Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния сферы физической культуры и спорта в Омской области
1. В обществе формируется культура здорового образа жизни, охватывающая широкий круг вопросов, в том числе систематические занятия спортом, здоровое питание, профилактика неинфекционных болезней.
С 2018 по 2022 год численность жителей Омской области, систематически занимающихся физической культурой и спортом, увеличилась c 720 тыс. человек до 862 тыс. человек и составляет 50,5% от общей численности населения Омской области в возрасте от 3 до 79 лет, из них 293 тыс. человек проживают в сельской местности.
Занятия физической культурой и спортом должны быть доступны для всех категорий граждан вне зависимости от уровня доходов, места проживания, возраста и других критериев. В регионе проводится активная работа по развитию спортивной инфраструктуры.
2. В Омской области общее количество спортивных сооружений в 2022 году достигло 5 204 объектов (в 2018 году - 5 150 объектов), включая 2 669 объектов, расположенных в сельской местности (в 2018 году - 2 815 объектов).
Существенный вклад в развитие спортивной инфраструктуры региона внесла реализация федерального проекта "Спорт - норма жизни". С 2019 года установлено оборудование для 28 площадок комплекса ГТО, 4 футбольных поля, 3 физкультурно-оздоровительных комплекса открытого типа, построен крытый хоккейный корт. В 2022 году введен в эксплуатацию крытый каток на стадионе "Сибирский нефтяник" (город Омск), до конца 2023 года в микрорайоне "Московка-2" (город Омск) планируется построить крытый бассейн.
В 2023 году в рамках реализации федерального проекта "Бизнес-спринт (Я выбираю спорт)" установлены 3 "умные" спортивные площадки, в 2024 году будет создан 1 модульный спортивный зал.
Большой вклад в развитие спортивной базы вносит сотрудничество с публичным акционерным обществом "Газпром", благодаря которому с 2019 года введены в эксплуатацию 2 физкультурно-оздоровительных комплекса, хоккейная академия "Авангард". В 2022 году построен многофункциональный спортивный комплекс "G-Drive Арена" вместимостью 12 тыс. зрителей.
Новая ледовая арена в Омске - ключевой элемент формируемого в регионе современного хоккейного кластера, который объединит профессиональный хоккейный клуб "Авангард", современную детско-юношескую академию "Авангард", а также уличную сеть спортивных площадок для занятия детей и молодежи.
3. В Омской области функционирует бюджетное учреждение Омской области дополнительного образования "Спортивная школа олимпийского резерва по художественной гимнастике" (далее - Центр художественной гимнастики), где ведется подготовка спортсменов высокого класса. На протяжении четырех олимпийских циклов воспитанницами Центра художественной гимнастики завоевано 5 олимпийских медалей.
В регионе действует единственный за Уралом крытый велотрек, на базе которого ведется подготовка спортсменов высокого класса.
Ярким примером частной инициативы в развитии физической культуры и спорта в регионе является Омская областная общественная организация "Школа единоборств "ШТОРМ" имени А.П. Шлеменко" (далее - школа единоборств "ШТОРМ"), в которой занимается более 2000 воспитанников. Филиалы школы единоборств "ШТОРМ" созданы в 10 регионах Российской Федерации. Под эгидой школы единоборств "ШТОРМ" ежегодно открываются уличные спортивные площадки, проводятся фестивали здорового образа жизни "ШтормFest", а также профессиональные спортивные турниры SFC (Shlemenko Fighting Championship).
Формирование многофункциональных "территорий здоровья" в крупных мегаполисах и в сельской местности должно стать основным принципом развития спортивной инфраструктуры.
4. Организация массовых спортивных соревнований - одно из ключевых направлений деятельности Минспорта Омской области.
Ежегодно в регионе проводятся более 420 официальных физкультурных и спортивных и мероприятий, в том числе: Рождественский полумарафон и Сибирский международный марафон (ежегодно), Международные соревнования по велосипедному спорту (трек) "Grand Prix of Omsk" (ежегодно), Серия профессиональных турниров по ММА промоушена Shlemenko Fighting Championship (2021 - 2023 годы).
