г. Краснодар |
|
16 сентября 2020 г. |
Дело N А53-25509/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе
председательствующего Кухаря В.Ф.,
судей Бабаевой О.В. и Трифоновой Л.А.,
при участии от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (ИНН 7743895280, ОГРН 1137746610088) - Пазюра Е.С. (доверенность от 31.05.2019), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкии (ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951), извещенного о времени и месте судебного заседания,
рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по делу N А53-25509/2019,
установил следующее.
ООО "Т2 Мобайл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкии (далее - управление) о признании недействительным решения, выраженного в письме от 29.10.2018 N 03-13/1444, по невозврату излишне уплаченных платежей за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) в размере 1 263 566 рублей 92 копеек.
Решением от 06.02.2020, оставленным без изменения апелляционным постановлением от 29.05.2020, в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель ссылается на нарушение судами норм материального и процессуального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела. Суды не учли внесенные в природоохранное законодательство изменения, согласно которому плата за НВОС при размещении твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается. Вывод судов о том, что законодательными и нормативными актами право на освобождение от оплаты коммунальных отходов за 2016, 2017 годы (спорный период рассматриваемых требований) предоставлено только гражданам, поскольку стоимость услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения, не основан на нормах права. Суды не приняли во внимание, что деятельность общества не относится к деятельности, оказывающей НВОС, поэтому обязанность по внесению платы за НВОС у общества отсутствует. Доводу общества о том, что согласно разъяснениям Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в письме от 16.01.2020 N МК-04-03-32/207 плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы, не дана надлежащая оценка. Выводы судов о непредставлении обществом доказательств, свидетельствующих о том, что отходы общества не относятся к ТКО, опровергаются материалами дела, а именно актами выполненных работ АО "Чистый город", в которых отходы поименованы как ТКО. Отсутствие возражений управления по декларациям по плате за НВОС свидетельствует о правильности отнесения обществом образовавшихся отходов (код 73310001724) к отходам ТКО.
В отзыве управление отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как видно из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о возврате излишне уплаченных за 2016 и 2017 годы сумм за НВОС в размере 1 263 566 рублей 92 копеек.
Письмом от 29.10.2018 N 03-13/1444 управление указало на отсутствие оснований для возврата, мотивировав это отсутствием на территории Ростовской области в 2016 - 2017 годах региональных операторов по обращению с ТКО.
Общество не согласилось с решением, выраженным в письме от 29.10.2018 N 03-13/1444, и обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления общества, судебные инстанции руководствовались следующим.
Для удовлетворения требований о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; далее - Кодекс).
В силу статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ НВОС является платным. К видам НВОС относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды НВОС.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с названным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за НВОС в соответствии с Законом N 7-ФЗ.
При этом статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
К объектам IV категории согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально связана с НВОС.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.
В письме Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д.
Суды установили, что общество, являясь организацией, у которой в процессе хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг) образуются отходы, должна производить плату за НВОС. При этом отходы образуются в процессе хозяйственной деятельности любого предприятия, за исключением безотходного производства.
Судебные инстанции правильно указали, что нормативными актами право на освобождение от оплаты в связи с образованием и размещением коммунальных отходов за спорные периоды было предоставлено только гражданам, поскольку стоимость таких услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановление Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) только в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "ТКО", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год.
Ссылка на освобождение законодателем всех субъектов от платы за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы (статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ в соответствующей редакции) отклоняется. Как установили суды, истец не представил доказательств, подтверждающих, что отходы его деятельности являются ТКО и поэтому он не обязан вносить плату за НВОС.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что заявитель не представил доказательств, свидетельствующих о том, что отходы общества, подлежащие размещению (захоронению), относятся к ТКО, а также доказательств, подтверждающих отсутствие у него обязанности по внесению платы за НВОС в спорном периоде и возникновение у управления обязанности возвратить 1 263 566 рублей 92 копейки платы.
Приведенные в жалобе доводы основаны на ошибочном толковании заявителем норм права и сводятся к несогласию с принятыми по существу спора судебными актами, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, поэтому подлежат отклонению.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Поскольку заявителем при подаче кассационной жалобы уплачена госпошлина не в полном размере, а определение от 10.08.2020 о предоставлении доказательств доплаты 1500 рублей не исполнено, с него следует взыскать недоплаченную сумму.
Руководствуясь статьями 110, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 06.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2020 по делу N А53-25509/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Т2 Мобайл" (ИНН 7743895280) в доход федерального бюджета 1500 рублей госпошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.