Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки А.В. Кирпиченковой к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка А.В. Кирпиченкова, выступая как законный представитель несовершеннолетнего Н.Н. Фомичева, оспаривает конституционность пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона от 5 декабря 2022 года N 506-ФЗ), согласно которому право на ежемесячную денежную выплату имеют дети и подростки в возрасте до 18 лет, проживающие в зоне отселения и зоне проживания с правом на отселение, эвакуированные и переселенные из зон отчуждения, отселения, проживания с правом на отселение, включая тех, которые на день эвакуации находились во внутриутробном состоянии, а также дети первого и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, родившиеся после радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей.
По мнению заявительницы, оспариваемая норма не соответствует статьям 1 (часть 1), 2, 7, 15 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 42, 46 (часть 1), 55 (части 2 и 3) и 120 (часть 1) Конституции Российской Федерации, поскольку в интерпретации, данной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации в письме от 13 февраля 2019 года N 13-7/В-229, лишает детей второго и последующих поколений граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 названного Закона, права на ежемесячную денежную выплату, обусловливая его реализацию наличием у одного из родителей удостоверения, подтверждающего факт их радиоактивного облучения.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 54-П пункт 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" был признан не соответствующим статьям 19 (части 1 и 2) и 42 Конституции Российской Федерации в той мере, в какой данное положение в силу неопределенности нормативного содержания, порождающей на практике неоднозначное его истолкование, допускает в системе действующего правового регулирования различный подход к решению вопроса о праве внуков граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, на ежемесячную денежную выплату.
Федеральному законодателю было поручено принять меры по устранению неопределенности нормативного содержания пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Впредь до внесения соответствующих изменений в действующее правовое регулирование ежемесячная денежная выплата на основании пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" детям второго поколения (внукам) граждан, указанных в пунктах 1, 2, 3 и 6 части первой статьи 13 данного Закона, подлежит назначению при условии подтверждения факта радиоактивного облучения вследствие чернобыльской катастрофы одного из родителей таких детей. Назначенная же им до вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 54-П ежемесячная денежная выплата продолжает выплачиваться до наступления оснований прекращения ее выплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральным законом от 5 декабря 2022 года N 506-ФЗ, принятым во исполнение названного Постановления, оспариваемая норма была изложена в новой редакции, предусматривающей предоставление ежемесячной денежной выплаты детям второго и последующих поколений указанных граждан, если родители (один из родителей) таких детей страдают болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения.
При этом согласно статье 2 указанного Федерального закона выплата таким детям ежемесячной денежной выплаты, установленной в период до 27 декабря 2021 года (даты официального опубликования и вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 54-П), продолжается до наступления оснований прекращения ее предоставления в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Оспаривая конституционность пункта 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом установленного Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 54-П временного регулирования, заявительница полагает, что ее сыну Н.Н. Фомичеву, 27 сентября 2019 года рождения, которому с 8 октября 2019 года ежемесячная денежная выплата на основании данной нормы была установлена и производилась до 24 декабря 2019 года, когда была прекращена в связи с непредставлением документа, подтверждающего факт радиоактивного облучения одного из родителей, данная выплата должна быть осуществлена за период до 27 декабря 2021 года.
Между тем установление в конкретном деле обстоятельств, обусловливающих возможность возобновления ежемесячной денежной выплаты внукам участников ликвидации последствий чернобыльской катастрофы, которым на момент вступления в силу Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2021 года N 54-П ее предоставление было прекращено ввиду отсутствия оснований для ее назначения, не относится к полномочиям Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены статьей 125 Конституции Российской Федерации и статьей 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации".
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 3 части первой статьи 43, частью первой статьи 79, статьями 96 и 97 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кирпиченковой Анастасии Владимировны, поскольку по поставленному заявительницей вопросу Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2583-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Кирпиченковой Анастасии Владимировны на нарушение конституционных прав ее несовершеннолетнего сына пунктом 9 части первой статьи 27.1 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-