г. Краснодар |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А32-34679/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Сидоровой И.В., судей Епифанова В.Е. и Мещерина А.И., при участии представителей заявителя - акционерного общества "Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603) - Типикина Д.А. (доверенность от 09.03.2018), Калюжного В.В. (доверенность от 10.01.2020), от Министерства природных ресурсов Краснодарского края - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу Министерства природных ресурсов Краснодарского края на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А32-34679/2019, установил следующее.
Акционерное общество "Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании незаконным отказа Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) в согласовании инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск"", изложенного в письме от 25.04.2019 N 202-06.3-10-12409/19; бездействия министерства в передаче согласованного отчета в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - министерство торговли); о возложении на министерство обязанности согласовать отчет общества о завершении инвестиционного проекта, в порядке пункта 35 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - постановление от 23.02.2018 N 190); принять решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направить его в министерство торговли (с учетом изменения предмета первоначально заявленных требований).
Решением от 08.11.2019 в удовлетворении заявления отказано с указанием, что в соответствии с принятой обществом учетно-финансовой и налоговой политикой из всех созданных объектов лесной инфраструктуры в эксплуатацию введен только один объект. Общество не предоставило документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры, обязательные для принятия решения о завершении инвестиционного проекта и направления в министерство торговли, поэтому министерство законно возвратило отчеты об исполнении обязательств по реализации инвестиционного проекта с приложенными документами. Ссылка заявителя на Положение по бухгалтерскому учету "Учет основных средств", утвержденное приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2011 N 26н, отклонена, так как отношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов в области освоения лесов, подлежат регулированию постановлением от 23.02.2018 N 190, пункт 34 которого содержит императивное указание на представление документов, подтверждающих постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта. Общество не представило акты о вводе в эксплуатацию объектов лесной инфраструктуры (35 шт.), не выполнив тем самым требования пункта 34 постановления от 23.02.2018 N 190, ввиду чего министерство правомерно отказало в согласовании отчета, возвратив его заявителю письмом от 25.04.2019 N 202-06.3-12409/19.
Постановлением апелляционного суда от 14.06.2020 решение от 08.11.2019 изменено. Апелляционный суд признал незаконным отказ министерства в согласовании инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск"", отраженный в письме от 25.04.2019 N 202-06.3-10-12409/19, бездействие данного органа в передаче согласованного отчета в министерство торговли, обязав министерство согласовать отчет общества о завершении инвестиционного проекта путем принятия решения о его завершении, и направить его в течение 14 рабочих дней в министерство торговли. В остальной части судебное решение оставлено без изменения, распределены судебные расходы. Суд второй инстанции указал, что обязанность по предоставлению акта ввода созданного объекта лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию установлена 08.03.2018 с вступлением в силу постановления от 23.02.2018 N 190. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов" (далее - постановление от 30.06.2007 N 419), которое действовало весь период реализации проекта (до 07.03.2018), требований о предоставлении актов о вводе объектов лесной инфраструктуры в эксплуатацию не содержало. Согласно разделам 2, 3 измененной концепции инвестиционного проекта, строительство объектов лесной инфраструктуры (прежде всего лесных дорог) предусматривалось в 2013 - 2014 годах, то есть в период действия постановления от 30.06.2007 N 419. Таким образом, пункт 34 постановления от 23.02.2018 N 190 возможно применить к инвестиционному проекту заявителя только в части объектов, строительство и принятие в эксплуатацию которых имело место после даты вступления его в силу. В части реализованных этапов проекта и построенных объектов лесной инфраструктуры данные требования должны применяться с учетом постановления от 30.06.2007 N 419. В материалы дела на электронном носителе общество представило все документы, ранее направленные в министерство (т. 2, л. д. 55), включая акты приемки дорог противопожарного назначения, подписанные представителями подведомственных министерству должностных лиц. Данные акты подпадают под понимание актов, указанных в подпункте "а" пункта 34 постановления от 30.06.2007 N 419, что является основанием для рассмотрения вопроса о согласовании отчета общества о завершении инвестиционного проекта. Письмом от 25.04.2018 N 318/0026-18 общество пояснило, что в соответствии с требованиями проектов освоения лесов за время аренды лесных участков построено 51,96 км лесохозяйственных (противопожарных) дорог. Постановка их на балансовый учет в качестве основных средств не велась в соответствии с принятой на предприятии учетной и финансовой политикой и приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01", в связи с чем объекты стоимостью менее 40 тыс. рублей сразу списывались при начале эксплуатации, не учитывались как основные средства предприятия. Суд апелляционной инстанции учел позицию министерства торговли, изложенную в письме от 22.01.2019 N 2877/08, согласно которой изменения, вступившие в силу с 08.03.2018, распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты, не применяются к договорам аренды лесных участков, заключенных до издания постановления от 23.02.2018 N 190.