На высоком уровне проведены значимые спортивные мероприятия всероссийского и международного уровней: Этап Кубка мира по автомобильному спорту (ралли-рейд), российский этап ежегодного международного ралли "Шелковый путь - 2021", XIII Всероссийские летние сельские спортивные игры (2022).
С 2022 года в городе Омске проводятся международные соревнования по художественной гимнастике "EVGENIA CUP" с приглашением команд из дружественных стран.
Ежегодно проводятся областные сельские спортивно-культурные праздники: летний "Королева спорта" и зимний "Праздник Севера". Население Омской области принимает активное участие в массовых всероссийских соревнованиях: Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России", Всероссийский День бега "Кросс наций", Всероссийский "День ходьбы", День зимних видов спорта, Сибирский международный марафон, "ЗаБег.РФ", Единый день велопарадов.
5. В 2022, 2023 году для привлечения молодежной аудитории активизирована работа по проведению патриотических мероприятий.
Спортивно-культурный фестиваль "Крымская весна. Мост единения и мира", открытие летнего спортивного сезона - 2022 прошли под девизом "Zа спорт! Zа мир без нацизма! Zа Россию! Zа Президента!". Мероприятия, посвященные празднованию Дня России, Дня молодежи, Фестиваль единоборств и Фестиваль здорового образа жизни "ШтормFest" собирали десятки тысяч человек.
6. Для обеспечения полноценного развития сферы физической культуры и спорта ведется работа по созданию условий для подготовки спортивного резерва. В 2022 году в системе подготовки спортивного резерва Омской области различными видами спорта занимаются 37 129 человек (в 2018 году - 38 166 человек).
7. С 1 января 2023 года вступил в силу Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" и Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации", который позволит гармонизировать программы спортивной подготовки.
Цель нововведений - расширение полномочий спортивных школ и применение лучших практик. Теперь все спортивные школы могут проводить обучение воспитанников по программам спортивной подготовки и по программам дополнительного образования.
Основное внимание будет уделяться участию омских спортсменов во внутрироссийских соревнованиях и международных спортивных мероприятиях с дружественными странами.
На 2022 - 2026 годы для Омской области 12 видов спорта утверждены базовыми: бокс, велосипедный спорт, гребля на байдарках и каноэ, конькобежный спорт, легкая атлетика, плавание, пулевая стрельба, спортивная акробатика, фехтование, художественная гимнастика, спорт лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт глухих.
В 2023 году утверждены спортивные сборные команды Омской области по 62 видам спорта. Общее количество спортсменов, входящих в состав указанных сборных команд, - 2 162 человека (в 2022 году - 62 вида, 2 154 человека).
В 2023 году за счет средств областного бюджета денежное вознаграждение за высокие спортивные результаты получили 48 спортсменов и 28 тренеров по олимпийским видам спорта, 21 спортсмен и 15 тренеров по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта (в 2022 году - 45 спортсменов и 29 тренеров по олимпийским видам спорта, 13 спортсменов и 14 тренеров по паралимпийским и сурдлимпийским видам спорта). В Омской области осуществляют свою деятельность 100 региональных спортивных федераций по 102 видам спорта (в 2022 году - 99 региональных спортивных федераций по 101 виду спорта). В 2023 году государственную аккредитацию получили 27 региональных спортивных федераций по 27 видам спорта, из них 3 региональные спортивные федерации впервые (гонки с препятствиями, капоэйра и зимнее плавание).
8. Продолжена работа по реализации комплекса ГТО. Работают 35 центров тестирования, из них 32 в муниципальных районах Омской области и 3 в городе Омске, в структуре которых 8 мест тестирования.
9. Важнейшим инструментом повышения эффективности управления сферой физической культуры и спорта должна стать цифровизация.
Цифровую трансформацию государственного сегмента отрасли планируется провести с помощью государственной информационной системы "Единая цифровая платформа "Физическая культура и спорт" (далее - ГИС ФК и С), 31 октября 2022 года она введена в эксплуатацию на территории Омской области.
В 2023 году обеспечено подключение пользователей, в дальнейшем работа в ГИС ФК и С станет неотъемлемым элементом деятельности спортивных организаций.
