Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к Прогнозу социально-экономического
развития Удмуртской Республики
на 2024 год и плановый период
2025 и 2026 годов
Пояснительная записка
к основным показателям Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов
Разработка Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и на период 2025 и 2026 годов.
При разработке прогноза учитывались:
статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2017 - 2022 годы и январь - август 2023 года;
План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383;
статистическая и аналитическая информация Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.
Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2024 год плановый период 2025 и 2026 годов разработан в двух вариантах, рекомендованных для разработки Министерством экономического развития Российской Федерации.
Консервативный вариант (вариант 1) прогноза основан на предпосылках к ухудшению внешнеэкономических условий и сдержанном восстановлении внутреннего спроса.
Базовый вариант (вариант 2) прогноза описывает наиболее вероятный сценарий развития Удмуртской Республики с учетом относительно оптимистичных изменений внешних условий.
Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на среднесрочный период. Направления социально-экономического развития Удмуртской Республики
Экономическая ситуация 2022 года характеризовалась положительной динамикой основных отраслей за счет ускоренной адаптации экономики Удмуртской Республики к новым внешнеэкономическим вызовам, что оказало положительное влияние на динамику валового регионального продукта. Темп роста в сопоставимых ценах оценочно составил 101,0% (в 2021 году - 102,6%).
Объем отгруженных промышленных товаров собственного производства в 2022 году составил 887,2 млрд рублей, что на 13,6% выше уровня 2021 года. Индекс промышленного производства составил 103,7%. При этом отмечается рост индекса производства в добыче полезных ископаемых на 3%, в обрабатывающих отраслях - на 6,3%. Наиболее значительный рост отмечен в производстве прочих транспортных средств (в 2,3 раза), производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки (137,7%), производстве готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (119,5%), металлургическом производстве (117,2%), производстве одежды (110,6%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (109,9%), производстве текстильных изделий (107,5%), производстве электрооборудования (104,7%). Спад производства наблюдается в производстве автотранспортных средств - на 73,9%, производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях, - на 33,7%, в полиграфической деятельности - на 27,8%, в производстве прочих готовых изделий - на 25,5%.
Объем продукции сельского хозяйства составил 91,3 млрд рублей или 104,1% в сопоставимых ценах к уровню 2021 года.
В 2022 году объем строительных работ составил 43 млрд рублей или 64,7% в сопоставимых ценах к 2021 году. Введено в действие 1176 тыс. кв. м жилых домов, что на 39,8% больше, чем в 2021 году.
По предварительной оценке объем инвестиций в основной капитал в Удмуртской Республике в 2022 году составил 137 млрд рублей или 96,5% к 2021 году в сопоставимых ценах.
Оборот розничной торговли составил 310,6 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 0,4% выше уровня 2021 года. Объём платных услуг населению вырос на 7,5%, составив 92 млрд рублей.
Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2022 году (на конец года) сложилась на уровне 12,8%. Среднегодовой индекс потребительских цен составил 115%.
В 2022 году среднемесячная начисленная заработная плата сложилась на уровне 45 811 рублей (115,1% к уровню 2021 года), реальная заработная плата - 100,1%.
Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении
Современная демографическая ситуация в Удмуртской Республике и Российской Федерации в целом характеризуется сохранением таких рисков, как снижение численности молодых женщин, на долю которых приходится основное число рождений, откладывание рождений на более поздние годы и смещение структуры населения в сторону старших возрастных категорий.
С 2017 года естественный прирост населения в республике сменился естественной убылью в результате заметного снижения рождаемости. По итогам 2022 года в Удмуртской Республике родились 12 767 детей (на 1 559 меньше, чем в 2021 году). В 2022 году смертность населения составила 18 238 человек, что на 5 042 человека меньше, чем в предыдущем году. Естественная убыль населения в 2022 году снизилась, достигнув 5 471 человека (в 2021 году она составила 8 954 человека).
С 1999 года в Удмуртской Республике наблюдалась миграционная убыль населения, кроме 2021 года, когда миграционный прирост составил 58 человек. В 2022 году в республику прибыло 14 740 человек, выбыло - 15 964 человека, миграционная убыль составила 1 224 человека. Миграционная убыль в Удмуртии формируется в основном за счёт межрегионального обмена (между Удмуртией и другими регионами России). Наиболее интенсивный и активный обмен мигрантами осуществляется либо с ближайшими соседями, либо ведущими экономически развитыми регионами России.
В результате естественного движения населения и миграционных процессов среднегодовая численность населения в 2022 году составила 1 445,6 тыс. человек.
За январь - июль 2023 года по сравнению с аналогичным периодом 2022 года рождаемость сократилась на 255 детей (7 184 новорожденных против 7 439), уменьшилось также количество умерших - 10 278 человек против 10 949 годом ранее. Естественная убыль населения составила 3 094 человека (за аналогичный период 2022 года - 3 510 человек).
В январе - июле 2023 года в республике наблюдается миграционная убыль населения - 983 человека, за аналогичный период прошлого года миграционная убыль составила 396 человек.
По оценке, в ближайшее время не предвидится существенного изменения сложившихся демографических тенденций, ожидается сохранение процесса естественной убыли населения. Тенденция снижения численности женщин фертильного возраста будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода. Миграционная убыль населения в прогнозный период составит в среднем 1287 человек в год, но будет иметь тенденцию к сокращению за счет привлечения на постоянное место жительства в Россию соотечественников, проживающих за рубежом, квалифицированных иностранных специалистов, изменений в действующем миграционном законодательстве, упрощающих процедуру получения гражданства Российской Федерации.
