г. Краснодар |
|
30 сентября 2020 г. |
Дело N А61-5230/2019 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А.,
рассмотрев по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) с учетом особенностей, установленных статьей 288.2 Кодекса, без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу акционерного общества "Севкавказэнерго" (ИНН 1502002701, ОГРН 1021500580090) на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А61-5230/2019,
установил следующее.
АО "Севкавказэнерго" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Республиканской службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее - служба) от 20.09.2019 N 97-14.6/2019 о привлечении к ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс об административных правонарушениях) в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа за нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов), иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Решением суда от 23.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 01.06.2020, заявленное требование удовлетворено по мотиву отсутствия в действиях общества состава вмененного правонарушения.
В кассационной жалобе служба просит отменить решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций, принять по делу новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на отсутствие оценки доводам службы о наличии в действиях общества вмененного ему правонарушения; непредставление доказательств ведения раздельного учета доходов и расходов по регулируемым видам деятельности в энергетике.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Определением исполняющего обязанности председателя первого судебного состава Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29.09.2020 судья Воловик Л.Н. заменена на судью Черных Л.А. ввиду болезни.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что основанием для привлечения общества к ответственности по части 2 статьи 14.6 Кодекса об административных правонарушения в виде взыскания 100 тыс. рублей штрафа послужило отсутствие раздельного учета обществом доходов и расходов, относимых на население и приравненные к нему категории потребителей, на прочих потребителей и сетевые организации, предусмотренные пунктом 5 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования).
Частью 2 статьи 14.6 Кодекса установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, руководствуясь Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), Основами ценообразования, постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.1998 N 700 "О ведении раздельного учета затрат по регулируемым видам деятельности в энергетике", приказом ФАС России от 21.11.2017 N 1554/17 "Об утверждении методических указаний по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов", Положением по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации", утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, судебные инстанции сделали вывод об отсутствии в действиях общества признаков состава вмененного ему правонарушения.
Соглашаясь с принятием обществом всех необходимых мер по соблюдению требований Закона N 35-ФЗ, суд исходил из того, что спор связан с методом ведения раздельного учета; исходя из положения учетной политики общества раздельный учет расходов осуществляется с учетом количества потребителей и объема потребления потребителями группы "Население" и группы "Прочие потребители", учитываемые в процентном соотношении; действующие в проверяемый период нормативные акты в сфере электроэнергетики не обязывали общество утверждать в учетной политике детализированный порядок раздельного учета, а также состав и перечень расходов, относимых на регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, например, вести раздельный учет по различным группам потребителей среди населения; субъекту электроэнергетики предоставлено право самостоятельно выбрать принципы раздельного учета показателей, применяемые им, детализированный порядок раздельного учета, а также состав расходов в учетной политике или в ином организационно-распорядительном документе.
Учитывая, что учетная политика общества устанавливается на календарный год, суд сделал вывод о правомерности ведения раздельного учета применительно ко всему 2018 году.
В отношении проверки за 2019 год суд исходил из отсутствия запроса службой у общества каких-либо бухгалтерских документов за 2019 год.
При этом суд учел, что вывод о допущенных обществом нарушениях сделан исключительно из анализа Положения об учетной политики общества за 2019 год, утвержденного приказом от 29.12.2018 N 622, являющегося идентичным Положению об учетной политики общества за 2018 год; отсутствуют доказательства того, что распределение доходов и расходов по утвержденной обществом учетной политикой противоречит принципам, установленным Законом N 35-ФЗ и Основами ценообразования, и привело, либо могло привести к некорректному расчету и установлению регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), в данном случае сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2020 год.
Ссылке службы на обстоятельства, установленные по делу N А61-5229/2019, дана надлежащая оценка судом.
Установив отсутствие в действиях общества состава вмененного ему правонарушения, суд применительно к положениям пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса об административных правонарушениях и части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса обоснованно признал незаконным и отменил оспариваемое постановление службы.
Доводы жалобы не основаны на нормах права.
Установленные частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия-Алания от 23.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2020 по делу N А61-5230/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соглашаясь с принятием обществом всех необходимых мер по соблюдению требований Закона N 35-ФЗ, суд исходил из того, что спор связан с методом ведения раздельного учета; исходя из положения учетной политики общества раздельный учет расходов осуществляется с учетом количества потребителей и объема потребления потребителями группы "Население" и группы "Прочие потребители", учитываемые в процентном соотношении; действующие в проверяемый период нормативные акты в сфере электроэнергетики не обязывали общество утверждать в учетной политике детализированный порядок раздельного учета, а также состав и перечень расходов, относимых на регулируемые виды деятельности в сфере электроэнергетики, например, вести раздельный учет по различным группам потребителей среди населения; субъекту электроэнергетики предоставлено право самостоятельно выбрать принципы раздельного учета показателей, применяемые им, детализированный порядок раздельного учета, а также состав расходов в учетной политике или в ином организационно-распорядительном документе.
...
В отношении проверки за 2019 год суд исходил из отсутствия запроса службой у общества каких-либо бухгалтерских документов за 2019 год.
При этом суд учел, что вывод о допущенных обществом нарушениях сделан исключительно из анализа Положения об учетной политики общества за 2019 год, утвержденного приказом от 29.12.2018 N 622, являющегося идентичным Положению об учетной политики общества за 2018 год; отсутствуют доказательства того, что распределение доходов и расходов по утвержденной обществом учетной политикой противоречит принципам, установленным Законом N 35-ФЗ и Основами ценообразования, и привело, либо могло привести к некорректному расчету и установлению регулируемых цен (тарифов), применяемых при расчетах за электрическую энергию (мощность), в данном случае сбытовой надбавки гарантирующего поставщика на 2020 год."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30 сентября 2020 г. N Ф08-6340/20 по делу N А61-5230/2019