г. Краснодар |
|
23 октября 2020 г. |
Дело N А01-2856/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 23.09.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройком" (ИНН 0105062082, ОГРН 1100105002403), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А01-2856/2019, установил следующее.
ОАО "Российские железные дороги" (далее - железная дорога) обратилось в арбитражный суд с иском к ООО "Нерудстройком" (далее - общество) о взыскании 5241 рубля 60 копеек платы за нахождение на пути общего пользования железнодорожного подвижного состава и 107 рублей 92 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами с последующим их начислением по день фактического исполнения обязательства.
Решением от 27.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 26.06.2020, в иске отказано со ссылкой на то, что железная дорога не доказала вину общества в простое вагонов на путях общего пользования.
В кассационной жалобе железная дорога просит отменить судебные акты и удовлетворить иск. Заявитель указывает, что акты общей формы являются надлежащими доказательствами простоя вагонов на путях общего пользования. Причиной нахождения вагонов на путях являлось невыдача обществом тормозных башмаков для закрепления вагонов на путях ответчика. Дополнительные акты составлены ввиду того, что электронным классификатором не предусмотрено поле для добавления работниками железной дороги текста в произвольной форме. Вывод судов о том, что акты общей формы не являются доказательствами, подтверждающими простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи по причинам, зависящим от грузополучателя, неправомерен. Суды не отразили в судебных актах мотивы принятия или отказе в принятии доказательств, представленных железной дорогой.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен в суд округа.
Изучив материалы дела и выслушав представителя истца, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, железная дорога (перевозчик) и общество (пользователь) заключили договор от 05.09.2014 N 64/7т, по условиям которого осуществляется подача, расстановка на места погрузки, выгрузки и уборка вагонов с железнодорожного (ж/д) пути необщего пользования N 6А, принадлежащего владельцу и являющемуся продолжением пути N 6 ст. Хаджох СКЖД. Обслуживание ж/д пути необщего пользования производится локомотивом перевозчика.
В иске указано, что в период с 01.04.2019 по 02.05.2019 на путях общего пользования ст. Хаджох СКЖД в ожидании подачи на путь необщего пользования общества простаивали порожние вагоны (N 52888732, 52883048, 61967139, 60614872, 60793940, 60192630, 63544357, 63544324, 60862257, 55549406, 52929437, 63544613, 63544944, 52883808, 60797529, 52883063), прибывшие в его адрес.
По данному факту железная дорога составила акты общей формы от 01.04.2019 N 548 и 550, от 02.04.2019 N 557, содержащие отметки об отказе от подписи представителя общества.
За нахождение на ж/д пути общего пользования подвижного состава железная дорога начислила обществу плату в размере 5541 рубля 60 копеек.
Поскольку общество не уплатило указанную задолженность, железная дорога обратилась в арбитражный суд с иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
Суды обоснованно исходили из того, что сам по себе акт общей формы не является достаточным доказательством, подтверждающим простой вагонов на путях общего пользования по вине общества; железная дорога обязана представить доказательства, достоверно подтверждающие то обстоятельство, что в заявленный период простой вагонов на путях общего пользования происходил по вине ответчика.
Суды проанализировали составленные дорогой акты общей формы, памятки приемосдатчика и пришли к выводу о том, что плата за время нахождения вагонов на путях общего пользования в спорный период начислена истцом неправомерно, поскольку дорога не доказала простой вагонов в указанный период по причинам, зависящим от общества.
Суды критическим оценили акты от 01.04.2019 N 548 и 550 и сочли их ненадлежащими доказательствами, так как они содержат противоречащие друг другу сведения (по количеству вагонов и железнодорожных накладных, причинам составления актов).
