г. Краснодар |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А32-42661/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Соловьева Е.Г. при участии в судебном заседании от заявителей: глав крестьянских (фермерских) хозяйств Левашова Александра Владимировича (ИНН 667010825086, ОГРНИП 319665800022737), Кондрашова Евгения Владимировича (ИНН 744806313018, ОГРНИП 319745600002466), Буланого Романа Валерьевича (ИНН 230502823108, ОГРНИП 319237500014226) - Кунаевой И.В. (доверенности от 01.01.2020), сельскохозяйственных потребительских кооперативов "1-й Винодельческий кооператив" (ИНН 2301084551, ОГРН 1132301004000), "2-й Винодельческий кооператив" (ИНН 2301088740, ОГРН 1152301001093), перерабатывающий "3-й Виноградорско-Винодельческий кооператив" (ИНН 2301094983, ОГРН 1172375062452) - Кунаевой И.В. (доверенности от 17.01.2020), от органа, осуществляющего публичные полномочия, - департамента имущественных отношений Краснодарского края (ИНН 2308077553, ОГРН 1022301228399) - Алексеева С.С. (доверенность от 22.04.2020), Хромцовой Н.В. (доверенность от 27.08.2020), в отсутствие представителей заявителей: глав крестьянских (фермерских) хозяйств Титкова Александра Михайловича (ИНН 231511397715, ОГРНИП 318237500157582), Санниковой Татьяны Васильевны (ИНН 560902520987, ОГРНИП 319774600036602), Воропай Алины Андреевны (ИНН 234828112570, ОГРНИП 319237500096301), Антоненко Романа Николаевича (ИНН 230111105405, ОГРНИП 319237500347242), Кривошлыкова Алексея Алексеевича (ИНН 233702760010, ОГРНИП 319237500038395), Опариной Юлии Евгеньевны (ИНН 230108387069, ОГРНИП 319237500068871), сельскохозяйственного перерабатывающего сбытового потребительского кооператива "Фермер-Юг" (ИНН 2301035522, ОГРН 1022300529085), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу департамента имущественных отношений Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А32-42661/2019, установил следующее.
Главы крестьянских (фермерских) хозяйств Титков Александр Михайлович, Левашов Александр Владимирович, Санникова Татьяна Васильевна, Воропай Алина Андреевна, Антоненко Роман Николаевич, Кривошлыков Алексей Алексеевич, Буланый Роман Валерьевич, Кондрашов Евгений Владимирович, Опарина Юлия Евгеньевна и сельскохозяйственные потребительские кооперативы "1-й Винодельческий кооператив", "2-й Винодельческий кооператив", перерабатывающий "3-й Виноградорско-винодельческий кооператив", перерабатывающий сбытовой "Фермер-Юг" (далее - заявители, главы хозяйств, кооперативы) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к департаменту имущественных отношений Краснодарского края (далее - департамент) о признании незаконными изложенных в уведомлениях от 18.06.2019 N 52-24637/19-32-12, 52-24640/19-32-12, 52-24642/19-32-12, 52-24639/19-32-12, 52-24648/19-32-12, 52-24638/19-32-12, 52-24641/19-32-12, 52-24650/19-32-12, 52-24643/19-32-12, 52-24646/19-32-12, 52-24645/19-32-12, 52-24644/19-32-12, 52-24647/19-32-12 (далее - уведомления от 18.06.2019) решений об отказе главам хозяйств и кооперативам в предварительном согласовании предоставления в аренду образуемых в границах земельного участка площадью 9 938 291,05 кв. м с кадастровым номером 23:37:0604000:4, находящегося по адресу: Краснодарский край, г. Анапа, на территории с/о Гостагаевского, (далее - исходный земельный участок) земельных участков площадью 175 268 кв. м, 108 730 кв. м, 120 001 кв. м, 146 212 кв. м, 410 099 кв. м, 145 610 кв. м, 144 146 кв. м, 228 626 кв. м, 116 195 кв. м, 2 006 290 кв. м, 1 481 824 кв. м, 939 803 кв. м, 1 106 658 кв. м (далее - образуемые земельные участки), о понуждении к согласованию границ образуемых земельных участков (с учетом изменения предмета заявления в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации;
далее - Арбитражный процессуальный кодекс).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2019, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020, одному из кооперативов (перерабатывающий сбытовой "Фермер-Юг") отказано в удовлетворении заявления ввиду недоказанности его принадлежности к сельскохозяйственным организациям. В остальной части заявление удовлетворено.
