В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1, пунктом 2 статьи 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 года N 93-ЗO "О бюджетном процессе в Сахалинской области":
1. Утвердить Основные направления бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы (прилагаются).
2. Опубликовать настоящее распоряжение в газете "Губернские ведомости", на официальном сайте Губернатора и Правительства Сахалинской области, на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.gov.ru).
Председатель Правительства |
А.В. Белик |
УТВЕРЖДЕНЫ
распоряжением Правительства
Сахалинской области
от 26 октября 2023 г. N 863-р
Основные направления
бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
I. Основные итоги реализации бюджетной и налоговой политики Правительства Сахалинской области в 2022 году и первой половине 2023 года
Проводимые санкционные ограничения и агрессивные действия недружественных стран в 2022 году затронули ключевые аспекты ведения бизнеса. Для защиты национальных интересов Российской Федерации, в целях минимизации политически мотивированных рисков сахалинские шельфовые проекты переведены в российскую юрисдикцию. В соответствии с Указами Президента Российской Федерации к выполнению операторских функций приступили российские организации: ООО "Сахалинская Энергия" и ООО "Сахалин-1". В 2023 году продолжается адаптация экономики к изменившимся внешним условиям, в том числе к введенным санкциям.
В условиях изменившейся геополитической обстановки возникла необходимость перенастройки системы государственной поддержки. В Сахалинской области был принят ряд региональных законов, направленных на поддержку отдельных отраслей.
Во исполнение поручений Правительства Российской Федерации на 3 года (с 2022 по 2024 годы) в Сахалинской области установлены минимальные ставки налога по упрощенной системе налогообложения для организаций и индивидуальных предпринимателей it-отрасли.
Для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли книгами, снижены до минимальных ставки налога по упрощенной системе налогообложения на период 2022 - 2024 годов.
В целях обеспечения конкурентных условий для хозяйствующих субъектов, реализующих товары с применением минимальной наценки, в Сахалинской области снижены ставки налога по упрощенной системе налогообложения для налогоплательщиков, осуществляющих деятельность в сфере розничной торговли продовольственными товарами в торговых объектах, имеющих статус "социальный магазин", и (или) участников регионального проекта "Доступная рыба". В 2023 году и последующие годы ставки составят: 4% - объект налогообложения "доходы"; 13% - объект налогообложения "доходы минус расходы".
Для стимулирования создания новых субъектов малого предпринимательства в Сахалинской области до 31 декабря 2024 года продлено действие нулевых налоговых ставок для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и (или) научной сферах, а также в сфере бытовых услуг населению и услуг по предоставлению мест для временного проживания, применяющих патентную или упрощенную систему налогообложения области.
В целях налогового стимулирования инвестиционной деятельности в Сахалинской области продолжено действие преференции для резидентов территории опережающего развития (далее - ТОР), свободного порта Владивосток (далее - СПВ) и участников региональных инвестиционных проектов (далее - РИП).
На территории Сахалинской области действуют три территории опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР): "Горный воздух", "Южная" и "Курилы" и территория свободного порта Владивосток (далее - СПВ).
Для резидентов ТОР и СПВ установлены следующие ставки: по налогу на имущество 0% в первые 5 лет, 1,1% - в течение следующих 5 лет; по налогу на прибыль 0% в первые пять налоговых периодов, когда была получена первая прибыль от деятельности, осуществляемой при исполнении соглашений на соответствующих территориях, 10% - в течение следующих пяти налоговых периодов.
В целях стимулирования налогоплательщиков к обновлению основных фондов на территории области с 2019 года введена льгота в виде инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций (далее - ИНВ). По данным Управления Федеральной налоговой службы по Сахалинской области в 2022 году правом на применение ИНВ воспользовался 1 налогоплательщик, осуществляющий добычу угля, размер предоставленного ИНВ составил 3,3 млрд. рублей.
На стимулирование инвестиционной деятельности также ориентированы изменения федерального законодательства. Федеральным законом от 09 марта 2022 года N 50-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" предусмотрено право организаций, зарегистрированных на территории Южно-Курильского, Курильского или Северо-Курильского городского округа (далее - территория Курильских островов) после 01 января 2022 года, с момента государственной регистрации по 31 декабря включительно года, в котором истекают 20 последовательных календарных лет, но не позднее 31 декабря 2046 года, при выполнении условий, предусмотренных статьей 246.3 Налогового кодекса Российской Федерации, на получение налоговых льгот по налогу на прибыль организаций по ставке 0%; налогу на имущество организаций по ставке 0%; транспортному налогу по ставке 0%; земельному налогу по ставке 0% и страховым взносам в размере 7,6%.
Установленные льготы направлены на стимулирование экономической деятельности на территории Курильских островов - привлечение инвестиций, создание новых предприятий, формирование новых рабочих мест.
В целях улучшения экологической обстановки на территории Сахалинской области и в целях стимулирования граждан и хозяйствующих субъектов всех форм собственности на приобретение экологичного транспорта Законом Сахалинской области от 11 февраля 2022 года N 6-ЗО "О внесении изменений в статью 6 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге" и статью 3 Закона Сахалинской области "О внесении изменений в статью 6 Закона Сахалинской области "О транспортном налоге" для владельцев транспортных средств, оборудованных исключительно электрическими двигателями, на период 2022 - 2025 годов предусмотрено полное освобождение от уплаты транспортного налога, ранее размер льготы составлял 50%. Для гибридного транспорта льгота в размере 50% продлена на период по 31 декабря 2025 года.