В кассационной жалобе министерство просит постановление апелляционного суда от 14.06.2020 отменить, решение от 08.11.2019 оставить в силе. Податель жалобы указывает, что, в пунктах 34, 35 постановления от 23.02.2018 N 190 приведен исчерпывающий перечень документов, представляемых инвестором в целях подтверждения своих обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры, при этом данные нормы не содержат каких-либо исключений для представления инвестором неполного перечня документов либо не по всем созданным в рамках реализации инвестиционного проекта объектам лесной инфраструктуры. Акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры, являются обязательными для принятия заинтересованным органом решения о завершении инвестиционного проекта и направлении его (решения) с приложением данных документов в министерство торговли. Постановление от 23.02.2018 N 190 вступило в силу 08.03.2018 с признанием утратившим силу постановления от 30.06.2007 N 419. Постановлением от 23.02.2018 N 190 не предусмотрено, что его нормы распространяются на правоотношения, возникшие до введения его в действие. Таким образом, на дату рассмотрения отчета заявителя никаких других норм, помимо постановления от 23.02.2018 N 190, не действовало, у министерства отсутствовали правовые основания для применения к заявителю недействующего нормативного правового акта - постановления от 30.06.2007 N 419. Ссылка суда апелляционной инстанции на позицию министерства торговли, изложенную в письме от 22.01.2020 N 2877/08, ошибочна, так как у данного органа в соответствии с Положением, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 438 "О Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации", отсутствуют полномочия по толкованию постановлений Правительства Российской Федерации. Из всех созданных объектов лесной инфраструктуры документально подтверждается постановка на баланс и введение в эксплуатацию одного объекта лесной инфраструктуры - дорога лесохозяйственного и противопожарного назначения (приложения 6.13 - 6.15). Затраты на создание указанного объекта лесной инфраструктуры составили 111 млн рублей. По остальным созданным объектам лесной инфраструктуры документального подтверждения постановки на баланс и введение их в эксплуатацию не предоставлено. Таким образом, правовой акт, на который ссылается заявитель, не устанавливает императивных норм по запрету осуществлять постановку на балансовый учет лесных дорог, построенных в рамках реализации инвестиционного проекта, не запрещает вносить изменения в учетную политику или предусматривать в ней исключения, связанные с реализацией инвестиционного проекта.
В судебном заседании представители спорящих сторон поддержали позиции своих доверителей.
Изучив материалы дела, заслушав общество и министерство, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению с учетом следующего.
Как видно из материалов дела, Администрация Краснодарского края и общество заключили инвестиционное соглашение от 20.02.2015 N 9 по реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск"".
Инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Приказом министерства от 03.10.2013 N 1598 утверждена измененная концепция инвестиционного проекта, а также перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 1.2 измененной концепции инвестиционного проекта предусмотрено создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, лесной инфраструктуры (лесных дорог), а также закупка современной лесозаготовительной и лесохозяйственной техники.
