г. Краснодар |
|
13 октября 2020 г. |
Дело N А32-9576/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 13 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Артамкиной Е.В., судей Коржинек Е.Л. и Рассказова О.Л., в отсутствие в судебном заседании истца - конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Адамас" Жиркина Дмитрия Анатольевича, ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Адамас" Жиркина Дмитрия Анатольевича на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-9576/2020, установил следующее.
Конкурсный управляющий ООО "Адамас" Жиркин Д.А. обратился в арбитражный суд со следующими требованиями:
- признать недействительными уведомления управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление) о приостановке государственной регистрации права от 10.09.2019 N 61/001/006/2019-9996, от 10.09.2019 N 61/001/006/2019-9997, уведомлений об отказе в государственной регистрации права от 10.12.2019 N 61/001/006/2019-9997, от 10.12.2019 N 61/001/006/2019-9996;
- обязать управление произвести регистрацию права собственности на объекты недвижимости.
Решением от 02.06.2020, оставленным без изменения постановлением от 12.08.2020, в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, конкурсный управляющий обратился с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Рассмотрев доводы, изложенные в кассационной жалобе, изучив материалы дела и проверив правильность применения судами норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции полагает, что основания для отмены судебных актов отсутствуют.
Судами установлено и материалам дела соответствует, что решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.08.2018 по делу N А32-13743/2017 ООО "Адамас" признано несостоятельным банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Жиркин Д.А.
25 сентября 2014 года ООО "Адамас" (покупатель) и ЗАО "Винзавод Тихорецкий" (продавец) по результатам торгов в рамках конкурсного производства по делу N А32-1086/2010 подписали договор купли-продажи, согласно которому в собственность ООО "Адамас" передается имущество, поименованное в пунктах 1.1.1 - 1.1.26 договора.
По условиям договора переход права собственности на объекты, указанные в пунктах 1.1.1 - 1.1.7 договора, подлежит обязательной государственной регистрации.
Переход права собственности на остальные объекты, указанные в договоре, происходит с момента передачи имущества.
По указанному договору ООО "Адамас" также приобрело право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком с кадастровым номером 23:50:0203013:24 площадью 147267 кв. м, являющегося собственностью Краснодарского края.
Общая стоимость имущества в соответствии с пунктом 2.1 договора от 25.09.2014 составила 24 177 355 рублей 92 копейки.
Денежные средства в сумме 24 177 355 рублей 92 копейки в полном объёме перечислены ООО "Адамас" по платёжным поручениям от 23.09.2014 N 55 и от 20.11.2014 N 1.
Имущество передано от продавца к покупателю по акту приема-передачи от 25.09.2014.
ЗАО "Винзавод Тихорецкий" ликвидировано вследствие банкротства в 2015 году.
Конкурсный управляющий ООО "Адамас" обратился в управление с заявлением о государственной регистрации права на следующие объекты недвижимости: здание стройцеха (литера Г) общей площадью 208,7 кв. м (пункт 1.1.9 договора), артскважина (пункт 1.1.23 договора).
Уведомлениями управления от 10.09.2019 N 61/001/006/2019-9996 и 10.09.2019 N61/001/006/2019-9997 на основании пунктов 5 и 44 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее- Закон N 218) государственная регистрация приостановлена до устранения причин, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении. Управление указало, что при проведении правовой экспертизы установлено, что согласно сведениям ЕГРН объекты не состоят на кадастровом учете. Таким образом, объекты, о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав которых подано заявление, не являются объектами недвижимости, государственный кадастровый учет которых и (или) государственная регистрация прав на которые осуществляется в соответствии с указанным Законом.
Поскольку названные нарушения не устранены в установленный срок, управление уведомлением от 10.12.2019 N 61/001/006/2019-9997 отказало в регистрации права собственности на заявленные объекты.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды правомерно руководствовались следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании решений и действий органов, осуществляющих публичные полномочия, арбитражный суд проводит проверку оспариваемых решений и действий и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия, а также устанавливает, нарушают ли оспариваемые решения и действия права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Кодекса).
