г. Краснодар |
|
17 сентября 2020 г. |
Дело N А32-39445/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Кухаря В.Ф., при участии в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" (ИНН 7743895280, ОГРН 11377466100887) - Пазюра Е.С. (доверенность от 31.05.2019), от заинтересованного лица - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) - Прокопенко А.В. (доверенность от 11.09.2020), рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Т2 Мобайл" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А32-39445/2019, установил следующее.
ООО "Т2 Мобайл" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному уравлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Краснодарскому краю и Республике Адыгеи (в настоящее время - Южное межрегиональное управление Росприроднадзора; далее - управление) о признании незаконным решения, выраженного в письме от 25.04.2019 N 0102/06/5788, о доначислении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2016 - 2017 годы в сумме 112 977 рублей 39 копеек и обязании возвратить излишне уплаченные 254 857 рублей 65 копеек платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС) (уточненные требования).
Решением от 10.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 02.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить судебные акты и направить дело на новое рассмотрение. Заявитель жалобы указывает на то, что он на территории Краснодарского края не осуществляет деятельности, связанной с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками и сбросами загрязняющих веществ в водные объекты, поэтому не является лицом, обязанным вносить плату за НВОС. Объекты Краснодарского филиала общества не отвечают критериям, утвержденным постановлением Правительства от 28.09.2015 N 1029, и не подпадают ни под одну из категорий объектов, оказывающих НВОС, которые включаются в реестр. Общество заключило с ООО "Улыбнись чистому городу" договор от 26.06.2015 N 5468/НК, который 28.06.2016 заключен на новый срок и в дальнейшем ежегодно перезаключался. Предметом указанных договоров являлось оказание услуг по сбору, транспортированию и размещению отходов. При этом согласно определению, установленному договором, под отходами понимаются относящиеся к IV - V классу опасности неуплотненные отходы, перечисленные в приложении N 2 к договору. Стороны ежемесячно оформляли акты оказанных услуг (выполненных работ), в приложениях к которым содержались расшифровки видов отходов, вывезенных и размещенных мусороуборочной компанией в соответствующем отчетном месяце. В соответствии с приложением к акту оказанных услуг (выполненных работ) N ГОУГ0043132 в январе 2016 года вывезены и размещены на полигоне отходы вида: "мусор от бытовых помещений организаций, несортированный (исключая крупногабаритный)", код по ФККО 73310001724. Аналогичный вид отходов указан в иных актах. Таким образом, отходы вида "мусор от офисных и бытовых помещений организаций, (исключая крупногабаритный)", код по ФККО 73310001724 являются твердыми коммунальными отходами (ТКО).
В отзыве на кассационную жалобу управление считает судебные акты законными и обоснованными, просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, общество обратилось в управление с заявлением о возврате излишне уплаченной платы за НВОС за 2016 - 2018 годы в размере 254 857 рублей 65 копеек, которое оставлено последним без удовлетворения.
Письмом от 25.04.2019 N 0102/06/5788 управление проинформировало общество о доначислении платы за НВОС в размере 112 977 рублей 39 копеек со ссылкой на вступивший в законную силу с 23.06.2017 Федеральный классификационный каталог, утвержденный приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242.
Считая незаконными действия управления в части начисления платы за НВОС, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением в порядке статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Отказывая в удовлетворении заявленных обществом требований, судебные инстанции руководствовались следующим.
На основании части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ, ненормативный акт, решение и действие (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны недействительными или незаконными при одновременном несоответствии их закону и нарушении прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) под НВОС понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 7-ФЗ НВОС является платным. К видам НВОС относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды НВОС.
Статьей 16.1 Закона N 7-ФЗ определено, что плату за НВОС обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую НВОС (далее - лица, обязанные вносить плату), за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории. Плательщиками платы за НВОС при размещении отходов, за исключением ТКО, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы. Плательщиками платы за НВОС при размещении ТКО являются региональные операторы по обращению с ТКО, операторы по обращению с ТКО, осуществляющие деятельность по их размещению. Учет лиц, обязанных вносить плату, осуществляется при ведении государственного учета объектов, оказывающих НВОС, в соответствии с названным Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) при размещении отходов взимается плата за НВОС в соответствии с Законом N 7-ФЗ и названным Федеральным законом.
При этом статья 1 Закона N 89-ФЗ определяет отходы производства и потребления как вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом; под ТКО понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд. К ТКО также относятся отходы, образующиеся в процессе деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и подобные по составу отходам, образующимся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами.
Согласно пункту 9 статьи 23 Закона N 89-ФЗ расходы на плату за НВОС при размещении ТКО учитываются при установлении тарифов для оператора по обращению с ТКО, регионального оператора в порядке, установленном основами ценообразования в сфере обращения с ТКО.
