г. Краснодар |
|
18 сентября 2020 г. |
Дело N А32-41126/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Сидоровой И.В. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (ИНН 2339016871, ОГРН 1072339000425) - Молчановой И.Н. (доверенность от 10.09.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Попурей Н.А. (доверенность от 30.12.2019), в отсутствие третьих лиц: государственного унитарного предприятия Краснодарского края "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод", акционерного общества "Мегафон Ритейл", публичного акционерного общества "Мегафон", извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А32-41126/2018, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" (далее - общество, недропользователь, заявитель) обратилось в арбитражный суд к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным изложенный в письме от 05.07.2018 N 52-29504/18-33-12 отказ в предоставлении в аренду обществу на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39;
- обязать департамента в течение месяца с момента вступления решения в законную силу принять решение о предоставлении в аренду обществу на новый срок земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39.
Заявление основано на положениях статей 30, 39.6, 39.16, 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), статей 1, 30, 35, 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс), статей 7, 11, 12, 23.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах). Требования мотивированы незаконностью решения уполномоченного органа об отказе в заключении с недропользователем договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 на новый срок. Оспариваемое решение департамента нарушает права (интересы) общества, испрашивающего земельные участки на новый срок в аренду для проведения работ, связанных с пользованием недрами.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены государственное унитарное предприятие Краснодарского края "Северо-восточная водная управляющая компания "Курганинский групповой водопровод" (далее - предприятие), акционерное общество "Мегафон Ритейл", публичное акционерное общество "Мегафон".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020, в удовлетворении требований отказано.
Суды установили, что администрацией муниципального образования Курганинский район (далее - администрация) и обществом 18.03.2008 подписан договор N 881600092 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:16:0801005:0024, 23:16:0801005:0025, 23:16:0801005:0026, сроком действия до 01.10.2018. Стороны 24.08.2010 подписали дополнительное соглашение о внесении в договор изменений: исключен земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:0024, вместо него включены земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39. Глава администрации Краснодарского края распоряжениями от 10.05.2011 N 731-р и от 10.05.2011 N 732-р перевел земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Земельный участок с кадастровым номером 23:160801005:39 имеет категорию земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39 в аренду в целях недропользования на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых обществом земельных участков, мотивировав отказ следующим. На земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 находится объект недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38 "для размещения промышленного объекта" и 23:16:0801005:39 "ведение сельскохозяйственного производства" не соответствует испрашиваемой обществом цели предоставления - недропользование. Участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 расположены в границах лицензионного контура (недропользование) в своей части, участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне лицензионного контура. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 09.10.2015 N 199 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта капитального строительства регионального значения "Проектирование и строительство волоконно-оптической линии связи г. Лабинск - г. Курганинск". Через участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 проходит действующая высоковольтная линия электропередачи напряжением 110 кВ, а также размещена рекультивируемая свалка. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 частично попадают в водоохранную зону водного объекта. Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статьи 39.16 Земельного кодекса, статей 6, 25.1 Закона о недрах. По запросу суда первой инстанции управлением Росреестра по Краснодарскому краю направлена следующая информация. В результате проведенного анализа сведений Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) 19.07.2019 была выявлена и исправлена техническая ошибка, допущенная при ведении ЕГРН, в части внесения информации о расположении в границах земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта недвижимости с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Таким образом, на момент подачи обществом заявления в департамент (05.07.2018) в ЕГРН имелись сведения о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801005:450. Информация о наличии в границах испрашиваемого земельного участка недвижимого объекта публичной собственности содержалась в соответствующем реестре (кадастре), кадастр ведется уполномоченным государственным органом. Поэтому у департамента отсутствовали законные основания для удовлетворения заявления общества в части земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38. Кроме того, этот участок расположен вне лицензионного контура по добыче полезных ископаемых, что также исключает удовлетворение в этой части требований общества. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование - размещение промышленных объектов. Из буквального понимания целей предоставления земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 и вида его разрешенного использования следует, что данный участок предназначен исключительно для размещения объектов недвижимости в сфере промышленности, что не соответствует цели, для которой участок испрашивался обществом - для разработки и добычи полезных ископаемых. Поскольку указанная обществом в заявлении в департамент цель предоставления этих участков в аренду (недропользование) не соответствует разрешенному их использованию, отказ в предоставлении данных земельных участков соответствует пункту 14 статьи 39.16 Земельного кодекса. Суд апелляционной инстанции отклонил как не подтвержденный надлежащими доказательствами довод общества о том, что испрашиваемые в аренду земельные участки совместно представляют собой единый комплекс по переработке песчано-гравийной смеси Прохладненского месторождения. Кроме того, эти обстоятельства (даже в случае их подтверждения) не опровергают факт нахождения земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 вне лицензионного контура по добыче полезных ископаемых (за границами отвода). При этом земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 имеет категорию земель населенных пунктов и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства. Общество указывает, что все необходимые мероприятия по инициированию внесения изменений в документы территориального планирования выполнило, что подтверждается ответом комиссии по землепользованию и застройке (выписка из протокола от 25.12.2018 N 33). Вместе с тем, доказательств перевода участка в иную категорию земель не представлено. С учетом совокупности приведенных обстоятельств, апелляционный суд не принял ссылки общества на недоказанность нахождения на участках линейных объектов и нахождения участков в водоохранной зоне, как не влияющие на законность оспариваемого отказа департамента. Исходя из изложенного, судебные инстанции отказали обществу в удовлетворении заявленных требований.
