Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы охраны окружающей среды
1. В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п, одной из стратегических целей социально-экономического развития Омской области является улучшение качества жизни населения Омской области, которое возможно при создании благоустроенной среды проживания населения.
2. Государственное регулирование охраны окружающей среды направлено на снижение негативного воздействия на природные экосистемы и сохранение здоровья населения.
3. Омская область активно участвует в федеральных проектах "Чистый воздух", "Чистая страна", "Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами", "Сохранение лесов".
4. Свыше 11,4 млн. куб. м отходов производства и потребления накоплено в результате прошлой хозяйственной и иной деятельности, общая площадь загрязненных земель составляет 160 га. По итогам инвентаризации на территории Омской области выявлено 5 объектов накопленного вреда окружающей среде, являющихся источником потенциальной угрозы жизни и здоровью 988,6 тыс. человек.
5. Ежегодно на территории Омской области образуется примерно 2,8 млн. т отходов производства и потребления, из которых 750 тыс. т составляют твердые коммунальные отходы. В 2021 году образовалось 828,5 тыс. т твердых коммунальных отходов, в 2022 году - 753,2 тыс. т, из которых более 98 процентов было направлено на захоронение. Большая часть твердых коммунальных отходов представлена пищевыми отходами, далее по убыванию - отходы бумаги и картона, стекло, лом и отходы металлов и прочие виды твердых коммунальных отходов.
6. Несмотря на меры по снижению негативного воздействия на окружающую среду, принимаемые Правительством Омской области, на территории Омской области сохраняются угрозы экологической безопасности.
7. Значительной проблемой для Омской области является неравномерное распределение антропогенной нагрузки в отдельных муниципальных образованиях Омской области. Основными загрязнителями являются предприятия энергетики, нефтеперерабатывающей, нефтехимической, химической, машиностроительной промышленности, автомобильный транспорт, печное отопление частного сектора. Из всех выбросов в атмосферный воздух от стационарных источников загрязнения 77,6 процента происходит в г. Омске, что формирует наибольший уровень загрязнения атмосферного воздуха по сравнению с другими муниципальными образованиями Омской области. Высоки темпы роста количества автомобильного транспорта - одного из основных источников загрязнения атмосферного воздуха, поскольку 65 процентов выбросов от автотранспорта приходится на г. Омск. Значительное воздействие на состояние атмосферного воздуха оказывает и печное отопление частного сектора (вклад печного отопления в общий объем выбросов в г. Омске составляет порядка 11 процентов).
8. Территория Омской области относится к бассейну реки Иртыш, включая бассейны замкнутого стока Ишим-Иртышского и Обь-Иртышского междуречий. По территории Омской области протекает более 4 тыс. рек различной длины и водности. Из них водотоков длиной более 100 км всего 11. Все реки Омской области равнинные, большей частью извилистые, с малыми уклонами и небольшими скоростями течения воды.
9. В Омской области насчитывается около 16 тыс. озер на общей площади 190,4 тыс. га, из них 25 озер имеют площадь зеркала воды более 10 кв. км и лишь 4 озера (Салтаим, Тенис, Ик, Эбейты) имеют площадь зеркала более 50 кв. км.
Для Омской области характерно большое распространение болот. Преобладающими являются низинные болота, чаще всего безлесные. Общая площадь болот составляет 2 142,8 тыс. га, в том числе 45,1 тыс. га в пойме реки Иртыш. Болота занимают 15,3 процента всей площади Омской области.
10. Территория Омской области подвержена негативному воздействию вод - затоплению, подтоплению. Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты, установлению зон затопления, подтопления.
11. Важной задачей, требующей решения, является обеспечение безопасности водоподпорных гидротехнических сооружений, которых на территории Омской области большое количество. К ним относятся комплексы гидротехнических сооружений на малых реках, ручьях, балках и логах. С учетом естественного износа и в результате негативного воздействия паводковых вод понижается уровень безопасности гидротехнических сооружений.
12. На таких гидротехнических сооружениях высока вероятность возникновения аварий, которые могут привести к значительному ущербу.
13. Более 80 процентов водоподпорных гидротехнических сооружений в Омской области находятся в муниципальной собственности. В целях капитального ремонта гидротехнических сооружений в местные бюджеты направляются средства областного бюджета с привлечением субсидии из федерального бюджета.
14. Лесное хозяйство является видом экономической деятельности, в рамках которого осуществляется система мероприятий, направленных на воспроизводство лесов, охрану их от пожаров, защиту от вредных организмов и иных негативных факторов, регулирование использования лесов и учет лесных ресурсов, в целях удовлетворения потребностей экономики в древесине и другой лесной продукции при сохранении экологических и социальных функций леса.
15. Общая площадь земель лесного фонда Омской области составляет 5 950,7 тыс. га или 42,1 процента от общей площади земель Омской области. Покрытые лесом земли занимают 4 555,4 тыс. га с общим запасом лесных насаждений 639 млн. куб. м.
16. Для поддержания лесистости Омской области, сложившейся на уровне 32,3 процента, необходимо обеспечивать лесовосстановление и лесоразведение.
17. За последние пять лет (2018 - 2022 годы) на территории Омской области ежегодно ликвидируется в среднем по 390 лесных пожаров на площади 12 060,0 га. Основные причины возникновения лесных пожаров - это переход огня с земель, не относящихся к землям лесного фонда, неконтролируемые выжигания и несоблюдение населением правил пожарной безопасности в лесах.
