Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданина П.А. Грецкого к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданин П.А. Грецкий, принятый на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в порядке общей очереди вместе с членами семьи (супруга и трое детей, один из которых достиг совершеннолетия), оспаривает конституционность абзаца пятого пункта 17 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", предусматривающего, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с данным Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, проживающих совместно с ними.
По мнению заявителя, оспариваемое законоположение не соответствует Конституции Российской Федерации, в частности ее статьям 7 (часть 2), 19, 38 (часть 1) и 55 (часть 3), поскольку используемое в нем понятие "дети" трактуется в судебной практике ограничительно - как "несовершеннолетние дети", не учитывая при этом положений пункта 5 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих", относящих к членам семьи военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, на которых распространяются социальные гарантии, компенсации, не только несовершеннолетних детей, но и детей в возрасте до 23 лет, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения, тем самым лишая многодетные семьи военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, имеющих в своем составе трех детей, возможности внеочередного получения жилищных гарантий.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал, что, реализуя предписания статей 7, 38 (части 1 и 2) и 39 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, законодатель располагает достаточно широкой свободой усмотрения в выборе форм и способов государственной поддержки и социальной защиты семей, имеющих детей, регламентации условий и порядка их предоставления; устанавливая гарантии государственной поддержки и социальной защиты семьи, материнства, отцовства и детства, законодатель вправе использовать дифференцированный подход к определению характера и объема таких гарантий, предоставляемых той или иной категории граждан, с учетом конкретных социально значимых обстоятельств (Определение от 29 сентября 2022 года N 2283-О и др.).
Предоставление законодателем дополнительных льгот для семей, имеющих в своем составе трех и более несовершеннолетних детей, соотносится с целями социальной политики государства, учитывает особые объективные потребности этих детей в воспитании, образовании, их права на совместное проживание с родителями, получение содержания от них, а также повышенную в этом случае нагрузку на родителей с учетом их прямой ответственности за состояние здоровье, воспитание и поведение именно несовершеннолетних детей (главы 11 и 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьи 26 и 28 ГК Российской Федерации). Такое правовое регулирование не может расцениваться в качестве не согласующегося с конституционными предписаниями и принципом равенства, который, предполагая равный подход к формально равным субъектам, не обусловливает необходимости предоставления одинаковых гарантий и прав лицам, относящимся к разным категориям. Следовательно, оспариваемое законоположение не может расцениваться как нарушающее конституционные права в аспекте, указанном заявителем, дети которого, включая совершеннолетнюю дочь, были приняты на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
Разрешение же поставленного вопроса связано с расширением круга лиц, на которых распространяются дополнительные льготы в жилищной сфере, что не входит в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, установленные статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грецкого Павла Александровича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", в соответствии с которыми жалоба в Конституционный Суд Российской Федерации признается допустимой.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2468-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Грецкого Павла Александровича на нарушение его конституционных прав абзацем пятым пункта 17 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-