Вследствие снижения рождаемости, риска увеличения смертности, обусловленной старением населения, а также миграционной убыли населения ожидается ежегодное сокращение численности населения. Ожидается, что к 2026 году численность населения республики составит по базовому варианту - 1421,5 тыс. человек.
Валовой региональный продукт
В 2022 году объем валового регионального продукта (далее - ВРП) оценочно составит 874,6 млрд рублей или 101,0% к уровню 2021 года (в 2020 году ВРП увеличился на 2,6%). На формирование положительной динамики ВРП повлиял рост объемов производства в промышленности на 3,7%, в Том числе в добыче полезных ископаемых на 3,0% и в обрабатывающих производствах на 6,3%, а также рост объема платных услуг на 7,5%, увеличение объемов продукции сельского хозяйства на 4,1%.
С учетом итогов развития основных отраслей экономики за 7 месяцев текущего года объем ВРП в 2023 году оценивается на уровне 889,7 млрд рублей или 103,0% к уровню 2022 года. Положительный вклад в формирование ВРП в 2023 году внесет промышленность, оптовая и розничная торговля, деятельность в области информатизации и связи.
Наибольший вклад в прирост ВРП в 2024 - 2026 годах будут вносить базовые несырьевые отрасли (обрабатывающие производства, торговля, ИТ-сфера, транспортировка и хранение, сельское хозяйство).
Еще одним фактором экономического роста станет повышение инвестиционной активности предприятий. Прогнозируется ежегодный умеренный рост инвестиций в пределах 1,0% - 4,0%. Доля инвестиций в объеме ВРП увеличится с 15,7% в 2022 году до 16,1% в 2026 году.
Промышленное производство
В 2022 году в промышленном производстве наблюдалась положительная динамика. Объем промышленного производства составил 887,2 млрд рублей, темп роста - 113,6% по отношению к 2021 году. Индекс промышленного производства, характеризующий изменение физического объема производимой продукции, составил 103,7%.
Структурные изменения в производстве в 2022 году определялись увеличением доли обрабатывающего сектора. Доля обрабатывающего сектора в промышленности увеличилась на 3,1 процентных пункта к 2021 году в текущих ценах и составила 53%. Индекс производства по обрабатывающим производствам сложился на уровне 106,3%. Рост производства отмечен в производстве текстильных изделий (107,5%), производстве резиновых и пластмассовых изделий (109,9%), производстве одежды (110,6%), металлургическом производстве (117,2%), производстве прочих транспортных средств (в 2,3 раза), отраслях машиностроительного комплекса: индекс производства машин и оборудования, не включенных в другие группировки составил 137,7%, производства готовых металлических изделий - 119,5%, производства электрического оборудования - 104,7%. Спад производства наблюдался в производстве автотранспортных средств (26,1%), производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицинских целях (66,3%), в полиграфической деятельности (72,2%), в производстве прочих готовых изделий (74,5%).
Отрасли добывающего сектора в 2022 году показали рост. Индекс производства по добыче полезных ископаемых составил 103%, при этом добыча нефти выросла - на 3,1% к 2021 году и составила 10,2 млн тонн.
За 8 месяцев 2023 года промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 562,9 млрд рублей. Индекс промышленного производства составил 106,8%. Наибольший вклад в объем отгруженной продукции по итогам января - августа текущего года вносят такие отрасли, как добыча полезных ископаемых (35,5%) и обрабатывающие производства (57,5%): производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (15,6%), металлургическое производство (6,6%), производство пищевых продуктов (9,7%).
В условиях усиленного санкционного давления западных стран и снижения производства в ряде экспортно-ориентированных отраслей, индекс промышленного производства по итогам 2023 года оценивается на уровне 105,0%. Опережающий рост ожидается производстве компьютеров и электронных устройств, производстве электрооборудования, прочих транспортных средств и готовых металлический изделий.
В среднесрочной перспективе до 2026 года ожидается продолжение устойчивого роста промышленного производства в среднем на 101,8% ежегодно.
Сельское хозяйство
По итогам 2022 года отрасль сельского хозяйства демонстрирует рост объема производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий на 15,7% по сравнению с уровнем 2021 года в текущих ценах и на 4,1% в сопоставимых ценах. Объем продукции сельского хозяйства составил 91,3 млрд рублей.
Профилирующее положение в сельскохозяйственном производстве региона имеет животноводство, в 2022 году доля продукции которого составила 70,7%. По итогам 2022 года индекс продукции животноводства вырос на 1,4% по отношению к 2021 году.
Ключевой отраслью животноводства Удмуртской Республики является молочное направление. За 2022 год произведено 957,2 тыс. тонн молока, что на 3,6% выше уровня 2021 года. Производство мяса (скота и птицы на убой в живом весе) снизилось на 3,8% и составило 181,7 тыс. тонн. Производство яиц за отчётный год составило 1 119,1 млн штук, что на 3,2% выше объёма 2021 года.