В силу части 2 статьи 201 Кодекса арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, для признания арбитражным судом незаконными ненормативных актов и действий государственных органов, должностных лиц необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствия их закону или иным нормативным правовым актам и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
В силу пункта 1 статьи 551 Гражданского кодекса переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2 статьи 223 Гражданского кодекса).
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 1 Закона N 218-ФЗ Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтённом в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с указанным Законом сведений.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 14 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном названным Законом порядке.
Пунктом 4 статьи 18 Закона N 218-ФЗ установлено, что к заявлению о государственном кадастровом учёте и (или) государственной регистрации прав прилагаются, если данным Законом не установлен иной порядок представления (получения) документов и (или) содержащихся в таких документах сведений, следующие необходимые для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав документы: 1) документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается его представитель); 2) документы, являющиеся основанием для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав; 3) иные документы, предусмотренные указанным Законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами.
В соответствии со статьей 29 Закона N 218-ФЗ государственный кадастровый учёт и (или) государственная регистрация прав включают в себя, в частности, проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных названным Законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Согласно части 2 статьи 14 Закона N 218-ФЗ основаниями для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав являются: 1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости; 2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки; 3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершённые в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент её совершения; 4) свидетельства о праве на наследство; 5) вступившие в законную силу судебные акты; 6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; 7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утверждённые в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ; 7.1) утверждённая схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; 8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости; 9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Частью 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учёта осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ;
4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
Таким образом, суды пришли к правомерному выводу о том, что осуществление государственной регистрации прав на объекты, не поставленные на кадастровый учет, не допускается. Поскольку данные объекты не поставлены на кадастровый учет в предусмотренном законом порядке и заявителю об этом разъяснено, отказ в государственной регистрации обоснован.
Доказательства представления конкурсным управляющим в управление технического паспорта не содержатся в материалах дела.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления по приостановлению государственной регистрации, а также уведомления об отказе в государственной регистрации права соответствуют положениям Закона N 218-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов заявителя.
Суды полно и всесторонне исследовали и оценили представленные доказательства, установили имеющие значение для дела фактические обстоятельства, правильно применили нормы права.
Пределы полномочий суда кассационной инстанции регламентируются положениями статей 286 и 287 Кодекса, в соответствии с которыми кассационный суд не обладает процессуальными полномочиями по оценке (переоценке) установленных по делу обстоятельств.
Основания для отмены или изменения решения и постановления по приведенным в кассационной жалобе доводам отсутствуют. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (часть 4 статьи 288 Кодекса), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 284 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-9576/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Адамас" (ИНН 2360007189, ОГРН 1132360001157) в доход федерального бюджета 1500 рублей государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.В. Артамкина |
Судьи |
Е.Л. Коржинек |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Частью 4 статьи 14 Закона N 218-ФЗ установлено, что государственная регистрация прав без одновременного государственного кадастрового учёта осуществляется при условии наличия в Едином государственном реестре недвижимости сведений об объекте недвижимого имущества, право на который регистрируется, в связи с: 1) возникновением права на созданный объект недвижимости в случае, указанном в пункте 1 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 2) возникновением права на образованный земельный участок в случаях, указанных в пунктах 8 - 10 части 5 статьи 14 Закона N 218-ФЗ; 3) прекращением прав на объект недвижимости (за исключением прекращения прав в случаях, указанных в пункте 3 части 3 статьи 14 Закона N 218-ФЗ;
4) переходом права на объект недвижимости; 5) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших до дня вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним"; 6) подтверждением прав на объект недвижимости, возникших в силу федерального закона; 7) ограничением прав на объект недвижимости и обременением объекта недвижимости, а также прекращением таких ограничения и обременения.
...
Доказательства представления конкурсным управляющим в управление технического паспорта не содержатся в материалах дела.
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что действия управления по приостановлению государственной регистрации, а также уведомления об отказе в государственной регистрации права соответствуют положениям Закона N 218-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов заявителя."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 октября 2020 г. N Ф08-8811/20 по делу N А32-9576/2020