г. Краснодар |
|
14 октября 2020 г. |
Дело N А53-38421/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 октября 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Бабаевой О.А., при участии в судебном заседании от истца - акционерного общества "Туапсинский морской торговый порт" (ИНН 2322001997, ОГРН 1022303274674) - Мингулова А.А. (доверенность от 25.06.2019), от ответчика - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Шакотько А.Ю.(доверенность от 15.05.2019), извещенных о времени и месте судебного разбирательства, рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А53-38421/2019, установил следующее.
АО "Туапсинский морской торговый порт" (далее - порт) обратилось в арбитражный суд с иском к ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) о взыскании 790 840 рублей штрафа за задержку приема вагонов (уточненные требования).
Решением от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 30.06.2020, с железной дороги в пользу общества взыскано 395 420 рублей штрафа, в части взыскания 55 560 рублей штрафа производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска. Суды сочли правомерным привлечение железной дороги к ответственности, предусмотренной статьей 100 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав). Суды применили нормы статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), снизив размер штрафа на 50%.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты в части удовлетворения иска. По мнению заявителя, у истца отсутствует право на взыскание штрафа, поскольку он не является грузоотправителем в рамках отношений по перемещению порожних вагонов. Правоотношения сторон как перевозчика и грузополучателя (порта) прекращены выдачей груза. Также ответчик полагает расчет штрафа неверным, поскольку сторонами в договоре не предусмотрен срок приема вагонов.
В отзыве общество отклонило доводы кассационной жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как видно из материалов дела, железная дорога и порт заключили договор от 05.07.2018 N 85/7т (далее - договор N 85/7т), в соответствии с которым осуществляется эксплуатация железнодорожного (ж/д) пути необщего пользования, принадлежащего порту, примыкающего к станции Туапсе - Сортировочная СКЖД. Согласно пункту 1 договора обслуживание ж/д пути необщего пользования производится локомотивами владельца (собственными или арендованными). В пункте 13 предусмотрено, что на условиях договора вагоны подаются контрагенту - АО "Туапсинский зерновой терминал". В соответствии с пунктом 8 договора возвращаемые с ж/д пути необщего пользования вагоны доставляются локомотивом владельца по согласованию с перевозчиком на один из свободных ж/д путей N 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15,17 парка "Б" ст. Туапсе-Сортировочная, являющихся выставочными. Согласно пункту 9 договора о передаче вагонов на ж/д выставочный путь парка "Б" ст. Туапсе-Сортировочная приемосдатчик владельца передает уведомление приемосдатчику груза и багажа ст. Туапсе-Сортировочная под роспись на экземпляре владельца.
Судами установлено, что в октябре 2018 года на путях необщего пользования в ожидании приема вагонов простаивали порожние вагоны в количестве 1356 штук, в отношении которых поданы уведомления о завершении грузовой операции и готовности к уборке порожних вагонов (о передаче вагонов на выставочный путь и готовности вагонов к уборке), которые приняты железной дорогой, что подтверждается соответствующей отметкой.
В связи с задержкой приема вагонов составлены акты общей формы и на основании статьи 100 Устава железной дороге портом начислены штрафы на 790 840 рублей (сумма с учетом частичного отказа от иска).
Порт направил железной дороге претензию от 07.11.2018 N 3742/19-02 о выплате штрафа, оставление которой без удовлетворения послужило основанием для обращения порта в суд с иском.
В соответствии с пунктом 1 статьи 793 Гражданского кодекса в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную данным Кодексом, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.
Согласно части 2 статьи 100 Устава за задержку по вине перевозчика подачи вагонов под погрузку и выгрузку грузов или на железнодорожные выставочные пути, а также за задержку уборки вагонов с мест погрузки и выгрузки грузов на железнодорожных путях необщего пользования или с железнодорожных выставочных путей в случае, если уборка вагонов осуществляется локомотивами перевозчика, либо за задержку по вине перевозчика приема вагонов с железнодорожных путей необщего пользования перевозчик уплачивает грузоотправителю, грузополучателю штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда за каждый час задержки каждого вагона. Штраф начисляется за все время задержки с момента нарушения предусмотренных соответствующими договорами сроков подачи, уборки вагонов.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), руководствуясь статьями 10, 784, 785, 791, 792, 793 Гражданского кодекса, статьями 1, 44, 100 Устава, Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374, признав истца грузополучателем спорных вагонов, суды пришли к выводу об обязанности ответчика (перевозчика) уплатить порту штраф исходя из доказанности факта задержки им сроков приема вагонов, находящихся на ж/д путях необщего пользования. При определении срока задержки приема вагонов суды исходили из того, что такой срок необходимо исчислять с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Расчет штрафа проверен судами и признан правильным. Посчитав предъявленный к взысканию размер штрафа чрезмерным, суды применили статью 333 Гражданского кодекса и снизили его до 395 420 рублей.
