город Ростов-на-Дону |
|
14 июня 2020 г. |
дело N А32-34679/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июня 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 июня 2020 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Соловьевой М.В.,
судей Ефимовой О.Ю., Пименова С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ю.А. Смородиной,
при участии:
от АО ПДК "Апшеронск": представитель Типикин Д.А. по доверенности от 20.04.2017, паспорт; Калюжный В.В., по доверенности от 10.01.2020, удостоверение;
от Министерства природных ресурсов Краснодарского края Управления лесного хозяйства: представитель Буримова И.Н., удостоверение;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 08.11.2019 по делу N А32-34679/2019
по заявлению акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603)
к Министерству природных ресурсов Краснодарского края Управлению лесного хозяйства (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113)
о признании незаконным отказа в согласовании инвестиционного проекта; об обязании согласовать отчет,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - заявитель, АО ПДК "Апшеронск", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) в согласовании инвестиционного проекта "реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск", отраженный в письме от 25.04.2019 N 202-06.3-10-12409/19 и связанного с ним бездействия по передаче данного согласованного отчета в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, а также об обязании согласовать отчет АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" и в порядке пункта 35 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", принять решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направить его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке ст. 49 АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 ходатайство АО ПДК "Апшеронск" об уточнении требований - удовлетворено. Ходатайство Министерства природных ресурсов Краснодарского края о приобщении - удовлетворено. В удовлетворении требований АО ПДК "Апшеронск" - отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, акционерное общество производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" обратилось в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд рассматривает апелляционную жалобу в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Определением председателя судебного состава от 02.06.2019 в соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с нахождением судьи Филимоновой С.С. в отпуске произведена замена на судью Пименова С.В., в связи с чем, рассмотрение дела производится с самого начала.
В судебном заседании представитель АО ПДК "Апшеронск" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме. Представитель Министерства природных ресурсов Краснодарского края Управления лесного хозяйства не согласился с доводами апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве.
В судебном заседании 04.06.2020 в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 04.06.2020 до 17 час. 30 мин.
В силу п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 99 "О процессуальных сроках" если перерыв объявляется на непродолжительный срок и после окончания перерыва судебное заседание продолжается в тот же день, арбитражный суд не обязан в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 121 АПК РФ, извещать об объявленном перерыве, а также времени и месте продолжения судебного заседания лиц, которые на основании статьи 123 АПК РФ считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, но не явились на него до объявления перерыва.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение суда надлежит изменить по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, акционерное общество производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" реализует инвестиционный проект "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск". Указанный инвестиционный проект был разработан в соответствии с Методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, утвержденные приказом МинпромэнергоРоссии N 422 от 10.10.2007. Содержание и структура концепции инвестиционного проекта отражает требование Положения о порядке утверждения и разработке приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30.06.2007.
Между Министерством природных ресурсов Краснодарского края и акционерным обществом производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" заключены договоры аренды лесных участков с целью реализации приоритетного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск" (далее - инвестиционный проект) в области освоения лесов.
Инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов". Данный проект предусматривает создание объектов лесоперерабатывающий инфраструктуры, лесной инфраструктуры (лесных дорог), а также закупку современной лесозаготовительной и лесохозяйственной техники (пункт 1.2 инвестиционного проекта).
Общество направило в Министерство природных ресурсов Краснодарского края письмо от 09.04.2018 N 267/0026-18 с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта. К отчету были приложены:
- акт о вводе созданного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;
- отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах ЗАО "ПДК "Апшеронск";
- документы, подтверждающие постановку на баланс ЗАО "ПДК "Апшеронск" созданных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
- справка о количестве созданных рабочих мест.
Рассмотрев поступившие документы, административный орган направил в адрес общества письмо от 26.04.2018 N 202-06.3-11988/18-20.04.18, в котором указал на непредставление актов о вводе в эксплуатацию и документов, подтверждающих постановку на баланс общества созданных объектов лесной инфраструктуры, строительство которых предусмотрено проектами освоения лесов на лесных участках, предоставленных в пользование.
Общество во исполнение указанного запроса направило в адрес административного органа письмо от 25.10.2018 N 783/0026-18 с отчетом о достигнутых результатах приоритетного инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО "ПДК "Апшеронск" акционерного общества "ПДК Апшеронск", в том числе, и о выполнении мероприятий по созданию и развитию объектов лесной инфраструктуры на арендованных лесных участках, в соответствии с проектом освоения лесов.
