Досье на проект федерального закона
Как следует из пояснительной записки, законопроектом предлагается обязать государство изготавливать и устанавливать за счет средств федерального бюджета надгробные памятники участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, а также инвалидам Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов и инвалидам боевых действий, погибшим (умершим) и захороненным на территории субъекта Российской Федерации, вне зависимости от даты их смерти.
С этой целью законопроектом предлагается дополнить статью 24 Федерального закона "О ветеранах" подпунктом 1.1, предусматривающим изготовление и установку надгробных памятников указанным категориям ветеранов, погибшим (умершим) в период с 9 мая 1945 года по 12 июня 1990 года, за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Предусматривается, что данные гарантии государства не предоставляются в случае, если надгробный памятник был изготовлен и установлен за счет за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации или бюджета муниципального образования либо была осуществлена оплата из соответствующего бюджета за его изготовление и установку.
Разделяя позицию авторов проекта федерального закона о значимости вопроса увековечения памяти всех погибших и умерших защитников Отечества, вместе с тем с учетом поступивших на законопроект отзывов, замечаний и предложений, Комитет отмечает следующее.
Действующей редакций пункта 1 статьи 24 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" предусмотрено, что расходы, связанные с оказанием ритуальных услуг, изготовлением и установкой надгробного памятника погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, ветеранам боевых действий, а также инвалидам войны и ветеранам военной службы, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
При этом статья 24 Федерального закона "О ветеранах" не содержит норм по изготовлению и установке надгробных памятников погибшим (умершим) указанным в ней категорий ветеранам, определяющих какую-либо определенную дату их гибели (смерти), а именно с 12 июня 1990 года.
Изготовление и установление за счет средств федерального бюджета надгробных памятников, включая участникам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий, погибшим (умершим) в период с 12 июня 1990 года по 31 декабря 1992 года, осуществляется в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 3 марта 2007 года N 270 "О некоторых вопросах увековечения памяти погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий и ветеранов военной службы" (со дня принятия Декларации "О государственном суверенитете Российской Советской Федеративной Социалистической Республики", с 1 января 1993 года начал действовать Закон Российской Федерации "О статусе военнослужащих", которым впервые законодательно были предусмотрены гарантии по изготовлению и установке за счет средств федерального бюджета надгробных памятников военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, погибшим при прохождении военной службы или умершим в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания, а также участникам войны).
Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством изготовление и установка надгробных памятников за счет средств федерального бюджета погибшим (умершим) ветеранам предусмотрены не только для перечисленных в законопроекте лиц.
В этой связи предлагаемые законопроектом изменения представляются социально несправедливыми по отношению к другим категориям ветеранов, например, к ветеранам военной службы, которым оказание таких услуг за счет за счет средств федерального бюджета также предусмотрено статьей 24 Федерального закона "О ветеранах".
Счетная палата Российской Федерации отмечает, что вызывает сомнение достоверность прогнозируемого объема дополнительных расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта в размере не более 67 млрд. рублей согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту.
Так, в основу расчета дополнительной потребности федерального бюджета положена норма расходов денежных средства на изготовление надгробных памятников и их установку в размере до 27 016 рублей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, государственной противопожарной службы и таможенных органов, прокуроров, граждан, призванных на военные сборы, лиц, уволенных с военной службы (со службы в указанных органах, войсках и учреждениях, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и органах налоговой полиции), и уволенных со службы прокуроров, а также на изготовление и установку надгробных памятников" (в ред. от 17.10.2018 г.).
Однако авторами законопроекта не учтено, что с 20 сентября 2019 года норма расходов денежных средств на изготовление надгробных памятников и их установку погибшим (умершим) участникам Великой Отечественной войны, в том числе инвалидам Великой Отечественной войны (не проходившим службу в действующей армии в качестве военнослужащих) была увеличена до 28178 рублей (Постановление Правительства РФ N 460 (в ред. от 18.09.2019 г.).
Не учтено также, что в отношении погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны, проходивших службу в действующей армии в качестве военнослужащих, данная норма составляла до 35 171 рублей (в настоящее время Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.02.2023 г. N 307 в постановление N 460 внесены изменения, в том числе по увеличению норм указанных расходов денежных средств - до 33005 рублей и до 41196 рублей соответственно).
Кроме того законопроект не содержит положений, установленных статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой принимаемый закон либо другой нормативный правовой акт, предусматривающий увеличение расходных обязательств по существующим видам расходных обязательств или введение новых видов расходных обязательств, которые до его принятия не исполнялись ни одним публично-правовым образованием, должен содержать нормы, определяющие источники и порядок исполнения расходных обязательств.
Правительством Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживается.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет по обороне и безопасности, Комитет по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера, Комитет по бюджету и финансовым рынкам имеют замечания и также не поддерживают законопроект.
Счетной палатой Российской Федерации с учетом замечаний законопроект не поддержан.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы отмечает, что право на оказание ритуальных услуг в полном объеме регламентировано в части 1 статьи 24 Федерального закона "О ветеранах" и дополнительного правового регулирования не требует.
Из поступивших на проект федерального закона 72 отзывов из 51 субъекта Российской Федерации: поддерживают законопроект - 3 субъекта Российской Федерации, не поддерживают - 6 субъектов Российской Федерации, мнение большинства субъектов Российской Федерации не выражено (мнения разделились или отзыв одного из органов государственной власти субъекта Российской Федерации отсутствует).
С учетом изложенного Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рекомендует отклонить данный проект федерального закона при рассмотрении в первом чтении.
Утверждено Решением Комитета от 15 марта 2023 года N 71.
Председатель комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.