В соответствии со статьёй 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в муниципальном образовании "Юшарский сельсовет" Ненецкого автономного округа утвержденным Решением Совета депутатов МО "Юшарский сельсовет" НАО от 25.12.2013 N 7 (в редакции от 21.05.2014 N 3, от 30.12.2016 N 3, от 18.05.2018 N 4, от 10.07.2019 N 3), постановлением Администрации МО "Юшарский сельсовет" НАО от 26.05.2014 N 66-п "О порядке составления проекта бюджета муниципального образования "Юшарский сельсовет" на очередной и плановый период" Администрация Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО постановляет:
1. Утвердить прилагаемые Основные направления бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
2. Структурным подразделениям Администрации Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа руководствоваться основными направлениям бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
3. Настоящее Постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит официальному опубликованию (обнародованию).
Глава Сельского поселения |
Я.А. Усачев |
Утверждено
Постановлением Администрации
Сельского поселения "Юшарский
сельсовет" ЗР НАО
от 26.10.2023 N 56-п
Основные направления
бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов.
Основные направления бюджетной и налоговой политики актуализированы с учетом текущей экономической и геополитической ситуации и нацелены на решение приоритетных задач социально-экономического развития Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2024 год и плановый период 2025-2026 годов разработаны в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, подпунктом 2 пункта 3.3 Положения "О бюджетном процессе в муниципальном образовании "Юшарский сельсовет" Ненецкого автономного округа", утвержденного Решением Совета депутатов муниципального образования "Юшарский сельсовет" Ненецкого автономного округа от 25.12.2013 N 7.
1. Основные итоги бюджетной политики за 2022 год
Бюджетная политика Сельского поселения в 2022 году была направлена на обеспечение устойчивости бюджетной системы, выполнение принятых обязательств и сокращения неэффективных бюджетных расходов.
Исполнение местного бюджета за 2022 год составило по доходам в сумме 28 601,57 тыс. руб., при уточнённых плановых назначениях 29 133,5 тыс. руб. или 98,2% по отношению к плану, по расходам в сумме 28 813,79 тыс. руб. при уточненном плане 29 710,3 тыс. руб. или 96,9% от плана. Дефицит бюджета по итогам исполнения бюджета за 2022 год составил 212,2 тыс. руб.
Налоговые и неналоговые доходы бюджета сельского поселения исполнены в сумме 2 367,4 тыс. рублей, или на 102,7 процента к плану, их объем составил 8,3 процента всех поступлений в местный бюджет. В 2021 году доля налоговых и неналоговых поступлений составляла по итогам исполнения местного бюджета 6,1 процентов в общем объеме доходов.
Темп роста налоговых и неналоговых поступлений в 2022 году по отношению к 2021 года составил 88,8%, а по отдельным источникам доходов местного бюджета представлен в таблице.
Наименование показателя |
Темп роста 2022 г. к 2021 г. |
Доходы в т.ч.: |
-14 997,8 |
Налоговые и неналоговые поступления, в т.ч. |
-299,4 |
Налоговые доходы, в т.ч.: |
-99,9 |
Налог на доходы физических лиц |
183,6 |
Акцизы по подакцизным товарам |
-215,0 |
Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
42,5 |
Налог на имущество физических лиц |
-0,5 |
Земельный налог с организаций |
-105,4 |
Земельный налог с физических лиц |
-5,1 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
5,4 |
Государственная пошлина |
-5,4 |
Неналоговые доходы, в т.ч.: |
-199,5 |
Доходы от сдачи в аренду имущества, находящееся в оперативном управлении органов управления сельских поселений |
-5,4 |
Плата за аренду и наем жилых помещений |
14,0 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
-208,1 |
Поступление целевых межбюджетных трансфертов, направляемых на приоритетные направления социально-экономического развития сельского поселения, составило 26 234,3 тыс. руб., их доля составила 91,7 процента всех поступлений в бюджет.