Общество обжаловало решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, требования удовлетворить, ссылаясь на неправильное применение (нарушение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Согласно выписке из ЕГРН видом разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 является размещение промышленного объекта, участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39 - ведение сельскохозяйственного производства, участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 - добыча полезных ископаемых. Однако в судебных актах необоснованно указан иной вид разрешенного использования испрашиваемого участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 - размещение промышленных объектов. Действительный вид разрешенного использования данного участка - для добычи полезных ископаемых не содержит препятствий к предоставлению земельного участка для целей, связанных с недропользованием. В постановлении суда апелляционной инстанции указано, что отсутствуют доказательства перевода земельных участков в иную категорию. Данное утверждение ошибочно, так как в данном случае требуется изменение вида разрешенного использования для земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39 - на вид разрешенного использования для недропользования, что отнесено к компетенции департамента, но не перевод из одной категории в другую. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах горного отвода Прохладненского месторождения песчано-гравийной смеси, что подтверждается материалами дела, в том числе, сведениями, представленными Министерством природных ресурсов по Краснодарскому краю, выкопировкой из генерального плана Родниковского сельского поселения Курганинского района Краснодарского края. Ввиду расположения данного земельного участка в границах горного отвода действие градостроительных регламентов на данный участок не распространяется. В соответствии с пунктом 3.55 Положения о департаменте он устанавливает, изменяет виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Таким образом, департамент наделен полномочиями на изменение вида разрешенного использования земельного участка применительно к земельному участку с кадастровым номером 23:16:0801005:39. Распоряжениями главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 10.05.2011 земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38 и 23:16:0801005:37 переведены в категорию земель промышленности и иного специального назначения в границах, указанных в кадастровых паспортах, для добычи полезных ископаемых. В связи с включением участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 в границы населенного пункта ст. Родниковской Курганинского района Краснодарского края произошло изменение категории земель - на земли населенных пунктов, что подтверждается данными, содержащимися в ЕГРН. Одним из оснований отказа послужило наличие на одном из участков объекта недвижимости краевого уровня собственности. Департамент осуществляет в установленном порядке ведение реестра государственной собственности Краснодарского края и предоставление информации об объектах учета, содержащейся в Реестре государственной собственности Краснодарского края, осуществляет учет земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края. Департамент наделен соответствующими полномочиями по ведению учета земельных ресурсов, находящихся в краевой собственности, поэтому в случае выявления несоответствий и технических ошибок обязан принимать меры к их устранению. Несмотря на наличие явной реестровой ошибки, департамент не обратился с заявлением в управление Росреестра по Краснодарскому краю, а вынес решение об отказе в предоставлении испрашиваемых земельных участков. Материалы дела подтверждают факт отсутствия объекта недвижимости с кадастровым номером 23:16:0801000:450 на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38. Техническая ошибка в сведениях, содержащихся в ЕГРН, была исправлена по заявлению общества. Кроме того, земельный участок предоставляется лицензиату не исключительно в границах горного отвода, а с учетом выполнения необходимых для пользования недрами работ, то есть работ, непосредственно связанных с процессом извлечения недр. Для осуществления работ по добыче недр необходимо привлечение специальной техники, рабочих ресурсов, которые должны постоянно располагаться в месте проведения работ по добыче полезных ископаемых, поскольку образуют единый технологический (производственный) процесс. Именно по этой причине законодательно определена позиция о том, что земельные участки предоставляются исходя из необходимости размещения на предоставляемом участке средств производства, вспомогательного оборудования, техники, людских ресурсов, составляющих единый производственный процесс, то есть участок должен предусматривать место для размещения производства, необходимого для добычи полезного ископаемого. Из указанного также следует, что предоставляемый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, земельный участок не ограничен границами горного отвода. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:39 частично расположенные в границах лицензионного контура в рамках действующей лицензии. Участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:39 и участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38, расположенный вне границ лицензионного контура, совместно представляют собой единый комплекс по переработке песчано-гравийной смеси Прохладненского месторождения. Земельный кодекс и Закон о недрах не содержат запретов на предоставление земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, выходящих за пределы горного отвода. Границами горного отвода законодатель ограничил право владельца лицензии на пользование недрами, в то время как земельный участок предоставляется в границах, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами. Согласно предоставленной администрацией Курганинского района выкопировке из схемы территориального планирования муниципального образования Курганинский район, в данном документе отсутствует информация о проектируемом строительстве волоконно-оптической линии связи. Работы не ведутся, разрешение на строительство не выдавалось. Ссылаясь на прохождение высоковольтной линии электропередач напряжением 110 кВ, а также наличие рекультивируемой свалки, департамент не приводит каких-либо правовых обоснований, препятствующих предоставлению испрашиваемых участков для целей, связанных с недропользованием. Обстоятельства частичного вхождения земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 в водоохранную зону водного объекта не подтверждены надлежащими доказательствами.