По итогам 2022 года индекс производства продукции растениеводства вырос на 10,0%. Основную долю в объёме произведённой продукции растениеводства региона занимает производство зерновых и зернобобовых культур. В 2022 году в хозяйствах всех категорий валовой сбор зерновых и зернобобовых культур (в весе после доработки) составил 889,1 тыс. тонн, что в 1,8 раза больше, чем в 2021 году. Валовой сбор картофеля уменьшился на 12,3%, овощей открытого и защищённого грунта - на 12,1%.
В 2023 году с учетом неблагоприятных погодных условий и высокой базы 2022 года сбор сельскохозяйственных культур ожидается ниже уровня прошлого года. По предварительной оценке выпуск продукции сельхозтоваропроизводителями составит 87,5 млрд рублей (100% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах).
Увеличение внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, планы компаний отрасли по увеличению объемов производства, наращиванию экспорта, а также стабилизация платежеспособности населения будут способствовать дальнейшему росту производства. В среднесрочной перспективе к 2026 году ожидается рост производства молока до 1131 тысячи тонн, производства яиц - до 1130 млн штук. Также перспективными направлениями развития будут являться производство и реализация товарной рыбы. В целом индекс производства продукции животноводства в 2025 - 2026 годах ожидается на уровне 101,5 - 102,6% в базовом варианте прогноза.
В сфере растениеводства в перспективе до 2026 года производство зерна за счет роста урожайности и площади сева увеличится до 692 тысяч тонн. Перспективными направлениями развития отрасли растениеводства будут являться выращивание рапса и льна-долгунца, а также цветоводство. В целом за счет развития новых направлений индекс производства продукции растениеводства в 2025 - 2026 годах ожидается на уровне 102,6 - 104,8% в базовом варианте прогноза.
Увеличению объемов производства в отрасли будет способствовать реализация инвестиционных проектов и организация новых направлений деятельности. В настоящее время сельхозтоваропроизводителями Удмуртской Республики на период до 2026 года запланирована реализация 192 инвестиционных проектов на общую сумму более 10,5 млрд рублей. Реализация проектов позволит создать в отрасли 2 175 новых рабочих мест.
В рамках регионального проекта "Экспорт продукции АПК Удмуртской Республики" к 2026 году планируется достичь объема экспорта в 40 млн долл. США. В настоящее время реестр экспортеров сельскохозяйственной продукции включает 34 действующих и 7 потенциальных экспортеров.
Увеличение внутреннего производства сельскохозяйственной продукции, наращивание экспорта, а также стабилизация платежеспособности населения будут способствовать дальнейшему росту сельскохозяйственного производства. С учетом этого в 2024 - 2026 годы ожидается рост производства продукции сельского хозяйства на уровне 102,5 - 103,0% по базовому варианту прогноза.
Строительство. Ввод жилья
Предварительная годовая оценка объёма работ, выполненных собственными силами по виду деятельности "Строительство" с учетом досчёта на малые предприятия и неформальную деятельность за 2022 год составила 43 млрд рублей, что на 35,3% меньше, чем в 2021 году в сопоставимых ценах. Крупными и средними организациями выполнено работ на сумму 6 млрд рублей, что на 35% ниже уровня 2021 года.
За 8 месяцев 2023 года объем строительных работ составил 27,2 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 6,1% выше января - августа 2022 года.
Ожидается, что в 2023 году общий объем работ, выполненных по виду деятельности "Строительство", составит 43,3 млрд рублей, темп роста в сопоставимой оценке - 100,1%.
В прогнозном периоде по базовому варианту прогноза ожидается положительная динамика объема строительных работ на уровне 101,0-101,5% за счет роста инвестиционных вложений промышленных предприятий, строительства объектов социально-культурного назначения, коммунальной инфраструктуры.
В 2022 году введено в эксплуатацию 1 176 тыс. кв. метров жилья, что на 39,8% больше, чем в 2021 году. Ввод жилья в республике обеспечивается как за счет индивидуального строительства, так и за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов.
В целях обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию многоквартирных и индивидуальных жилых домов принято распоряжение Правительства Удмуртской Республики от 3 апреля 2023 года N 246-р "Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории муниципальных образований в Удмуртской Республике в 2023 году".
За 8 месяцев 2023 года сдано в эксплуатацию 1043,1 тыс. кв. метров общей площади жилых домов, что на 5,4% больше, чем в январе - августе 2022 года. В настоящее время 83 застройщика осуществляют строительство 150 многоквартирных жилых домов (113 проектов) жилой площадью 1 469 тыс. кв. метров, которые будут введены в эксплуатацию в сроки, установленные разрешениями на строительство. Ожидается, что по итогам 2023 года ввод жилья составит 1260 тыс. кв. метров, темп роста - 107,1% к уровню 2022 года.
В среднесрочной перспективе ожидается незначительное сокращение ввода жилья за счет замедления темпа ввода в эксплуатацию индивидуального жилищного строительства. Согласно базовому варианту прогноза ожидается ежегодный ввод жилья в эксплуатацию на уровне 1000 тыс. кв. метров в 2024 - 2026 годах ежегодно.
Инвестиции
По итогам 2022 года объем инвестиций в основной капитал в экономику Удмуртской Республики составил 137 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 96,5%. При этом объем инвестиций по крупным и средним организациям по итогам отчетного года составил 77,4 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 101,5%.
Значительную долю в общем объеме инвестиций занимали собственные средства предприятий - 75,9% (58,7 млрд рублей), доля привлеченных средств составила 24,1% (18,7 млрд рублей), из них доля бюджетных средств составила 14,2% (10,9 млрд рублей).