Приоритетными направлениями в структуре расходов местного бюджета в 2022 году являлись:
- общегосударственные вопросы - 68,2%
- жилищно-коммунальное хозяйство - 21,0%
- национальная экономика - 5,2%
- социальная политика - 4,6%
Структура расходов местного бюджета зависит от полномочий, закрепленных за муниципальными образованиями Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Законом НАО от 17.02.2010 N 8-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов организации местного самоуправления на территории Ненецкого автономного округа" и перераспределенных органам государственной власти Ненецкого автономного округа в соответствии с Законом НАО от 19.09.2014 N 95-ОЗ "О перераспределении полномочий между органами местного самоуправления муниципальных образований Ненецкого автономного округа и органами государственной власти Ненецкого автономного округа".
Основные направления бюджетной и налоговой политики актуализированы с учетом экономической ситуации 2022 года и нацелены на решение приоритетных задач дальнейшего социально-экономического развития Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа.
В целях повышения эффективности расходов местного бюджета и качества управления муниципальными финансами проводится контроль за использованием муниципального имущества Сельского поселения, переданного в оперативное управление или хозяйственное ведение казенным и бюджетным учреждениям.
В целях обеспечения прозрачности и открытости бюджетного процесса, обеспечения вовлеченности граждан в бюджетный процесс актуальная информация о бюджете и его исполнении размещается на официальном сайте органа местного самоуправления Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярный район Ненецкого автономного округа в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в рубрике "Бюджет для граждан".
2. Цели и задачи бюджетной и налоговой политики
Настоящие Основные направления содержат основные цели, задачи и приоритеты бюджетной и налоговой политики в сфере формирования доходного потенциала, расходования бюджетных средств, межбюджетных отношений и контроля за использованием бюджетных средств.
Основной целью бюджетной политики является обеспечение сбалансированности и устойчивости бюджета Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО.
Достижению данной цели будет способствовать решение следующих задач:
- развитие стратегического планирования;
- укрепление налогового потенциала;
- мобилизация дополнительных ресурсов увеличения доходной базы;
- оптимизация существующей системы налоговых льгот. Принятие решений по предоставлению налоговых льгот с учетом бюджетной и социальной эффективности;
- формирование и исполнение бюджета поселения на основе муниципальных программ;
- повышение качества предоставляемых населению муниципальных услуг;
- повышение предпринимательской активности;
- обеспечение прозрачности и открытости бюджета и бюджетного процесса и вовлечение в него граждан;
- оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов на основе принципов бюджетирования, ориентированного на результат;
- развитие внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита;
- реализация ответственной бюджетной политики, базовыми принципами которой являются исполнение наиболее значимых действующих расходных обязательств и принятие взвешенных решений по вновь принимаемым расходным обязательствам местного бюджета.
3. Основные направления бюджетной политики
Основными направлениями бюджетной политики на 2024-2026 годы являются:
обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы в условиях ограниченности финансовых ресурсов;
повышение эффективности бюджетных расходов;
сохранение местного бюджета развития, исходя из возможностей доходной базы и необходимости выполнения обязательств по обеспечению софинансирования расходов;
обеспечение инфраструктурного развития на основе территориального планирования;
повышение прозрачности местного бюджета и бюджетного процесса.
Расходование средств местного бюджета должно осуществляться на основе нормативов, утвержденных исполнительными органами государственной власти Ненецкого автономного округа.
При разработке проекта бюджета Сельского поселения необходимо учитывать риски возможного снижения поступлений доходов, чтобы обеспечить полное исполнение всех принятых расходных обязательств.
В условиях формирования программного бюджета изменяется роль муниципального финансового контроля. Проводимые проверки должны быть направлены на осуществление контроля за результатами, которые достигнуты при расходовании бюджетных средств.
4. Основные направления налоговой политики
Налоговая политика на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов (далее - налоговая политика) нацелена на сохранение и развитие налогового потенциала в целях обеспечения роста доходной части местного бюджета.
Основными целями налоговой политики Сельского поселения на 2024-2026 годы должны быть направлены на создание условий для экономического роста.
Мобилизация и наращивание собственных доходов местного бюджета за счет экономического роста и развития налогового потенциала и повышение устойчивости местного бюджета.
