Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего уровня развития сельских территорий Омской области
1. Территориальное развитие Омской области определяется особенностями экономической специализации и системы расселения, характеризующейся высокой экономической активностью и концентрацией населения в городском округе город Омск, являющемся миллионником, и недостаточным уровнем развития сельских территорий, представленных 32 муниципальными районами Омской области (далее - районы), 26 городскими и 363 сельскими поселениями. Отмечается устойчивая миграция из сельских территорий в областной центр в целях поиска работы, получения образования и др.
2. К категории малых городов Омской области относятся города Исилькуль, Калачинск, Называевск, Тара, Тюкалинск, находящиеся на расстоянии 88 - 300 км от областного центра города Омска, с численностью населения порядка 10 - 30 тыс. человек, которые также по своей инфраструктурной обеспеченности значительно уступают городу Омску.
3. Территории районов различны по экономическому положению, транспортной доступности, набору факторов производства, численности населения, количеству и качеству трудового потенциала.
4. По состоянию на 1 января 2023 года в Омской области численность населения сельских территорий составила 721,3 тыс. человек. По итогам Всероссийской переписи населения 2020 года в 59 населенных пунктах, расположенных в 24 районах, население отсутствует.
5. Миграционный отток населения в районах области составил - 3,9 тыс. человек (прирост отмечен только в Азовском немецком национальном, Марьяновском, Омском районах), в том числе - 1,7 тыс. человек выехали из 9 районов, граничащих с Республикой Казахстан: Исилькульского, Называевского, Нововаршавского, Одесского, Павлоградского, Полтавского, Русско-Полянского, Черлакского, Шербакульского.
6. Наблюдается существенное отставание сельских территорий от городского округа город Омск:
1) по уровню оплаты труда.
Величина средней заработной платы работников крупных и средних организаций по районам в 2022 году составила 36,3 тыс. рублей (показатель варьировался от 32 тыс. рублей до 41 тыс. рублей) за счет высокой доли занятых в сельскохозяйственном производстве, с более низким уровнем оплаты труда, по городу Омску - 55,8 тыс. рублей.
Уровень зарегистрированной безработицы в среднем по районам Омской области на 1 января 2023 года составил 1,9% от численности экономически активного населения (варьировался от 0,5% до 4,3%), по городу Омску - 0,3%;
2) по структуре экономики.
Сельские территории развиваются в основном за счет сельского хозяйства, включающего отрасли растениеводства и животноводства, а также промышленного производства преимущественно пищевого направления в ряде районов.
За 2022 год в районах отгружено промышленных товаров, работ, услуг на сумму 65,7 млрд. рублей, около 70% общего объема отгружено в 4 районах (Омском, Калачинском, Любинском и Таврическом), в которых действуют крупные экономикообразующие предприятия.
Доля среднесписочной численности работников малых и средних предприятий в 2022 году в среднем по районам составила 44,3% (варьировалась от 27,8% до 57,09%), по городу Омску - 36%;
3) по уровню инвестиционной активности.
Высокие риски и затраты на развитие производств на сельских территориях ввиду отсутствия необходимых транспортно-логистических, инженерных коммуникаций снижают инвестиционную привлекательность сельских территорий. По итогам 2022 года всего по Омской области крупными и средними предприятиями привлечено 143,8 млрд. рублей инвестиций, в том числе в районы - 12,8 млрд. рублей (8,9%), из них 39% приходилось на бюджетные инвестиции.
Подушевые значения показателя внебюджетных инвестиций в основной капитал по городу Омску значительно превысили среднее значение показателя по районам - 106 тыс. рублей и 10,8 тыс. рублей соответственно.
В перечень 24 масштабных инвестиционных проектов Омской области включено 5 инвестиционных проектов, реализующихся на территории Азовского немецкого национального, Кормиловского, Любинского, Омского, Таврического районов, остальные проекты - в городе Омске;
4) по условиям проживания.
На сельских территориях отмечается неудовлетворительный уровень состояния жилищно-коммунальной и транспортной инфраструктуры. В среднем по районам доля автомобильных дорог, не отвечающих нормативным требованиям, за 2022 год составила 63,4% (в 25 из 32 районов данный показатель находится на уровне более 50%), в городе Омске - 20,4%. Объем введенного в 2022 году в эксплуатацию жилья в расчете на одного жителя в среднем по районам составил 0,37 кв. м (варьировался от 0,04 до 0,51 кв. м), в городе Омске - 0,38 кв. м.
