г. Краснодар |
|
29 сентября 2020 г. |
Дело N А25-1834/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 сентября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 29 сентября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Посаженникова М.В. и Черных Л.А., в отсутствие в судебном заседании заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 1" (ИНН 0917018866, ОГРН 1110917002118), заинтересованного лица - Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (ИНН 0917022799, ОГРН 1130917001214), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерного общества "Газпром газораспределение Черкесск", надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управление жилищного хозяйства N 1" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А25-1834/2019, установил следующее.
ООО "Управление жилищного хозяйства N 1" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением о признании недействительным предписания от 16.05.2019 к акту от 16.05.2019 N 357 Управления государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики (далее - управление).
Определением от 30.01.2020 суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - акционерное обществе "Газпром газораспределение Черкесск".
Решением суда от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2020, заявление общества удовлетворено в части. Признано недействительным, как несоответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации, предписание управления от 16.05.2019 к Акту от 16.05.2019 N 357 в части обязания провести работы по техническому диагностированию внутриквартирного газового оборудования. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано. С управления в пользу общества взысканы 3 тыс. рублей расходов по уплате государственной пошлины.
Судебные акты мотивированы тем, что согласно подпунктам "а", "в" пункта 7 Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, утвержденных приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2013 N 613 (далее - Правила N 613), общество, являясь управляющей организацией, обязано в установленном порядке заключать договоры на выполнение работ по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования (далее - ВДГО). При этом у заявителя отсутствует обязанность по заключению договора о техническом диагностировании в отношении внутриквартирного газового оборудования, поскольку обязанность по заключению соответствующих договоров лежит на собственниках (пользователях) помещений, в которых размещено такое оборудование.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 28.02.2020 и постановление апелляционной инстанции от 16.06.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы ссылается на несоответствие содержащихся в судебных актах выводов обстоятельствам дела и нарушение норм материального права. Заявитель считает ошибочным вывод суда о наличии обязанности у общества заключать договоры на выполнение работ по техническому диагностированию ВДГО.
Отзывы на кассационную жалобу не представлены.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 19.03.2019 N 228 управлением проведена внеплановая выездная проверка в отношении общества на предмет соблюдения обязательных требований жилищного законодательства в части использования и содержания ВДГО в газифицированных многоквартирных домах, а также организации технического обслуживания дымовых и вентиляционных каналов в многоквартирных домах.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 27.03.2019 N 233.
По результатам рассмотрения материалов проверки управлением выдано предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований от 27.03.2019 N 233.
На основании распоряжения от 15.05.2019 N 358 в отношении общества проведена внеплановая документарная проверка, с целью проверки исполнения обществом мероприятий (работ) по устранению нарушений, обозначенных в предписании от 27.03.2019 N 233, в ходе которой выявлены факты невыполнения пункта 1 предписания от 27.03.2019 к акту N 233, которым предусмотрено в срок до 15.05.2019 провести работы по техническому диагностированию ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Результаты проверки оформлены актом проверки от 16.05.2019 N 357.
Обществу выдано предписание от 16.05.2019 N 357, которым на заявителя возложена обязанность проведения работ по техническому диагностированию ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Общество, не согласившись с указанным предписанием, обратилось в арбитражный суд.
Отказывая обществу в удовлетворении требования, суды, руководствуясь статьей 20 Жилищного кодекса Российской Федерации указали, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством Российской Федерации. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в том числе, выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
Таким образом, оспариваемое предписание выдано компетентным органом, поскольку управление в соответствии с Положением об Управлении государственного жилищного надзора Карачаево-Черкесской Республики, утвержденным Указом главы Карачаево-Черкесской Республики от 24.04.2015 N 59, является органом исполнительной власти Карачаево-Черкесской Республики, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора, лицензирование деятельности по управлению многоквартирными домами.
Грубых нарушений в ходе проверки, влекущих недействительность ее результатов, суды не установили.
Как видно из материалов дела, основанием для выдачи оспариваемого предписания послужили выявленные в ходе проведения внеплановой документарной проверки нарушения Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.05.2013 N 410: не проведено техническое диагностирование ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования газифицированных многоквартирных домов, находящихся в управлении общества (постройки до 1989 года).