Выводы о незаконности изложенных в уведомлениях от 18.06.2019 решений об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду образуемых земельных участков, расположенных в границах исходного земельного участка, обоснованы следующим. Обращаясь в департамент, главы хозяйств и кооперативы приложили все необходимые документы для предварительного согласования предоставления образуемых земельных участков. Главы хозяйств и кооперативы как сельскохозяйственные организации имеют право на заключение договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов. Судебными актами по делу N А32-7407/2018 департаменту отказано в истребовании из чужого незаконного владения одного из кооперативов ("1-й Винодельческий кооператив") находящегося у него в аренде самостоятельного земельного участка с кадастровым номером 23:37:0601000:11, об освобождении этого участка и о понуждении арендатора к приведению объекта аренды в надлежащее состояние. Судебными актами по делам N А32-7411/2018, А32-7410/2018, А32-7407/2018 установлено, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0604000:1 не находится в составе исходного земельного участка (с кадастровыми номерами 23:37:0604000:4) и земельного участка с кадастровым номером 23:37:000000:71, не был образован из них. Наличие спора в отношении земельного участка с кадастровым номером 23:37:0604000:1 не препятствовало согласованию главам хозяйств и кооперативам схемы расположения образуемых земельных участков. Площадь исходного земельного участка превышает общую площадь образуемых земельных участков. Схема расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории была приложена к заявлениям. Границы образуемых земельных участков описаны кадастровым инженером. Утверждение схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории не повлечет нарушение чьих-либо прав и обязательность предоставления этих участков в аренду. Кадастровый инженер при изготовлении схемы учел расположение в границах исходного земельного участка охранных зон и зон с особыми условиями использования территории. Размещение таких зон на исходном земельном участке не влияет на возможность его использования для сельскохозяйственных целей.
Департамент обжаловал решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Заявители не являются участниками программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. Они действуют в обход публичных процедур предоставления земельных участков в аренду и нарушают интересы неопределенного круга лиц.
Части исходного земельного участка не являются объектами гражданских правоотношений и не могут быть предоставлены в аренду в отрыве от этого участка. Схема расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории составлена без учета актуальных сведений государственного кадастрового учета.
К образуемым земельным участкам не обеспечен доступ с территории общего пользования. Их образование приведет к вклиниванию и изломанности границ.
Часть исходного земельного участка входит в состав земельного участка (единого землепользования) с кадастровым номером 23:37:000000:71. Границы исходного земельного участка пересекают границы земельных участков с кадастровыми номерами 23:37:0601000:10, 23:37:0601000:11. В границах последнего запланировано размещение объектов федерального значения. Судебными актами по делу N А32-29018/2018 подтверждено, что земельный участок с кадастровым номером 23:37:0604000:1 фактически находится в границах исходного земельного участка. Заключение кадастрового инженера не является надлежащим доказательством.
В отзыве на кассационную жалобу один из кооперативов ("1-й Винодельческий кооператив") указывает на необходимость соблюдения департаментом публичных процедур, связанных с вовлечением образуемых земельных участков в гражданский оборот. Образуемые земельные участки испрашиваются для сельскохозяйственного использования. Департамент обязан рассмотреть схему их расположения на кадастровом плане территории. Исходный земельный участок и земельный участок с кадастровым номером 23:37:000000:71 являются самостоятельными объектами. Охранные зоны и зоны с особым использованием не оказывают влияния на возможность использования образуемых земельных участков. На исходном земельном участке не планируется размещение новых объектов федерального и местного значения. Существующие объекты не влияют на возможность использования исходного земельного участка для сельскохозяйственного производства.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа находит решение Арбитражного суда Краснодарского края от 29.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 подлежащими отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что главы хозяйств и кооперативы обратились в департамент с заявлениями от 20.05.2019 о согласовании границ образуемых земельных участков, расположенных в границах исходного земельного участка, в целях последующего заключения договоров аренды на 49 лет для сельскохозяйственного производства. Заявления обоснованы наличием у глав хозяйств и кооперативов права на заключение договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов, а одной из составляющих данной процедуры является предварительное согласование предоставления названных участков.
