Рассмотрев проект основных направлений бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, руководствуясь Законом Пензенской области от 21.04.2023 N 4006-ЗПО "О Правительстве Пензенской области" (с последующими изменениями) и постановлением Правительства Пензенской области от 29.11.2007 N 803-пП "Об утверждении Положения о порядке и сроках составления проекта бюджета Пензенской области и проекта бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования Пензенской области" (с последующими изменениями):
1. Одобрить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Исполнительным органам Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области руководствоваться Основными направлениями бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов при формировании проектов бюджетов муниципальных образований Пензенской области.
4. Настоящее распоряжение опубликовать в газете "Пензенские губернские ведомости" и разместить (опубликовать) на официальном сайте Правительства Пензенской области в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
5. Контроль за исполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.
Временно исполняющий обязанности |
О.В. Мельниченко |
Одобрены
распоряжением
Правительства Пензенской области
24.10.2023 N 925-рП
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
1. Общие положения
Основные направления бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - Основные направления) разработаны в соответствии со статьями 172, 184.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 25, 30, 37 Закона Пензенской области от 07.04.2003 N 463-ЗПО "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Пензенской области" (с последующими изменениями) с учетом итогов реализации бюджетной и налоговой политики Пензенской области на период 2023-2025 годов.
Основные направления сохраняют преемственность бюджетной и налоговой политики предыдущего планового периода. При их подготовке учтены ключевые положения от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (с последующими изменениями) (далее - Указ N 204) и от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - Указ N 474), "майских" Стратегией социально-экономического развития Пензенской области на период до 2035 года, утвержденной Законом Пензенской области от 15.05.2019 N 3323-ЗПО (с последующими изменениями); целевые показатели, установленные Указом Президента Российской Федерации от 04.02.2021 N 68 "Об оценке эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации" (с последующими изменениями).
Целью разработки Основных направлений является определение текущих условий функционирования финансовой системы региона, приоритетов и перспектив ее развития в бюджетном цикле 2024-2026 годов исходя из обеспечения базового принципа сбалансированности бюджета в долгосрочной перспективе.
2. Бюджетная политика Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Собственные доходы бюджета области на 2023 год были сформированы в условиях неопределенности влияния на экономический потенциал региона геополитической ситуации, изменений налогового и бюджетного законодательства, наиболее значимым из которых является внедрение механизма единого налогового платежа, со снижением к уровню 2022 года на 8% (то есть на 4,2 млрд рублей). Плановый прирост дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности из федерального бюджета на 15,2% (1,3 млрд рублей) лишь частично компенсировал недостаток налоговых и неналоговых доходов.
Благодаря наличию переходящих остатков на едином счете бюджета на начало 2023 года, образовавшихся за счет положительной динамики поступления налоговых и неналоговых доходов в 2022 году, а также увеличению плана по налоговым и неналоговым доходам в I полугодии 2023 года на 0,7 млрд рублей исходя из динамики их поступлений удалось предусмотреть в бюджете все базовые социально значимые и первоочередные обязательства, а также увеличить финансирование приоритетных для региона сфер, обеспечить возникшие непредвиденные расходы. В целях реализации поручений Президента России по обеспечению роста доходов граждан исходя из фактически складывающегося показателя среднемесячного дохода от трудовой деятельности, а также уточненного прогноза социально-экономического развития Пензенской области на 2023 год, увеличены средства на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, включая дополнительную индексацию "неуказных" категорий. В течение 2023 года оказана значительная дополнительная помощь муниципалитетам по жизнеобеспечивающим для населения региона направлениям - ремонт объектов социальной, коммунальной и дорожной инфраструктуры, закупка коммунальной техники, ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, включая аварийно-восстановительные работы и помощь пострадавшим гражданам. Кроме того, обеспечено финансирование мероприятий по социально-бытовому устройству лиц, прибывших в Пензенскую область в экстренном массовом порядке, оказанию помощи "подшефным" территориям, поддержке участников СВО и членов их семей.
В целях упрощения и ускорения бюджетных процедур в соответствии с нормами бюджетного законодательства в ходе исполнения бюджета в 2023 году оперативное распределение средств на решение вышеуказанных задач осуществлялось по решениям Правительства Пензенской области.
В рамках развития транспортной, социальной, коммунальной и дорожной инфраструктур в 2023 году в регионе продолжено использование ранее апробированных, а также начато внедрение новых инструментов "инфраструктурного меню".
За счет казначейских кредитов на опережающее финансирование строительства, реконструкции, капитального ремонта и ремонта объектов в 2023 году завершено строительство школы в с. Засечное Пензенского района, планируется приобрести и смонтировать 30 быстровозводимых модульных конструкций фельдшерско-акушерских пунктов, завершить строительство школы в с. Бессоновка, а также построить дорогу между с. Абашево Спасского района и с. Паны Наровчатского района, по ул. Побочинская в г. Пензе с примыканием к федеральной трассе М-5 "Урал", привести в нормативное состояние 49,09 км автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения.
