Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 2. Приоритеты и цели государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
1. Оценка текущего состояния в сфере экономического развития Омской области
1. Экономическое развитие оказывает прямое влияние на экономический рост, внедрение инновационных технологий, повышение качества и уровня жизни населения, повышение производительности труда и на достижение других стратегических целей социально-экономического развития страны.
Важнейшей стратегической задачей социально-экономического развития Омской области является развитие экономического потенциала региона.
В условиях общероссийской тенденции замедления темпов социально-экономического развития, неустойчивости внешней конъюнктуры вопросы создания стимулов для ускорения экономического роста, выработки новых подходов к реализации региональной социально-экономической политики приобретают первоочередное значение.
Текущая социально-экономическая ситуация в Омской области характеризуется неравномерностью развития.
Одним из основных факторов развития экономического потенциала является ускоренный рост капитальных вложений в экономику Омской области, а также привлечение прямых иностранных инвестиций. В 2022 году объем инвестиций в основной капитал увеличился на 94 процента относительно 2017 года и составил 191,4 миллиарда руб.
В целях обеспечения устойчивых темпов роста экономики Правительством Омской области реализуются меры, направленные на создание благоприятных условий для инвесторов и хозяйствующих субъектов, стимулирование инвестиционной деятельности.
2. На протяжении 5 лет с 2016 года в Омской области наблюдался планомерный рост объема инвестиций в основной капитал. В 2020 году он составил 210,5 миллиарда руб., что в 1,7 раза превышает уровень 2016 года. По данному показателю Омская область в 2019, 2020 годах занимала лидирующие позиции среди регионов Сибирского федерального округа (2-е и 1-е места соответственно).
Снижение объема капиталовложений в экономику региона в 2021 и 2022 годах связано с завершением реализации крупных инвестиционных проектов, а также с влиянием внешних факторов на функционирование российской экономики.
3. Среди приоритетных направлений инвестиционной деятельности в Омской области выделяются сферы промышленности, сельского хозяйства, транспортно-логического комплекса. Именно на эти отрасли приходится больший объем инвестиций региона. Вместе с тем перспективными направлениями развития являются также жилищное и социальное строительство, топливно-энергетический комплекс, высокотехнологичные и инновационные производства.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности используются следующие основные инструменты:
1) запуск нового инвестиционного цикла, в том числе посредством внедрения на территории региона инвестиционного стандарта, основанного на лучших практиках взаимодействия бизнеса и власти, а также применения новых механизмов поддержки крупных инвестиционных проектов.
В частности, в 2022 году обеспечено принятие в регионе нормативных правовых актов, необходимых для заключения соглашений о защите и поощрении капиталовложений, которые предоставляют инвестору не только возможность компенсации средств, вложенных в создание объектов инфраструктуры, но и гарантируют неизменность регуляторных условий на период реализации инвестиционного проекта;
2) создание и развитие инфраструктурных площадок.
Правительством Омской области ведется работа по использованию всех возможных инструментов поддержки инвесторов, предлагаемых на федеральном уровне - развитие инфраструктуры под новые инвестиционные проекты, инструменты "инфраструктурного меню" и другое.
В данном вопросе одним из значимых мероприятий является обеспечение деятельности особой экономической зоны промышленно-производственного типа "Авангард", созданной в 2020 году, в том числе путем оказания содействия привлечению новых резидентов, размещению на ее территории новых производств, развитию инфраструктуры. Резидентам особой экономической зоны предоставляется широкий спектр преференций, направленных на стимулирование ведения предпринимательской деятельности, в том числе налоговые льготы и таможенные преференции, которые гарантированы на государственном уровне;
3) развитие институциональной инфраструктуры поддержки инвестиционной деятельности.
В настоящее время в Омской области создана и работает инфраструктура поддержки инвесторов: акционерное общество "Агентство развития и инвестиций Омской области", которое предоставляет широкий спектр услуг.
Важным инструментом стимулирования деловой и инвестиционной активности, укрепления межрегионального и международного сотрудничества, формирования позитивного имиджа Омской области как инвестиционно привлекательного региона, демонстрации экономического и инвестиционного потенциала на внешних рынках является выставочно-ярмарочная деятельность.
Выставочно-ярмарочные и конгрессные мероприятия проводятся в соответствии с приоритетами инвестиционной политики Омской области.
