Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике
и делам ветеранов по проекту федерального закона N 448561 -8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 448561-8 (далее - законопроект) внесен Правительством Российской Федерации 29 сентября 2023 года одновременно с проектом федерального закона "О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов".
Федеральным законом от 19 декабря 2022 г. N 522-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" (далее - Закон N 522-ФЗ) с 1 января 2023 г. минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ) был установлен в сумме 16 242 рубля. При этом соотношение МРОТ с медианной заработной платой за 2021 год составило 45,9%.
Учитывая изложенное, статьей 2 Закона N 522-ФЗ с 1 января 2023 г. по 31 декабря 2024 г. включительно было приостановлено действие норм статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (далее - Закон N 82-ФЗ), устанавливающих исчисление МРОТ исходя из медианной заработной платы.
Одновременно статьей 3 Закона N 522-ФЗ устанавливался сценарий ускоренного повышения в 2023 и 2024 годах МРОТ, путем установления его величины исходя темпа роста МРОТ, превышающего на три процентных пункта темп роста величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, установленной соответственно на 2023 и 2024 годы, по отношению к указанной величине, установленной на предшествующий год.
Согласно пояснительной записке, законопроектом предлагается из статьи 1 Закона N 82-ФЗ, исключить нормы, касающиеся установления МРОТ исходя из 42% медианной заработной платы. При этом предусматриваются требования о том, что МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации на очередной год и не ниже МРОТ, установленного на текущий год.
Кроме того, законопроектом с 1 января 2024 г. признаются утратившими силу статьи 2 и 3 Закона N 522-ФЗ.
Одновременно законопроектом предусматривается установление в статье 1 Закона N 82-ФЗ с 1 января 2024 года МРОТ в размере 19 242 рублей в месяц с ростом на 18,5 процента к предыдущему году.
Также законопроектом закрепляется положение о том, что с 2025 года соотношение МРОТ и медианной заработной платы устанавливается в размере не ниже 48 процентов.
Как указано в пояснительной записке, реализация положений законопроекта будет способствовать обеспечению повышения заработной платы около 4,8 млн. работников.
Финансовое обеспечение реализации законопроекта будет осуществляться за счет средств, предусмотренных на 2024 год в соответствующих бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно финансово-экономическому обоснованию дополнительные расходы на повышение заработной платы работников бюджетной сферы в 2024 году (к средствам, заложенным в федеральный бюджет) составят 146,1 млрд. руб.
В том числе работников федеральных государственных учреждений - 19,7 млрд. руб., работников государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений - 126,4 млрд. руб.
Дополнительная потребность в финансовых средствах на повышение заработной платы работников организаций реального сектора экономики при повышении МРОТ в 2024 году составят 47,4 млрд. руб.
В заключении Правового Управления Аппарата Государственной Думы отмечено, что по законопроекту концептуальных замечаний правового характера не имеется.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта.
Счетная палата Российской Федерации замечаний и предложений по законопроекту не имеет.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает принятие проекта федерального закона N 448561 -8 "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и признании утратившими силу статей 2 и 3 Федерального закона "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" и о приостановлении действия ее отдельных положений" в связи с повышением минимального размера оплаты труда" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Я.Е. Нилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.