г. Краснодар |
|
19 октября 2020 г. |
Дело N А32-27944/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 19 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Рыжкова Ю.В., судей Кухаря В.Ф. и Бабаевой О.В., при участии от истца - акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Дыдочкина М.В. (доверенность от 01.10.2019), от ответчика - публичного акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" (ИНН 2315004404, ОГРН 1022302380638) - Хубуа Н.В. (доверенность от 06.12.2019), рассмотрев кассационную жалобу акционерного общества "Новороссийский морской торговый порт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А32-27944/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с иском к ПАО "Новороссийский морской торговый порт" (далее - порт) о взыскании 204 745 рублей 34 копеек платы за нахождение вагонов на путях общего пользования и 5398 рублей 09 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 26.11.2018 по 28.03.2019.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019, оставленным без изменения постановлением от 03.06.2020, иск удовлетворен. Суды сочли доказанными факты и периоды задержки вагонов на промежуточных станциях по причинам, зависящим от ответчика, не исполнившего обязательства по обеспечению оборота вагонов на конечной станции выгрузки вагонов.
В кассационной жалобе порт просит отменить судебные акты и отказать в иске. Ответчик полагает, что само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения. Суды не оценили довод порта о том, что один из поездов "брошен" обществом на промежуточной станции уже в условиях нарушения срока доставки, а это исключает взимание платы с клиента. Перевозчик по условиям договора обязан производить подачу вагонов на пути необщего пользования по заявкам ответчика, с учетом установленных интервалов и количества, не превышающего единовременную подачу. Суды не проверили доводы порта о том, что выгрузка ограниченного количества вагонов с превышением срока не препятствовала приему и переработке других вагонов.
В отзыве общество отклонило доводы жалобы.
Изучив материалы дела и выслушав представителей сторон, поддержавших свои позиции по делу, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты подлежат отмене.
Как следует из материалов дела, общество и порт заключили договор от 27.03.2017 N 325/2 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования порта при станции Новороссийск СКЖД.
Согласно договору обслуживание железнодорожного пути необщего пользования владельца при подаче и уборке вагонов с экспортными и импортными грузами производится локомотивом владельца. Железнодорожные пути необщего пользования Восточного пути владельца примыкают к путям N 6, 8 парка "Восточный". Железнодорожные пути необщего пользования Западного пути владельца примыкают к путям N 6, 4 парка "Портовый". Технологический срок оборота вагонов - 13 часов. Договором определено количество путей, на которые могут подаваться вагоны, определены суточные перерабатывающие способности по каждой из номенклатур грузов, объем одновременно сдаваемых перевозчиком групп вагонов (не более 30), объемы одновременно сдаваемых вагонов с железнодорожного пути необщего пользования, при этом передачи формируются группами на нескольких путях владельца. Дополнительными соглашениями к договору определены перерабатывающие способности Восточного района, Центрального района, Западного района владельца, суммарная перерабатывающая способность порта при наличии вагонов на фронтах погрузки (выгрузки) и на выставочных путях порта.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
Как указало общество, в июне, июле 2018 года в адрес порта на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов. Общество указало, что остановка в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26).
Суды проанализировали случаи отставления от движения поездов: на станции Албаши 02.06.2018 по приказу N 4279 - поезда с индексом 5100-095-5209 в количестве 56 вагонов (плата в размере 149 350 рублей 24 копейки); на станции Морозовская 13.07.2018 по приказу N 5019 - поезда N 2029 с индексом 5100-646-5209 в количестве 59 вагонов (50 067 рублей 40 копеек), на станции Лихая по приказу N 4257 - поезда N 2934 с индексом 4384-390-5210 в количестве 63 вагонов; на станции Моздок 05.06.2018 по приказу N 4319 - поезда с индексом 4384-390-5210 в количестве 62 вагонов; на станции Минеральные Воды 08.06.2018 по приказу N 4380 - поезда с индексом 4384-390-5210 в количестве 62 вагонов.
В подтверждение задержки обществом представлены копии дорожных ведомостей, акты общей формы, ведомости подачи и уборки вагонов, памятки приемосдатчика.
Направленная обществом претензия об оплате пользования путями общего пользования оставлена портом без удовлетворения, что повлекло предъявление обществом иска.
