г. Краснодар |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А63-1896/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Мацко Ю.В., судей Герасименко А.Н. и Гиданкиной А.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Белоусовой Е.В., при участии в судебном заседании с использованием веб-конференции от общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (ИНН 2635048440, ОГРН 1022601943814) - Беленького Д.Н. (доверенность от 20.01.2020), от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Пашковой Н.Н. (доверенность от 09.01.2020), от акционерного общества "Макфа" - Пономаренко О.С. (доверенность от 27.11.2018), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Ставрополь" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 4 марта 2020 года (судья Аксенов В.А.) и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 8 июня 2020 года (судьи Семенов М.У., Афанасьева Л.В., Макарова Н.В.) по делу N А63-1896/2020, установил следующее.
ООО "Газпром межрегионгаз Ставрополь" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании недействительными решения и предписания от 21.01.2020 по делу N 026/01/10-11993/2019.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено АО "Макфа".
Решением суда от 4 марта 2020 года, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 8 июня 2020 года, заявление общества оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты, прекратить производство по делу. По мнению заявителя, поставка газа поставщиком прекращена 03.04.2019; дополнительные мероприятия по введению ограничения не требовались. Суды пришли к неверному выводу о том, что при прекращении подачи газа общество нарушило порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы жалобы, представители управления и АО "Макфа" просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на жалобу, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела и судами установлено, общество и АО "Макфа" 31.08.2017 заключили договор поставки газа N 25-1-0051/18, по условиям которого поставщик обязуется поставлять с 01.01.2018 по 31.12.2022 горючий природный и/или горючий природный сухой отбензиненный (далее - газ), цена которого является государственно регулируемой, а покупатель - принимать и оплачивать газ.
Точка подключения в рамках договора - котельная, Георгиевский р-н, г. Георгиевск, ул. Мельничная, 1.
Пунктом 3.6 договора поставки газа определено, что стороны уведомляют друг друга о проведении плано-предупредеительных и внеплановых работ, связанных с частичным или полным прекращением подачи (отбора) газа в следующие сроки: - в случае планово-предупредительных работ за 30 дней до их начала; - в случае внеплановых работ за 3 дня до их начала. Уведомление о сокращении или полном прекращении поставки в случае аварийных работ одна из Сторон направляет другой стороне незамедлительно.
27 марта 2019 года АО "Макфа" в письме N 06/3/1-21289 обратилось с уведомлением о необходимости произвести отключение второго котла производственной котельной на производственной площадке г. Георгиевск, в связи с необходимостью произвести реконструкцию узла учета газа.
28 марта 2019 года сотрудники общества ввели ограничение (прекращение) поставки газа, составлен акт об ограничении (прекращении) поставки газа. В акте зафиксировано, что поставка газа прекращена на основании заявления покупателя о временном прекращении поставки газа. Сотрудники поставщика установили заглушки N 1 "б/н", пломба 2 с клеймом ПФ 25 1800679 (р), ПФ 15 1800682 (р). 28.03.2019.
18 марта 2019 года общество направило в адрес АО "Макфа" уведомление N 606 о наличии задолженности в размере 4 736 170 рублей 21 копейки по договору поставки газа N 25-1-0051/18. Планируемая дата введения ограничения на объекты потребителя - с 03.04.2019.
Уведомление получено АО "Макфа" о чем имеется отметка на уведомлении (от 19.03.2019 N 06/3/1-1/94).
Актом от 16.09.2019 принятия в эксплуатацию средства измерения и/или технических систем устройств с измерительными функциями - узел учета АО "Макфа" принят в эксплуатацию. Установленные заглушки N 1 с номером "б/н", пломба 2 с клеймом ПФ 25 1800679 (р), ПФ 15 1800682 (р) сняты не были, поставка газа на объект АО "Макфа" не возобновлялась.
Согласно актам проверки состояния и применения средств измерений и/или технических систем и устройств с измерительными функциями от 31.10.2019 и от 27.11.2019 поставка газа на объект АО "Макфа" не осуществляется.
АО "Макфа" обратилось в управление с обращением о незаконном прекращении обществом подачи газа в котельную расположенную по адресу: Георгиевский р-н, г. Георгиевск, ул. Мельничная, 1.
По результатам проверки, проведенной управлением по делу N 026/01/10-11993/2019, управление вынесло решение от 21.01.2020, которым признало общество нарушившим часть 1 статьи 10 Федерального Закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). Нарушение выразилось в злоупотреблении доминирующим положением путем приостановления подачи газа АО "Макфа" ввиду того, что у общества отсутствовали основания для направления уведомления о прекращении поставки газа и прекращение поставки газа на дату (16.09.2019) несоответствующую дате (03.04.2019), указанной в уведомлении, а также в отсутствии надлежащего уведомления потребителя о предстоящем прекращении подачи газа 16.09.2019. Обществу выдано предписание от 21.01.2020 об устранении нарушения.
Полагая, что решение и предписание управления являются незаконными, общество обратилось в суд с заявлением.