В качестве мероприятия, подлежащего исполнению, управлением в предписании указано провести техническое диагностирование внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В качестве мероприятия, подлежащего исполнению, управлением в предписании указано провести техническое диагностирование ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования.
Признавая законным предписание управления в части, касающейся обязанности общества провести работы по техническому диагностированию ВДГО, судебные инстанции, проанализировав положения частей 1, 1.1, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491) и пункта 21 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290, правомерно указали, что в обязанности управляющей организации входит надлежащее содержание систем ВДГО в многоквартирном доме.
Согласно пункту 5 Правил N 491 в состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
Положениями пункта 4 Правил N 410 установлено, что работы по техническому обслуживанию и ремонту ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования выполняются специализированной организацией в порядке, предусмотренном данными Правилами, на основании договора о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования, заключенного между заказчиком и исполнителем.
Требования пункта 8 Правил устанавливает, что работы по техническому диагностированию ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования осуществляются в отношении этого оборудования, отработавшего нормативные сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки эксплуатации, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов. Проведение технического диагностирования ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования обеспечивается путем заключения договора о техническом диагностировании указанного оборудования с организацией, отвечающей требованиям, определяемым Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в отношении ВДГО - лицами, ответственными за содержание общего имущества в многоквартирном доме (управляющая организация, товарищество или кооператив, собственники помещений - при непосредственном способе управления многоквартирным домом), а также собственников домовладения.
При отсутствии сведений о нормативных сроках эксплуатации, установленных изготовителем, либо сроков эксплуатации, установленных проектной документацией, утвержденных в отношении газопроводов применяется норма проектирования, установленная ВСН 58-88 (р) "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения", которая устанавливает в Приложении 3 срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет.
Согласно требованиям пункта 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
В силу пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении ВДГО многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений.
В силу пункта 7 Правил N 613 заказчиком по договору о техническом диагностировании ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования являются:
а) в отношении ВДГО многоквартирного дома - управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, приобретающие газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений;
б) в отношении ВДГО в домовладении - собственник домовладения;
в) в отношении внутриквартирного газового оборудования - собственник (пользователь) расположенных в многоквартирном доме помещений, в которых размещено такое оборудование.
Вместе с тем, в нарушение вышеуказанных требований федерального законодательства обществом (управляющая компания) не заключены договоры со специализированными организациями для осуществления работ по техническому диагностированию ВДГО многоквартирного дома.
Факт несоблюдения приведенных норм права, как они отражены в оспариваемом предписании, на момент проверки имели место, зафиксированы в акте проверки, подтверждены материалами проверки, и заявителем должным образом не опровергнуты, что свидетельствует о наличии у управления правовых оснований для вынесения оспариваемого предписания, требования которого направлены на устранение выявленных нарушений.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебные инстанции обоснованно признали законным предписание в части возложения на общества обязанности по проведению работ по техническому диагностированию ВДГО.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А25-1834/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
М.В. Посаженников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно требованиям пункта 3.1 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000, утвержденного Приказом Госстроя Российской Федерации от 03.05.2000 N 101 диагностика внутренних газопроводов включает в себя комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, предназначенных для определения: реальных условий эксплуатации газопровода; технического состояния газопровода; остаточного ресурса (продление, сверх нормативного, срока безопасной эксплуатации газопровода) или обоснования необходимости замены (реконструкции) внутреннего газопровода.
В силу пункта 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых и общественных зданий. Общие требования, Методы диагностирования. МДС 42-1.2000 первичная диагностика внутреннего газопровода в соответствии с пунктом 3.8.5 Правил безопасности в газовом хозяйстве, утвержденных постановлением Госгортехнадзора России от 30.11.1998 N 71, производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
Согласно пункту 17 Правил N 410 заказчиком по договору о техническом обслуживании и ремонте ВДГО и (или) внутриквартирного газового оборудования в отношении ВДГО многоквартирного дома является управляющая организация, товарищество или кооператив, индивидуальный предприниматель, являющиеся исполнителями коммунальной услуги по газоснабжению, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в многоквартирном доме - собственники таких помещений."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 сентября 2020 г. N Ф08-7671/20 по делу N А25-1834/2019
Хронология рассмотрения дела:
29.09.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7671/20
16.06.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1327/20
28.02.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1834/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1834/19
26.09.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1834/19