Довод железной дороги об отсутствии у порта прав на взыскание спорного штрафа несостоятелен.
Порядок возврата вагонов на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная определен пунктами 2.8 и 2.9 Временной инструкции о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования, принадлежащем железной дороге и порту, примыкающем к станции Туапсе-Сортировочная СКЖД и используемом торговым портом при выполнении приемо-сдаточных операций на приемоотправочных путях станции Туапсе-Сортировочная, утвержденной 22.03.2018 (далее - Инструкция).
Установленный в Инструкции порядок предусматривает невозможность самостоятельного выезда локомотива порта на выставочные пути станции Туапсе-Сортировочная. Все действия истца по перестановке вагонов производятся по указанию дежурного по станции (ДСП) и маневрового диспетчера станции Туапсе-Сортировочная.
Учитывая положения Инструкции, приемо-сдаточные операции по возврату порожних вагонов осуществляются на станционных выставочных путях, при этом без получения согласия железной дороги порт не может вернуть порожние вагоны на станционные пути.
Субъектом правоотношений с железной дорогой по пользованию инфраструктурой является владелец порожних вагонов, а не грузополучатель либо владелец пути необщего пользования (торговый порт); железная дорога обязана принять порожние вагоны с припортовой станции и в отсутствие договора перевозки таких вагонов.
Между тем наличие у порта законного интереса в своевременном исполнении перевозчиком обязанности по согласованию возможности подачи таких вагонов с пути необщего пользования на станционные пути обоснованно, поскольку длительная занятость путей необщего пользования исключает для него возможность нормального осуществления и планирования своей деятельности, использования указанных путей для приема и возврата иных вагонов.
В связи с изложенным довод железной дороги о том, что порт - ненадлежащий истец по требованию о взыскании штрафа по статье 100 Устава ввиду того, что не является стороной перевозочного процесса, обоснованно отклонен судебными инстанциями.
Суд оценили и отклонили доводы заявителя относительно отсутствия согласования срока приема вагонов от порта и ошибочности применения судами к спорным правоотношениям двухчасового срока. В отсутствие объективных доказательств иного разумного срока, необходимого железной дороге после получения уведомления о завершении грузовой операции и готовности вагонов к передаче на выставочный путь, суды исходили из необходимости соблюдения баланса интересов всех участников этих правоотношений и их определенности. Отсутствие срока позволяло бы железной дороге, терминалу и порту непредсказуемо долго удерживать создавшуюся ситуацию в состоянии неопределенности равным образом для всех названных лиц, что не отвечало бы охраняемым законом принципам равенства участников гражданских правоотношений, стабильности гражданского оборота и определенности правоотношений сторон.
Таким образом, выводы судов соответствуют нормам материального и процессуального права, а также обстоятельствам дела.
Ссылка заявителя на судебную практику по иным делам не принимается, поскольку при рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства каждого спора и доказательства, представленные сторонами, на основании исследования и оценки которых принимается судебный акт.
При изложенных обстоятельствах основания для отмены или изменения судебных актов отсутствуют.
Руководствуясь статьями 284, 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2020 по делу N А53-38421/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимной связи по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), руководствуясь статьями 10, 784, 785, 791, 792, 793 Гражданского кодекса, статьями 1, 44, 100 Устава, Правилами приема грузов, порожних грузовых вагонов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 07.12.2016 N 374, признав истца грузополучателем спорных вагонов, суды пришли к выводу об обязанности ответчика (перевозчика) уплатить порту штраф исходя из доказанности факта задержки им сроков приема вагонов, находящихся на ж/д путях необщего пользования. При определении срока задержки приема вагонов суды исходили из того, что такой срок необходимо исчислять с момента передачи уведомления о завершении грузовой операции, но не менее чем через 2 часа после его приема.
Расчет штрафа проверен судами и признан правильным. Посчитав предъявленный к взысканию размер штрафа чрезмерным, суды применили статью 333 Гражданского кодекса и снизили его до 395 420 рублей."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 14 октября 2020 г. N Ф08-8548/20 по делу N А53-38421/2019
Хронология рассмотрения дела:
14.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8548/20
30.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-5399/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38421/19
31.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38421/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-38421/19