Средства специального казначейского кредита в 2023 - 2024 годах выделены для приобретения автобусов общего пользования для автотранспортных предприятий в муниципальных образованиях региона.
За счет средств, высвобожденных в результате реструктуризации кредитов из федерального бюджета, в 2023 году продолжено финансирование создания автомобильных подъездных дорог, газопроводов, сетей электроснабжения и водоснабжения к сельскохозяйственным комплексам группы компаний "Дамате", начата реализация нового инвестиционного проекта по созданию логистического комплекса ООО "Вайлдберриз".
Кроме того, в 2023 году в целях привлечения ООО "Агентство ипотечного кредитования Пензенской области" займа на реализацию инфраструктурного проекта по строительству канализационного коллектора в г. Пензе, Правительством Пензенской области будет предоставлена государственная гарантия в сумме 0,5 млрд рублей в рамках механизма, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 N 2459 "Об утверждении Правил финансирования проектов с использованием облигаций специализированных обществ проектного финансирования и о внесении изменения в Положение о Правительственной комиссии по региональному развитию в Российской Федерации".
В совокупности в течение 2022-2024 годов объем инвестиций за счет указанных инструментов в инфраструктуру автомобильных дорог, транспортную отрасль, сферы образования, здравоохранения и коммунального хозяйства, а также объекты для новых инвестиционных проектов составит 10,6 млрд рублей.
В условиях продолжающейся адаптации экономики к изменившимся внешним условиям, высокой неопределенности в отношении прогнозных показателей экономического развития, вызванной санкционным давлением, начала периода погашения целевых кредитов из федерального бюджета, привлеченных в 2021-2023 годах на реализацию инфраструктурных проектов, на замещение коммерческого долга региона и муниципалитетов, на опережающее финансирование мероприятий по строительству, реконструкции, ремонту и капитальному ремонту объектов государственной (муниципальной) собственности, а также вероятности возникновения незапланированных срочных расходов в ходе исполнения бюджета Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2024-2026 годы, как и в предыдущие годы, ориентированы на обеспечение сбалансированности бюджета при безусловном выполнении всех базовых гарантий и обязательств перед населением. Для этого требуется решение следующих задач:
1) стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджета Пензенской области;
2) повышение операционной эффективности использования бюджетных средств;
3) повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
2.1. Стратегическая концентрация финансовых ресурсов бюджета Пензенской области
Несмотря на нестабильную геополитическую обстановку, ключевой задачей бюджетной политики продолжает оставаться достижение целевых ориентиров развития, определенных на федеральном уровне, а также региональными документами стратегического планирования, в том числе по следующим ключевым направлениям:
2.1.1. Сохранение населения, здоровья и благополучия людей - для обеспечения устойчивого роста численности населения, увеличения средней продолжительности жизни, укрепления социальных гарантий планируется:
1) поддержка доходов населения и снижение уровня бедности, в том числе:
- реализация принятых решений по поддержке доходов граждан, включая сохранение достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников социальной сферы, ежегодную индексацию заработной платы работников бюджетной сферы, обеспечение гарантированного МРОТ;
- поддержка малоимущих граждан путем активного внедрения практики применения на территории Пензенской области оказания государственной социальной помощи на основании социального контракта, расширение круга получателей данной меры социальной поддержки, создание условий для нуждающихся семей по выходу из трудной жизненной ситуации;
- социальная поддержка безработных граждан;
- снижение безработицы путем организации профессионального обучения безработных граждан, временного трудоустройства, стажировки выпускников профессиональных образовательных организаций, возмещения работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов, повышение уровня занятости граждан трудоспособного возраста, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, а также развитие и популяризация индивидуальной трудовой деятельности (самозанятости);
2) содействие повышению рождаемости и защите детства, в том числе:
- адресная поддержка семей с детьми, включая предоставление ежемесячных выплат на детей с рождения и до достижения возраста 17 лет, на третьего и последующих детей в возрасте до 3 лет, единовременного пособия при рождении двоен и троен;
- создание условий для трудовой деятельности родителей малолетних детей, включая развитие профессиональной подготовки и переподготовки родителей;
- материальная поддержка родителей (законных представителей) в целях воспитания и обучения детей, посещающих дошкольные образовательные организации;
- проведение дополнительных исследований будущих родителей с целью подготовки к рождению здорового ребенка в рамках "Сертификата здоровья молодоженов";
- повышение доступности экстракорпорального оплодотворения семьям, страдающим бесплодием, за счет средств базовой программы обязательного медицинского страхования и проведения дополнительных процедур за счет средств региона;
- проведение расширенного неонатального скрининга новорожденных с целью раннего выявления врожденных и (или) наследственных заболеваний;
- повышение доступности жилья для семей с детьми путем предоставления социальных выплат на приобретение (строительство) жилья при рождении первого ребенка;
- поддержка молодых студенческих семей, обучающихся по очной форме обучения, при рождении ребенка, в том числе компенсация арендной платы за съемное жилье и приобретение товаров первой необходимости для младенца;