Основными направлениями налоговой политики должны стать меры, направленные на укрепление и увеличение доходной базы местного бюджета.
Способствовать увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет. В целях повышения доходов бюджета Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Администрацией Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО необходимо организовать и/или продолжать начатую работу по реализации следующих мероприятий:
- Введение в оборот земельных участков и недвижимого имущества, которые используются гражданами Сельского поселения, функционирующими на территории Сельского поселения, но налоги на них не уплачивается, в связи с нелегальным использованием указанных объектов.
Одним из немногочисленных местных налогов, является земельный налог. Однако препятствием для взыскания этого налога, который должен составлять значительную часть доходов местного бюджета, является отсутствие государственной регистрации многих земельных участков.
Еще одним немаловажным фактором снижения поступлений в местный бюджет установленная льгота. В соответствии со ст. 391 "Налогового кодекса Российской Федерации" для пенсионеров, получающих пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством при исчислении земельного налога за налоговые периоды начиная с 2017 года налоговая база уменьшается на величину кадастровой стоимости 600 квадратных метров площади земельного участка, находящегося в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении. Принятая указанная норма наполовину сократит поступления земельного налога в местный бюджет, и является неблагоприятным поводом сокращения самостоятельности местного бюджета. Уменьшение поступлений по земельному налогу с физических лиц в 2022 году по сравнению к 2021 году составило в сумме на 9,4 тыс. руб.
Вторым местным налогом является налог на имущество физических лиц. На территории Сельского поселения налицо проблема неучтенного имущества, которое используется без оформления соответствующих документов на собственность. Затягивание гражданами сроков государственной регистрации частных домовладений позволяет им в течение продолжительного времени не уплачивать налог на имущество физических лиц.
Нельзя не отметить, что работа по оформлению жилых помещений в последние годы активизировалась.
Указанная проблема (неучтенных земельных участков и недвижимого имущества) могут быть решены путем проведения инвентаризации и постановки на муниципальный учет земельных и имущественных объектов.
Бесспорно, в случае установления норматива отчислений из окружного бюджета в местный бюджет в части неналоговых поступлений в виде арендной платы за земельные участки, расположенные в границах поселения, Администрация Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО была бы в прямой заинтересованности в оформлении лицами, проживающими и функционирующими на территории Сельского поселения всех земельных участков, как в собственность, так и в аренду.
Необходимо регулярно проводить работу по оценке бюджетной и социальной эффективности предоставляемых налоговых льгот. В 2020 году введена соответствующая методика. Анализ эффективности принятых налоговых льгот проводится теперь ежегодно, а принимаемых, перед введением новой льготы.
2) еще одним резервом увеличения налоговых доходов местного бюджета может являться изменение нормативов отчислений налога на доходы физических лиц из регионального бюджета.
В настоящее время основной объем налоговых доходов местных бюджетов формируется не за счет местных налогов, а за счет отчислений от налога на доходы физических лиц. Согласно положениям Бюджетного кодекса и нормативов отчисления, установленных на уровне субъекта РФ поступления от налога на доходы физических лиц подлежат зачислению в бюджеты поселений - 7%.
В 2021 году в местный бюджет поступило доходов от уплаты налогов, взимаемых в связи с применением упрощенной системы налогообложения в сумме 250,0 тыс. руб., в 2022 году - 292,5 тыс. руб. Таким образом, увеличение поступлений от уплаты указанных налогов составляет 42,5 тыс. руб. Темп роста составил в 2022 году по отношению к 2021 году 117,0%.
В то же время, возможности контроля налогоплательщиками муниципального образования расходования в местном бюджете уплаченного ими налога достаточно велики.
3) плата за предоставление муниципального жилого фонда по договорам социального найма и коммерческого найма позволит повысить доходный потенциал местного бюджета.
Следует обратить внимание на установление дифференцированной платы, в зависимости от благоустроенности и качества предоставляемого жилого помещения.
Указанную плату можно направлять в фонды капитального ремонта многоквартирных домов, а также на реализацию как капитального, так и текущего ремонта муниципального жилого фонда за счет средств местного бюджета.