Удовлетворяя иск, суды первой и апелляционной инстанции исходили из следующего.
Согласно частям 11 - 13, 18 статьи 39 Устава за нахождение на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, порожних грузовых вагонов или вагонов с грузом, контейнеров либо иного железнодорожного подвижного состава независимо от их принадлежности по причинам, не зависящим от владельца инфраструктуры, перевозчик вносит владельцу инфраструктуры плату за предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава (далее - плата за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе) в течение всего времени: ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров; задержки вагонов в пути следования (в том числе на промежуточных железнодорожных станциях из-за неприема железнодорожной станцией назначения), если такая задержка привела к нарушению сроков доставки, определенных на железнодорожной станции отправления (далее - расчетный срок доставки) в соответствии с правилами исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом; задержки вагонов, контейнеров под погрузкой, выгрузкой свыше технологического времени, установленного договорами для выполнения указанных операций.
Если в указанных в части одиннадцатой данной статьи случаях вагоны находились на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в местах общего пользования, по причинам, зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава, которая включает в себя плату за предоставление железнодорожных путей в перевозочном процессе и другие затраты и расходы перевозчика, связанные с таким нахождением. Если перевозчик является одновременно владельцем инфраструктуры, плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава вносится грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем), владельцем железнодорожных путей необщего пользования непосредственно владельцу инфраструктуры как перевозчику.
Оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления перевозчиком в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом, о прибытии грузов, порожних грузовых вагонов и готовности их к подаче, если иное время не установлено договорами на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей).
Грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), а также обслуживающие грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своими локомотивами владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца
В пункте 20 договора стороны определили, что по вопросам, не предусмотренным договором, стороны руководствуются Правилами N 26.
Как сочли суды, из систематического толкования норм права, а также условий договора следует, что достаточным основанием для начисления спорной платы является установление факта несоблюдения норм технологического оборота вагона и нарушение нормативного срока доставки груза; обязанность ответчика вносить плату за пользование вагонами ввиду невыполнения им как грузополучателем технологических сроков оборота вагонов не требует доказывания иных обстоятельств по делу.
В противоречие с данным выводом, основываясь на совокупном анализе норм права (статья 39 Устава, пунктов 4.6, 4.7 Правил N 26, Тарифного руководства N 127-т/1) и условий договора N 325/2 от 27.03.2017, апелляционный суд правомерно указал, что в законе закреплены два условия для внесения грузополучателем платы за нахождение железнодорожного подвижного состава на путях общего пользования, а именно: нарушение технологических норм выгрузки и, как следствие, нарушение срока доставки груза. Таким образом, суд правомерно признал, что основанием для спорного взыскания при нарушении технологических норм выгрузки вагонов является еще и доказанность причинно-следственной связи между данным нарушением и вынужденным отставлением перевозчиком других вагонов в пути следования. Следует также отметить, что по смыслу части 12 статьи 39 Устава грузополучатель должен внести названную плату и в отсутствие нарушения технологических норм выгрузки вагонов, если невозможно в установленные сроки подать на выгрузку все поступившие в его адрес вагоны. Суды правомерно отметили, что перевозчик не вправе отказать грузоотправителю в приеме груза в силу публичного характера договора перевозки; грузополучатель должен самостоятельно урегулировать количество отправляемого в его адрес груза со своими контрагентами - грузоотправителями (о чем также указано в статье 39 Устава). Отправление в адрес ответчика вагонов в количестве большем, чем он может выгрузить, не освобождает его от обязанности принять груз, а в случае задержки вагонов внести плату за пользование инфраструктурой перевозчика. Перевозчик не должен нести бремя содержания вагонов на своих путях, в случае их прибытия более того количества, которое может переработать грузополучатель.
Суды отметили, что представленные памятки приемосдатчика на уборку вагонов подтверждают занятость путей необщего пользования порта в спорный период, как и составленные на их основании ведомости подачи и уборки вагонов и сочли, что в рассматриваемом споре причиной задержки вагонов являлось нарушение портом срока оборота вагонов.
По мнению судов, акты общей формы подтверждают занятость станционных путей и выставочных путей вагонами с грузом в адрес ответчика в течение периода задержания спорных составов с индексами 5100-095-5209, 4384-390-5210 с 02.06.2018 по 09.06.2018 в пути следования.
