основным видом деятельности Общества является выращивание зерновых культур.
03.04.2019 Общество обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным производителям в области растениеводства за счет средств федерального бюджета и бюджета КБР. К заявлению были приложены: справка о фактическом размере посевной площади сельскохозяйственных культур под урожай отчетного 2018 финансового года и размере затрат на посевную площадь сельскохозяйственных культур под урожай отчетного 2018 финансового года, акт о проведении комплексного агрохимического и экологотоксикологического обследования посевных (посадочных) площадей, договор N 62 земельного участка сельскохозяйственного назначения, находящегося в распоряжении местной администрации Прохладненского муниципального района от 14.12.2012, кадастровый паспорт земельного участка, расчет арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения в соответствии с договором аренды от 14.12.2012 N 62, справка об открытии расчетного счета, информация о доле от реализации произведенной, переработанной сельскохозяйственной продукции в доходе сельскохозяйственного товаропроизводителя от реализации товаров (работ, услуг) за 2018 год, сертификаты соответствий, счета-фактуры, неисключительный лицензионный договор N ПЛ-05-08-16-07 от 05.08.2016, неисключительный лицензионный договор N ПЛ-28-06/16-03 от 28.06.2016, протоколы испытаний, акт N 10 регистрации сортовых и гибридных посевов от 04.07.2017, акт N 9 регистрации сортовых и гибридных посевов от 04.07.2017, акт N 12 регистрации сортовых и гибридных посевов, выписки из государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, справка N 502038, письмо от 02.04.2019 N 05-15/0245 от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по КБР, справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процентам от 26.03.2019, платежное поручение от 15.03.2019 N 171.
30.04.2019 уведомлением N 21-07-03/1925 Министерство отказало в предоставлении субсидии, указав на наличие у Общества задолженности по налогам.
Отказ Министерства в предоставлении субсидии послужил основанием для обращения Общества в арбитражный суд с заявлением.
Представление Обществом к заявлению на получение субсидии необходимого перечня документов, установленного Правилами N 216, подтверждается материалами дела и сторонами по делу не оспаривается. Основанием для возникновения спора послужило наличие/отсутствие у Общества задолженности по налогам.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявления Общества, сослался на письмо Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.01.2020 N 03-23/00327 в адрес Министерства. Из содержания названного письма следует, что денежные средства Общества по платежному поручению N 171 от 15.03.2019 на сумму 4,61р, уплаченные в погашение недоимки по пени по страховым взносам в Пенсионный фонд, поступили на счет в УФК по КБР 18.03.2019. Также в письме указано, что в связи с завершением в 2019 году ФНС России работы по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования с целью усовершенствования инструментов налогового учета и контроля, а также способствованию развития новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтрольный принципы обслуживания, возникли проблему внесения в карточки расчетов с бюджетом платежей, находящихся в ведомости невыясненных поступлений. Для урегулирования сложившейся ситуации с платежом Общества был направлен запрос разработчикам программного обеспечения. После устранения проблемы платеж был разнесен в КРСБ налогоплательщика 25.04.2019 по сроку фактической уплаты 15.03.2019. Суд первой инстанции пришел к выводу, что по состоянию на 26.03.2019 отражена задолженность по КБК 18210202131060020160 по виду платежа пени в сумме 4,61р, которая фактически погашена Обществом 15.03.2019.
В решении суда также указано о том, что Общество, зная при подаче заявления о предоставлении субсидии, об уплате незадолго до этого задолженности по налогам, пеням и штрафам, заблаговременно не позаботилось о получении информации о погашении полной задолженности и ее представлении Министерству в целях исключения споров по данному вопросу и негативных последствий для себя в связи с этим.
Судом первой инстанции, поддержана позиция Министерства о том, что на дату предоставления Обществом заявления на получение субсидии, у Министерства имелись сведения, полученные в ходе межведомственного запроса, о наличии у Общества задолженности по налогам и сборам в сумме 4,61р.
Однако судом первой инстанции не учтено следующее.
