г. Краснодар |
|
08 октября 2020 г. |
Дело N А15-3548/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Трифоновой Л.А., судей Бабаевой О.В. и Ташу А.Х., в отсутствие в судебном заседании истца - общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лидер" (ИНН 0572012959, ОГРН 1160571051376), ответчика - администрации внутригородского района "Ленинский район" г. Махачкалы (ИНН 0571006906, ОГРН 1160571050881), третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Дагестан, администрации городского округа с внутригородским делением "город Махачкала", муниципального казенного учреждения "Управление жилищно-коммунального хозяйства города Махачкалы", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "Лидер" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А15-3548/2019, установил следующее.
ООО УК "Лидер" (далее - истец, компания) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с иском к администрации внутригородского района "Ленинский район" г. Махачкалы (далее - ответчик, администрация района) о признании недействительным договора от 15.01.2019 о содержании контейнерных площадок (мест сбора твердых коммунальных отходов). Делу присвоен N А15-3548/2019.
Компания обратилась в арбитражный суд с иском к администрации района о признании недействительным договора от 29.12.2018 о содержании контейнерных площадок (мест сбора твердых коммунальных отходов). Делу присвоен N А15-4998/2019.
Определением суда от 02.12.2019 дела N А15-3548/2019 и А15-4998/2019 объединены в одно производство, объединенному делу присвоен N А15-3548/2019.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены УФАС по Республике Дагестан (далее - управление, УФАС), администрация городского округа с внутригородским делением "город Махачкала" (далее - администрация округа) и МКУ "УЖКХ г. Махачкалы" (далее - ЖКХ).
Решением от 23.03.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 25.06.2020, в иске отказано.
В кассационной жалобе компания просит отменить судебные акты и удовлетворить иски. Податель жалобы настаивает на обоснованности исковых требований, ссылаясь на то, что договоры заключены неуполномоченным органом, поскольку органом местного самоуправления, имеющим полномочия по созданию и содержанию мест накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) на всей территории г. Махачкалы является администрация округа, а не администрация района. Доказательств передачи администрацией округа ответчику полномочий по содержанию мест накопления ТКО в Ленинском районе последним не представлено, поэтому администрация района не вправе заключать договоры, направленные на реализацию полномочий по содержанию мест накопления ТКО. По мнению заявителя, нарушен порядок совершения спорных сделок, так как при заключении договоров на содержание мест накопления ТКО, предполагающих право пользования местами накопления ТКО, обязательно проведение торгов.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, компания (исполнитель) и администрация района (заказчик) заключили договоры о содержании контейнерных площадок (мест сбора ТКО) от 29.12.2018 и 15.01.2019, предметом которых является обеспечение технического и санитарного состояния контейнеров и контейнерных площадок, используемых для сбора и вывоза ТКО согласно приложению N 1. В силу пунктов 3.2 договоров взаимодействие сторон исключает финансовые взаиморасчеты.
Актами приема-передачи администрация района передала, а компания приняла на обслуживание контейнерные площадки и контейнерные баки для сбора ТКО по договору от 29.12.2018 в количестве 87 штук, по договору от 15.01.2019 - 119 штук (т. 1, л. д. 40 - 45; т. 2, л. д. 19 - 24).
Полагая, что указанные договоры противоречат требованиям закона, истец обратился в арбитражный суд с иском.
Разрешая спор, руководствуясь статьями 153 - 156, 166 - 168, 170, 420 - 423, 432 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебные инстанции пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды исходили из того, что, заключая договоры, истец, будучи на территории Республики Дагестан единым региональным оператором по обращению с ТКО, обязался на безвозмездной основе обеспечивать надлежащее техническое и санитарное состояние контейнеров и контейнерных площадок, используемых им для вывоза ТКО. Из сведений, содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ, следует, что оспариваемые сделки соответствуют хозяйственной деятельности истца.
При заключении договоров стороны пришли к согласию по всем существенным их условиям. При этом доказательств заключения договоров под принуждением в дело не представлено.
Доводы компании о нарушении ответчиком при заключении договоров статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, отклонены судами, поскольку указанная норма подразумевает не личное участие органа местного самоуправления в содержании мест накопления ТКО, а его обязанность по обеспечению такого содержания. В данном случае исполнение такой обязанности реализовано администрацией района путем заключения спорных договоров с истцом.
Ссылка истца на нарушение ответчиком статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по смыслу которой заключение договоров безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется только по результатам проведения торгов, не принята судами в связи с тем, что оспариваемые договоры являются договорами на оказание услуг и не предполагают переход права владения или пользования муниципальным имуществом к истцу.
Суд апелляционной инстанции указал, что указанные в актах приема-передачи контейнеры в распоряжение компании не передавались, продолжая оставаться в местах их первоначального фактического нахождения, данные обстоятельства сторонами не оспариваются и подтверждены их представителями в судебном заседании суда апелляционной инстанции.
Следовательно, заключая спорный договоры без проведения процедуры торгов, администрацией района не нарушен публичный порядок и не ущемлены интересы других хозяйствующих субъектов, которые были бы ограничены в возможности получения во владение и пользование муниципального имущества, поскольку данные договоры не предполагают переход права владения или пользования муниципальным имуществом, а также расходование бюджетных средств.
С учетом изложенных обстоятельств суды пришли к верному выводу об отсутствии оснований для признания договоров о содержании контейнерных площадок (мест сбора ТКО) от 29.12.2018 и 15.01.2019 недействительными.
Выводы судов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену решения и постановления (часть 4 статьи 288 АПК РФ), не установлены.
Основания для отмены или изменения судебных актов по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 23.03.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.06.2020 по делу N А15-3548/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Трифонова |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы компании о нарушении ответчиком при заключении договоров статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно которой содержание мест накопления ТКО относится к полномочиям органов местного самоуправления, отклонены судами, поскольку указанная норма подразумевает не личное участие органа местного самоуправления в содержании мест накопления ТКО, а его обязанность по обеспечению такого содержания. В данном случае исполнение такой обязанности реализовано администрацией района путем заключения спорных договоров с истцом.
Ссылка истца на нарушение ответчиком статьи 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", по смыслу которой заключение договоров безвозмездного пользования и иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении муниципального имущества, осуществляется только по результатам проведения торгов, не принята судами в связи с тем, что оспариваемые договоры являются договорами на оказание услуг и не предполагают переход права владения или пользования муниципальным имуществом к истцу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 8 октября 2020 г. N Ф08-7255/20 по делу N А15-3548/2019