На период 2022 - 2024 годов Законом Сахалинской области от 01 июня 2022 года N 39-ЗО "О внесении изменения в статью 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций" в целях исполнения поручения по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года, установлено освобождение от уплаты налога на имущество организаций, осуществляющих обеспечение в газифицированных населенных пунктах подводку газа до границ негазифицированных домовладений, расположенных вблизи от внутрипоселковых газопроводов, без привлечения средств населения, в отношении газопроводов газораспределительной сети с давлением до 1,2 МПа включительно.
На основании норм Налогового кодекса Российской Федерации в целях увеличения доходной базы областного бюджета и бюджетов муниципальных образований принят Закон Сахалинской области от 26 ноября 2020 года N 84-ЗО "О внесении изменений в статьи 2 и 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", предусматривающий поэтапное увеличение налоговой ставки налога на имущество организаций по объектам недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость. Указанная налоговая ставка составляет в 2021 году - 1,5%, в 2022 году - 1,7%, в 2023 году и последующие годы - 2%.
Для создания дополнительных условий стабилизации роста иностранной рабочей силы и привлечения в Сахалинскую область квалифицированных иностранных работников в соответствии с потребностями экономики региона, а также в целях увеличения доходов бюджета области Законом Сахалинской области от 08 ноября 2022 года N 94-ЗО на 2023 год установлен региональный коэффициент, отражающий региональные особенности рынка труда Сахалинской области, в размере 2,81.
Ежегодного проводится оценка эффективности налоговых расходов. Всего в 2021 году в области действовал 31 вид налоговых расходов, суммарный объем налоговых расходов Сахалинской области составил 5,2 млрд. рублей, к уровню 2020 года объем налоговых расходов увеличился на 3,4 млрд. рублей, или в 2,8 раза, в основном, за счет применения инвестиционного налогового вычета угледобывающей компанией (2,3 млрд. рублей за 2021 год, в 2020 году преференция не применялась в связи с отсутствием прибыли и наличием убытков), а также применением пониженных ставок налога по упрощенной системе налогообложения, установленных на переходный двухлетний период в связи с отменой системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (959 млн. рублей).
Значительная доля льгот направлена на стимулирование инвестиционной деятельности в регионе (для резидентов ТОР и СПВ, участников региональных инвестиционных проектов, инвестиционный налоговый вычет) - 3545,3 млн. рублей (68%), поддержку малого и среднего предпринимательства - 628,5 млн. рублей (12%), поддержку отдельных отраслей экономики (электроэнергетика, сельское хозяйство, строительство) - 568,3 млн. рублей (11%), а также поддержку отдельных наименее защищенных категорий граждан - 231,9 млн. рублей (4%).
По результатам оценки налоговых расходов за 2021 год установлено, что в целом налоговые расходы являются востребованными и соответствуют целям и задачам государственных программ Сахалинской области.
Объем налоговых расходов Сахалинской области в 2020 - 2026 гг.
млн. рублей
|
2020 факт |
2021 факт |
2022 факт |
2023 1 оценка |
2024 1 прогноз |
2025 1 прогноз |
2026 1 прогноз |
Налоговые расходы, всего |
1885,7 |
5241,6 |
5221,5 |
5378,6 |
5166,8 |
6461,7 |
6007,7 |
налог на прибыль организаций |
66,8 |
2887,2 |
3342,0 |
3570,7 |
3261,0 |
4697,4 |
4672,3 |
налог на имущество организаций |
1321,7 |
1006,9 |
1011,2 |
1221,5 |
1250,5 |
1223,7 |
750,9 |
транспортный налог |
189,5 |
224,5 |
239,8 |
272,1 |
305,6 |
343,6 |
368,7 |
упрощенная и патентная системы налогообложения |
307,7 |
1123,0 |
628,5 |
314,3 |
349,7 |
197,0 |
215,8 |
------------------------------
<1> Прогноз кураторов налоговых расходов Сахалинской области.
------------------------------
В 2023 году прогнозируется увеличение объема налоговых расходов до 5,4 млрд. рублей.
В рамках Плана первоочередных действий по обеспечению устойчивого развития Сахалинской области в условиях внешнего санкционного давления (далее - План), утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 13 апреля 2022 года N 191-р, реализуются мероприятия, направленные на преодоление последствий ограничительных мер в отношении Российской Федерации на территории Сахалинской области, в том числе на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, ключевых секторов экономики области, социальную поддержку населения Сахалинской области, в том числе поддержку рынка труда. В целях обеспечения финансирования мероприятий плана, а также дополнительных расходов в условиях удорожания строительства региональных и муниципальных объектов, на реализацию мероприятий в условиях проведения специальной военной операции, включая расходы на мобилизационную подготовку, восстановление инфраструктуры на территориях новых субъектов Российской Федерации, а также оказание материальной помощи мобилизованным и их семьям были проведены мероприятия по оптимизации бюджетных расходов и сформирован финансовый резерв. Расходы на обеспечение мер поддержки экономики Сахалинской области в рамках указанного Плана в 2022 году составили 7 506,9 млн. рублей.
Наряду с решением вопросов по адаптации экономики региона к новым условиям и социальной поддержке граждан, в целях повышения операционной эффективности для достижения национальных целей развития с учетом положений постановления Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 года N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" в Сахалинской области в 2022 году началась работа по реформированию института государственных программ Сахалинской области. Новая система управления госпрограммами предусматривает их перевод на единые проектные принципы управления и совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития.
В рамках развития института госпрограмм в 2022 году утвержден План мероприятий (дорожная карта) по переходу на новую систему управления государственными программами Сахалинской области. Приняты порядок разработки, реализации и мониторинга государственных программ Сахалинской области, методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ Сахалинской области, а также перечень государственных программ Сахалинской области на период 2024 - 2030 годов.