3) принятие мер по снижению смертности и повышению качества и доступности медицинской помощи, среди которых:
- повышение доступности и качества первичной медико-санитарной помощи, в том числе профилактика, диагностика и раннее выявление заболеваний;
- модернизация первичного звена здравоохранения (включая строительство (реконструкцию), капитальный ремонт, оснащение оборудованием и транспортное обеспечение);
- совершенствование системы оказания специализированной медицинской помощи лицам с болезнями системы кровообращения, злокачественными новообразованиями, ВИЧ-инфекцией, паллиативной помощи;
- развитие высокотехнологичной медицинской помощи;
- повышение доступности и качества медицинской помощи матерям и детям, снижение уровня первичной инвалидности детей, профилактика абортов;
- повышение доступности лекарственного обеспечения для отдельных категорий граждан;
- оснащение больниц современным медицинским оборудованием;
- развитие медицинской реабилитации, включая приобретение аппаратуры для создания дополнительных возможностей по восстановлению здоровья населения области;
- создание благоприятных условий для граждан пожилого возраста, в том числе путем внедрения системы долговременного ухода, развитие системы предоставления медицинской помощи и социальных услуг;
- адресная поддержка лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая их обеспечение техническими средствами реабилитации, развитие безбарьерной среды, создание условий для профессионального развития и повышения занятости;
- снижение дефицита медицинских кадров в результате проведения профориентационной работы для повышения престижа медицинских профессий, целевой подготовки с учетом потребности во врачах и средних медицинских работниках, повышение эффективности трудоустройства и закрепления медицинского персонала;
- цифровизация здравоохранения, включая широкий доступ населения к данным о собственном здоровье, развитие телемедицины;
- развитие устойчивой системы предупреждения, выявления и реагирования на угрозы санитарно-эпидемиологическому благополучию;
- увеличение продолжительности активной жизни населения за счет формирования здорового образа жизни и профилактики заболеваний.
2.1.2. Расширение возможностей для самореализации и развития талантов молодого поколения, повышения качества общего образования, формирования эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, которые планируется обеспечить за счет:
- строительства школ (в 2024 году планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию 3 школы на 1 810 мест);
- создания некапитальных объектов (быстровозводимых конструкций) отдыха детей и их оздоровления и обеспечения условий для их полноценного функционирования;
- обновления материально-технической базы образовательных организаций, в том числе для внедрения целевой модели цифровой образовательной среды;
- предоставления дополнительных выплат классным руководителям общеобразовательных организаций и кураторам учебных групп техникумов, колледжей;
- обеспечения горячим питанием обучающихся начальных классов, льготных категорий детей (инвалиды, из малообеспеченных и многодетных семей, дети участников специальной военной операции), а также обучающихся профессиональных образовательных организаций;
- развития системы конкурсов, олимпиадных движений, поддержки талантливых детей;
- развития системы повышения квалификации преподавателей в целях повышения уровня знаний и умений, позволяющих вести профессиональную деятельность;
- повышения образовательных результатов обучающихся, освоения новых компетенций, развития технической грамотности и популяризации инженерных профессий;
- модернизации и капитального ремонта учреждений культуры и детских школ искусств;
- обновления материально-технической базы домов культуры, библиотек, музеев, театров, детских музыкальных школ и школ искусств;
- обеспечения возможностей творческого развития и самореализации и продвижения талантливой молодежи в сфере искусства;
- оснащения спортивных школ оборудованием и инвентарем для приведения организаций дополнительного образования в нормативное состояние, а также оказания им государственной поддержки.
2.1.3. Создание комфортной и безопасной среды для жизни, обеспечивающей улучшение качества городской среды, экологии, транспортной доступности населения и жилищных условий граждан, создание современной инфраструктуры для жилищного строительства, развитие туристической инфраструктуры путем реализации следующих мероприятий:
- завершения мероприятий по расселению граждан из жилых помещений, признанных аварийными в период с 01.01.2012 по 01.01.2017;
- поэтапной ликвидации накопившейся на 01.01.2020 очередности по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- реализации комплекса мероприятий по развитию общественного транспорта с целью предоставления транспортных услуг, отвечающих потребностям населения, включая завершение проекта по модернизации транспортной инфраструктуры в Пензенской городской агломерации за счет средств инфраструктурного бюджетного кредита из федерального бюджета, обновление автобусного парка в муниципальных образованиях региона за счет средств специального казначейского кредита, финансовое обеспечение государственных контрактов на предоставление транспортных услуг населению на регулярных маршрутах перевозок по регулируемым тарифам;
- повышения качества дорожной сети, приведения к концу 2024 года в нормативное состояние не менее 50% региональных автомобильных дорог и 85% дорог Пензенской городской агломерации;
- повышения качества и комфорта дворовых, общественных территорий населенных пунктов, городских парков Пензенской области;
- создания модульных некапитальных средств размещения при реализации инвестиционных проектов в сфере туризма;
- ликвидации объектов накопленного вреда окружающей среде и несанкционированных районных свалок.
