Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-11-11/43887
В связи с письмом Департамент налоговой политики рассмотрел обращение и сообщает.
О снижении налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц
Согласно пункту 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Эта норма развивает закрепленную в статье 57 Конституции Российской Федерации конституционно-правовую обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы.
В отношении доходов в виде вознаграждения в размере, не превышающем 5 млн рублей, применяется налоговая ставка по налогу на доходы физических лиц в размере 13 процентов. Пониженных налоговых ставок не предусмотрено.
В случае реализации предложения о снижении налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц необходимо учитывать, что суммы налога на доходы физических лиц в основном поступают в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты, из которых, в частности, финансируются программы социальной поддержки.
При этом адресная социальная поддержка в отличие от налоговых инструментов позволяет более адресно учитывать критерии нуждаемости.
В этой связи указанное предложение не поддерживается.
Об установлении предельного уровня доходов для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (далее - УСН) в размере 300 млн рублей и применении налоговых ставок в размере 1 процента (с доходов) и 6 процентов (с доходов, уменьшенных на величину расходов)
Федеральным законом от 31.07.2020 N 266-ФЗ "О внесении изменений в главу 26.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 266-ФЗ) с 1 января 2021 года пороговое значение размера доходов для налогоплательщиков, применяющих УСН, повышено со 150 млн рублей до 200 млн рублей.
В целях применения УСН пороговое значение по доходам индексируется на коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития России с учетом индекса потребительских цен на товары, работы и услуги в Российской Федерации (на 2022 год коэффициент-дефлятор установлен в размере 1,096).
Принимая во внимание непродолжительный период применения Федерального закона N 266-ФЗ, вопрос о дальнейшем увеличении предельного размера доходов налогоплательщиков в целях применения УСН следует рассматривать по результатам оценки эффективности уже принятых решений.
Вместе с тем дальнейшее повышение в целях применения УСН порогового значения по доходам налогоплательщиков приведет к расширению круга налогоплательщиков, имеющих право на применение указанного налогового режима.
Поскольку применение УСН связано с полным или частичным освобождением от уплаты отдельных видов налогов, увеличение количества указанных налогоплательщиков, приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Дополнительно сообщаем, что согласно расчетам ФНС России при увеличении порогового значения по размеру доходов налогоплательщиков в целях применения УСН до 300 млн рублей сумма выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации составит 307 млрд рублей.
В связи с изложенным вопрос об увеличении порогового значения, позволяющего применять УСН, требует детальной проработки с учетом целесообразности реализации указанного предложения.
В отношении установления для налогоплательщиков, применяющих УСН, налоговых ставок в размере 1 (6) процентов сообщаем следующее.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 346.20 Кодекса налоговая ставка по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, устанавливается в размере 6 процентов в случае, если объектом налогообложения являются доходы. В случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка устанавливается в размере 15 процентов.
Законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены налоговые ставки в пределах от 1 до 6 процентов для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов, а для налогоплательщиков, применяющих объект налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, - в пределах от 5 до 15 процентов в зависимости от категорий налогоплательщиков.
Таким образом, вопрос об установлении пониженных налоговых ставок для названной группы налогоплательщиков может быть решен на региональном уровне в рамках действующих норм Кодекса.
По этой причине предложения не поддерживаются.
О включении суммы налога на добавленную стоимость на заработную плату в размере 20 процентов в состав расходов налогоплательщиков на общем режиме налогообложения
Порядок применения налога на добавленную стоимость в Российской Федерации регулируется главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Кодекса, положения которой соответствуют международной практике взимания этого налога.
Согласно нормам главы 21 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из рыночной стоимости реализуемых налогоплательщиком товаров (работ, услуг), то есть предполагается лишь опосредованное включение оплаты труда в налоговую базу при расчете сумм налога на добавленную стоимость, подлежащих уплате в бюджет.
Принятие предложения по исключению заработной платы из стоимости реализуемых товаров (работ, услуг) при определении налоговой базы по налогу на добавленную стоимость не только приведет к потерям доходов федерального бюджета, но и существенно усложнит расчет налоговой базы. При этом полнота уплаты налога на добавленную стоимость в бюджет будет зависеть от достоверности проводимых налогоплательщиком расчетов, что приведет к увеличению расходов на администрирование налога, в том числе на выработку новых подходов к исполнению налогового законодательства и проведению проверок налоговыми органами.
Заместитель директора Департамента |
В.А. Прокаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Департамента налоговой политики Минфина России от 13 мая 2022 г. N 03-11-11/43887
Опубликование:
-