В структуре инвестиций в основной капитал в 2022 году преобладали инвестиции в сферу добычи полезных ископаемых - 28,5%, обрабатывающих производств - 21,8%, а также отрасли "Транспортировка и хранение" - 11,2% и сельского и лесного хозяйства - 9,7%.
По итогам 2022 года наблюдалось снижение инвестиционной активности в строительстве (на 41,6%), образовании (на 35%), деятельности в области информации и связи (на 31,1%), здравоохранении и социальных услугах (на 30,7%). Рост объема инвестиций отмечается в сфере добычи полезных ископаемых - на 9,8%, обрабатывающих производствах - на 10,1%, транспортировке и хранении - на 24,6%.
В первом полугодии 2023 года объем инвестиций в основной капитал вырос на 2,8% в сопоставимых ценах и составил 56,1 млрд рублей. Наибольшая часть объема инвестиций была направлена на развитие обрабатывающих производств (28,1%) и добычи полезных ископаемых (23,9%), а также на развитие сельского и лесного хозяйства (10,1%).
По итогам 2023 года ожидается увеличение объема инвестиций до 149,3 млрд рублей (103% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах).
Приоритетные направления развития в части поддержки инвестиционной деятельности:
1) реализация всех 5 элементов Регионального инвестиционного стандарта, который позволит создать в регионе единую систему сопровождения и поддержки инвестиционных проектов. Внедрение Регионального инвестиционного стандарта в муниципальных образованиях;
2) реализация федеральных мер поддержки в части осуществления бюджетных инвестиций в объекты инфраструктуры (постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2020 года N 1704);
3) расширение доступной инфраструктуры с льготными режимами осуществления предпринимательской деятельности для размещения производственных и иных объектов (промышленных парков, территорий опережающего социально-экономического развития, особых экономических зон);
4) реализация федеральных мер поддержки в рамках заключения соглашения о защите и поощрении капиталовложений;
5) создание готовой инфраструктуры для будущих проектов в сфере импортозамещения.
В среднесрочной перспективе ожидается постепенное восстановление инвестиционной активности в ведущих отраслях экономики, в том числе за счёт восстановления инвестиционного импорта в результате преодоления внешнего санкционного давления, реализации программ по импортозамещению.
В 2024 - 2026 годах темпы роста инвестиций по базовому варианту ожидаются на уровне 102,0%, 103,0%, 103,0% соответственно. Прогнозируемое значение по объему инвестиций к 2026 году составит 186,5 млрд рублей.
Внешнеэкономическая деятельность
Статистические данные по внешнеторговому обороту являются информацией ограниченного доступа (ДСП) и не публикуются в открытых источниках с 2022 года.
Основные факторы, влияющие на стоимостные объемы экспорта и импорта в прогнозный период 2024 - 2026 годов:
санкционные и контрсанкционные ограничения по работе с зарубежными рынками;
мировые цены на нефть;
динамика курса рубля к мировым валютам;
нарушение логистических цепочек поставок товаров;
геополитический фактор.
По базовому варианту прогноза в 2024 году ожидается увеличение объема экспорта на 3,9%, в 2025 году - на 2,5%, в 2026 году - на 1,8%.
В 2024 - 2026 годах ожидается рост импорта на 6,1%, 4,4% и 4,4% соответственно.
Потребительский рынок. Оборот розничной торговли
Оборот розничной торговли за 2022 год составил 310,6 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах - 100,4%.
За 8 месяцев 2023 года оборот розничной торговли составил 212,5 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 2,9% выше соответствующего периода 2022 года. При этом оборот розничной торговли продовольственными товарами составил 108,3 млрд рублей, непродовольственными - 104,2 млрд рублей.
В обороте розничной торговли в январе - августе 2023 года удельный вес коммерческих организаций, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, составил 56,6%, субъектов среднего предпринимательства - 2,2%, малых (включая микропредприятия) предприятий - 19,8%, индивидуальных предпринимателей, торгующих вне рынка, - 20,2%. На долю розничных рынков и ярмарок приходится 1,2% оборота розничной торговли.
Основным стимулом увеличения оборота розничной торговли является онлайн-торговля. Большая часть ритейлеров трансформировала свои продажи с помощью интернет-коммуникаций, в части расширения или организации собственного сервиса доставки или активного сотрудничества с агрегаторами. В общем объеме товарооборота доля продаж через Интернет составляет - 5,6%. Объем продаж через Интернет по Удмуртской Республике за полугодие 2023 года - 8,7 млрд рублей, вырос в 1,7 раз по сравнению с аналогичным периодом 2022 года.
В республике развита система торгового обслуживания населения с разным уровнем доходов (магазины: премиум-класса, эконом-класса, дисконт, "магазины низких цен" и другие). Доминирующее положение среди предприятий, современных форматов занимает сетевая торговля, доля которой составляет около 42,0% республиканского оборота розничной торговли.
Региональный рынок в достаточном количестве насыщен предприятиями торговли. По состоянию на 1 января 2023 года уровень обеспеченности населения стационарными торговыми площадями в республике достиг 1048,6 кв. метров в расчете на тысячу жителей, при нормативе - 516 кв. метров.
По итогам 2023 года ожидается увеличение оборота розничной торговли до 326,0 млрд рублей (101,0% к уровню 2022 года в сопоставимых ценах).