4. Важное значение для экономического роста в Омской области имеет создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы, совершенствование системы государственной поддержки и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе социального предпринимательства).
По итогам 2017 года в Омской области осуществляли деятельность 69,9 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства с годовым оборотом 623,1 миллиарда руб. В период с 2018 по 2020 год наблюдалось снижение количества зарегистрированных субъектов малого и среднего предпринимательства на 11 процентов. С 2021 года отмечается восстановление положительной динамики.
С 2020 года на территории Омской области применяется специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход". По итогам 2022 года в качестве плательщиков налога на профессиональный доход состояли на учете с местом жительства в Омской области 70,4 тысячи человек, из них 98 процентов на момент регистрации не являлись индивидуальными предпринимателями, тем самым приняли меры по легализации доходов от профессиональной, предпринимательской деятельности.
В 2022 году на территории Омской области осуществляли деятельность 24,8 тысячи малых и средних предприятий (67,8 процента от количества действующих предприятий Омской области) и 38,7 тысячи индивидуальных предпринимателей, 70,4 тысячи самозанятых граждан.
Доля занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая самозанятых граждан, составляла более 31 процента от среднесписочной численности работников всех организаций Омской области. Оборот малых и средних предприятий, включая индивидуальных предпринимателей, в 2022 году составил 908,8 миллиарда руб., или 49 процентов от оборота всех организаций Омской области.
Поступления налоговых платежей в консолидированный бюджет Омской области от субъектов малого и среднего предпринимательства за 2018 - 2022 годы составили 87,0 миллиарда руб. В 2022 году малым и средним бизнесом уплачено налогов на сумму 22,6 миллиарда руб., что на 78,5 процента больше, чем в 2017 году.
5. В целях создания благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы в Омской области реализуются региональные проекты "Создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса", "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства", "Создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами", входящие в состав национального проекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы".
С 2019 года предоставляются субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства - участникам (резидентам) Омского кластера социальных инноваций на финансовое обеспечение (возмещение) части затрат, связанных с реализацией совместных проектов, реализуется программа предоставления субъектам малого и среднего предпринимательства инвестиционных займов по льготным ставкам для создания или модернизации новых и (или) существующих производств.
С 2021 года действует программа предоставления льготных микрозаймов самозанятым гражданам, предоставляются гранты субъектам малого и среднего предпринимательства, признанным социальными предприятиями.
В 2022 году запущены программы микрофинансирования для субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности и имеющих экспортный потенциал, предоставления финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, созданным молодыми людьми в возрасте до 25 лет включительно.
Продолжается развитие действующих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства:
- Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства, включающего центр поддержки предпринимательства, региональную гарантийную организацию, региональный центр поддержки экспорта;
- бюджетного учреждения Омской области "Омский региональный бизнес-инкубатор";
- Микрокредитной компании Омский региональный фонд микрофинансирования субъектов малого и среднего предпринимательства.
Обеспечивается развитие центра инноваций социальной сферы.
В 2022 году на базе Омского регионального фонда поддержки и развития малого предпринимательства организована деятельность Центра по оказанию услуг внешнеэкономической деятельности.
6. Важным аспектом в создании условий для экономического роста в регионе является обеспечение роста производительности труда на предприятиях. Для реализации поставленных задач применяется комплекс мер поддержки бизнеса, который включает в себя финансовое стимулирование и экспертную помощь в оптимизации производственных процессов.
Национальный проект "Производительность труда" реализуется в Омской области с 2020 года. За 3 года привлечено к участию 48 предприятий из 10 муниципальных районов Омской области. Предприятиям предоставляется адресная поддержка экспертов автономной некоммерческой организации "Федеральный центр компетенций в сфере производительности труда" или Регионального центра в сфере производительности труда акционерного общества "Агентство развития и инвестиций Омской области" по реализации проектов, направленных на оптимизацию производственных и вспомогательных процессов.
Кроме того, на базе акционерного общества "Агентство развития и инвестиций Омской области" с 2021 года функционирует учебно-практическая площадка "фабрика процессов", позволяющая проводить обучение принципам бережливого производства посредством имитации реальных производственных процессов (обучение за 2 года прошли около 600 человек), с 2023 года развернут дополнительный модуль - "фабрика офисных процессов".
7. Динамика социально-экономического развития Омской области во многом зависит от эффективности государственного и муниципального управления в Омской области, в том числе системы стратегического планирования и прогнозирования социально-экономического развития Омской области, эффективности деятельности органов местного самоуправления.
