г. Краснодар |
|
06 октября 2020 г. |
Дело N А32-35168/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Епифанова В.Е., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г., при участии в судебном заседании от заявителя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Пимоненко А.Е. (доверенность от 22.05.2019), в отсутствие органа, осуществляющего публичные полномочия - администрации муниципального образования Тимашевский район (ИНН 2353011258, ОГРН 1022304839182) и третьего лица - департамента имущественных отношений Краснодарского края, извещенных о времени и месте судебного заседания, рассмотрев кассационную жалобу администрации муниципального образования Тимашевский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2020 по делу N А32-35168/2019, установил следующее.
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд к администрации муниципального образования Тимашевский район (далее - администрация, уполномоченный орган) с заявлением, в котором просило:
- признать незаконным решение администрации об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 в аренду сроком на 11 месяцев, изложенное в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги от 17.06.2019 N 141-3755/19-05;
- обязать в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, расположенного в Тимашевском районе Краснодарского края, сроком на 11 месяцев, с предложением о заключении соответствующего договора.
Заявление основано на положениях статей 39.6, 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс), нормах статьи 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ). Требования мотивированы незаконностью отказа уполномоченного органа в предоставлении в аренду испрашиваемого земельного участка, необходимого для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что нарушает права (интересы) общества.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен департамент имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2020, требования удовлетворены. Признано незаконным решение администрации от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 об отказе в предоставлении в аренду обществу земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044. На уполномоченный орган возложена обязанность в десятидневный срок со дня вступления решения в законную силу подготовить и направить обществу подписанный проект договора аренды земельного участка.
Суды установили, что общество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла". Размещение данного объекта предусмотрено схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р. С целью реализации проекта общество обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044. Уведомлением от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация отказала обществу в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044. Отказ мотивирован отсутствием у администрации полномочий по распоряжению земельным участком сельскохозяйственного назначения, в границах которого расположена лесополоса (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края. Полагая, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставления в аренду участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, общество оспорило данный отказ в судебном порядке по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). При разрешении спора судебные инстанции руководствовались положениями статей 39.6, 39.16, 39.1, 77, 78 Земельного кодекса, статей 6, 120 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), статей 198, 200, 201 Кодекса, статей 3.1 и 3.3 Закона N 137-ФЗ. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 относится к категории земель транспорта и иного специального назначения, имеет вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт. Право собственности публично-правового образования на данный участок в ЕГРН не зарегистрировано. Департамент в письме от 05.12.2018 N 52-54057/18-31-04 на запрос общества пояснил, что оснований для регистрации права собственности Краснодарского края на данный земельный участок не имеется. В отзыве на заявление общества департамент также указал, что не является уполномоченным органом на предоставление испрашиваемого участка из земель неразграниченной собственности и не обладает полномочиями по его распоряжению. Материалы дела подтверждают нахождение на части земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 древесной растительности. Вместе с тем, испрашиваемый обществом участок относится к категории земель промышленности и иного специального назначения. В силу норм земельного и лесного законодательства расположение на данном земельном участке лесных насаждений само по себе не может служить препятствием для предоставления его в заявленных обществом целях, соответствующих категории земель. Предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района. Таким образом, предоставление обществу в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, относящегося к неразграниченным публичным землям, входит в полномочия администрации. Привлеченный к участию в деле департамент направил в суд первой инстанции письменные пояснения, согласно которым органом, уполномоченным на предоставление испрашиваемого обществом участка, является администрация. В материалы дела также представлен договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 ранее уже предоставлялся администрацией сроком до 13.10.2018 для целей, испрашиваемых обществом. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа администрации в предоставлении обществу земельного участка обществу в аренду. В целях устранения допущенного нарушения прав (интересов) заявителя суд первой инстанции возложил на уполномоченный орган обязанность подготовить и направить обществу подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044.
Администрация обжаловала решение и апелляционное постановление в кассационном порядке. Податель жалобы просит указанные акты отменить, ссылаясь на нарушение (неправильное применение) судами норм права, а также несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Жалоба мотивирована следующим. Согласно плану графического учета земель хозяйств Тимашевского района и сведениям публичной кадастровой карты земельный участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 расположен за чертой населенного пункта на землях сельскохозяйственного назначения и занят защитными лесными насаждениями. Указанные сведения подтверждают обстоятельства, связанные с отнесением испрашиваемого обществом в аренду участка к лесным насаждениям, предназначенным для обеспечения защиты земель от воздействия негативных (вредных) природных, антропогенных и техногенных явлений и свидетельствуют о наличии права собственности Краснодарского края на этот участок, возникшего в силу закона. Таким образом, у администрации отсутствуют правовые основания по распоряжению земельным участком с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, образованным из участка, занятого защитными лесными насаждениями, входящими в состав земель сельскохозяйственного назначения, принадлежащих в силу норм Закона N 137-ФЗ к собственности субъекта Российской Федерации.