Уведомлениями от 18.06.2019 департамент известил заявителей о принятых решениях об отказе в предварительном согласовании предоставления образуемых земельных участков в аренду без проведения торгов. Департамент указал на то, что по информации министерства сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности Краснодарского края от 30.05.2019 N 206-03-02-2486/19 заявители не являются участниками программ государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, поэтому они не имеют права на заключение договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов. Наличие судебного спора в отношении исходного земельного участка препятствует рассмотрению заявлений глав хозяйств и кооперативов. Схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории не соответствует предъявляемым к ней нормативным требованиям. Образуемые земельные участки не могут быть сформированы из исходного земельного участка, являющегося обособленной частью земельного участка с кадастровым номером 23:37:000000:71.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения глав хозяйств и кооперативов в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
По смыслу норм, содержащихся в части 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса, пункте 1 статьи 11, статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс), только заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных прав и законных интересов. Их защита осуществляется предусмотренными законами способам, которые должны соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием удовлетворения соответствующего требования судом является наличие у избранного заявителем способа защиты потенциала на восстановление нарушенного права.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы. Бремя доказывания факта нарушения оспариваемым решением (действием, бездействием) прав и законных интересов лежит на заявителе (статья 65, часть 5 статьи 200).
Основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта (решения, действия, бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием (аналогичное разъяснение приведено в действующем до настоящего времени пункте 6 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"). Отсутствие одного из названных элементов (противоречия нормативному положению или нарушения прав заявителя) препятствует удовлетворению заявления, поданного в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса.
Положениями Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков при разделе земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности (пункт 1 статьи 11.2), в том числе в соответствии с утвержденной схемой их расположения на кадастровом плане территории (пункт 1 статьи 11.3). Образование земельных участков не должно приводить к препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать установленные федеральными законами требования (пункты 4, 6 статьи 11.9), иначе в утверждении схемы расположения земельного участка должно быть отказано (подпункт 3 пункта 16 статьи 11.10).
Нормами Земельного кодекса определено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в аренду на основании соответствующего договора аренды (подпункт 3 пункта 1 статьи 39.1).
По общему правилу такой договор заключается на торгах, проводимых в форме аукциона (пункт 1 статьи 39.6). При предоставлении земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон N 101-ФЗ), договор аренды может быть заключен без проведения торгов (подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6).
В числе таких случаев в статье 10 Закона N 101-ФЗ названы предоставление земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счет находившихся в муниципальной собственности земельных долей, использующим его сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству (пункт 5.1) и предоставление земельного участка в аренду до пяти лет крестьянским (фермерским) хозяйствам и сельскохозяйственным организациям, участвующим в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства, для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности (пункт 8).
Заключение нового договора аренды с лицом, которому земельный участок ранее предоставлен в аренду при соблюдении им ряда условий (пункт 4 статьи 10 Закона N 101-ФЗ) и приобретение сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон N 137-ФЗ) для осуществления их деятельности права аренды земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (пункт 7 статьи 10 Закона N 101-ФЗ) производятся на основании подпунктов 11, 31 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса.
Земельный участок также может быть предоставлен гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в порядке статьи 39.18 Земельного кодекса (подпункт 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса).
Определенный Земельным кодексом порядок предоставления земельного участка, находящегося в публичной собственности без проведения торгов включает в себя подготовку схемы расположения земельного участка и подачу в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 1 статьи 39.14). В таком заявлении обязательно должно быть указано основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.6 Кодекса оснований (подпункт 6 пункта 1 статьи 39.15) и к нему должны быть приложены документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов (подпункт 1 пункта 2 статьи 39.15). Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение этого участка без проведения торгов (подпункт 2 пункта 8 статьи 39.15, пункт 1 статьи 39.16).
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что установленный земельным законодательством порядок заключения договора аренды без проведения торгов строго формализован. Нарушение этого порядка заявителями препятствовало уполномоченному органу принять положительное решение. Главы хозяйств и кооперативы в своих заявлениях сослались на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Департамент не вправе был переквалифицировать требования заявителей.
