г. Краснодар |
|
22 октября 2020 г. |
Дело N А61-455/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Драбо Т.Н., судей Воловик Л.Н. и Прокофьевой Т.В., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Орфей" (ИНН 1513030355, ОГРН 1111513011367) - Голубниченко В.Е. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (ИНН 2626800494, ОГРН 1112651028676), надлежаще извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Орфей" на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.05.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А61-455/2020, установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Орфей" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу (далее - управление) от 04.02.2020 N 07-20/73-3 о привлечении к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
Решением суда от 21.05.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 10.08.2020, в удовлетворении заявления отказано со ссылкой на наличие в действиях общества состава правонарушения, квалифицируемого по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соблюдение процедуры и сроков привлечения общества к административной ответственности, отсутствие оснований для применения статей 2.9, 4.1 Кодекса.
В Арбитражный суд Северо-Кавказского округа обратилось общество с кассационной жалобой, просит решение суда и постановление апелляционной инстанции отменить, признать совершенное обществом административное правонарушение малозначительными и освободить общество от административной ответственности. По мнению подателя жалобы, суды необоснованно не применили положения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Суды не учли, что сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах автоматическими средствами измерения и учета (далее - АСИиУ), предоставляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции; фиксация пяти суточных файлов за производственные даты 17.05.2019 и 25.05.2019 в системе ЕГАИС произведена в установленное время - в течение 24 часов рабочего дня, следующего за сутками измерения, в связи с чем данные эпизоды должны быть исключены из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления. Общество не опровергает факт поздней фиксации в ЕГАИС четырех суточных файлов более чем на сутки, однако вменяемые обществу правонарушения произошли по независящим от него причинам, в отсутствие вины общества. Так, все 9 файлов, содержащие сведения об объемах производства, в АСИиУ сформированы корректно, без нарушений времени их создания (23:59:59) и в автоматическом режиме направлены на регистрацию в систему ЕГАИС. После автоматического формирования xml-файлов суточных отчетов о производстве общество лишено возможности контролировать процессы отправки суточных xml-файлов, доставки данных суточных файлов в ЕГАИС, а также возможности получать информацию о статусе обработки (принятии) управлением данных о производстве продукции. Таким образом, общество не имеет возможности визуально контролировать "успешную" отправку файлов АСИиУ, а также корректность и достоверность сформированных суточных файлов по причине отсутствия программного механизма визуального контроля в измерительной системе. Как указано в письме ООО "Современные технологии и автоматизация" от 22.01.2020 N 1048, возможной причиной несвоевременной фиксации файлов на сервере ЕГАИС могла стать большая загрузка серверов ЕГАИС, приведшая к образованию очереди из пятиминутных и суточных файлов, что могло привести к задержке фиксации файлов. Нарушение сроков предоставления сведений о производстве спиртосодержащей продукции в систему ЕГАИС произошло по обстоятельствам, не зависящим от общества, ввиду отсутствия интернет-сигнала, вызванного обрывом волоконно-оптического кабеля на участке; общество не преследовало цели сокрытия этих сведений. Общество не имело технической возможности подключения к альтернативным провайдерам интернет-услуг. Общество в полном объеме и своевременно исполнило обязанность по направлению в ЕГАИС информации об объеме производства продукции за производственные даты 17, 19, 21, 25 мая 2019 года в разрезе каждого вменяемого управлением факта. Суды не установили реальные причины несвоевременной фиксации файлов в сервере ЕГАИС и наличие у общества реальных возможностей для выполнения требований законодательства и не учли, что приказ Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (зарегистрирован в Минюсте России 10.07.2014 N 33046) (далее - Приказ N 149) отменен. Общество приняло все меры для надлежащего исполнения обязательств, однако при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась, не имело возможности предотвратить аварийную ситуацию; действия общества не причинили и не могли причинить существенного вреда общественным отношениям. Общество не опровергало наличие механических описок (опечаток), допущенных сотрудниками при ведении журналов учета производства и оборота продукции, однако указало, что обязанность общества по направлению информации об объеме производства и обороте продукции выполнена обществом в полном объеме и в установленные сроки, содержащиеся в ЕГАИС сведения совпадают с данными бухгалтерского учета. Суды не учли, что все допущенные обществом ошибки, установленные при проверке журналов учета производства и оборота продукции, устранены до составления протокола об административном правонарушении. Нормативно-правовые акты, которыми утверждены формы журналов об объемах производства и оборота продукции, и предусматривающие заполнение этих журналов, отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2020 N 841 "О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении государственного контроля (надзора) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - постановление N 841). В данном случае цель административного наказания могла быть достигнута и при вынесении обществу устного замечания, а применение меры административного наказания в виде штрафа будет носить неоправданно карательный характер, направленный на экономическое подавление субъекта, не соответствующий тяжести правонарушения, степени вины лица, привлекаемого к административной ответственности, приведет к дестабилизации финансового положения общества, затруднит выплату обществом обязательных платежей и заработной платы его сотрудникам.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы кассационной жалобы.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, проверив законность судебных актов, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва, выслушав представителя общества, считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании приказа от 19.12.2019 N 1190 управление провело внеплановую выездную проверку общества, в ходе которой установило следующее.
