Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы дорожного хозяйства, транспорта, транспортного строительства
1. Транспортный комплекс Омской области включает автомобильный, железнодорожный, водный, воздушный транспорт.
Развитие транспортной системы является необходимым условием реализации инновационной модели экономического роста и улучшения качества жизни населения Омской области.
Несмотря на выгодное географическое положение Омской области в центре Российской Федерации, количество маршрутов воздушного транспорта меньше, чем в соседних субъектах Российской Федерации (Новосибирская область, Свердловская область, Тюменская область). Вместе с тем активизация пассажирских и грузовых перевозок требует совершенствования дорожных условий, развития сети автомобильных дорог, повышения их качественных характеристик и обеспечения круглогодичного, комфортного и безопасного дорожного движения.
2. Для развития транспортной инфраструктуры в ретроспективном периоде осуществлялась постоянная работа по ряду направлений.
За последние 10 лет финансирование дорожного хозяйства увеличилось в 7 раз, а протяженность построенных и отремонтированных дорог выросла в 4 раза.
Благодаря реализации приоритетного проекта "Безопасные и качественные дороги" начался полномасштабный ремонт автомобильных дорог. В результате отремонтировано в 2017 году - 251,6 км, в 2018 году - 189,4 км автомобильных дорог. В период с 2019 по 2022 год отремонтировано 621,4 км автомобильных дорог в рамках национального проекта "Безопасные качественные дороги".
В приоритетном порядке обеспечен круглогодичный безопасный проезд транспорта по основным направлениям. В первую очередь приводятся в нормативное состояние хребтовые дороги, имеющие наиболее важное социально-экономическое значение для региона и высокую интенсивность движения, в том числе: Омск - Муромцево - Седельниково, Омск - Тара, Омск - Красноярка, Омск - Одесское - граница Республики Казахстан, Бакбасар - Азово - Шербакуль - Полтавка, Называевск - Тюкалинск, Тюкалинск - Большие Уки, Марьяновка - Шербакуль, Сыропятское - Кормиловка - Калачинск, Омск - Русская Поляна.
Кроме того, введено в эксплуатацию более 260 км автомобильных дорог, построено 9 мостовых сооружений на территории г. Омска и Омской области, в числе которых наиболее значимые объекты:
- строительство транспортной развязки на пересечении ул. 15-я Рабочая с ул. Хабаровская в г. Омске (1,816 км / 269,4 п.м);
- капитальный ремонт моста "Юбилейный" через р. Омь в г. Омске (118 п.м);
- строительство автомобильной дороги Омск - Русская-Поляна, участок с. Милоградовка - с. Алабота в Русско-Полянском и Павлоградском муниципальных районах Омской области (15,79 км);
- строительство и реконструкция автомобильной дороги от моста им. 60-летия Победы по ул. 3-я Островская, ул. Крупской от б-ра Архитекторов до ул. Перелета.
Осуществляется поэтапный ввод систем весогабаритного контроля на основных направлениях, что препятствует движению грузового транспорта с перегрузом и защищает дороги от интенсивных преждевременных разрушений.
3. Актуальной является необходимость обеспечения доступности услуг общественного пассажирского транспорта для граждан, проживающих на территории Омской области, формирования условий для развития транспортного обслуживания населения, повышения уровня охвата регулярным сообщением жителей сельских населенных пунктов путем оптимизации маршрутной сети и перераспределения транспортной нагрузки с учетом реализации транспортных потребностей населения.
4. Высокая стоимость пассажирских перевозок отрицательно сказывается на доступности транспортных услуг и транспортной подвижности населения. В связи с этим в целях обеспечения перевозки пассажиров и гарантированного предоставления транспортных услуг реализуются меры государственной поддержки путем предоставления перевозчикам субсидий за счет бюджетных средств. Выполнение пассажирских перевозок по регулируемым тарифам автомобильным транспортом по пригородным и внутриобластным маршрутам, железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, а также водным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении в размере провозной платы, установленной с учетом субсидий, обеспечивает стабильный пассажиропоток. Реализация мер государственной поддержки на субсидируемых маршрутах воздушного транспорта обеспечивает стимулирование спроса при доступности цен на авиабилеты и развитие географии полетов.
5. В 2022 году открыто 10 новых маршрутов: Омск - Абакан, Омск - Волгоград, Омск - Иркутск, Омск - Уфа, Омск - Улан-Удэ, Омск - Пермь, Омск - Минеральные воды, Омск - Махачкала, Омск - Мирный и Омск - Кемерово. Введение дополнительных маршрутов и субсидирование перелетов позволили существенно увеличить пассажиропоток аэропорта "Омск-Центральный" до 1,6 млн. человек.
