г. Краснодар |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А01-4061/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ИНН 0105038964, ОГРН 1030100529546), заинтересованного лица - Министерства финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433), надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А01-4061/2019, установил следующее.
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Адыгея с заявлением о взыскании с Министерства финансов Республики Адыгея (далее - министерство) 1 719 024 рублей убытков, связанных с приобретением жилого помещения для предоставления по договору социального найма от 19.06.2018 N 31.
Решением суда от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 03.06.2020, с Республики Адыгея за счет средств казны Республики Адыгея в лице министерства в пользу администрации взысканы 1 719 024 рубля убытков. Судебные акты мотивированы тем, что возмещение расходов, связанных с реализацией мер социальной поддержки инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, является обязанностью субъекта Российской Федерации.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось министерство с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, в удовлетворении заявления администрации отказать. По мнению подателя жалобы, суды не учли, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 01.01.2005, федеральным законодательством прямо не отнесены к полномочиям субъектов Российской Федерации. Поскольку вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне, не урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами, то отсутствуют основания полагать, что затраты на предоставление жилья данной категории граждан должны компенсироваться за счет средств субъекта Российской Федерации.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, решением Майкопского городского суда от 21.06.2017 по делу N 2-1366/2017, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность по предоставлению несовершеннолетней Силаковой В.Н. жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке.
Майкопским городским судом 08.08.2017 принято дополнительное решение суда по иску Силаковой Елены Евгеньевны, действующей в интересах несовершеннолетней Силаковой В.Н., к Комитету по управлению имуществом муниципального образования "Город Майкоп", администрации, министерству о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, - в резолютивной части на администрацию возложена обязанность предоставить Силаковой В.Н., дата рождения 14.11.2012, по договору социального найма жилое помещение в жилищном фонде муниципального образования "Город Майкоп", в размере общей площади не менее 48 кв. м, с учетом права на дополнительную общую площадь в размере 15 кв. м.
Из мотивировочной части дополнительного решения Майкопского городского суда от 08.08.2017 по делу N 2-1366/2017 следует, что Силакова В.Н. страдает тяжелыми формами хронических заболеваний, при котором имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний.
Во исполнение решения суда администрация на основании муниципального контракта от 13.04.2018 N 0376300000118000062-0119214-01 приобрела и предоставила по договору социального найма жилого помещения от 19.06.2018 N 31 Силаковой В.Н. двухкомнатную квартиру общей площадью 53,2 кв. м по адресу: г. Майкоп, пер. Профсоюзный, д. 1, кв. 8, стоимостью 1 719 024 рубля, что подтверждается платежным поручением о перечислении денежных средств продавцу от 28.05.2018 N 54769, муниципальным контрактом на приобретение квартиры в муниципальную собственность, выпиской из ЕГРН.
Администрация 16.01.2019, ссылаясь на несение расходных обязательств по обеспечению жильем инвалидов, обратилась к министерству с просьбой о выделении денежных средств.
Письмом от 14.02.2019 N 11/362 министерство выразило мнение о том, что обеспечение инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, федеральным законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и, следовательно - не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Нормативными актами Республики Адыгея не предусмотрены дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов.
Полагая неправомерными действия министерства по отказу в возмещении расходов, связанных с приобретением жилого помещения для несовершеннолетней Силаковой В.Н., администрация обратилась в суд за защитой нарушенных прав.
К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили положения статьи 40, пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", учли разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 10.10.2002 N 258-О, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовую позицию, высказанную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, и обоснованно признали расходным обязательством субъекта Российской Федерации (в данном случае - Республики Адыгея) затраты, понесенные администрацией и связанные с обеспечением жильем несовершеннолетней Силаковой В.Н., страдающей тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья и вставшей на учет после 01.01.2005.
Выводы судов не противоречат правовой позиции, высказанной в пункте 12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016).
Суды правильно исходили из того, что отсутствие установленного порядка финансирования полномочий, направленных на обеспечение жилыми помещениями инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, не может служить основанием для отказа в выполнении государством взятых на себя публично-правовых обязательств.
Суды установили факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации (в данном случае - Республики Адыгея) обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, констатировав отсутствие доказательств выделения денежных средств органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, верно руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о том, что понесенные администрацией убытки, связанные с реализацией мер социальной поддержки (приобретение жилья несовершеннолетней Силаковой В.Н., страдающей тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья и вставшей на учет после 01.01.2005), подлежат возмещению за счет казны Республики Адыгея.
Документально выводы судов министерство не опровергло.
В соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений и постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы министерства отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А01-4061/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К установленным по делу обстоятельствам суды правильно применили положения статьи 40, пункта "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, пункта 4 части 1 статьи 51, пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 16.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", постановления Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире", учли разъяснения Конституционного Суда Российской Федерации, содержащиеся в определении от 10.10.2002 N 258-О, разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", правовую позицию, высказанную в определении Верховного Суда Российской Федерации от 24.04.2017 N 306-ЭС17-3646, и обоснованно признали расходным обязательством субъекта Российской Федерации (в данном случае - Республики Адыгея) затраты, понесенные администрацией и связанные с обеспечением жильем несовершеннолетней Силаковой В.Н., страдающей тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья и вставшей на учет после 01.01.2005.
...
Суды установили факт ненадлежащего исполнения субъектом Российской Федерации (в данном случае - Республики Адыгея) обязанности по финансированию расходов муниципального образования на предоставление жилья, размер понесенных расходов и причинную связь между этими обстоятельствами, констатировав отсутствие доказательств выделения денежных средств органу местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, верно руководствовались статьями 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации и сделали обоснованный вывод о том, что понесенные администрацией убытки, связанные с реализацией мер социальной поддержки (приобретение жилья несовершеннолетней Силаковой В.Н., страдающей тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья и вставшей на учет после 01.01.2005), подлежат возмещению за счет казны Республики Адыгея."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 сентября 2020 г. N Ф08-7285/20 по делу N А01-4061/2019