Условия предоставления субсидии определены в пункте 10 Правил N 216. Подпунктом "б" пункта 10 содержит требование об отсутствии у сельхозтоваропроизводителя задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, срок исполнения по которым наступил в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 18 Правил N 216-ПП установлены основания для отказа в предоставлении субсидии: а) несоответствие сельхозтоваропроизводителя условиям, указанным в пункте 10 настоящих Правил; б) непредставление или представление не в полном объеме документов, предусмотренных пунктами 11 - 11-4 Правил N 216-ПП, в установленные сроки; в) установление в представленных документах недостоверных и (или) ложных сведений; г) несоответствие сельскохозяйственного товаропроизводителя критериям, предусмотренным статьей 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства".
Как следует из содержания описи документов к заявлению Общества на получение субсидии, к заявлению приложена справка о состоянии расчетов по налогам, взносам и сборам, а также приложена копия письма налогового органа от 02.04.2019 N 05-15/02415 и копия платежного поручения от 15.03.2019 N 171.
Из содержания справки о состоянии расчетов по налогам и сборам по состоянию на 26.03.2019 следует, что у Общества в графе страховые взносы (т.1, л.д. 208) имеется задолженность в сумме 4.61р. Справка налогового органа N 502038 (т.1, л.д. 201) также содержит сведения о наличии у Общества задолженности по состоянию на 26.03.2019.
Из содержания пояснений Общества следует, что указанная задолженность (4.61р) фактически погашена Обществом 15.03.2019, что подтверждается платежным поручением от 15.03.2019 N 171.
Общество, в целях исключения споров по вопросу наличия задолженности, заблаговременно приняло меры по получению информации о погашении полной задолженности и ее представлении Министерству. В адрес налогового органа Обществом направлен соответствующий запрос.
В ответ на обращение Общества от 26.03.2019 N 67, Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 4 по КБР дан ответ от 02.04.2019 N 05-15/02415 о том, что платеж по платежному поручению от 15.03.2019 N 171 поступил в налоговый орган 18.03.2019 (т.1, л.д. 59).
Поскольку при подаче заявления Обществом были приложены платежное поручение от 15.03.2019 N 171 и письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по КБР от 02.04.2019 N 05-15/02415, которым подтверждался факт уплаты Обществом задолженности в сумме 4.61р, у Министерства отсутствовали основания для выводом о наличии у Общества задолженности.
Ссылки Министерства на межведомственный запрос не нашли своего документального подтверждения. Материалы настоящего дела не содержат ответ налогового органа в адрес Министерства в рамках межведомственного запроса в отношении задолженности Общества по налогам.
Как следует из материалов дела, судом первой инстанции неоднократно предлагалось Министерству представить ответ налогового органа на межведомственный запрос в отношении Общества, однако такой ответ Министерством не был представлен.
Материалами дела не подтверждается и не представлено доказательств того, что Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 4 по КБР в период после 02.04.2019 допустила ошибку и направляла информацию в Министерство о том, что у Общества имеется задолженность 4.61р по состоянию на 03.04.2019.
Ссылка Министерства на письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.01.2020 N 03-23/00327 не принимается в качестве допустимого доказательства наличия у Общества на момент подачи заявления - 03.04.2019 задолженности по налогам.
Кроме того, из содержания письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.01.2020 N 03-23/00327 следует, что денежные средства Общества по платежному поручению N 171 от 15.03.2019 на сумму 4,61р, уплаченные в погашение недоимки по пени по страховым взносам в ПФР по доп. тарифу на выплату страховой пенсии, зависящему от результатов спец. оценки условий труда лиц, занятых на видах работ согласно п.1. ч. 1 ст. ФЗ N 400, поступили на счет в УФК по КБР 18.03.2019. Также в письме было изложено, что в связи с завершением в 2019 г. ФНС России работы по переходу на централизованное программное обеспечение налогового администрирования с целью усовершенствования инструментов налогового учета и контроля, а также способствованию развития новых сервисов и переходу на экстерриториальный и бесконтрольный принципы обслуживания, возникли проблемы внесения в карточки расчетов с бюджетом платежей, находящихся в ведомости невыясненных поступлений. Для урегулирования сложившейся ситуации с платежом Общества, был направлен запрос разработчикам программного обеспечения. После устранения проблемы платеж был разнесен в КРСБ налогоплательщика 25.04.2019 г. по сроку фактической уплаты 15.03.2019 г. Таким образом, в Справке о состоянии расчетов ООО "Восход" по налогам, сборам, страховым взносам, пеням, штрафам, процента по состоянию на 26.03.2019 г. отражена задолженность по КБК 18210202131060020160 по виду платежа пени в сумме 4,61р, которая фактически погашена ООО "Восход" 15.03.2019.