Действующий аэропорт имеет очень неблагополучное расположение с точки зрения шестой подзоны (орнитология и соседство с природным заповедником "Птичья Гавань"), что непосредственно влияет на безопасность полетов.
В связи с этим в Омской области планируется строительства нового аэропорта "Омск - Федоровка". Перенос аэропортовой деятельности в новый аэропорт "Омск - Федоровка" будет способствовать активизации жилищного строительства на левобережной территории г. Омска, в том числе за счет устранения ограничений застройки территории действующего аэропорта "Омск - Центральный" и территорий, прилегающих к траектории полета самолетов при взлете и заходе на посадку.
Новый аэропорт "Омск - Федоровка" с длиной искусственной взлетно-посадочной полосы 3200 м позволит увеличить пропускную способность аэропорта до 3 млн. пассажиров в год.
6. Автомобильный транспорт является наиболее востребованным на территории Омской области. Вместе с тем срок эксплуатации более 80% автобусов разного класса, задействованных в перевозке пассажиров по межмуниципальным, муниципальным маршрутам превышает 5 лет.
В 2023 году проведен комплекс работ, направленный на обновление пассажирского транспорта общего пользования в Омской области, по результатам которого будут приобретены новые автобусы в количестве 164 единиц за счет средств специальных казначейских кредитов в размере 1,0 млрд. рублей.
В последние годы активно разрабатываются новые направления по цифровой трансформации общественного транспорта, осуществляется работа по оснащению системами безналичной оплаты проезда, видеонаблюдения салонов, обеспечение открытого доступа информации о реальном движении автобусов, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров в городском, пригородном и междугородном сообщении.
Повышение транспортной доступности услуг для населения города Омска планируется за счет запуска скоростных видов транспорта, в том числе в рамках формирования и реализации обновленной концепции создания и использования инфраструктуры Омского метрополитена.
7. Большим спросом у пассажиров пользуется водный транспорт.
С 2021 года возобновился маршрут водного транспорта "Центр - Зеленый берег" (до садоводческих товариществ) и открылся новый маршрут "Омск - Большеречье" (в рамках продвижения туристических продуктов на территории Большереченского района).
Продолжается регулярная перевозка пассажиров по маршруту водного транспорта "Большая Тебендя (Паново) - Кайсы". Данный рейс соединяет труднодоступные населенные пункты, расположенные на территории Усть-Ишимского района, к которым отсутствует возможность доехать другими видами транспорта в теплое время года.
8. Государственная политика Омской области в сферах дорожного хозяйства, транспорта, транспортного строительства направлена на устранение проблемных вопросов в транспортном комплексе, к которым относятся:
1) несоответствие части автомобильных дорог в регионе техническим нормативам и возросшей интенсивности движения;
2) ограниченный уровень доступности транспортных услуг для населения региона из-за недостаточного развития на территории региона воздушного и водного транспорта;
3) изношенность парка подвижного состава и объектов транспортной инфраструктуры из-за отсутствия оборотных средств у предприятий пассажирского транспорта;
4) недостаточно высокий уровень развития транспортно-логистических услуг в области грузовых перевозок в соответствии с потребностями развития экономики;
5) отсутствие подземной транспортной инфраструктуры для обеспечения комфортных и безопасных условий проживания населения областного центра (города-миллионника);
6) действующий аэропорт в части своей приаэродромной территории накладывает зачастую непреодолимые ограничения на развитие городской и областной инфраструктуры и препятствует выполнению федеральных проектов. В частности, ограничения касаются высотного строительства (третья и четвертая подзона), а также размещения социальных и жилых объектов (седьмая подзона);
7) несоответствие уровня развития автомобильных дорог уровню автомобилизации и спросу на автомобильные перевозки приводит к существенному росту расходов, снижению скорости движения, продолжительным простоям транспортных средств, повышению уровня аварийности.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
9. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере дорожного хозяйства, транспорта, транспортного строительства установлены соответствующими документами федерального и областного уровня:
- Федеральным законом "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Федеральным законом "О транспортной безопасности";
- Федеральным законом "О безопасности дорожного движения";
- Федеральным законом "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Указом Президента Российской Федерации от 2 июля 2021 года N 400 "О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации";
- Транспортной стратегией Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2021 года N 3363-р;
- Стратегией социально-экономического развития Сибирского федерального округа до 2035 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2023 года N 129-р;
- Законом Омской области "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в муниципальном и межмуниципальном сообщении, водным транспортом в пригородном и межмуниципальном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Омской области";
- Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п;
- Схемой территориального планирования Омской области, утвержденной постановлением Правительства Омской области от 19 августа 2009 года N 156-п;
- Стратегией развития строительной отрасли и жилищно-коммунального хозяйства Омской области на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года, утвержденной распоряжением Губернатора Омской области от 20 апреля 2023 года N 41-р.
