Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2023 г. N 46-КАД23-12-К6
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего Хаменкова В.Б.,
судей Горчаковой Е.В. и Абакумовой И.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства строительства Самарской области на решение Ленинского районного суда города Самары от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года по административному делу N 2а-2647/2022 по административному иску Нечаевой Марины Леонидовны к министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, о возложении обязанности включить в реестр пострадавших участников долевого строительства.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Хаменкова В.Б., Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
установила:
решением министерства строительства Самарской области, оформленным уведомлением от 1 марта 2022 года, отказано во включении Нечаевой М.Л. в реестр пострадавших участников долевого строительства проблемных объектов, завершение строительства которых признано нецелесообразным и (или) невозможным, и пострадавших участников долевого строительства объектов, права требования которых не были удовлетворены (далее также - реестр, реестр пострадавших участников долевого строительства), в соответствии с Порядком ведения реестра, утверждённым постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927.
Нечаева М.Л. обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, о возложении на министерство строительства Самарской области обязанности включить её в реестр пострадавших участников долевого строительства.
В обоснование заявленных требований административный истец ссылалась на то, что заключила договор долевого участия в строительстве с ООО "Вега" для получения в дальнейшем в собственность жилого помещения. Обязательства по договору исполнила в полном объёме, однако застройщик объект недвижимости ей не передал, денежные средства не возвратил. Строящийся объект в установленном порядке признан проблемным.
Решением Ленинского районного суда города Самары от 2 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года, административный иск удовлетворён. Решение министерства строительства Самарской области, оформленное уведомлением от 1 марта 2022 года, признано незаконным. На министерство строительства Самарской области возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав Нечаевой М.Л. путём повторного рассмотрения её заявления от 1 декабря 2020 года и принять по нему решение.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года судебные акты нижестоящих судов признаны законными.
В кассационной жалобе, поданной в Верховный Суд Российской Федерации, министерство строительства Самарской области просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить, в удовлетворении административного иска отказать в полном объёме.
По запросу судьи Верховного Суда Российской Федерации административное дело истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и определением 19 сентября 2023 года передано для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке судебной коллегией Верховного Суда Российской Федерации являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли или могут повлиять на исход административного дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений на неё, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу о необходимости её удовлетворения по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что 24 марта 2003 года между департаментом строительства и архитектуры администрации города Самары (заказчик) и ЗАО "Проспект-Инвестстрой" (застройщик) заключён договор о долевом участии в проектировании и строительстве 3-секционного 5, 7, 9-этажного жилого дома 11 (по генплану) со встроенными нежилыми помещениями на ... в ... районе города Самары.
11 января 2011 года ЗАО "Проспект-Инвестстрой" заключило с ООО "Вега" договор о долевом участии в проектировании и строительстве названного выше жилого дома.
Постановлением правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329 утверждён перечень проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области, в который включён жилой дом по адресу: ...
2 сентября 2011 года между ООО "Вега" (инвестор) и Нечаевой М.Л. (дольщик) заключён договор N 15 о долевом участии в строительстве 16-этажного кирпичного жилого дома ... на ... в ... районе города Самары (далее - также спорный дом). Предметом договора являлась однокомнатная квартира 18 (строительный) на 4 этаже общей (проектной) площадью 41,76 кв.м стоимостью доли 1 148 000 руб.
26 августа 2016 года Нечаева М.Л. на основании заявления от 21 января 2014 года включена министерством строительства Самарской области в реестр граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и чьи права нарушены, ведение которого осуществлялось в соответствии с приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 403.
Нечаева М.Л. 1 декабря 2020 года обратилась в министерство строительства Самарской области с заявлением о включении её в реестр пострадавших участников долевого строительства в соответствии с Порядком ведения реестра, утверждённым постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927.
20 января 2021 года министерство строительства Самарской области уведомило Нечаеву М.Л. о принятии решения об отказе ей во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства. Данный отказ вступившим в законную силу решением Ленинского районного суда города Самары от 9 июня 2021 года признан незаконным, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть заявление Нечаевой М.Л. о включении в реестр.
При повторном рассмотрении заявления министерство строительства Самарской области 1 марта 2022 года уведомило Нечаеву М.Л. о принятии решения об отказе ей во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства ввиду несоответствия пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области от 8 июля 2019 года N 84-ГД "О мерах государственной поддержки участников долевого строительства и лиц, обеспечивающих удовлетворение прав требований участников долевого строительства, на территории Самарской области" (далее - Закон Самарской области N 84-ГД), так как договор заключён после признания жилого дома проблемным (подпункт "а" пункта 2.5 Порядка ведения реестра).
Считая данный отказ незаконным и нарушающим право на получение мер государственной поддержки, Нечаева М.Л. обратилась в суд с административным иском.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, суды нижестоящих инстанций указали на то, что договор о долевом участии в строительстве жилого дома действительно заключён административным истцом после признания дома проблемным. Однако административным ответчиком не представлено каких-либо убедительных доводов и доказательств того, что информация о признании объекта проблемным была доведена до широкого круга лиц таким способом, при котором заинтересованные лица не могли не знать о данном обстоятельстве. Публикация постановления в официальном печатном издании не свидетельствует о безусловной информированности граждан. Следовательно, отказ во включении Нечаевой М.Л. в реестр в связи с заключением договора о долевом участии в строительстве после признания объекта проблемным основан на формальном подходе, при том что дольщик исполнил свои обязательства по договору в полном объёме.