Рассмотрев данное обращение, административный орган направил в адрес общества письмо от 14.11.2018 N 202-06.3-32610, в котором указал на несоблюдение обществом требований подпункта "а" пункта 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.2.2018 N 190, а именно: представленный отчет не содержит документального подтверждения ввода в эксплуатацию созданных объектов лесной инфраструктуры, что исключает возможность принятия решения о завершении данного приоритетного инвестиционного проекта.
Общество направило в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края письмо от 26.02.2019 N 109/0026-19 с отчетом об итогах реализации инвестиционного проекта с обращением к уполномоченному органу о принятии решения о завершении инвестиционного проекта.
Рассмотрев поступивший отчет, административный орган направил в адрес общества письмо от 25.04.2019 N 202-06.3-12409/19 от 25.04.2019 о возврате отчета и представленных документов, ввиду несоответствия требованиям положений подпункта "а" пункта 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, выраженного в отсутствии акта о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию.
Данные обстоятельства послужили обществу основанием для обращения в суд с заявлением.
Суд апелляционной инстанции повторно изучил материалы дела, доводы апелляционной жалобы, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 4 статьи 200 Кодекса при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25.02.1999 N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений".
В развитие указанных положений закона Правительством Российской Федерации принято Постановление N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", утвердившее соответствующее Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.
Из материалов дела следует, что между Администрацией Краснодарского края и АО ПДК "Апшеронск" заключено инвестиционное соглашение N 9 от 20.02.2015 по реализации приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов, а именно инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организации выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей ЗАО ПДК "Апшеронск".
Инвестиционный проект включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов приказом Минпромторга Российской Федерации от 12.03.2009 N 128 "О включении инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов".
Приказом Министерства природных ресурсов Краснодарского края от 03.10.2013 N 1598 была утверждена измененная концепция инвестиционного проекта, а также перечень лесных участков, предоставляемых для реализации инвестиционного проекта.
Пунктом 1.2 измененной концепции инвестиционного проекта предусмотрено создание объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, лесной инфраструктуры (лесных дорог), а также закупку современной лесозаготовительной и лесохозяйственной техники.
В соответствии с разделом 3 "Поэтапный план реализации инвестиционного проекта" Инвестиционного проекта общество обеспечивает создание лесной инфраструктуры на арендованных участках (строительство лесных дорог) на 5 этапе (2013 год) и 6 этапе (2014 год) реализации Инвестиционного проекта.
Из материалов дела следует, что 16.10.2017 получено заключение Департамент по надзору в строительной сфере Краснодарского края N 362-378-18/МК о соответствии построенного объекта капитального строительства проектной документации и требованиям техническим регламентам- организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (МДФ) на производственной базе ЗАО ПДК "Абшеронск" (л.д.17 т.1).
31.01.2018 приказом N 54 генерального директора ЗАО ПДК "Абшеронск" завод введен в эксплуатацию (диск л.д.55 т.2).
Судом апелляционной инстанции установлено, что инвестиционный проект был разработан в соответствии с Методическими указаниями по разработке концепции инвестиционного проекта, претендующего на включение в перечень приоритетных проектов в области освоения лесов, утвержденные приказом Минпромэнерго России N 422 от 10.10.2007. Содержание и структура концепции инвестиционного проекта отражает требование Положения о порядке утверждения и разработке приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30.06.2007 (л.д.52-53 т.1).
В соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", к инвестиционным проектам относятся инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.) с минимальным объемом капитальных вложений не менее 300 млн. рублей, предусматривающие переработку древесных отходов, в том числе в биоэнергетических целях.
Таким образом, создание лесной инфраструктуры являлось основанием для включения инвестиционного проекта в перечень приоритетных.
Порядок подготовки и утверждения перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в период по 07.03.2018 утверждался в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", а с 08.03.2018 в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Согласно пункту 34 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" После выполнения обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры инвестор в течение 3 месяцев направляет в заинтересованный орган следующие документы:
а) акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;
б) отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры;
в) документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта;
г) справка о количестве созданных рабочих мест.
Согласно пункту 35 постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" заинтересованный орган в течение 14 рабочих дней со дня получения от инвестора документов в соответствии с пунктом 34 настоящего Положения осуществляет проверку соответствия выполнения обязательств инвестора по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, принимает решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направляет его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации с приложением следующих документов:
а) акт о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию;
б) отчет об исполненных в рамках инвестиционного проекта обязательствах по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или по модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, подписанный инвестором и утвержденный заинтересованным органом;
в) справка о количестве созданных рабочих мест;
г) документы, подтверждающие постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта.