2.1.4. Создание условий для эффективного труда и успешного предпринимательства планируется обеспечить за счет:
- строительства (реконструкции) объектов инфраструктуры, в том числе автомобильных дорог, к площадкам агропромышленных, логистических и производственных комплексов в рамках реализации новых инвестиционных проектов;
- сопровождения инвестиционных проектов на территории области;
- субсидирования расходов субъектов деятельности в сфере промышленности по приобретению нового оборудования и предоставления льготных займов через Фонд развития промышленности Пензенской области;
- содействия объединению регионального бизнес-сообщества на основе кластерного подхода;
- предоставления на льготных условиях помещений и оборудования бизнес-инкубаторов, технопарков и индустриальных парков;
- субсидирования приоритетных отраслей агропромышленного комплекса и поддержки малых форм хозяйствования на селе.
2.1.5. Обеспечение цифровой трансформации ключевых отраслей экономики и социальной сферы путем:
- перевода массовых социально значимых государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
- внедрения цифровых технологий и платформенных решений в сферах госуправления и госуслуг;
- развития системы межведомственного электронного взаимодействия и документооборота;
- автоматизации контрольно-надзорной деятельности;
- информирования региональных IT-компаний малого и среднего бизнеса о конкурсных отборах получателей грантов Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) на реализацию проектов по разработке отечественного программного обеспечения.
2.2. Повышение операционной эффективности использования бюджетных средств
В плановом периоде продолжится применение существующих инструментов и механизмов повышения эффективности бюджетных расходов, устранение неэффективного и нецелевого использования бюджетных средств, в том числе путем совершенствования казначейской системы исполнения бюджета и государственного финансового контроля, а также повышения качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями.
2.2.1. Совершенствование системы казначейского исполнения регионального бюджета
Наряду с традиционными инструментами казначейского обслуживания, подтвердившими свою эффективность в условиях ограниченности ресурсов (контроль первоочередности и приоритетности расходов в целях недопущения задолженности по социально значимым расходам; перечисление под фактическую потребность межбюджетных трансфертов целевого характера местным бюджетам; мониторинг состояния просроченной кредиторской задолженности за счет всех источников финансирования в целях ее сокращения и недопущения образования, консолидации в бюджет области экономии, полученной по результатам конкурсных процедур), в 2023 году апробированы новые:
- внедрен механизм привлечения временно свободных средств бюджета ТФОМС Пензенской области на единый счет регионального бюджета в целях повышения его ликвидности и получения дополнительных доходов от управления остатками на нем;
- в перечень средств, подлежащих казначейскому сопровождению, включены расчеты по государственным контрактам и контрактам, а также предоставление из бюджета области отдельных субсидий юридическим лицам. Учитывая технические и процедурные особенности, а также наработанный опыт проведения казначейского сопровождения территориальными органами Федерального казначейства, указанная функция передана Управлению Федерального казначейства по Пензенской области.
В 2024 году в целях нивелирования последствий введенных санкций для развития отраслей экономики совершенствование системы казначейского исполнения регионального бюджета будет продолжено по следующим направлениям:
- упрощение и ускорение расчетов (в том числе авансовых платежей) за выполненные работы, поставленные товары, оказанные услуги при казначейском сопровождении государственных контрактов (договоров, соглашений);
- дальнейшее совершенствование казначейского сопровождения по целевым средствам;
- своевременное исполнение расходных обязательств, недопущение возникновения просроченной задолженности бюджета Пензенской области;
- совершенствование процедуры управления средствами на едином счете бюджета Пензенской области, прогнозирования кассовых поступлений и расходов с использованием принципа сбалансированности поступлений и перечислений из бюджета Пензенской области, обеспечение непрерывности и своевременности выплат.
Сочетание новых и проверенных практикой подходов казначейского исполнения бюджета будет способствовать выполнению основной задачи - обеспечению непрерывности бюджетного процесса, своевременному финансированию принятых расходных обязательств, эффективному использованию бюджетных средств.
