Досье на проект федерального закона
Рассматриваемый проект федерального закона направлен на повышение ответственности в сфере производства, использования и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней. В связи с чем предлагается внести ряд изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ).
В частности, в действующей статье 191 "Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга" УК РФ предлагается установить штрафы в размере, кратном предмету преступления за совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, драгоценными камнями, в нарушение правил, установленных законодательством, а равно их незаконный оборот.
Предлагается изложить в новой редакции действующую статью 192 "Нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней" УК РФ, предусмотрев наряду с уже установленной ответственностью за уклонение от обязательной сдачи на аффинаж найденных драгоценных металлов или камней, ответственность за осуществление деятельности по очистке извлеченных драгоценных металлов от примесей и сопутствующих химических элементов (аффинаж), а также ответственность за сбыт и оборот заведомо незаконных аффинированных драгоценных металлов. Также предлагается установить повышенную ответственность в случае совершения рассматриваемых деяний группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При этом в указанной статье предлагается также установить размеры штрафов, кратные предмету преступления.
Законопроектом предлагается определить, что для целей вышеуказанных статьей (191 и 192 УК РФ) в качестве крупного размера признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, превышающая один миллион рублей. В связи с чем вносится корреспондирующее изменение в примечание к статье 170.2 УК РФ, которое в свою очередь устанавливает общее правило определения крупного и особого крупного размера (ущерба/дохода/задолженности) для статей главы 22 УК РФ.
Кроме того, в действующей статье 255 "Нарушение правил охраны и использования недр" УК РФ предлагается установить ответственность за незаконную добычу драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, совершенные в крупном размере, а также повышенную ответственность, в случае совершения деяния группой лиц по предварительному сговору или организованной группой. При этом предлагается установить размеры штрафов кратных предмету преступления, а также определить, что крупным размером признается стоимость янтаря, нефрита или иных полудрагоценных камней, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, превышающая один миллион рублей.
Законопроектом предусмотрены корреспондирующие изменения в УПК РФ в части, касающейся отнесения подследственности уголовных дел по вводимым законопроектом составам преступлений (проектируемые части 4-5 статьи 255 УК РФ) к компетенции следователей органов внутренних дел.
В соответствии с общими требованиями уголовного законодательства штраф устанавливается в размере от пяти тысяч до пяти миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет. Исключением является кратность предмета взятки (коммерческого подкупа), где штраф, исходя из величины, кратной предмету взятки (подкупа), не может быть менее двадцати пяти тысяч рублей и более пятисот миллионов рублей. В связи с чем законопроектом предлагается внести изменения в статью 46 "Штраф" УК РФ, распространив исключение из общего правила исчисления штрафа в отношении величины, кратной стоимости драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, являвшихся предметом преступления.
Комитет поддерживает концепцию указанного законопроекта при условии его доработки ко второму чтению с учетом следующих замечаний.
Установление кратных штрафов только для преступлений, связанных с незаконным оборотом драгоценных металлов и драгоценных камней, носит несистемный характер построения штрафных санкций за преступления в сфере экономической деятельности (глава 22 УК РФ).
На наш взгляд, предлагаемое законопроектом регулирование не будет соответствовать единому подходу применения такой уголовно-правовой меры, как штраф, поскольку не учитывается, что в главах 22 "Преступления в сфере экономической деятельности" и 26 "Экологические преступления" содержатся схожие по степени общественной опасности составы преступлений, санкции которых сконструированы в соответствии с требованиями Общей части УК РФ. Например, статья 171 "Незаконное предпринимательство", статья 171.3 "Незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции", статья 186 "Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или ценных бумаг", статья 200.2 "Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий", статья 256 "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов", статья 260 "Незаконная рубка лесных насаждений" и др. Также следует отметить, что введение кратных штрафов за нарушения в сфере оборота драгоценных металлов и камней в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях не может служить безусловным основанием введения кратных штрафов в качестве уголовного наказания за преступления, связанные с оборотом драгоценных металлов и камней.
Представленная редакция законопроекта не противоречит требованиям Методических рекомендаций по юридико-техническому оформлению законопроектов.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по государственному строительству и законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1172932-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.