Оставляя заявление общества без удовлетворения, суды сослались на положения статей 539, 546 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 10 Закона о конкуренции, Федерального закона от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.06.2008 N 30 "О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства", Правила поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1998 N 162 (далее - Правила N 162).
Суды установили, что общество является единственным предприятием, осуществляющим деятельность на рынке услуг поставки и реализации природного сетевого газа на территории Ставропольского края (в том числе г. Георгиевска), общество занимает доминирующее положение, обладает рыночным потенциалом и способно оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара (услуги) на рынке поставки газа.
В условиях договора поставки стороны предусмотрели основания для прекращения поставки газа, в частности, неоднократных нарушений сроков оплаты за поставляемый газ (полное или частичное отсутствие оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5 договора).
Из буквального толкования условий договора следует, что для прекращения поставки газа необходимо нарушение сроков оплаты за газ в сроки, указанные в пункте 5.5 настоящего договора.
В пункте 5.5 договора поставки газа предусмотрен порядок оплаты покупателем поставщику стоимости планируемых месячных поставок газа. Окончательный расчет за поставленный газ производится в срок до 25 числа месяца, следующего за месяцем поставки газа.
Суды установили, что АО "Макфа" осуществляло оплату текущих платежей с декабря 2018 года по ноябрь 2019 года.
Сумма задолженности в размере 4 736 170 рублей 21 копейки, отраженная в уведомлении N 606, является спорной; в Арбитражном суде Ставропольского края рассматривается несколько дел (N А63-15041/2019, N А63-16649/2019 и N А63-7711/2019) о взыскании задолженности за поставленный газ за декабрь 2018 год, январь - март 2019 года. По делу N А63-16649/2019 обществу отказано в удовлетворении требований о взыскании с АО "Макфа" 5,5 млн рублей основного долга.
Согласно пункту 7 постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 N 1245 "О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила N 1245) полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 данный Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.
Потребитель обязан погасить имеющуюся задолженность и принять меры по безаварийному прекращению технологического процесса, обеспечению безопасности людей и сохранности оборудования в связи с полным ограничением подачи газа. В случае погашения потребителем задолженности по оплате поставляемого газа дальнейшее ограничение его подачи (поставки) не производится, а уже введенное ограничение подлежит отмене не позднее 3 рабочих дней со дня погашения задолженности при условии оплаты потребителем расходов, понесенных в связи с проведением работ по введению и снятию ограничения.
Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом "е" пункта 2 и подпунктом "г" пункта 3 названных Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа (пункт 8 Правил N 1245).
Суды установили, что согласно уведомлению от 18.03.2019 общество указало, что поставка газа будет прекращена с 03.04.2019. На указанную дату общество действий по введению (прекращению) поставки газа не осуществляло.
Суды пришли к выводу о том, что при прекращении подачи газа общество нарушило порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленный Правилами N 1245. Нарушение выразилось в прекращении поставки газа на дату (16.09.2019) несоответствующую дате (03.04.2019), указанной в уведомлении, а также в отсутствии надлежащего уведомления потребителя о предстоящем прекращении подачи газа 16.09.2019. Нарушение выразилось в необоснованном прекращении поставки газа АО "Макфа", ввиду того, что у общества отсутствовали основания для направления уведомления о прекращении поставки газа.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что действия общества по прекращению поставки газа абоненту без установленных оснований, и с нарушением порядка уведомления совершены лицом, занимающим доминирующее положение, вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, нарушают требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и ущемляют интересы потребителя, суды пришли к выводу о том, что решение и предписание управления от 21.01.2020 являются законными и обоснованными.
Все доводы и доказательства сторон спора являлись предметом исследования судов, им дана надлежащая правовая оценка.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм права и направлены на переоценку доказательств, исследованных судами. Согласно статье 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция не вправе переоценивать доказательства, которые были предметом исследования в суде первой и (или) апелляционной инстанций.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 4 марта 2020 года и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда 8 июня 2020 года по делу N А63-1896/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Мацко |
Судьи |
А.Н. Герасименко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды пришли к выводу о том, что при прекращении подачи газа общество нарушило порядок ограничения подачи (поставки) и отбора газа, установленный Правилами N 1245. Нарушение выразилось в прекращении поставки газа на дату (16.09.2019) несоответствующую дате (03.04.2019), указанной в уведомлении, а также в отсутствии надлежащего уведомления потребителя о предстоящем прекращении подачи газа 16.09.2019. Нарушение выразилось в необоснованном прекращении поставки газа АО "Макфа", ввиду того, что у общества отсутствовали основания для направления уведомления о прекращении поставки газа.
Исследовав и оценив фактические обстоятельства дела и имеющиеся доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в их совокупности и взаимосвязи, доводы и возражения участвующих в деле лиц, установив, что действия общества по прекращению поставки газа абоненту без установленных оснований, и с нарушением порядка уведомления совершены лицом, занимающим доминирующее положение, вне допустимых пределов осуществления гражданских прав, нарушают требования части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции и ущемляют интересы потребителя, суды пришли к выводу о том, что решение и предписание управления от 21.01.2020 являются законными и обоснованными."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 сентября 2020 г. N Ф08-7630/20 по делу N А63-1896/2020