В соответствии с разделом 3 инвестиционного проекта "Поэтапный план реализации инвестиционного проекта" общество обеспечивает создание лесной инфраструктуры на арендованных участках (строительство лесных дорог) на 5 этапе (2013 год) и 6 этапе (2014 год) реализации инвестиционного проекта.
16 октября 2017 года получено заключение Департамента по надзору в строительной сфере Краснодарского края N 362-378-18/МК о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации, а также техническим регламентам - организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) на производственной базе общества (т. 1, л. д. 17).
31 января 2018 года приказом N 54 генерального директора общества завод введен в эксплуатацию.
26 февраля 2019 года общество обратилось в министерство об утверждении отчета о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта.
Письмом от 25.04.2019 N 202-06.3-12409/19 министерство возвратило заявителю отчет, а также приложенные документы ввиду несоответствия требованиям пункта 34 постановления от 23.02.2018 N 190, выраженного в отсутствии актов о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию.
Считая отказ уполномоченного органа в принятии отчета незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
В силу части 1 статьи 286 Кодекса кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Кодекса для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя. Часть 5 статьи 200 Кодекса возлагает обязанность доказывания законности оспариваемых актов, действий (бездействия) на орган или лицо, которые его совершили (допустили).
При этом, по смыслу части 3 статьи 201 Кодекса отсутствие хотя бы одного из указанных условий является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В развитие указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 30.06.2007 N 419.
Обязанность предоставления акта о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию установлена 08.03.2018 с изданием постановления от 23.02.2018 N 190.
В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно пункту 2 статьи 4 Гражданского кодекса по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В силу пункта 2 статьи 422 Гражданского кодекса, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Таким образом, как правильно указал апелляционный суд, к спорным правоотношениям подлежит применению постановление от 30.06.2007 N 419, действовавшее в период реализации инвестиционного проекта до 07.03.2018, которое требований о предоставлении актов ввода объектов лесной инфраструктуры не содержало.
Применение пункта 34 постановления от 23.02.2018 N 190 возможно в части тех объектов, строительство и принятие в эксплуатацию которых имело место после даты вступления его в силу, в части реализованных этапов проекта и построенных объектов лесной инфраструктуры данные требования должны применяться с учетом ранее действовавшего постановления от 30.06.2007 N 419.
Общество письмом от 25.04.2018 исх. N 318/0026-18 в адрес министерства представило документацию в отношении создания объектов лесной инфраструктуры (т. 1, л. д. 25 - 28) в соответствии с требованиями проектов освоения лесов, за время аренды лесных участков было построено 51,96 км лесохозяйственных (противопожарных) дорог. Постановка их на балансовый учет в качестве основных средств не велась в соответствии с принятой на предприятии учетной и финансовой политикой.
Постановление от 23.02.2018 N 190 каких-либо оговорок о распространении его действия на ранее возникшие отношения не содержит. Действие пункта 34 данного постановления о составе документов, которые инвестор направляет после выполнения обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, может распространяться на правоотношения, связанные с обязательствами по созданию объектов лесной инфраструктуры только после даты его вступления в силу, то есть после 08.03.2018.
Аналогичная позиция нашла отражение в письме министерства торговли от 22.01.2019 N 2877/08.
Таким образом, апелляционная коллегия пришла к обоснованным выводам о необходимости применения к спорным правоотношениям положений постановления от 30.06.2017 N 419, отказ министерства, оформленный письмом от 25.04.2019 N 202-06.3-10-12409/19, а также бездействие данного лица по согласованию отчета по завершению инвестиционного проекта, являются незаконными, что правомерно отметил апелляционный суд.
Материалы дела исследованы судом второй инстанции полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Основания для отмены апелляционного постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют, нарушения процессуальных норм (часть 4 статьи 288 Кодекса) не установлены.
Министерство освобождено от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2020 по делу N А32-34679/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.В. Сидорова |
Судьи |
В.Е. Епифанов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.