Из материалов дела следует, что общество направило в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края письмо от 26.02.2019 N 109/0026-19 с отчетом об итогах реализации инвестиционного проекта с обращением к уполномоченному органу о принятии решения о завершении инвестиционного проекта.
Письмом от 25.04.2019 N 202-06.3-12409/19 Министерство природных ресурсов Краснодарского края возвратило отчет и представленные документы, ввиду несоответствия требованиям пункта 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.2.2018 N 190, выраженного в отсутствии акта о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию.
В письме было указано, что в соответствии с принятой обществом учетно-финансовой и налоговой политикой из всех созданных объектов лесной инфраструктуры в эксплуатацию введен только один объект.
Из материалов дела следует, что 31.01.2018 приказом N 54 генерального директора АО ПДК "Апшеронск" завод по производству плит МДФ, ламинированного МДФ и ламинированных напольных покрытий полностью введен в эксплуатацию.
Судом апелляционной инстанции установлено, что обязанность о предоставлении акта о вводе созданного объекта лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированного объекта лесоперерабатывающей инфраструктуры в эксплуатацию была установлена 08.03.2018, с вступлением в силу Постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации"
Ранее действовавшее Постановление Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов", которое действовало весь период реализации проекта до 07.03.2018, требований о предоставлении актов ввода объектов лесной инфраструктуры не содержало.
При этом, согласно разделам 2, 3 Измененной концепции инвестиционного проекта, строительство объектов лесной инфраструктуры (прежде всего лесных дорог) предусматривалось в 2013-2014 годах, то есть в период действия правил в предыдущей редакции (л.д.87 т.1).
Из материалов дела следует, что в указанный период обществом были работы выполнены, что подтверждается подававшимися отчетами в Минприроды Краснодарского края и двусторонними актами о выполненных работах. В материалы дела общество в электронном виде на диске представило документацию, которая была направлена в Министерство (л.д.55 т.2).
Представители общества пояснили, что в течение всего указанного периода (с 2013 года по 08.03.2018) со стороны Министерства никаких замечаний и требований не поступало. Факт выполнения указанных работ в сроки и в размере финансовых затрат никто не оспаривает.
Суд апелляционной инстанции установил, что в Измененной концепции инвестиционного проекта отсутствует перечень объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог и т.п.), которые необходимо построить в рамках данного инвестиционного проекта.
Из материалов дела следует, что обществом неоднократно направлялись отчеты об итогах реализации инвестиционного проекта с обращением к уполномоченному органу о принятии решения о завершении инвестиционного проекта.
Согласно п. 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", который отменил ранее действующее Положение, 26.02.2019 (исх.
N 109/0026-18) направлен третий отчет об итогах реализации инвестиционного проекта с обращением к уполномоченному органу о принятии решения о завершении инвестиционного проекта.
Судебная коллегия пришла к выводу, что применение норм п. 34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", возможно было применить к инвестиционному проекту заявителя, который был разработан на основании Положения о порядке утверждения и разработке приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30.06.2007, только в части тех объектов, строительство и принятие в эксплуатацию которых имело место после даты вступления его в силу.
В части уже реализованных этапов проекта и построенных объектов лесной инфраструктуры данные требования должны применяться с учетом ранее действующего Положения о порядке утверждения и разработке приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации N 419 от 30.06.2007.
Суд апелляционной инстанции считает ошибочным вывод суда первой инстанции о том, что общество не предоставило информацию не только о постановке на баланс построенных лесных дорог, но и актов о вводе их в эксплуатацию, поскольку это прямо противоречит представленным суду доказательствам. В материалы дела на электронном носители- диске обществом были представлены все документы, которые ранее представлялись в Министерство природных ресурсов Краснодарского края (л.д.55 т.2). Из представленных документов следует, что Министерству представлялись акты приемки дорог противопожарного назначения, подписанные в том числе и представителями подведомственных министерству должностных лиц.
Данные акты подпадают под понимание актов, указанных в пп. а) п. 34 вышеуказанного Положения, что является основанием для рассмотрения вопроса о согласовании отчета АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта.
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что к отчету об итогах реализации проекта в пакете документов приложены все необходимые документы.
Общество письмом от 25.04.2018 (исх. N 318/0026-18) в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края предоставило документацию в отношении создания объектов лесной инфраструктуры (л.д.25-28 т.1).
Судебная коллегия установила, что вышеназванным письмом общество пояснило, что в соответствии с требованиями проектов освоения лесов за время аренды лесных участков было построено 51,96 км лесохозяйственных (противопожарных) дорог. Постановка их на балансовый учет в качестве основных средств не велась в соответствии с принятой на предприятии учетной и финансовой политикой.
