В соответствии с пунктом 13 статьи 107.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации ответственной долговой политики Республики Мордовия и повышения ее эффективности Правительство Республики Мордовия постановляет:
1. Утвердить прилагаемые основные направления государственной долговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.
Председатель Правительства Республики Мордовия |
Д. Поздняков |
Утверждены
постановлением Правительства
Республики Мордовия
от 27 октября 2023 г. N 546
Основные направления
государственной долговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основные направления государственной долговой политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов определяют приоритеты долговой политики при составлении проекта республиканского бюджета Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Реализация государственной долговой политики будет учитывать положения Государственной программы повышения эффективности управления государственными финансами в Республике Мордовия и рекомендации Министерства финансов Российской Федерации по проведению субъектами Российской Федерации ответственной заемной (долговой) политики.
1. Итоги реализации долговой политики Республики Мордовия
В 2022 году произошло снижение уровня государственного долга Республики Мордовия с 49 803,4 млн. рублей до 33 803,4 млн рублей. С учетом роста налогового потенциала Мордовии на 1 января 2023 г. долговая нагрузка составила менее 100% (98,2%) к объему доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений.
Наибольший удельный вес в структуре госдолга занимают бюджетные кредиты, полученные из федерального бюджета, - 90,6%, кредиты кредитных организаций - 9,4%, облигации и государственные гарантии отсутствуют.
По итогам 2022 года расходы на обслуживание государственного долга сохраняют тенденцию к снижению. Объем процентных расходов составил 461,8 млн. рублей, что почти в 2,5 раза меньше расходов на обслуживание долга в 2021 году.
Таким образом, в течение 2022 года достигнуты следующие результаты:
1) долговая нагрузка сокращена с 165,9% до 98,2%;
2) доля рыночных заимствований сокращена с 12,4% до 9,4%;
3) доля расходов на обслуживание долга снижена с 2,3% до 0,8%.
По состоянию на 1 октября 2023 года сохраняются достигнутые позитивные тенденции в управлении государственным долгом Республики Мордовия.
По состоянию на 1 октября 2023 г. объем государственного долга составляет 33 803,4 млн. рублей. Прогнозируемый объем государственного долга Республики Мордовия на конец года составит 33 708,4 млн. рублей с учетом погашения по графику в IV квартале 2023 года части бюджетного кредита в размере 95,0 млн. рублей.
Объем расходов на обслуживание долга за 8 месяцев 2023 года составил 179,7 млн. рублей, что меньше расходов за аналогичный период прошлого года на 144,5 млн. рублей.
Позитивные изменения в объеме государственного долга позволили республике повысить кредитный рейтинг в 2023 году на одну ступень до уровня ВВ+(RU), прогноз "стабильный".
2. Основные факторы, определяющие характер и направления долговой политики Республики Мордовия
Основные факторы, определяющие условия реализации государственной политики в области управления государственным долгом в 2024 - 2026 годах, установлены:
постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июня 2021 г. N 1029 "Об утверждении Правил проведения в 2021 году реструктуризации обязательств (задолженности) субъектов Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам";
постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2021 г. N 1206 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2021 год";
постановлением Правительства Российской Федерации от 5 мая 2022 г. N 815 "Об утверждении Правил предоставления, использования и возврата субъектами Российской Федерации бюджетных кредитов, полученных из федерального бюджета для погашения долговых обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в виде обязательств по государственным (муниципальным) ценным бумагам субъекта Российской Федерации (муниципального образования) и кредитам, полученным субъектом Российской Федерации (муниципальным образованием) от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, на 2022 год".