Суд апелляционной инстанции не усматривает из содержания письма Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.01.2020 N 03-23/00327 оснований для вывода о наличии задолженности Общества по налогам на дату (03.04.2019) подачи заявления в Министерство на получение субсидии.
Письмо Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 4 по Кабардино-Балкарской Республике от 20.01.2020 N 03-23/00327 подтверждает уплату Обществом задолженности 4,61р по налогам, указанной в справке налогового органа по состоянию на 15.03.2019, подтверждает поступление 4.61р на счет УФК КБР 18.03.2019 и обосновывает фактическое отсутствие у Общества задолженности 4,61р на дату 03.04.2019.
С учетом изложенных обстоятельств, принимая во внимание представление Обществом всего необходимого для получения субсидии перечня документов, включая документы об оплате задолженности по налогам, а также учитывая письмо налогового органа, подтверждающего оплату задолженности, у Министерства отсутствовали основания для вывода о наличии у Общества задолженности по налогам и отказе в предоставлении субсидии.
Общество, заблаговременно приняло меры по получению информации о погашении полной задолженности и ее представлении Министерству в целях исключения споров по данному вопросу и негативных последствий для себя в связи с этим.
Кроме того, арбитражный суд апелляционной инстанции критически относится к доводам Министерства о том, что Министерством не были сохранены письменные доказательства в виду их уничтожения по причине давности, относящиеся к информации, полученной Министерством на запрос от налогового органа о наличии задолженности Общества в размере 4,61р в период рассмотрения заявления Общества от 03.04.2019 о предоставлении субсидии. Материалами дела не подтверждается, что от налогового органа в Министерство поступали какие-либо сообщения о неуплаченной (непогашенной) задолженности Общества 4,61р в период с 03.04.2019. Таких доказательств не представлено и в арбитражный апелляционный суд при рассмотрении настоящего дела.
Так же в материалы дела не были представлены Министерством доказательства того, какие именно проблемы, при каких обстоятельствах возникли у Министерства, налогового органа или разработчика программного обеспечения и каким образом эта проблема (проблемы) имеет отношение к добросовестным действиям Общества, которое своевременно и в исчерпавающе-полном объеме предоставило 03.04.2019 все необходимые документы и информацию в Министерство, в том числе о уплате задолженности 4.61р15.03.2019. Напротив, Министерство, получив 03.04.2019 от Общества документы (т.1, л.д. 79), в том числе письмо налогового органа от 02.04.2019 N 05-15/02415 (т.1, л.д. 202-203), не проявило должной степени добросовестности и заботливости, не исследовало и надлежащим образом не сделало вывод о том, что налоговый орган, подтвердил уплату Обществом 15.03.2019 задолженности 4,61р, что и было подтверждено впоследствии налоговым органом повторно.
Установив совокупность оснований, установленных статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания оспариваемого решения Министерства, указанное в уведомлении от 30.04.2019 (исх. N 21-07-03/1925) недействительным, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований Общества, признания решения Министерства недействительным, обязании Министерства принять решение о предоставлении субсидии Обществу.
Решение суда подлежит отмене как принятое с нарушением норм материального права.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции следует отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Руководствуясь статьями 266, 268, 271, 272, 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Кабардино-Балкарской Республики от 28.01.2020 по делу N А20-4298/2019 отменить. Требования общества с ограниченной ответственностью "Восход" (ОГРН 1060716006196, ИНН 0716004655) удовлетворить. Признать незаконным решение Министерства сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики, указанное в уведомлении от 30.04.2019 N 21-07-03/1925, об отказе в предоставлении субсидии обществу с ограниченной ответственностью "Восход" по причине несоответствия документов требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства утвержденных постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП. Обязать Министерство сельского хозяйства Кабардино-Балкарской Республики принять решение о предоставлении субсидии в связи с соответствием документов, поданных обществом с ограниченной ответственностью "Восход" требованиям Правил предоставления сельскохозяйственным товаропроизводителям субсидий на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, утвержденных Постановлением Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 09.12.2016 N 216-ПП.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.А. Цигельников |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А20-4298/2019
Истец: ООО "Восход"
Ответчик: Министерство сельского хозяйства КБР
Третье лицо: Министерство сельского хозяйства КБР