От иных участвующих в деле лиц отзывы на жалобу не поступили.
В судебном заседании представитель общества возражал против удовлетворения жалобы, ссылался на соответствие выводов судебных инстанций нормам земельного законодательства и материалам дела, свидетельствующим об отсутствии оснований для отнесения испрашиваемого земельного участка к собственности Краснодарского края.
Иные участники спора, извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в окружной суд не обеспечили.
Изучив материалы дела и доводы жалобы, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела и установлено судами, общество в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 20.12.2017 N 1596 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы"" осуществляет реализацию инвестиционного проекта "Строительство обхода Краснодарского железнодорожного узла" в рамках комплексного инвестиционного проекта "Комплексная реконструкция участка им. М. Горького - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского железнодорожного узла".
Размещение данного объекта предусмотрено Схемой территориального планирования Российской Федерации в области федерального транспорта (железнодорожный, воздушный, морской, внутренний водный, трубопроводный транспорт) и автомобильных дорог федерального значения, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2013 N 384-р.
С целью реализации проекта общество обратилось в администрацию с заявлением от 27.05.2019 N 803-ИРД о предоставлении в аренду сроком на 11 месяцев земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, необходимого для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
Уведомлением от 17.06.2019 N 141-3755/19-05 администрация отказала обществу в предоставлении муниципальной услуги. Отказ мотивирован отсутствием у администрации полномочий по распоряжению данным участком, в границах которого расположена лесополоса (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ). Распоряжение земельными участками сельскохозяйственного назначения, занятыми лесополосами и внутрихозяйственными дорогами, отнесено к компетенции субъекта Российской Федерации - Краснодарского края.
Полагая, что у администрации отсутствовали законные основания для отказа в предоставления в аренду земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044, общество оспорило решение об отказе, оформленное письмом от 17.06.2019 N 141-3755/19-05, в судебном порядке по правилам главы 24 Кодекса.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основанием для признания незаконными решений, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198 Кодекса).
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
На основании подпункта 27 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса договор аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления его для осуществления деятельности открытого акционерного общества "Российские железные дороги" для размещения объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.
В пункте 5 статьи 39.17 Земельного кодекса предусмотрена обязанность уполномоченного органа, рассматривающего заявление, в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка проверить наличие или отсутствие оснований для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов и по результатам рассмотрения и проверки совершить одно из следующих действий: осуществить подготовку проекта договора аренды (подпункт 1 пункта 5 статьи 39.17 Земельного кодекса) либо принять решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса, и направить принятое решение заявителю.
Статья 39.16 Земельного кодекса содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии хотя бы одного из которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в публичной собственности, без проведения торгов.
Отказ в предоставлении обществу в аренду (без торгов) земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 мотивирован отсутствием у администрации прав по распоряжению этим участком, относящимся к землям сельскохозяйственного назначения, частично занятого лесными насаждениями.
Судами установлено и материалами дела подтверждено, что право публичной собственности на земельный участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 не зарегистрировано (выписка из ЕГРН от 11.06.2019 N 99/2019/266134926).
Абзацем 2 пункта 10 статьи 3 Закона N 137-ФЗ в действовавшей до 01.03.2015 редакции полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, наделялись органы местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (вступил в силу с 01.03.2015) в Закон N 137-ФЗ включена статья 3.3. Абзацем третьим пункта 2 названной статьи полномочиями по распоряжению земельными участками, расположенными на территории поселения, в котором утверждены правила землепользования и застройки, наделены органы местного самоуправления поселения.
Статьей 2 Федерального закона от 03.07.2016 N 334-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 3.3 Закона N 137-ФЗ внесены изменения. В соответствии с указанными изменениями, с 01.01.2017 предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав муниципального района, и на межселенных территориях муниципального района, отнесено к полномочиям органов местного самоуправления этого муниципального района (абзац 4 пункта 2).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в соответствии с которым правовые основы и порядок разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса).