ПАО "Мегафон" в отзыве просило оставить судебные акты без изменения, как законные и обоснованные.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы, которую просил удовлетворить.
Представитель департамента возражал против удовлетворения кассационной жалобы, ссылался на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
В судебном заседании, состоявшемся 15.09.2020, по правилам статьи 163 Кодекса объявлен перерыв до 18.09.2020, 11 часов 00 минут, информация о котором размещена на сайте суда в сети Интернет. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, доводы жалобы и отзыва (возражений), выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает решение и апелляционное постановление подлежащими частично отмене с направлением дела в отмененной части на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, администрацией и обществом 18.03.2008 подписан договор N 881600092 аренды земельных участков сельскохозяйственного назначения с кадастровыми номерами 23:16:0801005:0024, 23:16:0801005:0025, 23:16:0801005:0026, сроком действия до 01.10.2018.
Стороны 24.08.2010 подписали дополнительное соглашение о внесении в договор изменений: исключен земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:0024, вместо него включены земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39.
Глава администрации Краснодарского края распоряжениями от 10.05.2011 N 731-р и от 10.05.2011 N 732-р перевел земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38 из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения.
Земельный участок с кадастровым номером 23:160801005:39 имеет категорию земель - земли населенных пунктов и разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства.
Общество обратилось в департамент с заявлением о предоставлении участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37, 23:16:0801005:38, 23:160801005:39 в аренду в целях недропользования на основании подпункта 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Департамент отказал в предоставлении испрашиваемых обществом земельных участков, мотивировав отказ следующим. На земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 находится объект недвижимого имущества краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801000:450. Разрешенное использование земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38 "для размещения промышленного объекта" и 23:16:0801005:39 "ведение сельскохозяйственного производства" не соответствует испрашиваемой обществом цели предоставления - недропользование. Участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 расположены в границах лицензионного контура (недропользование) в своей части, участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне лицензионного контура. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах территории, в отношении которой приказом департамента по архитектуре и градостроительству Краснодарского края от 09.10.2015 N 199 утверждена документация по планировке территории для размещения объекта капитального строительства регионального значения "Проектирование и строительство волоконно-оптической линии связи г. Лабинск - г. Курганинск". Через участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 проходит действующая высоковольтная линия электропередачи напряжением 110 кВ, а также размещена рекультивируемая свалка. Земельные участки с кадастровыми номерами 23:16:0801005:38, 23:16:0801005:39 частично попадают в водоохранную зону водного объекта.
Ссылаясь на незаконность отказа уполномоченного органа, общество оспорило его в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном данным Кодексом.
Организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения органа, осуществляющего публичные полномочия, если полагает, что оспариваемое решение не соответствует закону (иному нормативному правовому акту) и нарушает ее права (законные интересы) в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Обязанность доказывания соответствия законности принятия решения, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие такого решения, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который принял соответствующее решение (часть 5 статьи 200 Кодекса).
Следовательно, для признания решения уполномоченного органа незаконным необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие такого решения действующему законодательству и нарушение прав (интересов) заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статьей 3 Земельного кодекса предусмотрено, что к отношениям по использованию и охране недр применяются законодательство о недрах, специальные федеральные законы. К земельным отношениям нормы указанной отрасли законодательства применяются, если эти отношения не урегулированы земельным законодательством.