В 2023 году проведена работа по формированию и утверждению 31 государственной программы Сахалинской области в соответствии с новыми принципами управления. Утверждено 99 проектов, в том числе 47 региональных, 39 ведомственных, 13 стратегических проектов, а также методики расчета показателей государственных программ Сахалинской области.
До 01 января 2024 года поэтапно осуществляется внедрение подсистемы управления государственными программами Сахалинской области государственной информационной системы "Автоматизированная система управления бюджетным процессом Сахалинской области" (далее - ГИС АСУБП) с механизмами формирования структуры государственной программы и кодирования целевых статей расходов областного бюджета Сахалинской области.
Также в 2022 - 2023 годах осуществлено внедрение и начата опытная эксплуатация подсистемы управления нормативно-справочной информацией (далее - НСИ).
НСИ играет ключевую роль в обеспечении эффективного управления нормативно-справочной информацией в процессах планирования и исполнения областного бюджета.
НСИ позволит сохранять целостность и точность нормативно-справочных значений в операциях по планированию и исполнению областного бюджета, формированию отчетности, оперативно обновлять нормативно-справочную информацию, а также синхронизировать ее использование в процессах бюджетирования.
С 2023 года в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Сахалинской области от 30 декабря 2022 года N 644, формирование и ведение реестра расходных обязательств Сахалинской области также осуществляется в подсистеме проектирования бюджетов ГИС АСУБП в электронном виде с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, что позволяет автоматизировать процесс учета и контроля за расходными обязательствами, подлежащими исполнению за счет средств областного бюджета и определения объема бюджетных средств на очередной год и на плановый период, необходимых для их исполнения.
В рамках повышения эффективности исполнения областного бюджета в соответствии с приказом министерства финансов Сахалинской области от 27 декабря 2022 года N 3.03-20-п "Об утверждении Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи областного бюджета Сахалинской области, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета Сахалинской области и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области, а также утверждения (изменения) сводных лимитов бюджетных обязательств и лимитов бюджетных обязательств" применены новые подходы к формированию сводной бюджетной росписи областного бюджета Сахалинской области, бюджетных росписей главных распорядителей средств областного бюджета Сахалинской области и главных администраторов источников финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области на основе обоснований бюджетных ассигнований, а также реализована автоматизация этих процессов с применением электронной цифровой подписи.
Приоритетом межбюджетного регулирования в Сахалинской области остается обеспечение сбалансированности местных бюджетов.
В 2022 году объем целевой и нецелевой финансовой поддержки муниципальных образований Сахалинской области составил 74,1 млрд. рублей, в 2023 году на эти цели в бюджете Сахалинской области предусмотрено 80,3 млрд. рублей.
В целях усиления выравнивающего механизма межбюджетного регулирования и оказания финансовой поддержки наименее обеспеченным муниципальным образованиям с 2022 года объем дотации на выравнивание увеличен опережающими относительно прогноза инфляции темпами (в 2022 году на 5,3%, в 2023 году на 6,3%).
В 2022 году для обеспечения дополнительных расходных обязательств и компенсации снижения доходов предоставлена дотация на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов 18 муниципальным образованиям Сахалинской области.
Для оказания дополнительной финансовой помощи для погашения дефицита местных бюджетов Правительством Сахалинской области предоставляются бюджетные кредиты по ставке 0,1% годовых, привлечение которых позволяет минимизировать расходы на обслуживание муниципального долга. В 2022 году заключено 13 соглашений в объеме 1 423,1 млн. рублей.
В связи с активным развитием инфраструктуры муниципальных образований и в целях решения задач комплексного развития территорий муниципальных образований внесены соответствующие изменения в нормативно-правовую базу, что позволило заключить в отчетном периоде соглашения о предоставлении субсидии из областного бюджета муниципальным образованиям Сахалинской области на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, реализуемые в рамках концессионных соглашений, на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств с 4 муниципальными образованиями.
Для достижения показателей государственных программ Сахалинской области предусмотрены нормы об использовании экономии, образовавшейся при использовании муниципальными образованиями средств субсидий из областного бюджета.
Исходя из бюджетной обеспеченности муниципальных образований распоряжениями Правительства Сахалинской области от 12 августа 2022 года N 501-р и от 06 июля 2023 года N 560-р установлен дифференцированный предельный уровень софинансирования расходного обязательства муниципального образования Сахалинской области.
Приняты отдельные изменения в региональное законодательство, позволяющие оперативно перераспределять средства субсидий, предусмотренных муниципальным образованиям Сахалинской области законом об областном бюджете Сахалинской области, что позволило обеспечить исполнение в 2022 году средств субсидий на 99,0% от запланированного объема.
В рамках объявленного Президентом Российской Федерации курса на проведение цифровой трансформации и достижение цифровой зрелости ключевых отраслей экономики и социальной сферы, а также государственного управления, в соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", в течение 2022 года министерством финансов Сахалинской области проводилась работа, направленная на выработку решений по повышению доступности информации в секторе государственного управления о финансовой деятельности и финансовом состоянии организаций бюджетной сферы Сахалинской области, об их активах и обязательствах, повышению эффективности реализации полномочий органов государственной власти Сахалинской области.
В 2022 - 2023 годах министерство финансов Сахалинской области завершает первый этап проекта по созданию государственной информационной системы, предназначенной для автоматизации управления финансово-хозяйственной деятельностью в органах исполнительной власти, органах местного самоуправления и подведомственных им учреждениях (далее - цифровая платформа) - приняты правовые акты, регламентирующие функционирование цифровой платформы, проводится подготовка организационно-технических мероприятий по подключению участников платформы.
Продолжена работа по обеспечению доступности информации об областном бюджете и созданию условий для общественного участия.