2.2.2. Повышение эффективности внутреннего государственного финансового контроля
В 2023 году на федеральном уровне:
- продолжилась работа по внесению дополнений в федеральные стандарты внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, направленных на регламентацию действий органа контроля при планировании и оформлении результатов контрольных мероприятий;
- утверждены дополнительные формы отчетности о результатах проведения плановых и внеплановых проверок, ревизий, а также результатов контрольных мероприятий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю с целью проработки единого классификатора выявляемых нарушений и его дальнейшего совершенствования, а также осуществления качественного анализа исполнения бюджетных полномочий органами внутреннего государственного (муниципального) контроля;
- обеспечена донастройка законодательства в сфере закупок (продлены меры, предусматривающие возможность установления дополнительных случаев закупок у единственного поставщика; приняты изменения в правила нормирования в сфере закупок; увеличено предельное значение начальной (максимальной) цены контракта при проведении электронного запроса котировок и электронной закупки товара у единственного поставщика);
- определены приоритетные направления развития внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В целях повышения эффективности внутреннего государственного финансового контроля на региональном уровне планируется:
- обеспечение риск-ориентированного контроля, направленного на предупреждение нарушений. Исключение дублирования контрольных мероприятий органов государственного финансового контроля с целью снижения нагрузки на объекты контроля;
- усиление контроля в сфере закупок, внедрение элементов упреждающего контроля посредством наблюдения в ЕИС "Закупки" с целью своевременного выявления и предотвращения нарушений законодательства о контрактной системе;
- проведение профилактической работы по предупреждению и устранению причин нарушений бюджетного законодательства и законодательства о контрактной системе;
- взаимодействие с главными распорядителями бюджетных средств по вопросу осуществления контроля за использованием бюджетных средств с целью принятия превентивных мер по недопущению нарушений законодательства Российской Федерации;
- оказание методологической поддержки органам государственной власти и местного самоуправления по вопросам контроля и обеспечения целевого и эффективного использования межбюджетных трансфертов.
2.2.3. Развитие проектных принципов управления
В 2023 году в Пензенской области реализуются 46 региональных проектов в рамках 12 национальных проектов, включая два новых региональных проекта - "Развитие туристической инфраструктуры (Пензенская область)" и "Повышение доступности туристических продуктов (Пензенская область)" по направлению "Туризм и индустрия гостеприимства".
Показатели и результаты всех региональных проектов синхронизированы с паспортами соответствующих национальных и федеральных проектов в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет"). Актуальные версии паспортов региональных проектов размещены на странице "Проектный офис" официальных сайтах исполнительных органов Пензенской области.
Налажено взаимодействие с АНО "Национальные приоритеты" в части наполнения и распределения контента в соответствующей автоматизированной информационной системе. Информация об исполнении в регионе федеральных кампаний и мероприятий национальных проектов включается в медиапланы исполнительных органов Пензенской области.
В системе взаимодействия проектных офисов (СВПО), наряду с подготовкой и направлением ответов на запросы Департамента проектной деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных ведомственных проектных офисов, добавлен функционал по отработке рисков, возникающих при реализации региональных проектов, а также по брендированию и QR-кодированию объектов капитального строительства.
В 2023 году на федеральном уровне регионам поставлена задача перевода начиная с 2024 года государственных программ субъектов Российской Федерации на новую систему управления, аналогичную применяемой для государственных программ Российской Федерации.
В целях реализации указанного поручения, дальнейшего развития и совершенствования проектных принципов управления актуализирована нормативная база, регламентирующая проектную деятельность и процедуры разработки и реализации государственных программ Пензенской области:
- постановлением Правительства Пензенской области от 19.09.2023 N 806-пП "О внесении изменений в постановление Правительства Пензенской области от 13.10.2020 N 709-пП (с последующими изменениями)" внесены изменения в Положение об организации проектной деятельности в Правительстве Пензенской области в части приведения его в соответствие с подходами, применяемыми на федеральном уровне;
- постановлением Правительства Пензенской области от 28.09.2023 N 848-пП "Об утверждении Порядка разработки и реализации государственных программ Пензенской области" утвержден Порядок разработки и реализации государственных программ Пензенской области, предусматривающий синхронизацию подходов к разработке и управлению госпрограммами и региональными проектами;
- постановлением Правительства Пензенской области от 26.09.2023 N 837-пП "О внесении изменения в Перечень государственных программ Пензенской области, утвержденный постановлением Правительства Пензенской области от 11.10.2012 N 718-пП (с последующими изменениями)" закреплены кураторы государственных программ Пензенской области на уровне Вице-губернатора, Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства Пензенской области, ответственных за соответствующие сферы социально-экономического развития региона.
Реформирование института государственных программ Пензенской области предусматривает совершенствование механизма целеполагания с ориентацией на достижение национальных целей развития страны, повышение управленческой гибкости, пересмотр подходов к разработке и формату государственных программ путем реализации следующих ключевых новаций:
1. Разделение всех программных мероприятий на проектную и процессную части.
В проектную часть, наряду с действующими в настоящее время региональными проектами, разработанными в рамках реализации национальных проектов, включены региональные проекты, не входящие в состав национальных проектов, и ведомственные проекты.