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации считает выводы судов основанными на неправильном применении норм материального права.
Согласно статье 23 Федерального закона от 30 декабря 2004 года N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" государственное регулирование в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с данным федеральным законом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их компетенции (часть 1).
Государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется в соответствии с названным федеральным законом уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган) (часть 2).
На территории Самарской области меры государственной поддержки пострадавших участников долевого строительства установлены Законом Самарской области N 84-ГД, статьёй 2 которого определено, что пострадавший участник долевого строительства - это гражданин Российской Федерации, соответствующий критериям, установленным статьёй 5 данного закона.
Порядок признания участника долевого строительства пострадавшим от действий недобросовестного застройщика закреплён в статье 5 Закона Самарской области N 84-ГД.
Согласно части 1 статьи 5 названного закона пострадавшим от действий недобросовестного застройщика признаётся гражданин Российской Федерации, соответствующий одновременно следующим условиям:
1) наличие заключённого с недобросовестным застройщиком договора участия в долевом строительстве на приобретение жилого помещения;
2) исполнение им обязательств в соответствии с условиями договора участия в долевом строительстве;
3) заключение договора долевого участия в строительстве и (или) договора уступки прав требования по такому договору до признания объекта проблемным и (или) введения в отношении застройщика одной из процедур, применяемых в деле о банкротстве застройщика;
4) признание гражданина потерпевшим согласно постановлению следователя, дознавателя, судьи или определению суда в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (при наличии уголовного дела по факту нарушения прав и интересов граждан, чьи денежные средства привлечены для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной застройки, состоящих из трёх и более блоков);
5) отсутствие на момент заключения договора долевого участия в строительстве близкого родства с учредителем недобросовестного застройщика, и (или) лицом, осуществляющим полномочия его единоличного исполнительного органа, и (или) членами коллегиального органа управления недобросовестного застройщика, и (или) членами его коллегиального исполнительного органа;
6) отсутствие оплаты по договору долевого участия в строительстве в виде зачёта взаимных требований по договорам поставки и (или) подряда и (или) иным договорам.
Частью 2 статьи 3 Закона Самарской области N 84-ГД установлено, что орган исполнительной власти Самарской области, осуществляющий полномочия в сфере оказания мер государственной поддержки участников долевого строительства, ведёт перечень проблемных объектов и реестр пострадавших участников долевого строительства.
В соответствии с пунктом 1.3 Порядка ведения реестра, утверждённого постановлением правительства Самарской области от 13 декабря 2019 года N 927, формирование реестра пострадавших участников долевого строительства осуществляется министерством строительства Самарской области (далее - уполномоченный орган) в целях оказания мер государственной поддержки в соответствии с Законом Самарской области N 84-ГД.
Пунктом 2.5 Порядка ведения реестра установлено, что уполномоченный орган на основании поступившего заявления и документов принимает решение об отказе или включении заявителя в реестр, о чём уведомляет заявителя с указанием причин отказа или очерёдности.
Основанием для принятия решения об отказе во включении в реестр является несоответствие пострадавшего участника долевого строительства критериям, указанным в статье 5 Закона Самарской области N 84-ГД (подпункт "а" пункта 2.5 Порядка ведения реестра).
Пунктом 2 постановления правительства Самарской области от 13 июля 2011 года N 329 "Об утверждении Перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области и Порядка формирования перечня проблемных объектов, для строительства которых привлекались денежные средства граждан, на территории Самарской области" при намерении заключить договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости на территории Самарской области гражданам рекомендовано обращаться в министерство строительства Самарской области для получения полной и объективной информации об объекте долевого строительства и правовых последствиях заключения договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости.
Приведённые выше положения норм материального права судами при рассмотрении административного дела не применены.
Судами установлено, что Нечаева М.Л. при обращении с заявлением о включении её в реестр представила среди прочего копию договора о долевом участии в строительстве спорного жилого дома, который, в свою очередь, был заключён после признания дома проблемным объектом.
При таких данных в силу подпункта "а" пункта 2.5 Порядка ведения реестра и пункта 3 части 1 статьи 5 Закона Самарской области N 84-ГД Нечаева М.Л. пострадавшей от действий недобросовестного застройщика не является. Следовательно, отказ уполномоченного органа во включении её в реестр пострадавших участников долевого строительства является законным, в связи с чем у судов отсутствовали основания для удовлетворения административного искового заявления.
С учётом изложенного принятые по данному административному делу судебные акты являются незаконными и подлежат отмене.
Руководствуясь статьями 327, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации
определила:
решение Ленинского районного суда города Самары от 2 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 13 сентября 2022 года и кассационное определение судебной коллегии по административным делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 13 декабря 2022 года отменить, в удовлетворении административного искового заявления Нечаевой М.Л. к министерству строительства Самарской области о признании незаконным решения об отказе во включении в реестр пострадавших участников долевого строительства, о возложении обязанности включить в реестр пострадавших участников долевого строительства отказать.
Председательствующий |
Хаменков В.Б. |
Судьи |
Горчакова Е.В. |
|
Абакумова И.Д. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 18 октября 2023 г. N 46-КАД23-12-К6
Опубликование:
-