Помимо подготовки на регулярной основе брошюр "Бюджет для граждан" организовано регулярное размещение новостной и аналитической информации о мероприятиях, связанных с бюджетным процессом и представляющих общественный интерес, в том числе в социальных сетях министерства финансов Сахалинской области.
По итогам 2022 года уровень открытости бюджетных данных, определяемый Научно-Исследовательским Финансовым Институтом Минфина России, составил 96%, что обеспечило вхождение Сахалинской области в группу А "Очень высокий уровень открытости бюджетных данных" рейтинга субъектов Российской Федерации по уровню открытости бюджетных данных.
Ежегодно проводится оценка деятельности органов местного самоуправления по уровню открытости бюджетных данных. По результатам мониторинга и составления рейтинга муниципальных образований Сахалинской области по уровню открытости бюджетных данных за 2022 год 15 муниципальных образований вошли в группу с 1-й степенью открытости бюджетных данных.
Продолжена работа, направленная на повышение финансовой грамотности населения и защиту прав потребителей финансовых услуг.
В течение 2022 года участниками Программы проведены мероприятия, направленные на развитие кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности, на внедрение и развитие образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства, на развитие движения волонтеров финансового просвещения, организованы информационные кампании среди различных (включая социально уязвимые) групп населения области.
Обучение по программам повышения квалификации педагогических работников образовательных организаций по вопросам преподавания основ финансовой грамотности обучающимся в 2022 году прошли 157 педагогов общеобразовательных организаций и 9 педагогов среднего профессионального образования. В обучающих мероприятиях в формате открытых онлайн-уроков, семинаров, круглых столов приняло участие 565 педагогов дошкольного, общего, среднего профессионального и высшего образования Сахалинской области.
В целях повышения финансовой грамотности молодежи с 05 по 09 сентября 2022 года в высших и средних учебных заведениях г. Южно-Сахалинска прошли дни финансовой грамотности, приуроченные к Всероссийскому празднику "День финансиста". В познавательных мероприятиях приняли участие свыше 600 студентов областного центра.
Порядка 70 мероприятий в 2022 году было направлено на повышение финансовой грамотности субъектов малого и среднего предпринимательства, граждан, желающих открыть свое дело.
Для повышения уровня финансовой грамотности населения и предупреждению финансового мошенничества в Сахалинской области в 2022 году проведена информационная кампания с использованием теле, радио и печатных средств массовой информации, а также наглядных материалов.
В 2023 году между министерством финансов Сахалинской области, Отделением Банка России по Сахалинской области и Сахалинским государственным университетом заключено трехстороннее Соглашение о создании Центра волонтеров финансового просвещения (далее - Центр).
На базе Центра будет осуществляться отбор и обучение волонтеров по ряду образовательных модулей по темам финансовой грамотности, для последующего их участия в просветительских и образовательных мероприятиях для широкого круга лиц.
В рамках информационной кампании по повышению финансовой грамотности с начала 2023 года на телеканале ОТВ запущен выпуск 10-минутных ежемесячных передач "Финграм".
Также повышению финансовой и бюджетной грамотности способствует участие в инициативном бюджетировании.
В целях вовлечения граждан в бюджетный процесс политика Правительства Сахалинской области ориентирована на создание устойчивых механизмов для определения и реализации мероприятий, имеющих приоритетное значение для жителей муниципальных образований, с вовлечением различных возрастных категорий населения.
Всего в 2022 году в инициативном бюджетировании приняло участие более 17 тыс. человек или 4% от общей численности населения Сахалинской области, реализован 41 инициативный проект в 14 муниципальных образованиях и 141 предложение старшеклассников 126 общеобразовательных учреждений Сахалинской области.
В рамках внутреннего государственного финансового контроля в 2022 - 2023 годах проведены проверки в государственных учреждениях сферы здравоохранения, образования, спорта по следующим направлениям: достоверность отчетов об исполнении государственных заданий; правомерность использования субсидий, выделенных из регионального бюджета; правомерность осуществления расходов, предусмотренных в смете казённого учреждения; правильность ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.
Кроме этого, проведены контрольные мероприятия в администрациях муниципальных образований на предмет правомерности расходования межбюджетных трансфертов, а также в органах государственной власти и государственных учреждениях на предмет соблюдения законодательства Российской Федерации и иных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.
Приоритетом при проведении контрольных мероприятий является предупреждение допущения объектами контроля нарушений при расходовании средств областного бюджета.
Министерство финансов Сахалинской области как орган контроля систематически участвует во Всероссийском конкурсе "Лучший орган внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля", организуемом и проводимом журналом "Финконтроль". За последние пять лет министерство финансов Сахалинской области было признано победителем в номинациях: "Эффективный предварительный контроль"; "Риск-ориентированный контроль"; "Открытый и прозрачный контроль"; "Лучший контрольно-ревизионный орган государственного (муниципального) финансового контроля" с присуждением второго и третьего призовых мест.
II. Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024 - 2026 годы
Основные направления бюджетной и налоговой политики Сахалинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - основные направления бюджетной и налоговой политики) разработаны в соответствии со статьями 172 и 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 2 статьи 13 Закона Сахалинской области от 17 октября 2007 года N 93-ЗО "О бюджетном процессе в Сахалинской области" и в целях составления проекта областного бюджета Сахалинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики сохраняют преемственность задач, определенных на 2023 год и плановый период 2024 и 2025 годов.
При формировании основных направлений бюджетной и налоговой политики учтены основные положения:
указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 февраля 2023 года;
Стратегии социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2035 года, утвержденной постановлением Правительства Сахалинской области от 24 декабря 2019 года N 618;
Бюджетного прогноза Сахалинской области на долгосрочный период 2018 - 2035 годов, утвержденного распоряжением Правительства Сахалинской области от 28 февраля 2020 года N 99-р.