В качестве положительных факторов на рост оборота розничной торговли повлияют расширение возможностей онлайн-торговли, гибкость бизнеса в условиях санкций, запуск новых направлений в развитии торговли, импортозамещение.
Факторы, которые могут оказать отрицательное воздействие на динамику роста оборота розничной торговли:
ужесточение антироссийских санкций;
рост закупочных цен на потребительские товары;
сдержанный потребительский спрос, обусловленный умеренным ростом реальных располагаемых доходов;
изменение потребительского поведения в сторону сбережения;
наличие долговой нагрузки по кредитам.
По базовому варианту прогноза оборот розничной торговли в сопоставимых ценах 2024 - 2026 годов сохранится на уровне 101,5 - 101,6%и увеличится до 390,5 млрд рублей в 2026 году.
Платные услуги населению
Объем платных услуг населению в 2022 году составил 92 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 107,5%. Структура расходов населения Удмуртской Республики на платные услуги стабильна. Ключевыми видами платных услуг остаются коммунальные услуги (25,7%), бытовые (14,3%), телекоммуникационные (10,3%), медицинские (11,7%) услуги.
Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения в 2022 году составил 24,9%, увеличившись на 1,8 процентных пункта по сравнению с 2021 годом.
В январе - августе 2023 года оказано платных услуг на сумму 68,3 млрд рублей, что в сопоставимых ценах на 4,6% больше, чем в соответствующем периоде прошлого года. По итогам 2023 года прогнозируется рост на уровне 5,7% в сопоставимых ценах, объем платных услуг составит 106,0 млрд рублей.
Согласно базовому варианту прогноза объем платных услуг населению в 2024 году вырастет на 3,6% и составит 114,4 млрд рублей. В последующие периоды ожидается темп роста по базовому варианту на уровне 103,8 - 104,4% в сопоставимых ценах.
Инфляция
Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2022 году сложилась на уровне 15%, что повторяет среднероссийские тенденции. Рост цен на продовольственные товары составил 16,2%, непродовольственные товары - 17,2%, услуги - 9,7%.
По итогам 9 месяцев 2023 года среднегодовой индекс потребительских цен в республике составил 105,95%, к декабрю 2022 года - 104,58% (в России - 105,42% и 104,6% соответственно).
Негативное влияние на динамику цен в 2023 году оказало ослабление курса рубля, в связи с чем ускорился рост цен на товары, ввозимые из-за рубежа. Кроме того, отрицательное влияние на уровень инфляции оказывает повышенный темп роста цен на услуги, который по итогам 8 месяцев 2023 года составил 113,3% к соответствующему периоду предыдущего года.
Наибольший рост цен в текущем периоде отмечается на рыбопродукты, мясопродукты, молоко и молочную продукцию, яйца. В сегменте непродовольственных товаров наблюдался ускоренный рост цен на легковые автомобили, ткани и одежду, автомобильный бензин, табачные изделия, медикаменты. В сфере услуг повышенными темпами росли цены на услуги пассажирского транспорта, зарубежного туризма, жилищные и коммунальные услуги, бытовые услуги.
Ослабление рубля в текущем году приведет к продолжению переноса курса в цены. В результате темпы инфляции в 2023 году составят 7,3% (декабрь к декабрю 2022 года).
По итогам 2024 года рост потребительских цен ожидается на уровне 4,8% (на конец года) с учетом умеренного ослабления рубля. В 2025 - 2026 годах инфляция сохранится в пределах 4,0 - 4,2%.
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника
В 2022 году среднемесячная начисленная заработная плата работников полного круга организаций в республике составила 45 811 рублей, увеличившись на 15,1% к уровню 2021 года.
Традиционно на рост уровня заработных плат в республике влияют стабильно высокие темпы роста уровня начисленной заработной платы в таких отраслях, как "Обрабатывающие производства" (119,2% за 2022 год), "Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов" (112,6% за 2022 год), "Транспортировка и хранение" (116,5% за 2022 год), "Образование" (111,4% за 2022 год).
По итогам 7 месяцев 2023 года номинальная начисленная заработная плата работников организаций сложилась на уровне 49 828 рублей, что на 14,6% выше аналогичного периода прошлого года. Сохраняется традиционная дифференциация заработной платы по видам экономической деятельности. Так, выше среднереспубликанского значения средняя заработная плата сложилась в организациях таких видов экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых (79 867 рублей), в финансовой и страховой деятельности (70 834 рубля) и деятельности в области информации и связи (69 456 рублей). Вместе с тем средняя заработная плата работников организаций сельского, лесного хозяйства, охоты, рыболовства и рыбоводства, а также гостиниц и предприятий общественного питания составила соответственно 74,4% и 62,8% от среднереспубликанского уровня.
По итогам 2023 года среднемесячная начисленная заработная плата оценочно составит 52 225 рублей или 114% к уровню 2022 года.
Сохранению положительных темпов роста заработной платы будут способствовать ежегодные мероприятия по сохранению достигнутых в 2018 году значений целевых показателей по оплате труда медицинских, педагогических, социальных работников и работников учреждений культуры, индексации заработных плат "неуказных" категорий работников бюджетной сферы, обеспечению минимального размера оплаты труда. По базовому варианту прогноза ожидается, что среднемесячная заработная плата одного работника по базовому варианту прогноза к 2026 году увеличится на 43% по сравнению с 2022 годом и составит 65 464 рубля.