В процессную часть отнесены мероприятия, направленные на выполнение функций и текущих задач исполнительных органов, реализуемые непрерывно или на периодической основе, такие как:
- выполнение государственного задания на оказание государственных услуг и текущее содержание учреждений;
- предоставление дотаций и субвенций местным бюджетам;
- оказание мер социальной поддержки гражданам;
- предоставление юридическим лицам, в том числе государственным бюджетным и автономным учреждениям, целевых субсидий, не относящихся к проектной деятельности;
- предоставление местным бюджетам субсидий и иных межбюджетных трансфертов из бюджета Пензенской области, не относящихся к проектной деятельности;
- обслуживание государственного долга.
2. Изменение системы документов, разрабатываемых в ходе реализации государственных программ:
- постановлением Правительства Пензенской области об утверждении соответствующей государственной программы определяются стратегические приоритеты развития конкретной отрасли и правила предоставления субсидий местным бюджетам, а также оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы;
- распоряжениями Правительства области утверждаются паспорта региональных и ведомственных проектов, а также комплексов процессных мероприятий.
Кроме того, ответственный исполнитель совместно с соисполнителями государственной программы должен вести реестр документов, необходимых для ее реализации (правила и решения об осуществлении бюджетных инвестиций и капитальных вложений, правила предоставления иных межбюджетных трансфертов, оценка применения мер государственного регулирования в сфере реализации государственной программы и др.)
3. Ведение государственных программ Пензенской области в системе "Электронный бюджет", по аналогии с ведением региональных проектов в рамках национальных проектов, включает формирование, согласование, утверждение паспортов государственных программ и паспортов их структурных элементов, а также внесение в них изменений; формирование планов и отчетов об их реализации, иных документов и информации с возможностью подписания усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченных лиц. На текущий момент соответствующие модули системы "Электронный бюджет" находятся в разработке.
2.2.4. Повышение открытости бюджета и финансовой грамотности населения
В целях повышения открытости бюджета в 2024-2026 годах будет продолжена практика вовлечения граждан в бюджетный процесс посредством обсуждения бюджетных вопросов в средствах массовой информации, социальных сетях, реализации проектов комфортной среды проживания граждан, повышения финансовой грамотности населения.
В период 2024-2026 годов планируется продолжить реализацию мероприятий Стратегии повышения финансовой грамотности и формирования финансовой культуры населения до 2030 года, основными положениями которой станут учет социокультурных установок населения и принципов поведенческой экономики, работы с целевыми аудиториями от детей дошкольного возраста до пенсионеров, фокусировка на экономически активное население.
Об успешности реализации бюджетной и долговой политики свидетельствует подтверждение региону в 2023 году рейтинговым агентством АКРА кредитного рейтинга по национальной шкале на уровне BBB+(ru) со стабильным прогнозом.
2.3. Повышение качества регулирования межбюджетных отношений с муниципальными образованиями
Основные задачи бюджетной политики в сфере межбюджетных отношений направлены на обеспечение сбалансированности и финансовой устойчивости местных бюджетов, снижение рисков неисполнения ими первоочередных расходных обязательств, сокращение муниципального долга.
В 2022 и 2023 годах вступили в силу существенные изменения в федеральное и региональное законодательство, направленные на совершенствование межбюджетных отношений в части упрощения процедур распределения и предоставления межбюджетных трансфертов местным бюджетам, оперативности финансирования расходных обязательств местного значения, в том числе:
- на постоянной основе предусмотрено право в установленных законодательством случаях предоставлять целевые межбюджетные трансферты в упрощенном порядке, предусматривающем возможность их распределения не только законом о бюджете, но и актами Правительства Пензенской области, снятие ограничений по размерам нераспределенного резерва субсидий и субвенций, а также срокам распределения иных межбюджетных трансфертов и срокам заключения соглашений о предоставлении таких средств;
- исключено требование об ограничении общего объема дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов и иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам;
- из условий предоставления межбюджетных субсидий исключено требование о наличии в местном бюджете расходов на софинансирование.
На основании положений статьи 142.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации в течение 2022 и 2023 годов органами местного самоуправления муниципальных образований Пензенской области успешно применялся механизм предоставления "горизонтальных" субсидий, который позволил направить значительные объемы средств бюджетов Бековского района, Засечного и Большееланского сельсоветов Пензенского района на решение наиболее важных вопросов местного значения в других муниципальных образованиях региона.
Учитывая наличие положительного опыта, данная практика в дальнейшем будет распространяться на территории Пензенской области.
В целях реализации инициативных проектов граждан по решению вопросов местного значения постановлением Правительства Пензенской области от 19.07.2023 N 610-пП утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий из бюджета Пензенской области бюджетам муниципальных образований Пензенской области на реализацию инициативных проектов жителей муниципальных образований Пензенской области в сфере благоустройства. Данная мера направлена на поддержку вовлечения населения в принятие решений о расходовании бюджетных средств, формирование гражданской и социальной ответственности за результаты выполненных проектов, что в конечном итоге должно способствовать росту взаимного доверия населения и власти.