Целью Основных направлений бюджетной и налоговой политики является определение условий, используемых при составлении проекта областного бюджета на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, подходов к его формированию.
1. Основные направления налоговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
Приоритетные направления налоговой политики области не изменены и на 2024 - 2026 годы ориентированы на сохранение мер, направленных на повышение эффективности использования доходного потенциала для обеспечения экономического роста, поддержку предпринимательской и инвестиционной активности, и основываются на следующих приоритетах:
1. Стимулирование экономической и инвестиционной активности.
На 2024 год с учетом сохранения нестабильности в экономике, обусловленной внешним санкционным давлением и действиями недружественных государств, налоговая политика также направлена на стимулирование экономической и инвестиционной активности.
Будут продолжать действовать механизмы налогового стимулирования инвестиционной деятельности для организаций, реализующих приоритетные инвестиционные проекты, участников региональных инвестиционных проектов, резидентов территорий опережающего социально-экономического развития и свободного порта Владивосток, а также инвестиционный налоговый вычет для отдельных видов деятельности.
Законом Сахалинской области от 27 марта 2023 года N 23-ЗО "О внесении изменения в статью 1-1 Закона Сахалинской области "О льготах по налогу на прибыль организаций" расширен перечень видов деятельности, при осуществлении которых налогоплательщики имеют право на применение инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций. С 2024 года организации, осуществляющие деятельность в сфере телекоммуникаций, вправе применять инвестиционный налоговый вычет.
В связи с изменениями федерального законодательства разработан и внесен в Сахалинскую областную Думу законопроект, предусматривающий расширение условий применения инвестиционного налогового вычета по налогу на прибыль организаций для организаций, безвозмездно передающих имущество (включая денежные средства) образовательным организациям, имеющим государственную аккредитацию, реализующим основные образовательные программы начального, основного и среднего общего образования, а также среднего профессионального образования.
2. Обеспечение комфортных налоговых условий.
В Сахалинской области установлено значительное число льготных категорий физических лиц, имеющих право на освобождение от транспортного налога, в том числе: пенсионеры и лица предпенсионного возраста; инвалиды I и II групп, инвалиды с детства; физические лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, в соответствии с Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС". Каждый четвертый налогоплательщик транспортного налога в Сахалинской области пользуется льготой по уплате транспортного налога, общее количество граждан, пользующихся льготами, составляет более 54 тысяч, объем льгот за 2022 год составил порядка 236 млн. рублей. Кроме того, в Сахалинской области применение льготы гражданами не ограничено мощностью автомобиля - освобождение предусмотрено на один легковой автомобиль (либо мотоцикл или мотороллер) вне зависимости от его мощности, в то время как в других субъектах Российской Федерации при применении льгот по транспортному налогу установлены ограничения мощности транспортных средств.
В целях социальной поддержки граждан на областном уровне сохраняются льготы по транспортному налогу с физических лиц, установленные Законом Сахалинской области от 29 ноября 2002 года N 377 "О транспортном налоге".
3. Формирование фонда комфортного и современного арендного жилья области.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности, связанной со строительством дополнительных объемов жилой площади, предоставляемой гражданам в аренду или найм, принят Закон Сахалинской области от 27 марта 2023 года N 22-ЗО "О внесении изменения в статью 3 Закона Сахалинской области "О налоге на имущество организаций", которым установлена 100%-ная льгота по уплате налога на имущество организаций для управляющих компаний паевых инвестиционных фондов - в отношении квартир, предоставленных юридическим и (или) физическим лицам на основании договоров аренды или найма для проживания граждан в указанных квартирах. Льгота будет действовать с 2024 года для формирования фонда комфортного и современного арендного жилья области.
Кроме того, для организаций, зарегистрированных на территории Сахалинской области, основным видом деятельности которых является предоставление денежных ссуд под залог недвижимого имущества, установлена льгота по налогу на имущество организаций в отношении многоквартирных домов (квартир), предназначенных для сдачи внаем, в размере 4,5% исчисленной суммы налога. Указанная налоговая льгота применяется при условии направления в течение налогового периода средств на строительство многоквартирных домов для сдачи внаем и выдачу займов под залог недвижимого имущества в объеме не менее высвободившихся средств в результате применения налоговой льготы.
4. Укрепление доходной базы областного бюджета Сахалинской области.
Для увеличения поступлений в бюджет Сахалинской области и сокращения задолженности перед бюджетом будет продолжена координация деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления по повышению собираемости налоговых и неналоговых платежей в бюджет.
Для обеспечения роста поступлений налоговой базы по объектам недвижимого имущества будет проведена работа по формированию перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база будет определяться как кадастровая стоимость, и его совершенствованию.
В целях анализа начислений и поступлений доходов в бюджет области на постоянной основе продолжится работа по взаимодействию с Управлением федеральной налоговой службы по Сахалинской области путем перенастройки системы получения данных в связи с введением единого налогового платежа.
В целях регулирования рынка труда в Сахалинской области по налогу на доходы физических лиц на 2024 год планируется установить региональный коэффициент для расчета стоимости патента для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность по найму, в размере 3,16.
2. Основные направления бюджетной политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
Основной задачей бюджетной политики Сахалинской области является переход от антикризисной повестки к реализации национальных целей развития, направленных на социальную поддержку граждан, повышение благосостояния населения Сахалинской области и народосбережение, опережающее развитие транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры, в том числе за счет федеральных инфраструктурных бюджетных кредитов, бюджетных кредитов на опережающее финансирование строительства, рациональное и эффективное использование бюджетных средств.
