г. Краснодар |
|
05 октября 2020 г. |
Дело N А15-549/2020 |
Судья Арбитражного суда Северо-Кавказского округа Черных Л.А., рассмотрев по правилам упрощенного производства без вызова участвующих в деле лиц (обеспечена возможность ознакомления с материалами дела в режиме ограниченного доступа в сети Интернет, уведомления, отчет о публикации судебного акта на сайте в сети Интернет) и проведения судебного заседания кассационную жалобу Управления Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (ИНН 0554002130, ОГРН 1160571063762) на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по делу N А15-549/2020, установил следующее.
Управление Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Республике Дагестан (далее - управление) обратилось в арбитражный суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью частная охранная организация "Зубр-М" (далее - общество, ОГРН 1140573000039, ИНН 0573003273) о привлечении к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) за нарушение лицензионных требований при оказании частных охранных услуг.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного судопроизводства.
Решением суда от 07.05.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 28.07.2020, в удовлетворении заявления отказано по мотиву пропуска срока давности привлечения к ответственности.
В кассационной жалобе управление просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявления либо направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на вынесение резолютивной части решения суда 13.04.2020 - за пределами установленного двухмесячного срока рассмотрения дела в порядке упрощенного производства; судебную волокиту;
ненаправление управлению копию решения суда.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы жалобы, считает ее подлежащей отклонению.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что по факту подачи уведомления о начале оказания охранных услуг по договору от 30.12.2019 N 1 об оказании охранных услуг, заключенному обществом с АО "Дагнефтегаз", с нарушением установленных сроков, в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 07.02.2020 N 05ЛРР001070220000327 по части 3 статьи 14.1 Кодекса и направлено заявление в арбитражный суд о привлечении к ответственности.
Суд обоснованно счел доказанным совершение обществом вмененного ему правонарушения, а квалификацию его действий - как нарушение лицензионных требований при оказании частных охранных услуг. Суд правильно применил к установленным им обстоятельствам Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", Закон Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", Положение о лицензировании частной охранной деятельности, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 "О некоторых вопросах осуществления частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", Правила уведомления частной охранной организацией органов внутренних дел о начале и об окончании оказания охранных услуг, изменении состава учредителей (участников), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.06.2011 N 498 (далее - Правила N 498).
В силу статьи 4.5 Кодекса постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, а за некоторые виды административных правонарушений, указанные в данной норме, - по истечении одного года, двух, трех или шести лет со дня совершения административного правонарушения (часть 1); при длящемся административном правонарушении сроки давности привлечения к административной ответственности начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения (часть 2); за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении - одного года со дня его обнаружения (часть 3).
Статья 14.1 Кодекса регулирует правоотношения, связанные с применением законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 15.01.2019 N 3-П, привлечение к административной ответственности по статье 14.1 Кодекса предполагает привлечение к ответственности именно за нарушения требований или условий специального разрешения (лицензии), которое не может зависеть, - в том числе применительно к срокам давности, - от наступления тех или иных последствий допущенных нарушений.
Установление ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса, направлено на административно-правовую охрану общественных отношений, регулируемых лицензионным законодательством, которое не поименовано в числе отраслей законодательства, к административной ответственности за нарушение которого лицо может быть привлечено судом в срок, превышающий три месяца.
Таким образом, по части 4 статье 14.1 Кодекса рассматриваются нарушения лицензионного законодательства с общим (трехмесячным) сроком давности привлечения к ответственности.
Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Суд счел днем совершения правонарушения 01.01.2020 - первый день оказания обществом охранных услуг без представления (за 12 часов до начала оказания услуг) соответствующего уведомления в порядке подпункта "а" пункта 2 Правил N 498.
Резолютивная часть решения суда вынесена 13.04.2020 (понедельник), что с учетом дня обнаружения управлением факта совершения обществом правонарушения (11.02.2020), в связи с чем резолютивная часть решения принята за пределами срока давности привлечения к ответственности (если исходить из дня обнаружения правонарушения 11.02.2020 - 11.04.2020 (суббота)).
Согласно пункту 14 постановления N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении (ненадлежащем выполнении) предусмотренных законом обязанностей (абзац 3 пункта 4 постановления N 5). При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса отказано правомерно.
Ненаправление управлению копии решения суда не является основанием для отмены обжалуемых судебных актов. Доводы жалобы не основаны на нормах права. Основания для пересмотра в порядке кассационного производства обжалуемых судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 07.05.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.07.2020 по делу N А15-549/2020 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья |
Л.А. Черных |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - постановление N 5) срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
...
Согласно пункту 14 постановления N 5 срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, в отношении которого предусмотренная правовым актом обязанность не была выполнена к определенному сроку, начинает течь с момента наступления указанного срока.
Исходя из части 2 статьи 4.5 Кодекса при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные частью 1 статьи 4.5 Кодекса, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), выражающееся в длительном непрекращающемся невыполнении (ненадлежащем выполнении) предусмотренных законом обязанностей (абзац 3 пункта 4 постановления N 5). При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления управления о привлечении общества к ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса отказано правомерно."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 октября 2020 г. N Ф08-7731/20 по делу N А15-549/2020