В статье 7 Закона о недрах закреплено, что в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода. Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.
В силу статьи 25.1 Закона о недрах земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляются пользователям недр в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов). Земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и необходимый для ведения работ, связанных с пользованием недрами, предоставляется пользователю недр после получения лицензии на пользование недрами и оформления геологического отвода и (или) горного отвода, а также после утверждения проектной документации для проведения указанных работ.
По общему правилу, предусмотренному пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для проведения работ, связанных с пользованием недрами, недропользователю (подпункт 20 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
В случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами, договор аренды заключается на срок, превышающий срок действия лицензии на пользование недрами не более чем на два года (подпункт 10 части 8 статьи 39.8).
В соответствии подпунктом 3 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса уполномоченный орган может принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Уполномоченный орган, в частности, принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов: если на земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения, размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства (пункт 5); разрешенное использование земельного участка не соответствует целям использования, указанным в заявлении о предоставлении земельного участка, за исключением случаев размещения линейного объекта в соответствии с утвержденным проектом планировки территории (пункт 14).
Информация министерства природных ресурсов Краснодарского края от 24.05.2018 (т. 1, л. д. 67), информация администрации от 21.03.2019 с приложенной выкопировкой из документов территориального планирования (т. 2, л. д. 54 - 63) подтверждают, что испрашиваемый обществом в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне лицензионного контура. Судами также установлено, что на момент подачи заявления обществом (рассмотрения его уполномоченным органом) в ЕГРН содержались сведения о размещении на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта недвижимого имущества краевой собственности (здания) с кадастровым номером 23:16:0801005:450. С учетом изложенного, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии у департамента законных оснований для предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38.
В соответствии со статьями 1.2, 2.3, пунктами 6.1 и 6.2 статьи 3, статьями 7, 10.1, 11, пунктами 1, 2, 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах, пунктом 3 Правил охраны недр, утвержденных постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 06.06.2003 N 71, статьей 30 Закона Краснодарского края от 10.10.1997 N 101-КЗ "О недропользовании на территории Краснодарского края", законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Пользование недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.
Добыча полезных ископаемых за пределами предоставленного недропользователю горного отвода, то есть на участке, на который не оформлена лицензия на пользование недрами, является нарушением требования статьи 11 Закона о недрах, предусматривающей предоставление недр в пользование на основании специального государственного разрешения в виде лицензии.
Одной из особенностей предоставления в пользование участков недр с целью добычи или добычи и разведки является ограничение предоставляемого в пользование лицензионного объема горных пород площадью (в пределах границ лицензионного участка), ведение добычи полезных ископаемых вне границ, определенных лицензией, подлежит квалификации административным органом как пользование недрами без лицензии (постановление Верховного Суда Российской Федерации от 27.02.2015 N 302-АД14-8959).
Поскольку материалы дела подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:38 расположен вне границ лицензионного контура, его предоставление департаментом для проведения работ, связанных с пользованием обществом недрами на основании подпункта 20 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса невозможно. Данное обстоятельство, установленное судами при разрешении спора, исключает удовлетворение заявления общества в соответствующей части.