Основными направлениями бюджетной политики Сахалинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов являются:
Обеспечение долгосрочной сбалансированности областного бюджета как базового принципа ответственной бюджетной политики
1) Одним из базовых элементов управления государственными финансами в долгосрочном периоде является управление бюджетными рисками, в ходе которого необходимо:
- прогнозировать основные параметры областного бюджета Сахалинской области на долгосрочный период;
- концентрировать бюджетные ресурсы для достижения национальных целей развития (в части региональной составляющей), приоритизировать расходы как при планировании, так и при исполнении областного бюджета;
- проводить мониторинг изменений федерального законодательства и законодательства Сахалинской области для своевременной актуализации нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения;
- обеспечить полноту и достоверность бухгалтерской и бюджетной отчетности;
- повышать качество финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета Сахалинской области.
2) Обеспечение достижения национальных целей развития Российской Федерации, направленных на сохранение населения, здоровье и благополучие людей, поддержку доходов граждан, создание комфортной и безопасной среды для их проживания, обеспечение достойного эффективного труда людей и успешное предпринимательство, возможности для самореализации и развитии талантов, цифровую трансформацию.
Основным инструментом достижения национальных целей развития являются реализуемые на территории области региональные проекты, входящие в состав национальных проектов. Объемы бюджетных ассигнований на 2024 - 2026 годы на реализацию каждого направления распределяются с учетом параметров, утвержденных в паспортах соответствующих проектов.
3) Развитие института госпрограмм и проектных принципов управления.
Переход на новую систему управления государственными программами Сахалинской области в 2024 - 2026 годах предполагает:
- формирование областного бюджета Сахалинской области, начиная с 2024 года, на основе государственных программ с проектными принципами управления, в которых предусмотрено четкое разграничение проектной работы, направленной на конкретный результат (региональные, стратегический и ведомственные проекты) и процессной работы - на выполнение функций и решение текущих задач органов исполнительной власти (в рамках комплексов процессных мероприятий);
- формирование целевых статей расходов областного бюджета Сахалинской области в соответствии с новой структурой государственных программ Сахалинской области в подсистеме управления государственными программами Сахалинской области ГИС АСУБП, и утверждение их в подсистеме НСИ;
- повышение управленческой гибкости путем реализации возможности утверждения актом Правительства Сахалинской области только стратегических приоритетов реализации государственной программы;
- перевод процедур реализации государственных программ Сахалинской области в электронный формат;
- синхронизация действий по внесению изменений в государственные программы с бюджетным процессом.
Повышение операционной эффективности деятельности по планированию и исполнению областного бюджета Сахалинской области
Бюджетная политика в целях повышения операционной эффективности деятельности по планированию и исполнению областного бюджета в очередном бюджетном цикле направлена на:
- повышение качества бюджетного планирования и объективную оценку ресурсов, необходимых для выполнения принятых расходных обязательств;
- мониторинг реализации государственных программ Сахалинской области, достижения результатов структурных элементов государственных программ;
- приоритизацию финансовых ресурсов в первую очередь на достижение результатов национальных проектов и осуществление антикризисных мер;
- повышение эффективности государственной социальной поддержки граждан на основе применения принципа справедливости, нуждаемости и адресности;
- концентрацию ресурсов в области капитального строительства на объектах с высокой степенью готовности; имеющих большое значение для социально-экономического развития региона и муниципальных образований, а также строительство которых осуществляется на условиях софинансирования за счет средств федерального бюджета и использования средств бюджетного кредитования;
- реализацию проектов, финансирование которых осуществляется с использованием механизмов государственно-частного партнерства, в том числе в форме концессии. При этом необходимо взвешено подходить к объему заключаемых концессионных соглашений в связи с возникновением рисков несбалансированности бюджета в долгосрочном периоде;
- централизацию бюджетного (бухгалтерского) учета, в том числе по завершению в 2023 году первого этапа проекта по созданию цифровой платформы, в 2024 году и в плановом периоде 2025 и 2026 годов продолжится дальнейшая стандартизация технологий ведения учета, что будет обеспечиваться за счет поэтапного перехода участников платформы на централизованную модель ведения финансово-хозяйственной деятельности. Основой для разработки такой модели являются федеральные стандарты и требования в области ведения хозяйственной деятельности и бухгалтерского учета организаций государственного сектора.
- обеспечение открытости бюджета в среднесрочной перспективе в рамках работы по развитию цифровой информационной инфраструктуры электронного бюджета за счет:
- регламентации процедур формирования и ведения реестров открытых данных;
- разработки механизмов верификации и гарантированной доставки сообщений при распространении информации, в том числе при взаимодействии с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет";
- представления открытой финансовой информации на портале открытого бюджета Сахалинской области;
- реализацию проактивной государственной политики в сфере повышения финансовой грамотности населения в части реализации мероприятий по развитию кадрового потенциала в области повышения финансовой грамотности; внедрению и развитию образовательных программ по повышению финансовой грамотности населения и субъектов малого и среднего предпринимательства; проведению информационных кампаний; поддержка наставничества и волонтерства в сфере повышения финансовой грамотности;
- развитие инициативного бюджетирования путем реализации системы мероприятий, предусмотренных ведомственным проектом "Развитие инициативного бюджетирования в Сахалинской области", в том числе:
1) обеспечение методического, технического, консультационного сопровождения муниципальных образований по выдвижению проектов инициативного бюджетирования для получения финансовой поддержки из областного бюджета Сахалинской области;
2) информирование граждан о реализуемых практиках инициативного бюджетирования;
3) оказание финансовой поддержки из областного бюджета Сахалинской области бюджетам муниципальных образований Сахалинской области на реализацию проектов инициативного бюджетирования.