В случае накопления отходов в целях утилизации или обезвреживания в течение одиннадцати месяцев со дня образования этих отходов плата за их размещение не взимается (пункт 8 статьи 23 Закона N 89-ФЗ).
По степени вреда объекты, оказывающие НВОС, разделены на четыре категории.
Критерии отнесения объектов к соответствующей категории утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2015 N 1029 (далее - Критерии). Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, с выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства.
К объектам IV категории согласно пункту 6 части IV Критериев относятся объекты, соответствующие одновременно следующим критериям: наличие на объекте стационарных источников загрязнения окружающей среды, масса загрязняющих веществ в выбросах в атмосферный воздух которых не превышает 10 тонн в год, отсутствие в составе выбросов веществ I и II классов опасности, радиоактивных веществ; отсутствие сбросов загрязняющих веществ в составе сточных вод в централизованные системы водоотведения, другие сооружения и системы отведения и очистки сточных вод, за исключением сбросов загрязняющих веществ, образующихся в результате использования вод для бытовых нужд, а также отсутствие сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду.
Присвоение категории осуществляется при постановке на государственный учет объектов (пункты 3, 4 статьи 4.2 Закона N 7-ФЗ), оказывающих НВОС, факт которого удостоверяется выдачей организации (или индивидуальному предпринимателю) соответствующего свидетельства. Присвоенная однажды объекту категория может быть изменена при актуализации информации об объекте.
Согласно статье 16 Закона N 7-ФЗ и определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О плата за НВОС представляет собой форму возмещения экономического ущерба от такого воздействия и взимается лишь с тех хозяйствующих субъектов, деятельность которых реально оказывает НВОС.
Контроль правильности исчисления и своевременности внесения платежей за негативное воздействие на природу (включая экологический сбор) осуществляет Росприроднадзор (пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2010 N 780).
Согласно приказу Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.02.2016 N 110 за территориальными органами закреплены полномочия главных администраторов (администраторов) доходов бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе по плате за размещение отходов производства и потребления.
Названное ведомство наделено также правом давать разъяснения по вопросам исчисления и уплаты таких платежей.
Письмом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.09.2016 N АА-03-04-32/20054 разъяснено, что характерными примерами указанных объектов IV категории являются офисные помещения, школы, детские сады и т. д.
Суды установили, что общество, являясь организацией, у которой в процессе хозяйственной деятельности (производство продукции, выполнение работ, оказание услуг) образуются отходы, должна производить плату за НВОС. При этом отходы образуются в процессе хозяйственной деятельности любого предприятия, за исключением безотходного производства.
Судебные инстанции правильно указали, что нормативными актами право на освобождение от оплаты в связи с образованием и размещением коммунальных отходов за период 2016 год было предоставлено только гражданам, поскольку стоимость таких услуг включена в состав платы за содержание жилого помещения.
При этом на основании Правил обращения с твердыми коммунальными отходами (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156) только в мае 2017 года внесены изменения в Федеральный классификационный каталог отходов в части появления категории "ТКО", а появление на данном товарном рынке лиц, обладающих статусом регионального оператора, отнесено только на 2018 год.
Ссылка на освобождение законодателем всех субъектов от платы за НВОС при размещении ТКО за 2016 и 2017 годы (статья 23 Федерального закона от 29.12.2014 N 458-ФЗ в соответствующей редакции) отклоняется. Как установили суды, истец не представил доказательств, подтверждающих, что отходы его деятельности являлись в спорном периоде ТКО и поэтому он не обязан вносить плату за НВОС.
Непредставление заявителем доказательств, подтверждающих отсутствие у него обязанности по внесению платы за НВОС в спорном периоде и возникновение у управления обязанности возвратить 254 857 рублей 65 копеек платы (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ) послужило основанием для вывода судов об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Приведенные в кассационной жалобе доводы подлежат отклонению, поскольку сводятся к несогласию с результатами оценки доказательств и установленных фактических обстоятельств по делу, что в силу положений статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для изменения или отмены судебных актов.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Согласно пункту 12 части 4 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина при подаче кассационной жалобы на решение или постановление арбитражного суда уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера.
В силу пункта 4 части первой названной статьи при подаче исковых заявлений неимущественного характера государственная пошлина уплачивается в размере 6000 рублей.
При подаче кассационной жалобы общество уплатило 1500 рублей государственной пошлины. Исходя из приведенных норм права и положений статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с общества подлежит взысканию государственная пошлина по кассационной жалобе в сумме 1500 рублей.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 10.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.06.2020 по делу N А32-39445/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Т2 Мобайл" в доход федерального бюджета 1 500 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.