Департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России (далее - Департамент) в рамках установленной компетенции рассмотрел обращение Ассоциации, направленное Росаккредитацией в ФАС России для запроса позиции и поступившее в Департамент письмом ФАС России (далее - Обращение).
В соответствии с Положением о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 845, Росаккредитация является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц, и в целях реализации своих полномочий имеет право давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.
Согласно пункту 9 статьи 4 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 412-ФЗ "Об аккредитации в национальной системе аккредитации" описание области аккредитации осуществляется в соответствии с утверждаемыми национальным органом по аккредитации методическими рекомендациями.
Методические рекомендации по описанию области аккредитации испытательной лаборатории (центра) утверждены приказом Росаккредитации от 25 января 2019 г. N 11 (далее - Методические рекомендации).
Разъяснения в части заполнения области аккредитации в соответствии с Методическими рекомендациями были направлены в адрес Ассоциации письмом Росаккредитации.
В части, касающейся применения межгосударственного стандарта ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 "Общие требования к компетентности испытательных и калибровочных лабораторий", введенного в действие Приказом Росстандарта от 15 июля 2019 г. N 385-ст (далее - ГОСТ ISO/IEC 17025-2019), считаем необходимым отметить.
ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 устанавливает общие требования, в том числе, к компетентности, беспристрастности и стабильному функционированию лабораторий.
Пунктом 7.8.1.2 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 установлено, что результаты должны быть представлены точно, четко, недвусмысленно и объективно, как правило, в форме отчета (например, отчет об испытаниях, свидетельство (сертификат) о калибровке или акт отбора образцов) и должны включать в себя всю информацию, согласованную с заказчиком и необходимую для интерпретации результатов, а также всю информацию, требуемую в соответствии с применяемым методом. Все оформленные отчеты должны быть сохранены в качестве технических записей.
В соответствии с пунктом 7.8.3.1 ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 в дополнение к требованиям, перечисленным в пункте 7.8.2 указанного стандарта, отчеты об испытаниях должны, если это необходимо для интерпретации результатов испытаний, включать в себя, в том числе, при необходимости заявление о соответствии требованиям или спецификациям (см. 7.8.6); где это применимо, неопределенность измерений, представленную в тех же единицах, что и измеряемая величина, или в относительном по отношению к измеряемой величине виде (например, в процентах), когда: это имеет отношение к достоверности или применению результатов испытаний; этого требует заказчик; неопределенность измерения влияет на соответствие установленному пределу; мнения и интерпретации, где это применимо (см. 7.8.7); дополнительную информацию, которая может потребоваться по конкретным методам, органам власти, заказчикам или группам заказчиков.
В связи с вышеизложенным, исходя из положений ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 заявление о соответствии требованиям или спецификациям, мнения и интерпретации должны быть включены в отчет об испытаниях, если это необходимо для интерпретации результатов испытаний.
При этом если в протокол исследований (испытаний) и измерений включены мнения и толкования, лаборатория должна задокументировать основания, на которых они построены. Мнения и толкования должны быть четко выделены в протоколе исследований (испытаний) и измерений.
Мнения и толкования не следует смешивать с инспектированием и сертификацией продукции, предусмотренными в ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 "Оценка соответствия. Требования к работе различных типов органов инспекции" и ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 "Требования к органам по сертификации продукции, процессов и услуг".
Дополнительно сообщаем, что Обращение было направлено ФАС России также в Минфин России и Минстрой России для ответа в рамках компетенции.
Обращаем внимание, что данное письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым актом, является мнением Департамента и носит информационный характер.
Заместитель директора Департамента |
Н.А. Савельева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Министерства экономического развития РФ от 22 января 2021 г. N Д34и-1460 "О рассмотрении обращения"
Опубликование:
-