В бухгалтерском учете основными средствами, для которых необходима подготовка актов о вводе в эксплуатацию, признается имущество, предназначенное в течение длительного времени (свыше 12 месяцев) для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации, для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. Кроме того, имущество, признаваемое основным средством, не должно быть предназначено для перепродажи и должно быть способным приносить экономические выгоды (доход) в будущем (п. 4 ПБУ 6/01). Стоимостной критерий для отнесения имущества к объектам основных средств в бухгалтерском учете устанавливается учетной политикой организации.
Согласно п. 12 Приказа ЗАО ПДК "Апшеронск" от 31.12.2010 "О принятии учетной финансовой и налоговой политики на 2011 год": "Объекты основных средств, имеющие стоимость не более 40 000 рублей за единицу списывать на затраты производства единовременно при передаче в эксплуатацию". Данный норматив соответствует Приказу Минфина РФ от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01".
Согласно абзацу 4 Раздела "Учет основных средств. Оборудования к установке" Приказа N 1322 ЗАО ПДК "Апшеронск" от 29.12.2012 "О принятии учетной финансовой и налоговой политики на 2013 год": "Объекты основных средств, имеющие стоимость не более 40 000 рублей за единицу списывать на затраты производства единовременно при передаче в эксплуатацию".
Согласно п. 13 раздела "Учетная политика для целей бухгалтерского учета" Приказа о принятии учетной политики ЗАО ПДК "Апшеронск" N 1087 от 30.12.2013, начиная с 1 января 2014 года "Активы, в отношении которых выполняются условия, служащие основанием для принятия их к бухгалтерскому учету в качестве объектов основных средств, стоимостью не более 40 000 рублей за единицу отражаются в бухгалтерском учете и отчетности в составе материально-производственных запасов". Данный раздел не менялся и распространяется в вышеуказанной редакции на учет в 2015, 2016, 2017 годах.
Общество пояснило, что объекты стоимостью менее 40 000 рублей сразу списывались при начале их эксплуатации и эти объекты не учитывались как основные средства предприятия, соответственно и подготовка актов ввода таких объектов в эксплуатацию не осуществлялась. В бухгалтерском учете данное имущество в соответствии с действующим законодательством списывалось единовременно, без учета объекта как основного средства и его амортизации.
Суд апелляционной инстанции не соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в отношении инвестиционного проекта общества следует применять Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, действующим в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190, а пункт 34 Положения содержит императивное указание о предоставлении, в том числе, документов, подтверждающих постановку на баланс инвестора созданных объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры в рамках инвестиционного проекта влечет за собой нарушение требований правил ведения бухгалтерского учета и как следствие нарушение требований налогового законодательства.
Системное толкование норм Лесного кодекса РФ, постановления Правительства РФ N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (в частности сопоставление п. 2 и 34 вышеуказанного Положения) и распоряжения Правительства РФ от 17.07.2012 N 1283-р "О перечне объектов лесной инфраструктуры для защитных лесов, эксплуатационных лесов и резервных лесов", показывает, что в п. 34 вышеуказанного Положения указывается на акты ввода в эксплуатацию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизированных объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, которые являются основными (ключевыми) применительно к целям реализации инвестиционного проекта.
Основной целью и задачей инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" является строительство завода МДФ. Данный завод построен, введен в эксплуатацию, в отношении него предоставлены все необходимые документы в соответствии с установленными требованиями.
К предоставленным сведениям, содержащим информацию о количестве и протяжённости созданных объектов лесной инфраструктуры в рамках реализации проекта, исходя из содержания письма N 202-06.3-12409/19 от 25.04.2019, у административного органа замечаний нет.
Заключенное Администрацией Краснодарского края и обществом инвестиционное соглашение в большей части регулируется нормами гражданского права.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Согласно ч. 2 ст. 4 ГК РФ по отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
В силу ч. 2 ст. 422 ГК РФ если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Суд апелляционной инстанции, проанализировав текст постановления Правительства РФ N 190 от 23.02.2018 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства РФ", установил, что каких-либо оговорок о распространении действия его норм на ранее возникшие отношения, он не содержит.
Таким образом, действие нормы п. 34 вышеуказанного постановления Правительства РФ о составе документов, которые инвестор направляет после выполнения обязательств по созданию объектов лесной инфраструктуры и лесоперерабатывающей инфраструктуры или модернизации объектов лесоперерабатывающей инфраструктуры, может распространяться на правоотношения, связанные с обязательствами по созданию объектов лесной инфраструктуры только после даты его вступления в силу, то есть после 08.03.2018.