Реальная заработная плата работников организаций
По итогам 2022 года реальная заработная плата работников, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, составила 100,1%, в январе - июле 2023 года - 108,2%.
В условиях ожидаемого снижения уровня инфляции в Удмуртской Республике в 2023 году уровень реальной заработной платы прогнозируется в 107,2%, в 2024 году - в 103,5%. Далее, учитывая стабилизацию инфляционных процессов, в среднесрочном периоде до 2026 года включительно также прогнозируется уровень реальной заработной платы на уровне 102,3 - 102,5%.
Росту номинальной заработной платы и стабильному уровню реальной заработной платы в прогнозируемом периоде будет способствовать реализация мер, направленных на обеспечение роста производительности труда в экономике региона, которые предусматривают, в том числе повышение уровня квалификации работников.
Фонд заработной платы
В 2022 году фонд заработной платы увеличился на 9,9% к уровню 2021 года и составил 243,4 млрд рублей.
В январе - июле 2023 года фонд заработной платы составил 154,1 млрд рублей, что на 11,4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Около 31% общего фонда заработной платы составляет фонд заработной платы обрабатывающих производств, темп роста которого за 7 месяцев 2023 года составил 127,2%. В 2023 году фонд заработной платы оценочно составит 277,6 млрд рублей и увеличится к предыдущему году на 14,0%.
Прогноз размера фонда заработной платы на среднесрочный период рассчитан исходя из прогноза номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников организаций и их среднесписочной численности.
Начиная с 2024 года, с учетом прогнозируемого увеличения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы и численности работников организаций, по базовому варианту прогноза рост фонда заработной платы составит от 6,5% до 10,1% ежегодно. Фонд заработной платы к 2026 году по сравнению с 2022 годом увеличится по базовому варианту прогноза на 43% и составит 348,6 млрд рублей.
Баланс трудовых ресурсов. Среднесписочная численность работников организаций
В 2022 году среднесписочная численность работников организаций составила 442,8 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 21,2 тыс. человек, или на 4,6%.
В январе - июле 2023 года среднесписочная численность работников организаций уменьшилась на 2,8% к аналогичному периоду предыдущего года, составив 441,8 тыс. человек. Наибольшее сокращение числа работников отмечено в строительстве (на 30,4%), в деятельности в области информатизации и связи (на 21,5%), торговле оптовой и розничной, ремонте автотранспортных средств и мотоциклов (на 6,6%), сельском хозяйстве (на 4,3%), сфере транспортировки и хранения (на 6,6%). Одновременно увеличилась занятость в деятельности обрабатывающих производств (на 2,1%), добыче полезных ископаемых (на 2,0%).
В 2023 году среднесписочная численность работников организаций оценочно составит 442,9 тыс. человек.
Прогнозируется, что численность рабочей силы в среднесрочной перспективе будет постепенно увеличиваться, в том числе за счет роста потребности в трудовых ресурсах на предприятиях оборонно-промышленного комплекса и реализации мер активной политики занятости населения.
В прогнозный период 2024 - 2026 годов планируется ежегодный прирост среднесписочной численности в среднем на 0,1%.
Реальные располагаемые денежные доходы населения
Реальные располагаемые денежные доходы населения в 2022 году в Удмуртской Республике составили 98,2% к уровню 2021 года.
По итогам 2023 года при прогнозируемом темпе роста заработной платы в 114% и среднегодовом индексе потребительских цен на товары и услуги на уровне 106,3% реальные располагаемые денежные доходы населения республики оценочно составят 103,5%. Выход на положительные темпы роста в 2023 году и их сохранение далее в среднесрочном периоде обусловлено в первую очередь стабилизацией инфляционный процессов.
Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения рассчитывается с учетом прогнозируемого роста заработных плат, индексации социальных выплат, увеличения минимального размера оплаты труда, мер поддержки потребительского спроса и адресной государственной поддержки отдельных категорий граждан, а также предполагаемого уровня инфляции, доходности малого бизнеса, закредитованности населения, роста тарифов по обязательным платежам и сборам. Дополнительный вклад в рост доходов населения внесет опережающий рост доходов от предпринимательской деятельности.
По совокупности факторов, благодаря положительным темпам роста заработной платы, развитию мер государственной социальной помощи, стабилизации экономической ситуации, в период 2024 - 2026 годов ожидается стабильное превышение темпов роста номинальных располагаемых денежных доходов населения над уровнем инфляции. В среднесрочном период прогнозируются положительные темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения - по базовому варианту прогноза от 102,0% до 102,2%.
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности
Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. По предварительным статистическим данным численность населения с денежными доходами ниже границы бедности к общей численности населения в 2022 году в Удмуртской Республике составила 10,2%.
Прогнозные значения данного показателя по базовому варианту прогноза на период до 2026 года рассчитаны как целевые значения в соответствии с методикой, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 3 апреля 2021 года N 542, с учетом необходимости снижения уровня значения данного показателя к 2030 году вдвое по отношению к уровню 2017 года. Данная задача решается в рамках достижения национальных целей развития Российской Федерации "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей" и "Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство" во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года". Целевые значения уровня бедности для субъектов Российской Федерации, в том числе и для Удмуртской Республики, определены Единым планом по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р.