Также представлены в материалы дела акты общей формы, свидетельствующие о простое вагонов, адресованных порту, свыше интервала подачи на выставочных путях парка "Портовый" станции Новороссийск в ожидании подачи на пути необщего пользования порта Западного района собственным локомотивом в период с 13.07.2018 по 24.07.2018.
Данные акты подтверждают занятость выставочных путей вагонами с грузом в адрес ответчика в течение периода задержания спорного состава с индексом 5100-646-5209 с 13.07.2018 по 24.07.2018 в пути следования.
Вместе с тем суды не учли следующего.
Как указано выше, грузополучатель в силу положений статьи 39 Устава обязан внести плату за пользование путями общего пользования, если адресованные ему вагоны простаивали на них по причинам, зависящим от него. Таким образом, владелец данных путей (в данном случае общество) при взимании платы должен доказать, что вагоны простаивали на путях общего пользования именно потому, что не могли быть поданы на пути необщего пользования по причинам, зависящим от грузополучателя. Как неоднократно ссылался порт, акты общей формы подписаны им с разногласиями, то есть сами по себе данные документы, подлежащие составлению на основании первичных документов, не доказывают причины простоя вагонов на путях общего пользования. Общество, как истец, в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать, что вагоны задерживались по пути следования потому, что места разгрузки вагонов порта были заняты по причинам, зависящим от порта, и это препятствовало соответствующей подаче под разгрузку других (задержанных) вагонов. Порт в возражениях неоднократно отмечал непредставление истцом анализа соотношения занятости путей необщего пользования разгружаемыми вагонами и отставления в соответствующие периоды в пути спорных составов, который бы показывал очевидную невозможность их подачи под разгрузку и, следовательно, угрозу заполнения станции назначения адресованными порту вагонами, что блокировало бы нормальную работу общества с другими грузополучателями; указывал, что само по себе нарушение технологического срока оборотов вагонов без установления последствий этого превышения не может быть признано причиной невозможности приема вагонов станцией назначения.
Однако в документах истца и в судебных актах лишь констатируются случаи нарушения ответчиком технологических сроков оборота вагонов и отсутствуют выводы, основанные на конкретных первичных документах, с анализом в динамике занятости путей необщего пользования ответчика в объемах, препятствующих подаче очередных вагонов для их приема и переработки грузополучателем, соотношения в соответствующие периоды объема неразгруженных вагонов на путях необщего пользования и задержанных вагонов на путях общего пользования истца.
Суды не оценили довод порта о том, что один из поездов (индекс 4384-390-5210 по железнодорожной накладной N ЭХ 5527595) "брошен" обществом на промежуточной станции уже в условиях нарушения срока доставки, а это исключает взимание платы с клиента.
При изложенных обстоятельствах суд округа не может признать судебные акты соответствующими имеющимся в материалах дела доказательствам, в связи с чем они подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение. Суду необходимо оценить все доводы сторон, устранить названные нарушения, проверить, доказало ли общество прямую причинно-следственную связь между фактами занятости путей необщего пользования порта и задержки обществом поездов в пути следования.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 11.12.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.06.2020 по делу N А32-27944/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Ю.В. Рыжков |
Судьи |
О.В. Бабаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с подпунктом "в" пункта 14 договора владелец уплачивает перевозчику плату за нахождение железнодорожного подвижного состава на железнодорожных путях общего пользования, в том числе в пути следования и промежуточных станциях по причинам, зависящим от владельца, по ставкам Тарифного руководства "Плата за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правила ее применения", утвержденного приказом ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1 (далее - Тарифное руководство N 127-т/1).
Как указало общество, в июне, июле 2018 года в адрес порта на станцию назначения Новороссийск следовали вагоны с грузом, которые задержаны в пути следования на промежуточных станциях по мотивам нарушения грузополучателем установленного договором технологического срока оборота вагонов. Общество указало, что остановка в пути следования вагонов по причинам, зависящим от грузополучателя, основывается на нормах статьи 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), пункта 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденных приказом МПС РФ от 18.06.2003 N 26 (далее - Правила N 26)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 октября 2020 г. N Ф08-7208/20 по делу N А32-27944/2019
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7208/20
03.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1672/20
11.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27944/19
06.12.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-27944/19