18. Лесные пожары обусловливают приобретение и обновление лесопожарной техники, оборудования и инвентаря для содержания лесопожарных станций.
19. Ежегодно лесному фонду, расположенному на территории Омской области, наносится существенный материальный ущерб пожарами, незаконными рубками.
20. Основными проблемами в сфере охраны окружающей среды остаются следующие:
1) значительность и сконцентрированность в областном центре антропогенного воздействия на атмосферный воздух;
2) экологическая опасность объектов размещения коммунальных отходов, являющихся источниками загрязнения окружающей среды, отсутствие систем раздельного сбора и утилизации отходов производства и потребления;
3) отсутствие эффективной системы развития особо охраняемых природных территорий регионального значения (далее - ООПТ). Современное состояние сети ООПТ характеризуется отсутствием программы развития и содержания ООПТ, а также проектов организации и деятельности ООПТ;
4) низкий уровень экологической культуры населения, наличие потребительского мышления по отношению к природе и окружающей среде, недостаточная эффективность системы экологического воспитания и образования детей и молодежи;
5) загрязнение, захламление твердыми коммунальными отходами прибрежных защитных полос, водоохранных зон водоемов Омской области;
6) отсутствие эффективной системы по обращению с твердыми коммунальными отходами;
7) негативное воздействие вод, в том числе затопление, подтопление, разрушение берегов водных объектов;
8) стабильное снижение основных параметров гидрологического состояния реки Иртыш, в том числе снижение среднегодового расхода реки в районе г. Омска, повышение количества периодов с расходом реки меньше многолетнего среднегодового значения в 3,5 раза, нарушение нормальных условий работы водозаборов городского и сельского водоснабжения, портов, набережных, подводных переходов, деградация пойменных земель.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности
21. Приоритеты и цели государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности отражены в следующих стратегических документах:
1) Закон Российской Федерации "О недрах";
2) Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 19 апреля 2017 года N 176;
3) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
4) Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400;
5) Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные Президентом Российской Федерации 30 апреля 2021 года;
6) Стратегия развития промышленности по обработке, утилизации и обезвреживанию отходов производства и потребления на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 января 2018 года N 84-р;
7) Закон Омской области "О государственном регулировании пользования недрами на территории Омской области";
8) Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
22. Достижение целей государственной политики в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности будет обеспечиваться по следующим приоритетным направлениям:
1) снижение негативного воздействия на природные экосистемы и сохранение здоровья населения;
2) комплексное решение вопросов, связанных с использованием водных объектов, включая рационализацию использования водных ресурсов при соблюдении интересов всех водопользователей, охраной водных объектов, а также с предупреждением негативного воздействия вод и обеспечением безопасности гидротехнических сооружений;
3) экологически ориентированный рост экономики, сохранение благоприятной окружающей среды для удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений граждан Российской Федерации и реализации права каждого человека на благоприятную окружающую среду, а также укрепление правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.
23. Реализация указанных направлений содействует достижению целевых показателей, характеризующих достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
24. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственных программ Российской Федерации, в том числе:
1) государственной программы Российской Федерации "Развитие лесного хозяйства", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 318, из них:
- отношение площади лесовосстановления и лесоразведения к площади вырубленных и погибших лесных насаждений;
- лесистость территории Омской области;
- площадь лесных пожаров на землях лесного фонда;
- доля лесных пожаров, ликвидированных в течение первых суток с момента обнаружения, в общем количестве лесных пожаров;
- объем платежей в бюджетную систему Российской Федерации от использования лесов, расположенных на землях лесного фонда, в расчете на 1 га земель лесного фонда;
- отношение фактического объема заготовки древесины к установленному допустимому объему изъятия древесины;
- доля площади земель лесного фонда, переданных в пользование, в общей площади земель лесного фонда;
2) государственной программы Российской Федерации "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 322, в том числе гарантированное обеспечение водными ресурсами;
3) государственной программы Российской Федерации "Охрана окружающей среды", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 326, из них:
- доля направленных на захоронение твердых коммунальных отходов, в том числе прошедших обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
- доля твердых коммунальных отходов, направленных на обработку (сортировку), в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
- доля направленных на утилизацию отходов, выделенных в результате раздельного накопления и обработки (сортировки) твердых коммунальных отходов, в общей массе образованных твердых коммунальных отходов;
- снижение совокупного объема выбросов;
- снижение совокупного объема выбросов опасных загрязняющих веществ в городах - участниках проекта.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
25. Основными задачами государственного управления в сфере охраны окружающей среды и экологической безопасности на территории Омской области являются:
1) обеспечение комфортного обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами;
2) обеспечение снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в крупных промышленных центрах, включая город Омск;
3) повышение геологической изученности территории Омской области в результате проведения геолого-разведочных работ;
4) обеспечение рационального использования созданной минерально-сырьевой базы за счет вовлечения в эксплуатацию неразрабатываемых месторождений твердых полезных ископаемых;
5) повышение инвестиционной привлекательности недропользования и обеспечение устойчивого притока внебюджетных инвестиций в геолого-разведочные работы;
6) развитие минерально-сырьевой базы для развития экономики Омской области;
7) увеличение площади лесовосстановления, повышение качества и эффективности работ по лесовосстановлению на лесных участках, не переданных в аренду;
8) оснащение специализированных учреждений лесопожарной техникой для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;
9) приобретение беспилотных авиационных систем в целях осуществления мероприятий в области лесных отношений;
10) строительство и модернизация очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.