В нарушение статей 14, 20 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ), пункта 5.3.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 общество, осуществив 17.05.2019, 19.05.2019, 21.05.2019, 25.05.2019 производство этилового спирта в общем объеме 9 187,04 дал, не зафиксировало в ЕГАИС соответствующую информацию в установленном порядке (выгрузка суточных файлов произведена с нарушением установленных сроков), а именно: суточный файл АСИиУ A979BABA-F01E-4EA5-8AD6-FCC8682F5B69 о производстве продукции 21.05.2019 в объеме 1070,52 дал зафиксирован в ЕГАИС 23.05.2019; суточный файл АСИиУ 59D39BA5-4CAC-490A-966F-A22985BF59D9 о производстве продукции 17.05.2019 в объеме 1926,03 дал зафиксирован в ЕГАИС 19.05.2019; суточный файл АСИиУ EC9C77E7-1095-427A-97DE-645083DBCC8B о производстве продукции 19.05.2019 в объеме 1734.63 дал зафиксирован в ЕГАИС 21.05.2019; суточный файл АСИиУ E38C8B0A-89B6-450B-9909-156766D3D548 о производстве продукции 17.05.2019 в объеме 223,53 дал зафиксирован в ЕГАИС 19.05.2019; суточный файл АСИиУ 224A0BB1-2F93-48A1-8355-6F597C4F750C о производстве продукции 19.05.2019 в объеме 602,41 дал зафиксирован в ЕГАИС 21.05.2019; суточный файл АСИиУ C56A00E6-6FC9-41B9-B416-C1091AFACF86 о производстве продукции 21.05.2019 в объеме 659,25 дал зафиксирован в ЕГАИС 23.05.2019; суточный файл АСИиУ E5427EF1-1208-4125-B2D6-75B86B354330 о производстве продукции 25.05.2019 в объеме 2090,82 дал зафиксирован в ЕГАИС 27.05.2019; суточный файл АСИиУ 266EF143-D034-4224-BOOA-6DOA454F3CB2 о производстве продукции 25.05.2019 в объеме 54,28 дал зафиксирован в ЕГАИС 27.05.2019; суточный файл АСИиУ E3B2C1A4-9555-4A11-8DD8-9A448F59AED1 о производстве продукции 25.05.2019 в объеме 825,57 дал зафиксирован в ЕГАИС 27.05.2019.
В нарушение пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пункта 9 Правил учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также учета использования производственных мощностей, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.2006 N 380 (далее - Правила N 380), и приказа Федеральной налоговой службы от 17.08.2006 N ММ-3-07/534@ "Об утверждении формы журнала учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и порядка его заполнения" (далее - Приказ N ММ-3-07/534@) в Журнале учета объемов производства и оборота (за исключением розничной продажи) и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Журнал учета) 12.10.2018, 21.10.2018, 22.10.2018, 26.07.2019, 30.09.2019, 16.12.2019 общество недостоверно отразило сведения о наименовании (сорте) этилового спирта; 27.09.2018, 15.03.2019, 22.02.2019, 12.03.2019, 07.06.2019, 18.06.2019, 27.07.2019, 29.08.2019, 06.10.2019, 01.11.2019, 12.11.2019, 20.11.2019 общество отразило в Журнале учета сведения о производстве без применения значений показателей, учтенных автоматическими средствами измерения.
В нарушение пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ и Приказа N ММ-3-07/534@ в Журнале учета с 06.06.2019 по 20.12.2019 не отражены сведения об обороте этилового спирта за 07.06.2019 и 13.07.2019.
По данному факту управление составило протокол от 28.01.2020 N 07-20/73 и вынесло постановление от 04.02.2020 N 07-20/73-3 о привлечении общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 150 тыс. рублей штрафа.
В соответствии со статьями 207 и 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации общество обжаловало постановление управления в арбитражный суд.
Суды установили все фактические обстоятельства по делу, полно и всесторонне их исследовали, оценили представленные доказательства и доводы участвующих в деле лиц в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявления, исходя из следующего.
Статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции установлены Законом N 171-ФЗ.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25% объема готовой продукции обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и (или) оборота. Учет объема производства и оборота спиртосодержащей продукции осуществляется с использованием оборудования, отвечающего требованиям статьи 8 Закона N 171-ФЗ.
В соответствии с пунктом 5.3.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 сведения о производстве и обороте продукции, которые фиксируются средствами АСИиУ, регистрируются в системе автоматически после фиксации соответствующих файлов АСИиУ. Сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, раздельно по каждой точке контроля.
Суды установили, что 17.05.2019, 19.05.2019, 21.05.2019 и 25.05.2019 общество произвело 9 187,04 дал этилового спирта, информация о котором не зафиксирована в установленном порядке в ЕГАИС (выгрузка суточных файлов произведена с нарушением установленных сроков).