В плановом периоде продолжится совершенствование существующих инструментов и механизмов финансовой поддержки муниципалитетов в целях создания условий для устойчивого и сбалансированного исполнения местных бюджетов.
Начиная с 2024 года устанавливаются новые подходы при предоставлении дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов и городских округов Пензенской области, позволяющие увеличить их объем на уровень, значительно превышающий прогнозируемую инфляцию, для муниципалитетов, по которым за ряд лет сложились низкие значения уровня бюджетной обеспеченности, среднедушевого размера дотации и других показателей, влияющих на сбалансированность местных бюджетов.
В соответствии с соглашением между Минфином России и Министерством финансов Пензенской области о предоставлении бюджетного кредита из федерального бюджета в целях погашения областного коммерческого долга регионом принято обязательство о сохранении до 01.01.2030 объема консолидированного долга по коммерческим кредитам на уровне не более 25% консолидированных налоговых и неналоговых доходов. По состоянию на 01.01.2023 значение данного показателя составило 12,9%.
В целях его обеспечения в пределах установленного ограничения Министерством финансов Пензенской области инициировано принятие местными администрациями обязательств по утверждению и реализации с 2022 года планов мероприятий по ежегодному (поэтапному) сокращению задолженности местных бюджетов по кредитам от кредитных организаций до 25% и дальнейшему неувеличению указанного показателя до 2030 года.
В этой связи продолжится работа по оказанию помощи местным бюджетам в форме дополнительных дотаций на погашение коммерческих кредитов, привлеченных органами местного самоуправления (2022 год - 634 млн рублей, 2024 год - 55 млн рублей). Источником средств является экономия по расходам на обслуживание государственного долга, полученная в результате замещения в 2021 году дорогостоящих коммерческих кредитов бюджетным кредитом из федерального бюджета в объеме 5,3 млрд рублей.
Кроме того, начиная с 2023 года муниципальным образованиям региона в соответствии с Законом Пензенской области от 10.02.2023 N 3960-ЗПО "Об установлении иных случаев, а также порядка предоставления, использования и возврата бюджетного кредита из бюджета муниципального образования бюджету другого муниципального образования, входящих в состав Пензенской области" предоставлена возможность использования "горизонтальных" бюджетных кредитов. Данный механизм кредитования рассчитан на все уровни местных бюджетов, в результате чего городские округа, муниципальные районы, городские и сельские поселения могут выступать как кредиторами, так и заемщиками.
Таким образом, в 2024-2026 годах одним из значимых направлений работы будет являться контроль за объемом консолидированной коммерческой задолженности Пензенской области и входящих в ее состав муниципальных образований.
В целях повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления продолжатся мониторинг выполнения муниципалитетами обязательств соглашений о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов, а также оценка качества организации и осуществления ими бюджетного процесса с учетом актуализации перечней обязательств и показателей.
3. Налоговая политика Пензенской области на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов
Основными приоритетами налоговой политики Пензенской области в период адаптации экономики к меняющимся условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности является сохранение объективной фискальной нагрузки на налогоплательщиков, оказание мер поддержки, стимулирование экономической и инвестиционной активности, а также улучшение качества администрирования доходных источников и, как следствие, расширение доходного потенциала области.
Значимой реформой в системе администрирования налогов стало введение с 2023 года института единого налогового платежа и единого налогового счета. Основная цель - упрощение механизма исполнения обязанности по уплате налогов путем составления одного платежного документа, установление единого срока представления в налоговые органы налоговых деклараций, уведомлений об исчисленных суммах налогов, авансовых платежей, а также единого срока уплаты обязательных платежей. Кроме того, исключается ситуация, при которой у одного плательщика одновременно может числиться задолженность и переплата по разным налогам.
В процессе реализации в течение 2023 года возникали различные вопросы, проблемы, влияющие как на налогоплательщиков, так и на бюджетную систему, в связи с чем данный механизм совершенствовался, ряд законодательных инициатив был направлен на повышение оперативности и стабильности поступлений доходов в бюджет. Например:
- для НДФЛ, являющегося самым крупным доходным источником региональных и местных бюджетов, установлена приоритетность при распределении по уровням бюджетов, а также реализована возможность его зачисления в бюджет несколько раз в месяц в случае подачи налоговыми агентами уведомлений о начислениях до наступления установленного срока для их представления;
- изменен подход по поступлению в бюджет имущественных налогов физических лиц (сразу после уплаты налога вместо 1 декабря);
- плательщикам налога на имущество организаций с 2024 года не требуется представлять в налоговый орган уведомление об исчисленной сумме налога за истекший налоговый период в отношении объектов, сведения о которых содержатся в налоговой декларации;
- повышалось качество взаимодействия налоговых органов с финансовыми органами.
Также на федеральном уровне принимались и другие корректировки законодательства.