В собственности субъектов Российской Федерации находятся, в том числе, земельные участки, право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю (пункт 1 статьи 18 Земельного кодекса).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что до разграничения государственной собственности на землю судам необходимо исходить из того, что соответствующий земельный участок находится в государственной собственности (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса).
При разграничении государственной собственности на землю участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2011 N 2178/11).
В целях разграничения государственной собственности на землю к собственности субъекта Российской Федерации относятся, в том числе, участки из земель сельскохозяйственного назначения, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия (абзац четвертый пункта 2 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ).
Как установлено судами и подтверждают материалы дела, земельный участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 относится к категории земель транспорта и иного специального назначения, вид разрешенного использования - железнодорожный транспорт. Надлежащих доказательств того, что испрашиваемый обществом в аренду земельный участок относится к категории земель сельскохозяйственного назначения, не представлено. Привлеченный к участию в деле департамент также пояснил суду, что органом, уполномоченным на предоставление спорного земельного участка, является администрация. Данный участок не является разграниченным в пользу субъекта Российской Федерации в силу закона, поскольку не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Заявителем также представлен договор от 13.11.2017 N 3100012149 аренды земельных участков несельскохозяйственного назначения, из содержания которого следует, что участок с кадастровым номером 23:31:0801000:1044 ранее уже предоставлялся администрацией сроком до 13.10.2018 для целей, испрашиваемых обществом. С учетом установленных обстоятельств, судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии законных оснований для отказа администрации в предоставлении обществу испрашиваемого земельного участка в аренду.
В целях восстановления нарушенных прав и законных интересов общества суд первой инстанции, руководствуясь положениями пункта 3 части 4 статьи 201 Кодекса, обязал уполномоченный орган подготовить и направить заявителю подписанный проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 23:31:0801000:1044.
Кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в жалобе и возражениях на нее (часть 1 статьи 286 Кодекса).
В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности принятого им решения об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, частично занятого лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия. Податель жалобы полагает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению таким участком, право собственности на который принадлежит субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю) в силу норм Закона N 137-ФЗ. Между тем, именно эти доводы администрация заявляла в судах первой и апелляционной инстанций. Данные доводы проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и были ими отвергнуты как не основанные на законе (пункт 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ) и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора, подтверждающим, что спорный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о недоказанности оснований для отнесения испрашиваемого обществом земельного участка к собственности публично-правового образования (Краснодарского края). Установив, что испрашиваемый в аренду участок из категории земель транспорта и иного специального назначения с разрешенным использованием - железнодорожный транспорт относится к неразграниченным публичным землям, судебные инстанции удовлетворили требования общества.
Суд, рассматривающий дело в кассационной инстанции, не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций (часть 2 статьи 287 Кодекса).
Обстоятельства спора и представленные участвующими в деле лицами доказательства были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Несогласие подателя жалобы с судебными выводами само по себе не может служить основанием, достаточным для отмены решения и (или) апелляционного постановления. Нарушений процессуальных норм, влекущих отмену судебных актов в любом случае (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлено.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации администрация (орган местного самоуправления) освобождена от уплаты государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 284, 286, 287 и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.03.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.06.2020 по делу N А32-35168/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Е. Епифанов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В кассационной жалобе администрация приводит доводы о законности принятого им решения об отказе в предоставлении обществу в аренду испрашиваемого земельного участка, частично занятого лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия. Податель жалобы полагает, что у него отсутствуют полномочия по распоряжению таким участком, право собственности на который принадлежит субъекту Российской Федерации (Краснодарскому краю) в силу норм Закона N 137-ФЗ. Между тем, именно эти доводы администрация заявляла в судах первой и апелляционной инстанций. Данные доводы проверялись судебными инстанциями при разрешении спора и были ими отвергнуты как не основанные на законе (пункт 2 статьи 3.1, статья 3.3 Закона N 137-ФЗ) и не соответствующие фактическим обстоятельствам спора, подтверждающим, что спорный участок не относится к землям сельскохозяйственного назначения. Суды первой и апелляционной инстанций по результатам исследования имеющихся в деле доказательств, их правовой оценки, пришли к выводу о недоказанности оснований для отнесения испрашиваемого обществом земельного участка к собственности публично-правового образования (Краснодарского края). Установив, что испрашиваемый в аренду участок из категории земель транспорта и иного специального назначения с разрешенным использованием - железнодорожный транспорт относится к неразграниченным публичным землям, судебные инстанции удовлетворили требования общества."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 октября 2020 г. N Ф08-8105/20 по делу N А32-35168/2019