г. Краснодар |
|
23 сентября 2020 г. |
Дело N А32-56902/2019 |
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе судьи Трифоновой Л.А., без вызова и участия истца - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики" (ИНН 0105016209, ОГРН 1020100699080) и ответчика - Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752), рассмотрев кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 по делу N А32-56902/2019, установил следующее.
ГБУЗ РА "Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики" (далее - истец, учреждение) обратилось в арбитражный суд с иском к Южному межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - ответчик, управление) о взыскании 3136 рублей 59 копеек излишне уплаченного налога (сбора).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным положениями главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Судом изготовлено мотивированное решение от 26.02.2020.
Решением от 26.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.04.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе центр просит отменить судебные акты и удовлетворить иск, ссылаясь на то, что учреждение не относится к видам абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и обязанность по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - НВОС). Заявитель указывает, что водоотведение в 2016 году осуществлялось специализированной организацией на основании контракта, а внесение платы за ее услуги и отсутствие задолженности подтверждено материалами дела.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить по следующим основаниям.
Из материалов дела видно, что учреждение в 2016 году представило декларацию о плате за НВОС за 2016 год, в которой отразило сумму авансовых платежей 3136 рублей 59 копеек и такую же сумму к возврату либо зачету платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты. Уплата платежей за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты подтверждена платежными поручениями.
Полагая, что от уставной деятельности истца не исходит НВОС в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, и отсутствует обязанность по внесению за это платы, учреждение 28.03.2019 обратилось в управление с заявлением о возврате данной суммы.
Невозврат денежных средств послужил основанием для обращения учреждения с иском в арбитражный суд.
Отказывая в иске, суды руководствовались статьями 16, 16.1 Федерального закона от 10.01.2012 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ), статьей 23 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), определением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О, исследовав представленные доказательства, сделали вывод о недоказанности истцом отсутствия у него обязанности по внесению платы за НВОС в 2016 году.
Суд апелляционной инстанции поддержал данный вывод суда первой инстанции.
Отклоняя ссылку истца на то, что учреждение не относится к видам абонентов, для которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ и обязанность по внесению платы за НВОС, суд апелляционной инстанции указал на недоказанность данного обстоятельства и несоблюдение учреждением предусмотренного приказом Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334 Порядка зачета и возврата сумм излишне уплаченной платы за НВОС.
Однако суды не учли следующего.
Учреждение (абонент) заключило государственный контракт от 25.01.2016 N 544 холодного водоснабжения и водоотведения с МУП "Майкопводоканал" (гарантирующая организация), по которому последняя обязалась принимать сточные вод абонента от канализационного выпуска в централизованную систему водоотведения и обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду для объектов абонентов, категории которых определены Правительством Российской Федерации, устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, а также лимиты на сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 18.03.2013 N 230 "О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов" к абонентам, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, относятся юридические лица, которые заключили или обязаны заключить договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, осуществляют деятельность, связанную с производством, переработкой продукции, и которым принадлежат на праве собственности или на ином законном основании канализационные выпуски в централизованную систему водоотведения. При этом среднесуточный объем отводимых (принимаемых) сточных вод с указанных объектов составляет более 200 куб. метров в сутки суммарно по всем выпускам в одну централизованную систему водоотведения.
В деле отсутствуют доказательства того, что учреждение осуществляет деятельность, связанную с производством, переработкой продукции; что оно относится к абонентам, для объектов которого установлены нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Таким образом, основания для внесения учреждением платы за НВОС в виде сбросов загрязняющих веществ в водные объекты отсутствовали.
Постановлением Правительства от 03.03.2017 N 255 "Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду" утверждены Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду (далее - Правила).
Согласно пункту 36 названных Правил сумма излишне уплаченной (взысканной) платы подлежит зачету в счет предстоящих платежей лица, обязанного вносить плату, либо возврату указанному лицу. Зачет и возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляются в порядке, установленном Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, на основании заявления лица, обязанного вносить плату, в срок не позднее 3 месяцев с даты получения Федеральной службой по надзору в сфере природопользования соответствующего заявления.
Пунктом 2 приказа Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, которым утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрено, что суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
Зачет сумм излишне уплаченной (взысканной) платы производится по тем видам негативного воздействия на окружающую среду (кодам бюджетной классификации), а также по кодам Общероссийского классификатора территорий муниципальных образований, по которым лицом, обязанным вносить плату, исчислялась и вносилась плата.
В силу пункта 5 Порядка зачет или возврат сумм излишне уплаченной (взысканной) платы осуществляется территориальным органом Росприроднадзора на основании заявления лица, обязанного вносить плату, о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в срок не позднее 3 месяцев с даты получения территориальным органом Росприроднадзора заявления о зачете сумм излишне уплаченной (взысканной) платы в счет будущего отчетного периода или заявления о возврате сумм излишне уплаченной (взысканной) платы.
К заявлению прилагается акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на окружающую среду, подписанный без разногласий территориальным органом Росприроднадзора и лицом, обязанным вносить плату.
Из материалов дела видно, что учреждение направило управлению заявление, не подписанный последним акт сверки расчетов суммы платы за НВОС и платежные документы, подтверждающие перечисление спорной суммы. Неподписание управлением данного акта суд апелляционной инстанции расценил как свидетельство неподтверждения отсутствия недоимки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако суд не учел отзыв управления, в котором последнее не заявляло о наличии задолженности, а лишь сообщало о необходимости соблюдения им пункта 12 приказа N 334 и предлагало учреждению представить дополнительные документы. ( т.1, л. д. 42).
В ходе судебного разбирательства документальные доказательства наличия у учреждения задолженности ответчиком также не представлены.
Приводя доводы о непроведении сторонами сверки расчетов, управление также не доказало факт уклонения учреждения от проведения подобной сверки.
Суды не оценили данные доказательства.
При изложенных обстоятельствах судебные акты нельзя признать законными и обоснованными, поскольку у судов отсутствовали основания для отказа истцу в удовлетворении иска.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 26.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.04.2020 по делу N А32-56902/2019 отменить.
Взыскать с Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН 2309089375, ОГРН 1042304949752) в пользу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Адыгея "Адыгейский республиканский центр медицинской профилактики" (ИНН 0105016209, ОГРН 1020100699080) 3136 рублей 59 копеек излишне уплаченного налога (сбора).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Трифонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пунктом 2 приказа Росприроднадзора от 20.06.2019 N 334, которым утвержден Порядок зачета и возврата сумм излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду, предусмотрено, что суммы излишне уплаченной (взысканной) платы за негативное воздействие на окружающую среду подлежат зачету в счет будущего отчетного периода или возврату лицу, обязанному вносить плату.
...
Из материалов дела видно, что учреждение направило управлению заявление, не подписанный последним акт сверки расчетов суммы платы за НВОС и платежные документы, подтверждающие перечисление спорной суммы. Неподписание управлением данного акта суд апелляционной инстанции расценил как свидетельство неподтверждения отсутствия недоимки по платежам за негативное воздействие на окружающую среду.
Однако суд не учел отзыв управления, в котором последнее не заявляло о наличии задолженности, а лишь сообщало о необходимости соблюдения им пункта 12 приказа N 334 и предлагало учреждению представить дополнительные документы. ( т.1, л. д. 42)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 сентября 2020 г. N Ф08-5808/20 по делу N А32-56902/2019