Снижению уровня бедности населения в регионе до целевого значения в 6,1% к 2030 году будет способствовать комплекс мер, реализуемых в рамках Региональной программы снижения уровня бедности населения в Удмуртской Республике, утвержденной постановлением Правительства Удмуртской Республики от 13 октября 2020 года N 470.
По базовому варианту прогноза численность населения с денежными доходами ниже границы бедности к 2026 году оценивается на уровне 8,1%.
Уровень безработицы
На начало 2023 года ситуация на рынке труда Удмуртской Республики оставалась стабильной. Уровень регистрируемой безработицы составлял 0,65%, численность зарегистрированных безработных граждан - 4,8 тыс. человек. Уровень общей безработицы в 2022 году составил 2,9%.
Уровень регистрируемой безработицы за январь - август 2023 составил 0,5%, численность зарегистрированных безработных граждан - 3,7 тыс. человек. Уровень общей безработицы за июнь - август 2023 года составил 2,44%.
Основным фактором, влияющим на изменение численности безработных граждан, является спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда. Если на начало 2023 года потребность в работниках, заявленная работодателями в органы службы занятости, составляла 15 494 человека, то на конец августа 2023 года потребность в работниках составила 22 675 человек. Данное увеличение обусловлено высоким спросом на рабочую силу на предприятиях оборонно-промышленного комплекса в связи с увеличением государственного оборонного заказа. Наибольшую потребность в кадрах испытывают такие предприятия как акционерное общество "Концерн "Калашников", акционерное общество "Воткинский завод", акционерное общество "Сарапульский радиозавод".
До конца текущего года ожидается сохранение стабильной ситуации на рынке труда Удмуртской Республики. Уровень регистрируемой безработицы составит 0,6%, уровень общей безработицы - 2,9%. Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения на конец 2023 года, планируется на уровне 4,6 тысячи человек.
В целях улучшения ситуации на рынке труда Удмуртской Республики реализуется подпрограмма "Активная политика занятости населения и социальная поддержка безработных граждан" государственной программы "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики".
В рамках федерального проекта "Содействие занятости", Национального проекта "Демография" организуется переобучение для повышения квалификации граждан.
Таким образом, предпринимаются все необходимые меры поддержки рынка труда и обеспечения экономики необходимыми трудовыми ресурсами. В прогнозный период предполагается увеличение численности занятого в экономике населения до 690,2 тыс. человек в 2026 году по базовому варианту.
Сохранение экономического роста, дальнейшее развитие экономики приведет к росту потребности в трудовых ресурсах и снижению уровня безработицы. Ожидается, что в 2026 году уровень общей безработицы по методологии МОТ снизится до 2,8% при реализации базового сценария, а уровень регистрируемой безработицы сохранится на уровне 2023 года (0,6%).
Прогноз ресурсного обеспечения государственных программ Удмуртской Республики на 2024 - 2026 годы
N |
Наименование |
Объем финансирования, тыс. рублей |
||
2024 год |
2025 год |
2026 год |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Социальная поддержка граждан" |
10651549,1 |
10006112,4 |
10247245,0 |
2 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие здравоохранения" |
15713899,2 |
16562789,4 |
16961928,3 |
3 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики" |
621769,4 |
635658,2 |
650976,7 |
4 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие образования" |
32630523,3 |
30430870,0 |
31164209,4 |
5 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики" |
921540,8 |
937573,1 |
960167,3 |
6 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Культура Удмуртии" |
1503211,0 |
1422265,9 |
1456540,5 |
7 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений" |
48283,0 |
48010,6 |
49167,6 |
8 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Окружающая среда и природные ресурсы" |
187983,1 |
194935,3 |
199633,0 |
9 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие архивного дела" |
158756,8 |
163654,1 |
167597,9 |
10 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике" |
85920,7 |
88642,8 |
90779,0 |
11 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики" |
191498,2 |
67894,7 |
69530,9 |
12 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие промышленности и потребительского рынка" |
71227,0 |
36426,2 |
37304,0 |
13 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие лесного хозяйства" |
516407,3 |
532214,6 |
545040,1 |
14 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия" |
2924801,5 |
2363933,1 |
2420900,4 |
15 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике" |
118684,2 |
115293,8 |
118072,2 |
16 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики" |
2095633,3 |
873113,4 |
894154,1 |
17 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие транспортной системы Удмуртской Республики" |
12867465,0 |
13414028,1 |
13737286,5 |
18 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике" |
1412707,5 |
678250,0 |
694594,9 |
19 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие информационного общества в Удмуртской Республике" |
605746,8 |
601359,1 |
615850,9 |
20 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственным имуществом" |
86038,5 |
206160,2 |
211128,4 |
21 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Управление государственными финансами" |
6749475,1 |
