Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей Л.М. Жарковой, С.М. Казанцева, С.Д. Князева, А.Н. Кокотова, Л.О. Красавчиковой, М.Б. Лобова, С.П. Маврина, Н.В. Мельникова, В.А. Сивицкого,
рассмотрев вопрос о возможности принятия жалобы гражданки Л.А. Шулениной к рассмотрению в заседании Конституционного Суда Российской Федерации,
установил:
1. Гражданка Л.А. Шуленина оспаривает конституционность следующего регулирования:
пункта 6 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 года N 621) Постановления Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2020 года N 433 "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" (далее - Постановление N 433), предусматривавшего, что данное Постановление Правительства Российской Федерации вступает в силу со дня его официального опубликования и действует до 30 июня 2020 года включительно;
пункта 2 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2020 года N 787) Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, устанавливавшего, что помощь оказывается гражданам Российской Федерации, которые имеют проездные документы на возвращение в Российскую Федерацию с 16 марта 2020 года по 31 мая 2020 года, в период пребывания на территории иностранного государства начиная со дня принятия решения специально образованной комиссией Министерства иностранных дел Российской Федерации об оказании помощи до дня возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации; оказание помощи после возвращения гражданина Российской Федерации на территорию Российской Федерации не допускается.
Как следует из представленных материалов, Л.А. Шулениной, пребывавшей в 2020 году на территории Республики Индия, решением Министерства иностранных дел Российской Федерации было отказано в оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Впоследствии решением суда общей юрисдикции было частично удовлетворено исковое заявление Л.А. Шулениной, в котором она среди прочего просила признать указанное решение Министерства иностранных дел Российской Федерации незаконным, поскольку предусмотренные Постановлением N 433 основания для отказа в предоставлении Л.А. Шулениной социальной поддержки (помощи) отсутствовали. Содержащееся в том же исковом заявлении требование обязать уполномоченный орган оказать Л.А. Шулениной социальную поддержку (помощь) было отклонено со ссылкой на утрату заявительницей права на получение социальной поддержки (помощи) после ее возвращения в Российскую Федерацию, а также на то, что Постановление N 433 прекратило действовать.
По мнению Л.А. Шулениной, оспариваемые положения не соответствуют статьям 19 (части 1 и 2), 39 (части 1 и 2), 54 (часть 1), 55 (часть 2) и 61 (часть 2) Конституции Российской Федерации, поскольку допускают применение норм, ухудшающих положение граждан, с обратной силой и позволяют необоснованно отказывать гражданам Российской Федерации, возвратившимся в Российскую Федерацию, в оказании социальной поддержки (помощи), предусмотренной Постановлением N 433, заявление об оказании которой было подано и подлежало удовлетворению до момента возвращения в Российскую Федерацию и прекращения действия данного Постановления.
2. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия данной жалобы к рассмотрению.
Согласно пункту 4 части первой статьи 43 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, если акт, конституционность которого оспаривается, был отменен или утратил силу, за исключением случаев, когда он продолжает применяться к правоотношениям, возникшим в период его действия.
Оспариваемое Л.А. Шулениной регулирование действовало до 30 июня 2020 года включительно и более не применяется, а потому не может выступать предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации.
Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 4 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации
определил:
1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шулениной Людмилы Александровны, поскольку акт, конституционность которого оспаривается, утратил силу.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.
Председатель |
В.Д. Зорькин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Конституционного Суда РФ от 28 сентября 2023 г. N 2216-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шулениной Людмилы Александровны на нарушение ее конституционных прав пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Положения об оказании социальной поддержки (помощи) российским гражданам, находящимся на территории иностранного государства и не имеющим возможности вернуться в Российскую Федерацию в связи с распространением новой коронавирусной инфекции" и пунктом 2 Положения, утвержденного данным Постановлением Правительства Российской Федерации"
Опубликование:
сайт Конституционного Суда РФ (ksrf.ru)
-