10. Достижение цели государственной политики в сфере дорожного хозяйства, транспорта, транспортного строительства в Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям:
- интенсивное развитие дорожной инфраструктуры регионального, межмуниципального и местного значения путем применения новых технологий и нового регулирования при строительстве дорог в целях повышения долговечности и снижения удельных затрат при выполнении дорожных работ, в том числе расширение практики применения технологий информационного моделирования и контрактов жизненного цикла;
- формирование условий для трансформации Омской области в транспортно-логистический узел федерального и международного значения;
- формирование инфраструктуры функционирования транспорта нового поколения;
- формирование новой клиентоориентированной модели транспортного обслуживания населения путем повышения доступности и качества услуг транспорта общего пользования, осуществляющего регулярные перевозки всеми видами пассажирского транспорта общего пользования на территории Омской области, за счет совершенствования маршрутной сети и обновления подвижного состава пассажирского транспорта, модернизации и роста современного экологически чистого парка подвижного состава;
- повышение безопасности дорожного движения;
- развитие дорожно-строительной индустрии и модернизации парка дорожно-строительных и специализированных эксплуатационных машин и механизмов.
11. Реализация указанных направлений содействует достижению целевых показателей "Обеспечение доли дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующей нормативным требованиям, на уровне не менее 85 процентов", "Улучшение качества городской среды в полтора раза", характеризующих достижение национальной цели "Комфортная и безопасная среда для жизни", и целевого показателя "Повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет", характеризующего достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
12. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие транспортной системы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2017 года N 1596, государственной программы Российской Федерации "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 345, в том числе:
- доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам;
- доля автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения, соответствующих нормативным требованиям (относительно их протяженности по состоянию на 31 декабря 2017 года);
- протяженность построенных (реконструированных) искусственных сооружений на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального и местного значения (накопленным итогом);
- прирост протяженности автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального и местного значения, приведенных в соответствие с нормативными требованиями к транспортно-эксплуатационным показателям в результате строительства и реконструкции автомобильных дорог, в отчетном году;
- количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 10 тысяч транспортных средств;
- количество погибших в дорожно-транспортных происшествиях, человек на 100 тысяч населения.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
13. Основными задачами государственного управления в сфере реализации государственной программы Омской области являются:
- повышение качества дорожной сети Омской области, в том числе уличной сети, городских агломераций;
- улучшение транспортной доступности территорий Омской области;
- совершенствование регуляторной политики и применение новых технологий в дорожной отрасли;
- повышение безопасности участников дорожного движения;
- обеспечение перевозки пассажиров с использованием инфраструктуры Омского метрополитена;
- создание транспортно-логистического хаба "Омск - Федоровка";
- обеспечение доступности транспортных услуг на территории Омской области, предоставляемых железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, водным транспортом и автомобильным транспортом по регулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам;
- обеспечение доступности региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации.
14. Эффективное решение задач планируется путем:
1) строительства объектов транспортной инфраструктуры, способствующей раскрытию транзитного и логистического потенциала Омской области на российском и международном уровнях;
2) приведения в нормативное состояние, строительства (реконструкции) автомобильных дорог и искусственных сооружений на них регионального или межмуниципального и местного значения;
3) внедрения новых технологий и разработок в сфере общественного транспорта и грузоперевозок при создании и модернизации инфраструктуры региона;
4) государственного регулирования тарифов на проезд посредством оплаты выполненных работ по заключенным государственным контрактам для возмещения перевозчикам недополученных доходов;
5) предоставления субсидий организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории Российской Федерации для расширения маршрутной сети и охвата большего количества областей на территории Российской Федерации;
6) реализации проекта по интеграции незавершенных строительством объектов Омского метрополитена с трамвайной сетью города Омска;
7) содержания объектов транспортной инфраструктуры;
8) реализации проекта по созданию (реконструкции) аэропорта "Омск - Федоровка" на основании концессионного соглашения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.