10. Вместе с тем существуют проблемы в сфере физической культуры и спорта, которые остаются нерешенными, в их числе:
1) высокая доля спортивных объектов, не отвечающих современным требованиям. Существует значительное количество спортивных сооружений, сельских стадионов, бассейнов, манежей, стрелковых тиров, пригодных к эксплуатации, но морально и технически устаревших. Возможности муниципальных образований Омской области, на которые возложены обязанности по содержанию таких спортивных объектов, не позволяют привести их в нормативное состояние;
2) дефицит финансового обеспечения сферы физической культуры и спорта, особенно на муниципальном уровне в сельской местности, препятствует реализации проектов по развитию данной сферы.
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
11. Основные приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере физической культуры и спорта установлены следующими правовыми актами федерального и областного уровней:
1) Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
2) Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации";
3) Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
4) Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2020 года N 3081-р;
5) Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденная постановлением N 543-п.
12. Достижение цели государственной политики Омской области в сфере физической культуры и спорта в Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям:
1) создание и обновление существующей спортивной инфраструктуры, в том числе в сельской местности, для развития детско-юношеского, школьного, студенческого спорта;
2) обеспечение доступности спортивной инфраструктуры для граждан с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для занятий адаптивной физической культурой и спортом;
3) обеспечение взаимосвязи, преемственности и единого методического сопровождения дополнительных образовательных программ спортивной подготовки, дальнейшая гармонизация федерального законодательства о физической культуре и спорте и об образовании;
4) создание условий для развития кадрового обеспечения в сфере физической культуры и спорта;
5) развитие системы подготовки спортивного резерва и подготовки перспективных спортсменов на основе федеральных стандартов спортивной подготовки с учетом лучших практик и современных методик спортивной подготовки;
6) развитие базовых видов спорта Омской области.
Реализация указанных направлений содействует достижению целевого показателя "Увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов", характеризующего достижение национальной цели "Сохранение населения, здоровье и благополучие людей".
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
13. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта", утвержденной постановлением N 1661:
1) доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
2) уровень обеспеченности граждан спортивными сооружениями исходя из единовременной пропускной способности объектов спорта;
3) доля сельского населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
14. Для достижения цели государственной программы Омской области предусмотрены следующие задачи государственного управления:
1) привлечение частных инвестиций в развитие инфраструктуры как для массового спорта, так и для профессионального спорта, спорта высших достижений, в том числе с использованием механизмов государственно-частного партнерства;
2) подготовка, переподготовка и повышение квалификации организаторов спортивно-массовой работы, тренеров спортивных и физкультурно-спортивных организаций и иных работников, задействованных в сфере физической культуры и спорта;
3) цифровизация сферы физической культуры и спорта за счет ввода в эксплуатацию и эффективного функционирования региональных составляющих отраслевых цифровых платформ;
4) проведение крупных международных, всероссийских, межрегиональных и региональных соревнований и спортивных мероприятий, способствующих укреплению материальной базы отрасли физической культуры и спорта муниципальных районов Омской области и региона в целом, а также обеспечивающих развитие сопутствующей социальной инфраструктуры (Сибирский международный марафон, областные сельские спортивно-культурные праздники "Королева спорта", "Праздник Севера" и т.д.);
5) организация тестирования на соответствие государственным требованиям к уровню физической подготовленности комплекса ГТО для всех возрастных и социальных групп населения, обеспечение возможности самостоятельной подготовки населения к выполнению нормативов комплекса ГТО;
6) привлечение организаций, расположенных на территории Омской области, к формированию приверженности к здоровому образу жизни путем внедрения и реализации корпоративных программ по укреплению здоровья работников;
7) обеспечение эффективного взаимодействия с некоммерческими организациями, добровольческими движениями и коммерческими структурами по направлениям развития сферы физической культуры и спорта в Омской области;
8) проведение информационно-коммуникационной кампании по мотивированию граждан, особенно молодежи, к ведению здорового образа жизни, включая популяризацию физической активности, здорового питания, отказа от вредных привычек.
Способами эффективного решения указанных задач государственного управления являются совершенствование нормативной правовой базы, регулирующей сферу реализации государственной программы Омской области, а также механизмов поддержки организаций сферы физической культуры и спорта.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.