- повышение эффективности государственного контроля в финансово-бюджетной сфере путем повышения качества финансового менеджмента объектов контроля; совершенствования работы по предупреждению нарушений объектами контроля в финансово-бюджетной сфере; достижения эффективности и качественного использования бюджетных средств; обеспечения взаимодействия между органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля, подразделениями внутреннего финансового аудита, а также правоохранительными органами, и обеспечения информационной открытости о контрольной деятельности органа контроля.
Развитие межбюджетных отношений в Сахалинской области
Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями Сахалинской области реализуется путем:
- осуществления методической поддержки муниципальных образований в процессе перехода на проектные принципы управления муниципальными программами;
- предоставления муниципальным образованиям Сахалинской области сервисов ГИС АСУБП, реализующих функции новой системы проектирования расходов местных бюджетов, ведения сводной бюджетной росписи, прогноза доходов, а также поэтапного подключения муниципальных образований к работе с нормативно-справочной информацией, с использованием подсистемы управления НСИ, что позволит реализовать единые подходы к процессу планирования бюджетных ассигнований;
- содействия обеспечению сбалансированности местных бюджетов для сохранения финансовых возможностей при снижении доходной базы и возникновению дополнительных финансовых обязательств в целях реализации вопросов местного значения;
- применения с 2024 года расчета налогового потенциала и индекса бюджетных расходов муниципальных образований Сахалинской области с учетом изменений, предусмотренных Законом Сахалинской области от 03 июля 2023 года N 61-ЗО "О внесении изменений в Закон Сахалинской области "О бюджетном процессе в Сахалинской области" и Закон Сахалинской области "Об органе, уполномоченном принимать решения об изменении сроков уплаты налога на прибыль организаций по налоговой ставке, установленной для зачисления указанного налога в областной бюджет Сахалинской области, и региональным налогам в части решений об изменении сроков уплаты указанных налогов в форме инвестиционного налогового кредита" в целях повышения объективности и эффективности распределения дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности городских округов;
- предоставления субсидий муниципальным образованиям в рамках региональных, стратегических и ведомственных проектов государственных программ Сахалинской области, что повышает контроль за целевым характером и результативностью предоставления субсидий;
- введения нового вида целевой поддержки местных бюджетов - консолидированных субсидий с целью повышения самостоятельности муниципальных образований при достижении целей, установленных в государственных программах Сахалинской области;
- обеспечения местных бюджетов средствами для исполнения переданных полномочий в полном объеме;
- заключения соглашений, которыми предусматриваются меры по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов и контроля за их исполнением;
- проведения мониторинга достижения значений показателей результативности использования субсидий муниципальными образованиями;
- стимулирования реализации мероприятий по обеспечению открытости и прозрачности бюджетного процесса в муниципальных образованиях области;
- стимулирования муниципальных образований к увеличению налогового (экономического) потенциала;
- недопущения образования просроченной кредиторской задолженности.
III. Основные направления долговой политики Сахалинской области Итоги реализации долговой политики Сахалинской области в 2022 году и первой половине 2023 года
По состоянию на 01 января 2023 года государственный долг Сахалинской области составил 2,5 млрд. рублей за счет привлечения в мае 2022 года бюджетного кредита из федерального бюджета на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов.
По итогам I полугодия 2023 года Сахалинская область по уровню долговой нагрузки (отношение государственного долга в объеме налоговых и неналоговых доходов) заняла 3 место среди субъектов Российской Федерации, поднявшись на 5 позиций по сравнению с уровнем 2021 года (8 место).
Министерством финансов Российской Федерации Сахалинская область в 2022 и 2023 годах отнесена к группе заемщиков с высоким уровнем долговой устойчивости.
Областной бюджет на 2023 - 2025 годы сформирован с дефицитом. Основным источником финансирования дефицита областного бюджета Сахалинской области является изменение остатков средств на счетах по учету средств бюджетов.
По состоянию на 01 июля 2023 года в структуре государственного долга Сахалинской области коммерческие заимствования отсутствуют, задолженность по бюджетным кредитам составляет 2,5 млрд. рублей.
Основные направления долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
Основные направления долговой политики Сахалинской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов разработаны в соответствии со статьей 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в целях обеспечения эффективного управления государственным долгом Сахалинской области.
Реализация долговой политики Сахалинской области направлена на решение задач по обеспечению сбалансированности областного бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, обеспечение области заемными ресурсами, необходимыми для социально-экономического развития региона, своевременное и полное исполнение государственных долговых обязательств, минимизацию расходов на обслуживание государственного долга, поддержание объема и структуры долговых обязательств на уровне, исключающих их неисполнение. Использование заимствований призвано оказывать как стабилизационное воздействие на экономику, так и стимулирование экономического развития.
Долговая политика на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов определяет основные факторы, характер и направления долговой политики, цели и задачи долговой политики, инструменты ее реализации, риски для бюджета, возникающие в процессе управления государственным долгом Сахалинской области.
Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
Основными факторами, определяющими направления долговой политики области в 2024 году и плановом периоде 2025 и 2026 годов, являются:
- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей региональных проектов, реализуемых в рамках соответствующих национальных проектов, направленных на достижение национальных целей развития, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" и от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- рост расходных обязательств Сахалинской области, обусловленный необходимостью достижения целевых показателей оплаты труда отдельных категорий работников бюджетной сферы, установленных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года;
- значительный рост расходных обязательств в рамках концессионных соглашений, в том числе заключенных на срок, превышающий срок действия утвержденных лимитов бюджетных обязательств;
- необходимость в финансировании крупных инвестиционных проектов, в том числе инфраструктурных;
- необходимость завершения принятых к реализации объектов капитального строительства на территории Сахалинской области;
- содержание вновь созданных государственных учреждений Сахалинской области.
Цели и задачи долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы
Основная цель долговой политики Сахалинской области - обеспечение высокого уровня долговой устойчивости.