Оказывается содействие повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области по следующим направлениям:
- предоставление иных дотаций из областного бюджета в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления муниципальных районов Омской области и муниципального образования городской округ город Омск по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 года N 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных, городских округов и муниципальных районов".
В 2018 - 2022 годах муниципальным образованиям Омской области, достигшим наилучших значений результатов комплексной оценки, выдано 15 грантов в общей сумме 1,25 миллиона руб., в том числе 10 муниципальным районам Омской области и городу Омску;
- предоставление иных дотаций из областного бюджета за достигнутый уровень социально-экономического развития территорий на поощрение муниципальных районов, городских и сельских поселений Омской области.
В целях совершенствования оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области перечень оцениваемых показателей дополняется новыми критериями с учетом необходимости решения наиболее актуальных задач местного значения, которые, в свою очередь, оказывают прямое влияние на достижение показателей социально-экономического развития региона.
8. Подготовка управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации на территории Омской области осуществляется в соответствии с Государственным планом подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2018/19 - 2024/25 учебных годах (далее - Государственный план).
Реализация Государственного плана позволяет:
- обеспечить отрасли экономики региона высококвалифицированными кадрами;
- повысить качество управления, в том числе за счет внедрения современных методов;
- повысить конкурентоспособность омских предприятий и организаций, укрепить существующие и установить новые взаимовыгодные экономические связи с российскими и иностранными организациями.
За период 2020 - 2023 годов обучение в рамках Государственного плана прошли 137 человек из числа руководителей высшего и среднего звена предприятий и организаций всех отраслей экономики и социальной сферы Омской области.
9. В целях снижения административных барьеров в структуре Минэкономики Омской области создан Центр оптимизации услуг (далее - Центр), деятельность которого направлена на сокращение перечня документов, сроков оказания региональных услуг. В задачи Центра включены в том числе участие в формировании предложений по внесению изменений в нормативные правовые акты, необходимые для реализации описаний целевых состояний услуг, а также проверка региональных услуг и сервисов на предмет их соответствия принципам и стандартам клиентоцентричности.
В 2023 году распоряжением Правительства Омской области утвержден План мероприятий ("Дорожная карта") по внедрению Стандартов клиентоцентричности в Омской области, приложениями к которому являются дорожные карты всех государственных органов Омской области. Формирование клиентоцентричной культуры и реинжиниринг процессов взаимодействия власти со всеми категориями граждан и бизнеса будут способствовать повышению качества жизни омичей, простому и быстрому решению запросов граждан, проактивному информированию о новых возможностях, возникающих в регионе.
10. Актуальными проблемами экономического развития Омской области, оказывающими влияние на реализацию государственной программы Омской области, остаются:
- действующие импортные и экспортные ограничения;
- ограниченные возможности переориентации поставок, лаги в структурной перестройке производственно-логистических цепочек;
- инфляционный рост стоимости строительных материалов, оборудования и сырья;
- недостаточная обеспеченность транспортной, энергетической, инженерной инфраструктурой, что существенно увеличивает затраты инвесторов на реализацию проектов;
- отсутствие специальных мер поддержки, направленных на развитие инновационного (технологического) предпринимательства, инфраструктуры для их развития (технопарки);
- значительная налоговая нагрузка на субъекты малого и среднего предпринимательства (льготные ставки по упрощенной системе налогообложения распространяются на ограниченный перечень видов деятельности, в связи с чем субъекты малого и среднего предпринимательства перерегистрируют бизнес в других регионах с более низкими налоговыми ставками);
- недостаточный доступ к имущественной поддержке (небольшое количество объектов, находящихся в собственности Омской области, свободных от прав третьих лиц и пригодных для осуществления предпринимательской деятельности).
2. Описание приоритетов и целей государственной политики Омской области в сфере реализации государственной программы Омской области
11. Основные приоритеты и цели государственной политики в сфере экономического развития установлены в соответствии со следующими документами федерального и областного уровня:
- Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года";
- Федеральный закон "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации";
- Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2021 года N 2765-р;
- Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года и план мероприятий ("дорожная карта") по реализации Стратегии развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 1083-р;
- Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2030 года, утвержденная постановлением Правительства Омской области от 12 октября 2022 года N 543-п.