Начатая в 2019 году работа по совершенствованию методики расчета платы за пользование жилыми помещениями будет продолжена в последующем периоде.
В прогнозном периоде будет продолжена работа по инвентаризации платежей от уплаты по договорам социального и коммерческого найма, в целях выявления задолженности по платежам в бюджет. Своевременные уведомления неплательщиков и подача исковых заявлений в судебные инстанции позволит повысить ответственность среди граждан и соответственно сделать более реалистичными прогнозные показатели поступлений при планировании бюджета.
4) обязательное введение штрафных санкций (неустойки) за нарушение сроков исполнения муниципальных контрактов подрядчиками позволит не только повысить ответственность за своевременность выполнения работ, услуг, не значительно, но и повысить доход местного бюджета.
В данных обстоятельствах важное значение имеет своевременная претензионно-исковая работа органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством в отношении подрядчиков, нарушающих условия исполнения муниципальных контрактов.
5) привлечение граждан к финансированию мероприятий по благоустройству территории.
С 2020 года начата работа по привлечению граждан Сельского поселения к участию граждан в мероприятиях по благоустройству территории. Данное участие носит целевой характер. Следует вести регулярную информационно-стимулирующую работу с населением о необходимости их привлечения к участию в жизни села и поселков сельского поселения.
6) сдача в аренду муниципального имущества.
Следует провести полную инвентаризацию неиспользуемого муниципального имущества в целях предоставления его по договорам аренды физическим и юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям.
При разработке проекта местного бюджета необходимо учитывать риски возможного снижения поступлений доходов, чтобы обеспечить полное исполнение всех принятых расходных обязательств.
7) повышение предпринимательской активности.
Реализация плана мероприятий по увеличению поступления налоговых и неналоговых доходов в местный бюджет, утвержденный постановлением Администрации Сельского поселения "Юшарский сельсовет" ЗР НАО от 11.04.2023 N 14-п усилит эффективность доходного потенциала Сельского поселения.
5. Политика в сфере межбюджетных отношений
Приоритетным направлением развития бюджетной политики в области межбюджетных отношений должно быть внедрение передовых технологий управления в бюджетный процесс, обеспечивающих эффективное предоставление муниципальных услуг.
Межбюджетные трансферты местным бюджетам из окружного и районного бюджета предоставляются в форме:
дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений в целях выравнивания финансовых возможностей по осуществлению органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения исходя из численности и объема полномочий;
субсидий местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения;
иных межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской федерации;
Планируемый период на 2024 год и плановый период 2025-2026 годы станет важным этапом развития межбюджетных отношений с окружным бюджетом и бюджетом района.
Политика в сфере межбюджетных отношений на среднесрочную перспективу будет направлена на обеспечение сбалансированности местного бюджета, повышение инициативы и ответственности при осуществлении бюджетного процесса в Сельском поселении.
6. Совершенствование контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств
Бюджетная политика в области муниципального контроля на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов будет направлена на дальнейшее развитие системы муниципального контроля, на повышение эффективности и качества контрольных мероприятий.
Контрольная работа должна быть направлена на достижение конечного результата по материалам контрольных мероприятий путем обязательного получения от проверенных организаций информации об устранении нарушений.
Особое внимание должно быть уделено контролю:
за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, в том числе за расходованием целевых средств федерального, окружного и районного бюджетов;
за реализацией муниципальных программ, включая оценку эффективности их реализации;
за выполнением муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг (выполнение работ);
за недопущением образования пророченной кредиторской задолженности;
за полнотой и своевременностью предоставляемой отчетной информации и соответствием данных аналитического учета данным бухгалтерского учета.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Администрации Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа от 26 октября 2023 г. N 56-п "Об утверждении прогноза Основных направлений бюджетной и налоговой политики Сельского поселения "Юшарский сельсовет" Заполярного района Ненецкого автономного округа на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов"
Вступает в силу с 26 октября 2023 г.
Текст постановления опубликован не был