Федеральным законом от 31.07.2023 N 389-ФЗ внесены многочисленные изменения в положения налогового законодательства, в том числе:
- продлено по 2026 год 50-процентное ограничение по учету убытков, полученных в прошлых налоговых периодах, по налогу на прибыль организаций;
- индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную и патентную системы налогообложения, теперь вправе сразу уменьшать налоги и авансовые платежи по налогам на страховые взносы без необходимости их фактической уплаты;
- субъектам Российской Федерации предоставлено право предусматривать ежегодную индексацию размеров потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по видам предпринимательской деятельности, в отношении которых применяется патентная система налогообложения, на коэффициент-дефлятор, установленный на соответствующий календарный год.
Предоставлено право на получение стандартного налогового вычета по налогу на доходы физических лиц родителям, чьи дети или подопечные признаны недееспособными, независимо от их возраста, а также для физических лиц увеличен предельный размер социального налогового вычета на обучение детей с 50 тыс. рублей до 110 тыс. рублей, по иным расходам - с 120 тыс. рублей до 150 тыс. рублей.
Изменения в части распределения доходных источников по уровням бюджетов касаются:
- акцизов на нефтепродукты, по которым продлен на 2026 год норматив отчислений в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации на уровне 2021-2025 годов (25,1% - в федеральный бюджет, 74,9% - в бюджеты субъектов) вместо ранее планируемого перехода на их зачисление в полном объеме в региональные бюджеты;
- налога на прибыль организаций от бывших участников консолидированных групп налогоплательщиков, по которому в 2024-2025 годах продолжит действовать временный порядок его распределения: 40% - в 2024 году, 60% - в 2025 году будут зачисляться в бюджет того субъекта, на территории которого находятся организации; другая составляющая (60% - в 2024 году, 40% - в 2025 году) будут консолидироваться со всех субъектов для последующего распределения между регионами по дифференцированным нормативам, установленным федеральным законом о федеральном бюджете.
В Пензенской области продолжают действовать и совершенствоваться меры налоговой поддержки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в виде:
- продления на 2024 год "налоговых каникул" по упрощенной и патентной системам налогообложения для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, работающих в сельском хозяйстве, научной, производственной, социальной сферах, а также сфере бытовых услуг населению;
- максимального снижения ставок по упрощенной системе налогообложения для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые перевели свой бизнес из других регионов в Пензенскую область (данная преференция продлена по 2025 год);
- сохранения в 2024-2026 годах пониженной налоговой ставки (1,6%) по налогу на имущество организаций в отношении железнодорожных путей общего пользования, а также сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью;
- снижения ставки налога на имущество до 0% для организаций, заключивших с Российской Федерацией концессионные соглашения, а также для газораспределительных организаций, участвующих в реализации мероприятий по догазификации населенных пунктов.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности, создания комфортных условий для привлечения в регион новых инвесторов сохраняются налоговые преференции для организаций, заключивших с Правительством Пензенской области инвестиционные соглашения, а также для резидентов территорий опережающего развития.
В 2024 году увеличивается с 1,95 до 2,0 коэффициент, используемый для расчета суммы фиксированного авансового платежа по налогу на доходы физических лиц для иностранных граждан, осуществляющих трудовую деятельность в Пензенской области на основании патента.
В целях улучшения социального положения отдельных категорий граждан на территории Пензенской области сохраняются региональные льготы по транспортному налогу для ветеранов боевых действий, инвалидов, многодетных семей и семей с детьми-инвалидами.
В современных геополитических условиях особую важность имеют преференции для участников специальной военной операции:
- в соответствии с Законом Пензенской области от 24.04.2023 N 4011-ЗПО "О внесении изменений в отдельные законы Пензенской области" продлено освобождение данной категории граждан от уплаты транспортного налога на налоговый период 2023 года, уплата за который должна осуществляться в 2024 году;
- на период прохождения военной службы и на 90 календарных дней со дня ее окончания предусмотрена отсрочка уплаты арендной платы за имущество, земельные участки, находящиеся в собственности Пензенской области, и земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, а также допускается расторжение таких договоров аренды без применения штрафных санкций;
- предоставляется в собственность бесплатно земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, при наличии специальных званий, наград у военнослужащего, являющегося ветераном боевых действий.
Кроме того, на налоговую базу по имущественным налогам может оказать влияние проведенная в Пензенской области, как и во всех регионах, в 2023 году в соответствии с федеральным законодательством переоценка кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества, результаты которой вступят в силу с 2024 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Распоряжение Правительства Пензенской области от 24 октября 2023 г. N 925-рП "Об основных направлениях бюджетной и налоговой политики Пензенской области на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 7 ноября 2023 г.
Текст распоряжения опубликован на официальном сайте Правительства Пензенской области (www.pnzreg.ru) 27 октября 2023 г., в газете "Пензенские губернские ведомости" N 83 от 1 ноября 2023 г.