Однако вывод судебных инстанций о законности отказа департамента ввиду наличия по сведениям ЕГРН в границах испрашиваемого земельного участка недвижимого объекта краевой собственности с кадастровым номером 23:16:0801005:450 суд округа не поддерживает. Материалы дела подтверждают, что заявление общества о предоставлении земельных участков в уполномоченный орган поступило 07.06.2018. По информации управления Росреестра по Краснодарскому краю техническая ошибка (в виде внесения в ЕГРН сведений о расположении в границах участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта с кадастровым номером 23:16:0801005:450) устранена 19.07.2018. При этом общество владело и пользовалось испрашиваемым земельным участком на протяжении длительного периода времени (с 2008 года) в отсутствие размещения на нем объекта краевой собственности. Допущенная техническая ошибка исправлена путем исключения из сведений о земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 информации о здании краевой собственности, которое фактически на этом участке никогда не располагалось. При этом в соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345 "О департаменте имущественных отношений Краснодарского края" департамент в пределах своей компетенции осуществляет от имени Краснодарского края управление и распоряжение имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности края. Департамент осуществляет ведение Реестра государственной собственности Краснодарского края и предоставление информации об объектах учета, содержащейся в Реестре государственной собственности Краснодарского края, а также осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению, сохранностью имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности края. Следовательно, департамент как представитель публичного собственника и специально уполномоченный орган, представляющий Краснодарский край в сфере имущественных и земельных отношений, обязан располагать исчерпывающей и достоверной информацией об земельных участках и ином имуществе, находящемся в государственной собственности Краснодарского края, управление и распоряжение которыми отнесено к его компетенции. Получив из регистрирующего органа сведения о нахождении на земельном участке с кадастровым номером 23:16:0801005:38 объекта с кадастровым номером 23:16:0801005:450, принадлежащего Краснодарскому краю, департамент (представитель публичного собственника, обеспечивающий контроль за состоянием краевого имущества) не предпринял никаких действий по устранению выявленной ошибки, носившей очевидно формальный характер. Заявленное уполномоченным органом основание для отказа в предоставлении земельного участка в аренду (если бы оно было единственным основанием для такого отказа) не может быть противопоставлено праву общества на приобретение участка в арендное пользование с учетом возложенных на департамент контрольных функций в отношении имущества государственной собственности Краснодарского края. Суды при разрешении спора не учли, что в ЕГРН содержались ошибочные сведения о нахождении в границах испрашиваемого участка не недвижимого имущества сторонних лиц, а объекта краевой собственности, полномочия по инициированию в отношении такого имущества действий, направленных на исправление ошибочных сведений в отношении объектов краевой собственности, возложены именно на департамент.
В отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37 судебные инстанции установили, что он распоряжением главы администрации Краснодарского края от 10.05.2011 N 732-р переведен из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности и иного специального назначения. Участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 относится к категории земель населенных пунктов и имеет разрешенное использование - размещение промышленных объектов. Из буквального понимания целей предоставления последнего участка и его вида разрешенного использования следует, что участок предназначен исключительно для размещения объектов недвижимости в сфере промышленности, а испрашивался он для разработки и добычи полезных ископаемых. Поэтому суды пришли к выводу о законности отказа департамента в предоставлении данного земельного участка на основании пункта 14 статьи 39.16 Земельного кодекса.
Данный вывод судебных инстанций является ошибочным, поскольку сделан ими без надлежащего исследования и оценки имеющихся в материалах дела доказательств. Согласно представленной обществом выписке из ЕГРН об основных характеристиках и зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 (т. 1, л. д. 40 - 42) данный участок имеет вид разрешенного использования - для добычи полезных ископаемых. Этот вид разрешенного использования соответствует цели использования, указанной в заявлении недропользователя о предоставлении его в аренду. Материалы дела, в частности, представленные администрацией документы территориального планирования муниципального образования Родниковского сельского поселения Курганинского района, подтверждают, что земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:37 расположен в границах лицензионного контура в соответствии с лицензией на недропользование, выданной обществу (действующей) до 2032 года (т 2, л. д. 64, 65). С учетом изложенного, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности отказа департамента в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:37, со ссылкой на пункт 14 статьи 39.16 Земельного кодекса, не может быть признан обоснованным.
При разрешении требований общества в части отказа департамента в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39, суды исходили из следующего. Данный участок, относящийся к категории земель сельскохозяйственного назначения, мог быть предоставлен в аренду обществу для ведения работ, связанных с пользованием недрами, только после изменения его категории (перевода в категорию земель промышленности). На момент принятия департаментом оспариваемого решения такой перевод не осуществлен. Наличие у заявителя права на получение земельного участка в аренду как недропользователя не свидетельствует об отсутствии необходимости в соблюдении принципа использования земельных участков в соответствии с их целевым назначением.
Между тем, судебные инстанции при разрешении спора ошибочно исходили из того, что для предоставления обществу земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39, необходимо осуществить его перевод из категории земель сельскохозяйственного назначения в категорию земель промышленности. Земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 расположен в границах горного отвода Прохладненского месторождения песчано-гравийной смеси, он относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования - для сельскохозяйственного использования (т. 1, л. д. 46 - 48; т. 2, л. д. 54 - 63).
Землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов (пункт 1 статьи 83 Земельного кодекса).
В состав земель населенных пунктов могут входить земельные участки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами к следующим территориальным зонам: жилым; общественно-деловым; производственным; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационным; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иным территориальным зонам (пункт 2 статьи 85 Земельного кодекса).
Градостроительные регламенты обязательны для исполнения всеми собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков независимо от форм собственности и иных прав на земельные участки (пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса).
При этом земельные участки в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах - земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, - используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.
Территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (часть 7 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса).
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых (пункт 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса). Использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса).