Суды не установили, были ли приложены к этим заявлениям доказательства того, что либо образуемые земельные участки находятся в муниципальной собственности, выделены в счет находившихся в муниципальной собственности земельных долей и используются на законных основаниях заявителями, либо главы хозяйств и кооперативы участвуют в программах государственной поддержки в сфере развития сельского хозяйства. При этом в последнем случае заявители не вправе были претендовать на заключение договора аренды на 49 лет, как это указано в заявлении (срок аренды в этом случае ограничен пятью годами).
В отсутствие таких доказательств у департамента отсутствовали законные основания для принятия решения о предварительном согласовании предоставления образуемых земельных участков и утверждения этим решением схемы их расположения на кадастровом плане территории. Обязанность департамента по согласованию границ образуемых земельных участков главами хозяйств и кооперативами в своих заявлениях от 20.05.2019 также нормативно не обоснована.
Выводы о незаконности изложенных в уведомлениях от 18.06.2019 решений департамента об отказе в предварительном согласовании предоставления в аренду образуемых земельных участков, расположенных в границах исходного земельного участка, о нарушении этими решениями прав и законных интересов заявителей, о приложении ими к заявлениям всех необходимых для предварительного согласования предоставления образуемых земельных участков документов, о наличии у глав хозяйств и кооперативов права на заключение договоров аренды образуемых земельных участков без проведения торгов не могут быть признаны соответствующими установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Наличие спора о праве на исходный земельный участок (с кадастровыми номерами 23:37:0604000:4) также препятствовало предварительному согласованию предоставления образуемых земельных участков, независимо от того, что площадь исходного земельного участка превышает общую площадь образуемых земельных участков. Утверждение схемы расположения образуемых земельных участков на кадастровом плане территории решениями о предварительном согласовании их предоставления заявителям, могло повлечь нарушение прав лиц, заинтересованных в приобретении этих участков в аренду, в том числе на конкурентных началах.
Суд кассационной инстанции уполномочен на отмену решения суда первой инстанции и постановления суда апелляционной инстанции и направление дела на новое рассмотрение в соответствующий арбитражный суд, решение, постановление которого отменено, если выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных актах, не соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам или имеющимся в деле доказательствам (статья 287 Арбитражного процессуального кодекса).
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу.
Направление дела на новое рассмотрение в данном случае обусловлено необходимостью принятия находящегося вне компетенции суда кассационной инстанции комплекса процессуальных мер, направленных на установление дополнительных обстоятельств и оценки представленных доказательств.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенные указания суда кассационной инстанции, в силу статьи 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязательные для арбитражного суда, вновь рассматривающего дело, устранить выявленные недостатки, установить дополнительные обстоятельства, после чего принять законное и обоснованное постановление.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 19.10.2019 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2020 по делу N А32-42661/2019 отменить.
Дело N А32-42661/2019 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций не учли, что установленный земельным законодательством порядок заключения договора аренды без проведения торгов строго формализован. Нарушение этого порядка заявителями препятствовало уполномоченному органу принять положительное решение. Главы хозяйств и кооперативы в своих заявлениях сослались на подпункт 12 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса. Департамент не вправе был переквалифицировать требования заявителей.
...
В пункте 33 постановления от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции" Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что выявление судом кассационной инстанции несоответствия содержащихся в судебных актах выводов суда первой или апелляционной инстанции об обстоятельствах дела доказательствам, на которых основаны такие выводы, несогласие с мотивами, по которым суды отвергли те или иные доказательства, являются основаниями для отмены или изменения решения суда первой инстанции и (или) постановления суда апелляционной инстанции полностью или в части. В этом случае дело направляется на новое рассмотрение, так как суд кассационной инстанции не вправе самостоятельно устранять нарушения, связанные с применением норм процессуального законодательства об исследовании и оценке доказательств по делу."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-7280/20 по делу N А32-42661/2019
Хронология рассмотрения дела:
11.10.2021 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7280/20
02.06.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-6342/2021
01.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42661/19
27.10.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-7280/20
20.07.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-23179/19
29.10.2019 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-42661/19