Суд апелляционной инстанции также учитывает позицию Минпромторга России, изложенную в письме от 22.01.2019 N 2877/08 на запрос АО ПДК "Апшеронск", из которой следует, что изменения, вступившие в силу 8 марта 2018, распространяются на правоотношения, возникшие после указанной даты, и не применяются к договорам аренды лесных участков, заключенных до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (диск л.д.55 т.2).
Поскольку инвестиционный проект общества в части создания объектов лесной инфраструктуры был полностью реализован в период действия постановления Правительства РФ от 30.06.2017 N 419, то распространение на спорные правоотношения нормы п.34 постановления Правительства РФ от 23.02.2018 N 190 в части требования от общества предоставления акта о вводе в эксплуатацию созданного объекта лесной инфраструктуры является незаконным, нарушающим права общества и создающим ему дополнительные препятствия к реализации им своих прав в рамках первоначально заключенного инвестиционного проекта.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что оспариваемый отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края в согласовании инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск", отраженный в письме N 202-06.3-10-12409/19 от 25.04.2019, а также бездействие по передаче данного согласованного отчета в Министерство промышленности и торговли РФ, подлежат признанию незаконными.
В резолютивной части решения о признании незаконным действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд указывает на обязанность соответствующих органов совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 статьи 201 Кодекса).
Судом апелляционной инстанции установлено, что общество неоднократно направляло в адрес Министерства природных ресурсов Краснодарского края пояснения, а также всю первичную документацию с целью подтверждения завершения инвестиционного проекта, в материалы дела указанные документы представлены в электронном виде. В суде апелляционной инстанции представитель Министерства подтвердил, что представленные в суд апелляционной инстанции документы в электронном виде были приложены к письму общества от 26.02.2019 N 109/0026-19, были предметом рассмотрения Министерства, по данным документам был дан отказ в письме от 25.04.2019 (л.д.23-24 т.1). В качестве отказа был указан п.34 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", иных оснований указано не было.
С целью восстановления нарушенных прав и законных интересов заявителя и в соответствии с приведенной процессуальной нормой суд апелляционной инстанции считает необходимым возложить на уполномоченный орган обязанность по согласованию отчета АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" и в порядке п. 35 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 "О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившим силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", принять решение о завершении инвестиционного проекта и в течение 14 рабочих дней направить его в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В связи с изложенным, решение суда первой инстанции подлежит изменению в силу п. 3 ч. 1 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.
В остальной части решение надлежит оставить без изменения.
В соответствии с частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При подаче заявления государственная пошлина в размере 3 000 (Три тысячи) рублей, была перечислена по платежному поручению от 24.07.2019 N 179, а также государственная пошлина за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, была уплачена по квитанции от 06.12.2019, указанная пошлина подлежит взысканию с Министерства природных ресурсов Краснодарского края Управлению лесного хозяйства (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) в пользу акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 08.11.2019 по делу N А32-34679/2019 изменить.
Признать незаконными отказ Министерства природных ресурсов Краснодарского края в согласовании инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск", отраженный в письме N 202-06.3-10-12409/19 от 25.04.2019, а также бездействие по передаче данного согласованного отчета в Министерство промышленности и торговли РФ.
Обязать Министерство природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) согласовать отчет АО ПДК "Апшеронск" о завершении инвестиционного проекта "Реконструкция и развитие комплекса лесозаготовки и переработки древесины, организация выпуска плит МДФ, столярных и мебельных изделий из МДФ и древесины на базе производственных площадей АО ПДК "Апшеронск" путем принятия решение о завершении инвестиционного проекта, направить его в течение 14 рабочих дней в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
В остальной части решение оставить без изменения.
Взыскать с Министерства природных ресурсов Краснодарского края Управлению лесного хозяйства (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) в пользу акционерного общества производственно-деревообрабатывающего комплекса "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603) государственную пошлину за подачу заявления в размере 3 000 (Три тысячи) рублей, перечисленную по платежному поручению от 24.07.2019 N 179, а также государственную пошлину за подачу апелляционной жалобы в размере 1 500 (Одна тысяча пятьсот) рублей, уплаченной по квитанции от 06.12.2019.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, в течение двух месяцев с даты его вступления в законную силу (даты изготовления в полном объёме), через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.В. Соловьева |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-34679/2019
Истец: АО ПДК "АПШЕРОНСК", АО производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ КК, Министерство природных ресурсов Краснодарского края