10872106,0 |
11134107,8 |
22 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике" |
927567,3 |
926714,1 |
949046,5 |
23 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике" |
210,0 |
210,0 |
215,1 |
24 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике" |
3779,7 |
3779,7 |
3870,8 |
25 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие печати и массовых коммуникаций" |
151294,8 |
148881,7 |
152469,5 |
26 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
27 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
28 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Доступная среда" |
140960,0 |
0,0 |
0,0 |
29 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики" |
454367,0 |
0,0 |
0,0 |
30 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Развитие государственной ветеринарной службы Удмуртской Республики, обеспечение биологической и продовольственной безопасности на территории Удмуртской Республики" |
366531,8 |
353482,9 |
362001,4 |
31 |
Государственная программа Удмуртской Республики "Сохранение, изучение и развитие государственных языков Удмуртской Республики и иных языков народов Удмуртской Республики" |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
|
Итого |
92207831,1 |
91684359,4 |
93893817,9 |
Сопоставление основных показателей Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2024 год
N |
Показатели |
Единица измерения |
Прогноз на 2024 год |
Прогноз на 2024 год (в соответствии с распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 28 октября 2022 года N 1166-р |
Отклонение, процентов |
|||
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
1 вариант |
2 вариант |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1 |
Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении) |
тыс. чел. |
1431,7 |
1 433,2 |
1 458,6 |
1 462,9 |
-1,8 |
-2,0 |
2 |
Валовой региональный продукт: |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
917 378 |
957 366 |
947 240 |
1 022 638 |
-3,2 |
-6,4 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
99,5 |
103,0 |
99,4 |
101,3 |
0,1 п.п. |
1,7 п.п. |
|
3 |
Объем отгруженной продукции (работ, услуг) |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
904 238 |
980 048 |
897 281 |
988 147 |
0,8 |
-0,8 |
|
индекс промышленного производства |
в процентах к предыдущему году |
98,0 |
102,0 |
98,5 |
100,7 |
-0,5 п.п. |
1,3 п.п. |
|
4 |
Продукция сельского хозяйства: |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
92 167 |
93 825 |
94 449 |
97 303 |
-2,4 |
-3,6 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
101,7 |
102,5 |
102,2 |
102,8 |
-0,5 п.п. |
-0,3 п.п. |
5 |
Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности "Строительство": |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
44 633 |
45 079 |
76 117 |
79 878 |
-41,4 |
-43,6 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
100,0 |
101,0 |
100,0 |
102,2 |
0,0 п.п. |
-1,2 п.п. |
|
6 |
Ввод в действие жилых домов |
тыс. кв. м общей площади |
950 |
1 000 |
916 |
950 |
3,7 |
5,3 |
темп роста |
в процентах к предыдущему году |
76,3 |
79,2 |
100,7 |
100,0 |
-24,4 п.п. |
-20,8 п.п. |
|
7 |
Индекс потребительских цен |
|
|
|
|
|
|
|
на конец года |
к декабрю предыдущего года |
105,3 |
104,8 |
105,2 |
104,8 |
0,1 п.п. |
0 п.п. |
|
в среднем за год |
в процентах к предыдущему году |
106,5 |
106,3 |
106,4 |
105,7 |
0,1 п.п. |
0,6 п.п. |
|
8 |
Оборот розничной торговли |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
344 675 |
347 043 |
341 194 |
344 037 |
1,0 |
0,9 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
101,0 |
101,5 |
101,1 |
101,6 |
-0,1 п.п. |
-0,1 п.п. |
|
9 |
Объем платных услуг населению: |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
113 875 |
114 354 |
99 273 |
100 420 |
14,7 |
13,9 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
103,1 |
103,6 |
101,6 |
102,2 |
1,5 п.п. |
1,4 п.п. |
|
10 |
Экспорт |
млн дол. США |
223 |
238 |
398 |
427 |
-44,0 |
-44,4 |
11 |
Импорт |
млн дол. США |
404 |
414 |
352 |
372 |
15,0 |
11,5 |
12 |
Инвестиции в основной капитал: |
|
|
|
|
|
|
|
номинальный объем |
млн рублей |
157 062 |
160 356 |
152 879 |
155 218 |
2,7 |
3,3 |
|
темп роста в сопоставимых ценах |
в процентах к предыдущему году |
100,0 |
102,0 |
103,5 |
104,0 |
-3,5 п.п. |
-2,0 п.п. |
|
13 |
Прибыль прибыльных организаций |
млн рублей |
136 155 |
142 025 |
143 560 |
153 359 |
-5,2 |
-7,4 |
14 |
Реальные располагаемые денежные доходы населения |
процентов |
101,2 |
102,0 |
100,5 |
102,0 |
0,7 п.п. |
0,0 п.п. |
15 |
Численность населения с денежными доходами ниже границы бедности к общей численности населения |
процентов |
9,4 |
9,2 |
9,4 |
9,2 |
0 п.п. |
0 п.п. |
16 |
Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (в среднем за период) |
рублей |
56 403 |
57 448 |
50 550 |
52 480 |
11,6 |
9,5 |
темп роста |
в процентах к предыдущему году |
108,0 |
110,0 |
105,5 |
107,5 |
2,5 п.п. |
2,5 п.п. |
|
17 |
Реальная заработная плата работников организаций |
процентов |
101,4 |
103,5 |
99,2 |
101,7 |
2,2 п.п. |
1,8 п.п. |
18 |
Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года) |
процентов |
0,6 |
0,6 |
1,1 |
1,0 |
-0,5 п.п. |
-0,4 п.п. |
19 |
Уровень общей безработицы (по методологии МОТ) |
процентов |
2,9 |
2,9 |
5,3 |
5,0 |
-2,4 п.п. |
-2,1 п.п. |
20 |
Среднесписочная численность работников организаций |
тыс. чел. |
443,1 |
443,2 |
462,4 |
463,1 |
-4,2 |
-4,3 |
21 |
Фонд заработной платы |
млн рублей |
299 906 |
305 531 |
280 492 |
291 642 |
6,9 |
4,8 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.