Из акта от 01.04.2019 N 548 следует, что о готовности порожних вагонов к подаче получатель уведомлен 01.04.2019 в 13 часов 10 минут, однако доказательства уведомления в материалах дела отсутствуют. В акте от 01.04.2019 N 550, составленном в 13 часов 10 минут, указана причина простоя 11 вагонов - невыдача тормозных башмаков. При этом истец не представил доказательств, которые бы свидетельствовали о предъявлении составителем поездов требования ответчику о выдаче тормозных башмаков. В акте от 02.04.2019 N 557 истцом указано, что 02.04.2019 в 15 часов 20 минут получено уведомление от грузополучателя (общества) об устранении причины задержки подачи вагонов (об устранении технической неисправности). Однако в материалах дела отсутствуют доказательства направления такого уведомления ответчиком в адрес истца.
Суды отметили, что кроме указанных актов, в которых сведения, не соответствуют друг другу, и отсутствует подпись ответчика (т. к. они не были направлены ему), иные доказательства, подтверждающие факты, изложенные в актах, железная дорога не представила.
Согласно пункту 10 договора N 64/7т (в редакции протокола от 03.02.2015 согласования разногласий) готовые к уборке вагоны убираются с мест погрузки, выгрузки перевозчиком в течение 7,72 часа после получения уведомления от владельца о готовности вагонов к уборке.
Суды установили, что на момент окончания технологического времени локомотив перевозчика отсутствовал на ст. Хаджох СКЖД, в результате этго спорные вагоны остались на путях общего пользования в ожидании подачи под погрузку по причинам, не зависящим от ответчика (грузополучателя). Тот факт, что вагоны своевременно не подавались на места погрузки локомотивом дороги, не соблюдались сроки уборки вагонов с мест погрузки, что является нарушением пунктом 10 договора N 64/7т, истцом не оспаривался. Таким образом, простой вагонов на путях общего пользования в ожидании подачи к фронту погрузки произошел по причинам, не зависящим от общества.
Согласно части 18 статьи 39 Устава грузоотправители (отправители), грузополучатели (получатели), владельцы железнодорожных путей необщего пользования освобождаются от платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования железнодорожного подвижного состава в следующих случаях: вагоны находятся на железнодорожных путях общего пользования по причинам, не зависящим от грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования или владельцев вагонов; обстоятельства непреодолимой силы, военные действия, блокада, эпидемия вызвали перерыв движения на железнодорожном пути необщего пользования, а также возникли иные обстоятельства, при которых запрещено выполнять операции по погрузке, выгрузке грузов; вагоны не приняты для перевозки в связи с прекращением или ограничением приема грузов, грузобагажа, порожних грузовых вагонов для перевозки в случаях, предусмотренных статьей 29 Устава, по причинам, зависящим от перевозчика или владельца инфраструктуры.
Поскольку железная дорога не представила доказательств вины ответчика в простаивании вагонов на путях общего пользования, не доказала невозможность подачи вагонов на пути необщего пользования, суды сделали обоснованный вывод об отсутствии у ответчика обязанности по оплате такого простоя и правомерно отказали в иске.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, которая выходит за пределы полномочий окружного суда.
Основания для отмены или изменения решения и постановления не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А01-2856/2019, оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
В.Ф. Кухарь |
Судьи |
К.К. Айбатулин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Кухаря В.Ф., судей Айбатулина К.К. и Трифоновой Л.А., при участии в судебном заседании от истца - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) - Чернуха А.Г. (доверенность от 23.09.2019), в отсутствие ответчика - общества с ограниченной ответственностью "Нерудстройком" (ИНН 0105062082, ОГРН 1100105002403), извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", рассмотрев кассационную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.06.2020 по делу N А01-2856/2019, установил следующее.
...
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, руководствуясь статьями 784, 793 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 39, 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав), Правилами эксплуатации и обслуживания ж/д путей необщего пользования, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 26, Правилами составления актов при перевозках грузов на железнодорожном транспорте, утвержденными приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, суды пришли к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения иска."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23 октября 2020 г. N Ф08-8394/20 по делу N А01-2856/2019
Хронология рассмотрения дела:
23.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8394/20
26.06.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6028/20
27.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2856/19
05.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Адыгея N А01-2856/19