12. Достижение цели государственной политики в сфере развития экономического потенциала Омской области будет обеспечиваться по приоритетным направлениям деятельности:
- поддержка малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для успешной инвестиционной деятельности на территории Омской области;
- стимулирование экспорта продукции Омской области;
- совершенствование системы государственного и муниципального управления в Омской области.
13. В рамках государственной программы Омской области продолжится реализация мероприятий по финансовой, имущественной, информационной, консультационной поддержке, поддержке в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров субъектов малого и среднего предпринимательства.
Приоритетными направлениями в развитии малого и среднего предпринимательства станут:
- поддержка начинающих предпринимателей и самозанятых граждан, имеющих потенциал к дальнейшему развитию;
- акселерация действующих субъектов малого и среднего предпринимательства;
- поддержка растущих субъектов малого и среднего предпринимательства из приоритетных отраслей (сфера креативных индустрий, обрабатывающие производства, социальное предпринимательство, малые технологические компании).
14. Реализация мероприятий государственной программы Омской области позволит активизировать инвестиционные процессы в Омской области, сформировать образ Омской области как региона, привлекательного для инвесторов, создать условия для опережающего инвестиционного развития региона и достижения национальной цели по реальному росту инвестиций в основной капитал не менее 70 процентов к уровню 2020 года.
Планируется реализация мероприятий по развитию международной кооперации и экспорта, а также по обеспечению международного и межрегионального экономического сотрудничества.
К концу 2024 года планируется привлечь к реализации мероприятий национального проекта "Производительность труда" не менее 67 омских предприятий базовых несырьевых отраслей экономики. Обучение различным инструментам повышения производительности труда пройдут свыше 2 000 человек. Одной из ключевых целей является достижение ежегодной 50-процентной доли предприятий, достигших ежегодного 5-процентного прироста производительности труда на предприятиях - участниках национального проекта "Производительность труда", внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте.
3. Сведения о взаимосвязи со стратегическими приоритетами, целями и показателями государственных программ Российской Федерации
15. Государственная программа Омской области способствует достижению стратегических приоритетов, целей и показателей государственной программы Российской Федерации "Экономическое развитие и инновационная экономика", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 года N 316, в том числе показателей "Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых", "Индекс физического объема инвестиций в основной капитал к 2020 году", "Доля предприятий, достигших ежегодного 5-процентного прироста производительности труда на предприятиях - участниках, внедряющих мероприятия национального проекта под федеральным и региональным управлением в течение трех лет участия в проекте".
4. Задачи государственного управления и способы их эффективного решения в сфере реализации государственной программы Омской области, в том числе задачи, определенные в соответствии с национальными целями развития Российской Федерации
16. Достижение целей государственной политики в сфере экономического развития обеспечивается путем решения следующих задач:
- создание условий для легкого старта и комфортного ведения бизнеса;
- обеспечение доступности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятных условий для осуществления деятельности самозанятыми гражданами;
- комплексная поддержка предприятий - участников национального проекта "Производительность труда";
- создание благоприятных условий для ведения инвестиционной деятельности на территории Омской области и укрепления конкурентоспособности экономики Омской области;
- обеспечение исполнения государственных функций в сфере реализации государственной социально-экономической политики Омской области.
17. Эффективное решение указанных задач планируется обеспечивать с применением следующих механизмов:
- реализация поддержки действующих организаций инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
- развитие мер поддержки, предоставляемых инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства;
- предоставление субсидий субъектам малого и среднего предпринимательства;
- создание благоприятной деловой среды для привлечения инвестиций, в том числе с применением мер налогового стимулирования и развития инструмента защиты и поощрения капиталовложений;
- реализация мероприятий по повышению компетенций управленческих кадров;
- продолжение стимулирования эффективности деятельности органов местного самоуправления Омской области, достижения наилучших значений показателей их деятельности.
18. Государственной программой Омской области также предусмотрена реализация комплекса мер, направленных на дальнейшее совершенствование механизмов государственного управления в Омской области, включая:
- внедрение стандартов клиентоцентричности в деятельность органов исполнительной власти Омской области;
- обеспечение стратегического планирования и прогнозирования экономического развития региона;
- оптимизацию процессов предоставления государственных услуг в ходе перехода к использованию цифровых административных регламентов и их согласования в подсистеме "Конструктор цифровых регламентов" федеральной государственной информационной системы "Федеральный реестр государственных и муниципальных услуг (функций)".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.