В силу природных особенностей Омской области неблагоприятной остается обстановка по водообеспечению сельского населения. Большинство локальных систем водоснабжения и водозаборов выработали свой эксплуатационный ресурс.
Обеспечение сельского населения Омской области сетями газоснабжения является одним из основных направлений государственной поддержки. В настоящее время из 32 районов газифицированы 26, при этом большинство из них газифицированы частично.
За последние годы уровень водоснабжения и газификации жилого фонда в сельской местности сетевым (природным) газом вырос, но не достигает общероссийских показателей.
Улучшение жилищных условий сельских граждан, в первую очередь работников агропромышленного комплекса Омской области (далее - АПК) и социальной сферы, вследствие роста цен на недвижимость в настоящее время невозможно без предоставления государственной поддержки (социальных выплат), а также строительства жилья для предоставления по договорам социального найма.
Сельские объекты социальных сфер образования, здравоохранения, культуры и спорта, достигшие 40 - 60-летнего срока эксплуатации, требуют значительных вложений для реконструкции.
7. К числу основных проблем развития сельских территорий, на решение которых направлена реализация мероприятий государственной программы Омской области, можно отнести:
1) недостаточный уровень обеспеченности жильем сельского населения;
2) неудовлетворительный уровень благоустройства жилищного фонда;
3) неполное кадровое обеспечение сельских территорий в сфере АПК и социальной сфере;
4) необходимость реконструкций (модернизации), капитального ремонта сельских объектов социальной и культурной сферы;
5) низкий уровень обеспеченности сельских объектов социальной сферы материально-технической базой;
6) недостаточный уровень обеспеченности сельских районов Омской области автомобильными дорогами с твердым покрытием.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
8. Приоритеты государственной политики Омской области в сфере развития сельских территорий сформулированы в следующих правовых актах:
1) Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства";
2) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
3) Указ Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
4) Стратегия устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 февраля 2015 года N 151-р;
5) Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 года N 207-р;
6) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
7) перечень инициатив социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 года N 2816-р;
8) Методические рекомендации по критериям определения опорных населенных пунктов и прилегающих территорий, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2022 года N 4132-р;
9) Порядок осуществления комплексного развития территории Омской области, утвержденный постановлением Правительства Омской области от 1 октября 2021 года N 430-п;
10) Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п;
11) Программа развития агропромышленного комплекса Омской области до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Омской области от 29 декабря 2020 года N 284-рп.
9. Приоритетами государственной программы Омской области являются создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем сельского населения, развитие рынка труда (кадрового потенциала), создание и развитие инфраструктурного обустройства сельских территорий.
Осуществление указанных направлений содействует реализации целевых показателей, характеризующих достижение национальных целей "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей", "Комфортная и безопасная среда для жизни".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
10. Государственная программа Омской области способствует достижению следующих стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации N 696:
1) доля сельского населения в общей численности населения Омской области;
2) соотношение среднемесячных располагаемых ресурсов сельского и городского домохозяйств;
3) доля общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
11. Достижение цели государственной программы предполагается посредством решения следующих задач:
1) улучшение жилищных условий граждан за счет увеличения доли благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах, а также за счет предоставления социальных выплат гражданам, проживающим на сельских территориях или изъявившим желание постоянно проживать на сельских территориях и нуждающимся в улучшении жилищных условий, а также строительства (приобретения) жилья, предоставленного по договору найма жилого помещения гражданам, работающим на сельских территориях;
2) увеличение объема жилищного строительства за счет создания благоприятных условий для развития комплексной жилой застройки;
3) повышение обеспеченности квалифицированными кадрами сельскохозяйственных товаропроизводителей и организаций, осуществляющих переработку сельскохозяйственной продукции на сельских территориях за счет обучения по образовательным программам среднего профессионального образования и высшего образования, дополнительным профессиональным программам в образовательных организациях по сельскохозяйственным профессиям;
4) улучшение комплексного обустройства сельских территорий посредством обеспечения сельского населения питьевой водой, газификацией жилищного фонда природным газом, благоустройства сельских территорий;
5) улучшение транспортной доступности сельских населенных пунктов за счет строительства и реконструкции автомобильных дорог с твердым покрытием;
6) формирование современного облика сельских территорий за счет создания комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.