Суды обоснованно отклонили доводы общества о том, что нарушение сроков выгрузки файлов произошло по независящим от общества причинам, указав, что технические средства ЕГАИС в ответ на каждый отправленный суточный файл о производстве и обороте продукции с сервера Ticket направляют организации информацию о том, что "документ успешно принят системой на обработку", что свидетельствует о реальной возможности организации установить, что суточные файлы о производстве продукции не отправлены системой в автоматическом режиме.
Подлежат отклонению и доводы общества о том, что сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, общество предоставило не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за сутками измерения, по каждому наименованию производимой продукции, и фиксация пяти суточных файлов за производственные даты 17.05.2019 и 25.05.2019 в системе ЕГАИС произведена в установленное время - в течение 24 часов рабочего дня, следующего за сутками измерения, в связи с чем данные эпизоды подлежат исключению из протокола об административном правонарушении и оспариваемого постановления.
Данные доводы заявлены без учета того, что согласно пункту 5.3.1 Приложения N 5 к Приказу N 149 сведения о производстве и обороте продукции, зафиксированные в суточных файлах АСИиУ, представляются организациями не позднее 24 часов рабочего дня, следующего за каждыми сутками измерения.
Как видно из материалов дела, в 2019 году общество осуществляло производство этилового спирта в т. ч. в пятницу и субботу, при этом фиксация суточных файлов АСИиУ за эти дни осуществлялась в автоматическом режиме в следующие за ними дни (суббота и воскресенье, соответственно). Таким образом, фиксация пяти суточных файлов за производственные даты 17.05.2019 и 25.05.2019 должна была состояться не позднее 24 часов дня, являющегося для общества рабочим (независимо от дня недели, в т. ч. субботы или воскресенья) и следующего за каждыми сутками измерения, т. е. 18.05.2019 и 26.05.2019 соответственно.
Не опровергло общество и документально подтвержденные управлением доводы о нарушении обществом требований Приказа N ММ-3-07/534@ и Правил N 380 при ведении Журнала учета. Так, 12.10.2018, 21.10.2018, 22.10.2018, 26.07.2019, 30.09.2019, 16.12.2019 в Журнале учета общество недостоверно отразило сведения о наименовании (сорте) произведенного этилового спирта.
Кроме того, в нарушение пункта 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ и Приказа N ММ-3-07/534@ в Журналах учета с 06.06.2019 по 20.12.2019 не отражены сведения об обороте этилового спирта за 07.06.2019, 13.07.2019; выявлены расхождения между объемами производства, отраженными в Журнале учета и в отчете об объемах производства по данным АСИиУ.
Суды также исходили из того, что в материалы дела не представлены доказательства невозможности соблюдения обществом установленных норм и правил в силу чрезвычайных и иных непредвиденных обстоятельств, которые общество не могло предусмотреть при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, которая от него требовалась.
Суды сделали основанный на представленных в материалы дела доказательствах и доводах участвующих в деле лиц вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему правонарушения и соблюдении процедуры привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 Кодекса на дату вынесения управлением оспариваемого постановления не истек.
Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснений, и не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для уменьшения размера штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией статьи 14.19 Кодекса.
При этом суды учли, что нарушение порядка и сроков учета и фиксации в ЕГАИС объемов производства и оборота алкогольной продукции создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям, посягает на реализацию единой государственной политики, на установленный и охраняемый государством порядок в сфере алкогольного регулирования, соблюдение которого является обязанностью каждого участника правоотношений в данной сфере. Совершенное обществом правонарушение препятствует осуществлению надлежащего государственного контроля в части отслеживания легальности оборота алкогольной продукции, который в том числе обусловлен необходимостью защиты жизни и здоровья граждан.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Подлежат отклонению доводы общества о применении судами при рассмотрении настоящего дела утративших законную силу постановления N 380 и Приказа N 149 как заявленные без учета пункта 3 постановления N 841, согласно которому постановление N 841 вступает в силу с 01.01.2021.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286, 287 Кодекса подлежат отклонению.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Основания для удовлетворения кассационной жалобы общества отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 21.05.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2020 по делу N А61-455/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.Н. Драбо |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды обсудили вопрос о возможности применения статей 2.9, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с соблюдением требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом содержащихся в пунктах 18 и 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснений, и не усмотрели основания ни для квалификации правонарушения в качестве малозначительного, ни для уменьшения размера штрафа ниже минимального размера, установленного санкцией статьи 14.19 Кодекса.
...
Подлежат отклонению доводы общества о применении судами при рассмотрении настоящего дела утративших законную силу постановления N 380 и Приказа N 149 как заявленные без учета пункта 3 постановления N 841, согласно которому постановление N 841 вступает в силу с 01.01.2021."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22 октября 2020 г. N Ф08-9159/20 по делу N А61-455/2020