Дополнительные факторы, которые подлежат учету при реализации долговой политики Республики Мордовия:
изменчивость финансовой конъюнктуры, обусловленной в том числе неблагоприятными внешнеполитическими факторами;
кредитно-денежная политика Центрального банка Российской Федерации;
необходимость соблюдения уровня государственного долга Республики Мордовия не более 100% от общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета объема безвозмездных поступлений на период 2022 - 2029 годов в соответствии с соглашением о предоставлении бюджету Республики Мордовия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
необходимость реализации новых инвестиционных проектов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 г. N 1704 "Об утверждении Правил определения новых инвестиционных проектов, в целях реализации которых средства бюджета субъекта Российской Федерации, высвобождаемые в результате снижения объема погашения задолженности субъекта Российской Федерации перед Российской Федерацией по бюджетным кредитам, подлежат направлению на осуществление субъектом Российской Федерации бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры";
высокий объем погашений основного долга по бюджетным кредитам в 2025 - 2026 годам, в том числе за счет средств Дорожного фонда Республики Мордовия.
3. Цели и задачи долговой политики
Реализация долговой политики Республики Мордовия в 2024 - 2026 годах будет осуществляться в соответствии со следующими целями и критериями (показателями) их достижения:
Цель реализации долговой политики |
Критерий (показатель) достижения цели |
Обеспечение исполнения долговых обязательств в полном объеме и в установленные сроки |
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам Республики Мордовия |
Соблюдение условий соглашений о предоставлении из федерального бюджета бюджетных кредитов |
отсутствие фактов нарушения условий соглашений |
Поддержание присвоенных кредитных рейтингов и создание предпосылок к их увеличению |
кредитный рейтинг Республики Мордовия не ниже уровня "BB+ (RU)" по национальной рейтинговой шкале для Российской Федерации |
Снижение расходов на обслуживание государственного долга |
привлечение кредитов кредитных организаций по ставке не выше ключевой ставки Банка России, увеличенной на один процент |
Поддержание объема государственного долга Республики Мордовия в среднесрочной перспективе не более 100% от общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений |
объем государственного долга Республики Мордовия не более 100% от общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений (2024 - 2026 годы) |
4. Инструменты реализации государственной долговой политики Республики Мордовия
Инструментами реализации долговой политики будут являться:
кредиты кредитных организаций;
бюджетные кредиты, получаемые от бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Целесообразно продолжить привлечение кредитов кредитных организаций (при наличии соответствующей рыночной конъюнктуры) по ставкам на уровне не более чем уровень ключевой ставки, установленный Центральным банком Российской Федерации, увеличенный на 1% годовых.
При возникновении потребности в финансировании кассовых разрывов возможно привлечение бюджетного кредита на пополнение остатка средств на едином счете бюджета.
5. Анализ рисков для бюджета, возникающих в процессе управления государственным долгом Республики Мордовия
Основными рисками, связанными с управлением государственным долгом в период 2024 - 2026 годов, являются:
процентный риск;
риск рефинансирования;
риск несоблюдения условий соглашения о предоставлении бюджету Республики Мордовия дополнительной финансовой помощи из федерального бюджета в виде дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
риск недостижения планируемых объемов поступлений доходов республиканского бюджета Республики Мордовия;
риск ликвидности;
операционный риск.
В связи с наметившейся тенденций по увеличению ключевой ставки Банка России значительно вырастает риск роста расходов на обслуживание государственного долга. При условии сохранения роста ключевой ставки Банка России в 2024 году выше 7,5% годовых расходы на обслуживание государственного долга республики при сохранении прежнего объема рыночного долга будут увеличиваться.
Долговая политика Республики Мордовия в предстоящий период будет направлена на поддержание уровня государственного долга Республики Мордовия на уровне не более 100% от общего объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений, соблюдение установленных графиков погашения государственного долга, а также поддержание достигнутого уровня кредитного рейтинга республики.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Республики Мордовия от 27 октября 2023 г. N 546 "Об основных направлениях государственной долговой политики Республики Мордовия на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 27 октября 2023 г.
Опубликование:
официальный интернет-портал правовой информации (www.pravo.gov.ru) 27 октября 2023 г. N 1300202310270002
газета "Известия Мордовии", 3 ноября 2023 г. N 124-45