Основной мерой, принимаемой для достижения цели долговой политики Сахалинской области, является осуществление достоверного прогнозирования доходов областного бюджета и поступлений по источникам финансирования дефицита областного бюджета, а также принятие взвешенных и экономически обоснованных решений по принятию долговых обязательств Сахалинской областью.
Ключевыми задачами долговой политики области, направленными на достижение цели долговой политики области, являются:
- обеспечение экономически обоснованных объема и структуры государственного долга области при безусловном выполнении принятых расходных обязательств области;
- выполнение своевременно и в полном объеме обязательств по погашению и обслуживанию государственного долга Сахалинской области;
- минимизация расходов на обслуживание государственного долга области;
- обеспечение информационной открытости проводимой долговой политики и доступности информации о государственном долге области.
Для достижения цели необходимо обеспечить:
- мониторинг текущей ситуации по исполнению областного бюджета;
- оперативное управление долговыми обязательствами (корректировка сроков привлечения заимствований, сокращение объема заимствований с учетом результатов исполнения областного бюджета);
- мониторинг финансовых рынков в целях определения стоимости кредитных ресурсов;
- отбор доступных на финансовом рынке ресурсов с приемлемыми для бюджета Сахалинской области условиями по срочности и стоимости;
- привлечение необходимого объема государственных заимствований, способных обеспечить решение социально-экономических задач развития Сахалинской области, не допустив при этом необоснованного роста государственного долга и повышения рисков неисполнения долговых обязательств;
- поддержание текущей ликвидности областного бюджета через использование бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счете бюджета;
- использование механизма инфраструктурного бюджетного кредитования и специального казначейского кредитования для реализации крупных инвестиционных проектов области;
- осуществление учета долговых обязательств области своевременно и в полном объеме в Государственной долговой книге Сахалинской области;
- обеспечение своевременных расчетов по долговым обязательствам области в полном объеме, недопущение возникновения просроченных обязательств области;
- контроль за показателями долговой устойчивости областного бюджета и бюджетов муниципальных образований;
- контроль и оценку рисков, возникающих в сфере долговых обязательств;
- введение моратория на предоставление государственных гарантий;
- раскрытие информации о долговых обязательствах и проводимой заемной политике.
Инструменты реализации долговой политики Сахалинской области в 2024 - 2026 годах
Инструментами реализации долговой политики будут являться:
- кредиты кредитных организаций, привлекаемые с целью финансирования дефицита областного бюджета и погашения долговых обязательств Сахалинской области;
- бюджетные кредиты, привлекаемые на пополнение остатков средств на счетах бюджета Сахалинской области по ставке 0,1% годовых, привлечение которых позволяет снизить сроки и объемы пользования коммерческими кредитами по более высокой ставке и, как следствие, обеспечить снижение расходов на обслуживание государственного долга;
- инфраструктурные бюджетные кредиты под ставку 3% годовых и сроком на 15 лет на осуществление расходов инвестиционного характера, реализация которых направлена на получение регионального эффекта, позволяющего за счет увеличения налоговых поступлений в консолидированный бюджет области погашать и обслуживать данные заимствования;
- специальные казначейские кредиты за счет временно свободных средств единого счета федерального бюджета на срок до 15 лет по ставке 3% годовых с правом досрочного погашения, привлечение которых позволит получить дополнительные ресурсы на формирование комфортных условий для граждан и улучшение качества их жизни. Программа специальных казначейских кредитов является продолжением программы инфраструктурных бюджетных кредитов в рамках социально-экономической инициативы Правительства Российской Федерации "Инфраструктурное меню".
Анализ рисков для областного бюджета Сахалинской области, возникающих в процессе управления государственным долгом Сахалинской области
При осуществлении долговой политики, привлечении заимствований необходимо учитывать возможные риски, то есть вероятность возникновения финансовых потерь областного бюджета в результате наступления определенных событий или совершения определенных действий.
К основным рискам, возникающим в процессе управления государственным долгом области и влияющим на эффективность долговой политики в среднесрочном периоде, относятся:
- риск ликвидности - отсутствие на едином счете областного бюджета необходимого объема средств для исполнения расходных и долговых обязательств области в полном объеме в установленный срок, в том числе по причине отсутствия участников в аукционах по привлечению кредитных ресурсов;
- процентный риск - вероятность увеличения объема расходов областного бюджета на обслуживание государственного долга области вследствие увеличения Банком России размера ключевой ставки и (или) роста объемов привлечения кредитов для выполнения расходных обязательств;
- риск рефинансирования - отсутствие возможности осуществить на приемлемых условиях новые заимствования для своевременного погашения долговых обязательств;
- операционный риск - вероятность возникновения потерь и (или) дополнительных затрат из-за несоответствия лучшим практикам установленных порядков и процедур совершения заемных-долговых операций и других сделок, а также нарушения бюджетного законодательства, иных правил управления государственным долгом, включая некомпетентность или ошибки сотрудников, сбои или отказ используемых информационных и иных систем.
Основной целью управления финансовыми рисками является их минимизация в результате проведения мероприятий, позволяющих прогнозировать наступление рисковых событий и принятие мер по исключению или снижению отрицательных последствий наступления таких событий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Сахалинской области от 26 октября 2023 г. N 863-р "Об утверждении Основных направлений бюджетной, налоговой и долговой политики Сахалинской области на 2024 - 2026 годы"
Вступает в силу с 27 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный сайт Губернатора и Правительства Сахалинской области (sakhalin.gov.ru) 27 октября 2023 г.
официальный интернет-портал правовой информации (pravo.gov.ru) 31 октября 2023 г. N 6500202310310001
Губернские ведомости, 22 ноября 2023 г. N 134