Испрашиваемый в аренду земельный участок с кадастровым номером 23:16:0801005:39 предоставлен обществу в особом порядке для добычи полезных ископаемых, условия его использования земельного участка определены лицензий на право пользования недрами, выданной недропользователю на срок до 2032 года. Согласно выкопировке из Генерального плана Родниковского сельского поселения указанный земельный участок находится в границах месторождения песчано-гравийной смеси (территория горного отвода). Ввиду расположения данного участка в границах горного отвода действие градостроительных регламентов на него не распространяется. В соответствии с пунктом 3.55 Положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 23.04.2007 N 345, департамент устанавливает, изменяет виды разрешенного использования земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется и для которых градостроительные регламенты не устанавливаются. Таким образом, именно департамент, как представитель публичного собственника и специально уполномоченный орган, представляющий Краснодарский край в сфере имущественных и земельных отношений, наделен полномочиями на изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:39. При этом то обстоятельство, что общество обратилось в уполномоченный орган с заявлением о предоставлении указанного участка в аренду без подачи отдельного заявления об изменении вида его разрешенного использования, не означает, что такая обязанность у департамента отсутствует. В этой связи судам следует учитывать, что в данном случае процедура изменения вида разрешенного использования арендуемого обществом (пользователем недр до 2032 года) земельного участка, на который действие градостроительных регламентов не распространяется, является одним из этапов (элементом) процедуры предоставления такого участка в аренду заявителю. Иное понимание реализации недропользователем прав, предоставленных ему Земельным кодексом и Законом о недрах, представляется не только формальным, но и несоответствующим задачам судопроизводства, закрепленным в статье 2 Кодекса.
В силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса по результатам рассмотрения жалобы суд кассационной инстанции вправе отменить решение и апелляционное постановление полностью или в части и направить дело на новое рассмотрение, если выводы, содержащиеся в обжалуемых актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам.
Основаниями для отмены решения, апелляционного постановления являются несоответствие выводов фактическим обстоятельствам, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1 статьи 288 Кодекса).
Обжалуемые обществом судебные акты в части отказа в удовлетворении требований в отношении земельных участков с кадастровыми номерами 23:16:0801005:37 и 23:16:0801005:39 не могут быть признаны окружным судом законными и обоснованными, принятыми на основе всестороннего, полного и объективного исследования материалов дела. Поскольку в силу требований части 2 статьи 287 Кодекса суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по установлению дополнительных обстоятельств и исследованию доказательств, дело следует направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное в настоящем постановлении, с учетом характера спорных правоотношений и подлежащего применению законодательства, установить и исследовать все существенные для его рассмотрения обстоятельства, исследовать имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 71 Кодекса, дать надлежащую правовую оценку доводам участвующих в деле лиц. Спор следует разрешить с правильным применением норм материального и процессуального права.
Согласно абзацу второму части 3 статьи 289 Кодекса при отмене судебного акта с передачей дела на новое рассмотрение вопрос о распределении судебных расходов разрешается судом, вновь рассматривающим дело. В этой связи следует учесть, что заявителем в доход федерального бюджета при подаче кассационной жалобы уплачена государственная пошлина в размере 3 тыс. рублей (платежное поручение от 10.07.2020 N 209).
Руководствуясь статьями 274, 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А32-41126/2018 в части отказа в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "Дорстройматериалы" в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:16:0801005:38 оставить без изменения.
В остальной части решение от 27.01.2020 и постановление апелляционного суда от 03.07.2020 отменить, дело в отмененной части направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
И.В. Сидорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Территориальная зона представляет собой зону, для которой в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (часть 7 статьи 1 Градостроительного кодекса).
Градостроительные регламенты устанавливаются в правилах землепользования и застройки и содержат перечень видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства соответствующей территориальной зоны (пункты 8, 9 статьи 1, статья 37 Градостроительного кодекса).
Действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки, предоставленные для добычи полезных ископаемых (пункт 4 части 4 статьи 36 Градостроительного кодекса). Использование таких земельных участков может осуществляться только в соответствии с Законом о недрах.
Решения об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных на землях, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, на другой вид такого использования принимаются в соответствии с федеральными законами (часть 5 статьи 37 Градостроительного кодекса)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 18 сентября 2020 г. N Ф08-6476/20 по делу N А32-41126/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2023 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-5556/2023
11.04.2023 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3662/2023
24.12.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6476/20
14.09.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6524/2021
10.03.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41126/18
18.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6476/20
03.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3384/20
27.01.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41126/18
22.10.2019 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-41126/18