г. Краснодар |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А53-29399/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Андреевой Е.В. и Гиданкиной А.В., при участии в судебном заседании от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области - Кикичевой Я.В. (доверенность от 09.01.2020), в отсутствие представителей общества с ограниченной ответственностью "Волгодонское пассажирское автотранспортное предприятие-1", общества с ограниченной ответственностью "Донавтосервис Плюс", индивидуального предпринимателя Даниэлян Арсена Шаварши, Полинко Ю, извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Донавтосервис Плюс" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2020 по делу N А53-29399/2019, установил следующее.
ООО "Волгодонское ПАТП-1" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее -управление, антимонопольный орган) о признании незаконными решения от 14.06.2019 N 1577/05 и предписания от 14.06.2019 N 242/05.
ООО "ДонавтосервисПлюс" и индивидуальный предприниматель Даниэлян А.Ш. (далее - предприниматель) обратились в суд с заявлениями о признании недействительным решения управления от 14.06.2019 N 1577/05 и признании незаконными и отмене постановлений по делам об административном правонарушении.
Определением суда от 01.10.2019 суд объединил дела N А53-29407/19, N А53-29399/19, N А53-32512/19 в одно производство с присвоением единого номера N А53-29399/19.
Определением суда от 28.10.2019 суд объединил дела N А53-29399/19, N А53-32801/19 и N А53-33108/19 в одно производство с присвоением единого номера N А53-29399/19.
Определением суда от 29.10.2019 суд объединил дела N А53-29399/19, N А53-32801/19 и NА53-33108/19 в одно производство с присвоением единого номера N А53-29399/19.
Определением суда от 20.11.2019 суд объединил дела N А53-29407/19, N А53-29399/19, N А53-32512/19 в одно производство с присвоением единого номера N А53-29399/19.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Полинко Ю.
Решением суда от 24.01.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 05.07.2020 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе ООО "ДонавтосервисПлюс" просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. По мнению подателя жалобы, судебные акты приняты с нарушением норм материального и процессуального права. ООО "ДонавтосервисПлюс" ссылается на то, что дело рассмотрено в незаконном судебном составе Податель жалобы указывает на то, что фактические обстоятельства свидетельствуют об отсутствии скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов. При этом перевозчики по маршруту "Волгодонск - ст. Романовская" не являются конкурентами между собой, ввиду того, что каждый из них осуществляет перевозку пассажиров согласно утвержденному графику и выполнение транспортной работы не зависит от стоимости проезда по маршруту. Сама по себе синхронность поведения участников товарного рынка, в том числе и по установлению одинаковых цен на услуги, безусловно и однозначно, не свидетельствует о нарушении ООО "ДонавтосервисПлюс" антимонопольного законодательства.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит принятые по делу судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы ООО "ДонавтосервисПлюс".
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы отзыва на жалобу, просил судебные акты оставить без изменения. Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в управление поступило обращения гр. Полинко Ю. на неправомерные действия общества, предпринимателя и ООО "ДонавтосервисПлюс", выразившиеся в необоснованном единовременном повышении с 01.06.2018 тарифа на перевозку пассажиров по маршруту "г. Волгодонск - ст. Романовская" с 30 рублей 50 копеек до 35 рублей.
По итогам рассмотрения обращения управлением определением от 31.08.2018 возбуждено дело N 1577/05 по признакам нарушения пункта 1 части 1 статьи 11 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) в отношении общества, предпринимателя и ООО "ДонавтосервисПлюс".
Комиссия управления 14.06.2019 вынесла решение по делу N 1577/05, которым признала общество, предпринимателя и ООО "ДонавтосервисПлюс" нарушившими пункт 1 части 1 статьи 11 Закона о защите конкуренции.
Комиссией управления 14.06.2019 обществу, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предпринимателю выданы предписания N 242/05, 243/05 и 244/05 соответственно, которыми заявителям предписано в срок до 01.08.2019 прекратить нарушение антимонопольного законодательства, выразившееся в участии в антиконкурентном соглашении, реализация которого привела к установлению и поддержанию экономически необоснованного единого тарифа в размере 35 рублей на оказание услуг по перевозке пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск" путем отказа от участия в антиконкурентном соглашении между обществом, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предпринимателем, расчета и последующего установления экономически обоснованного тарифа на перевозку пассажиров по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок по нерегулируемому тарифу "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск".
Управлением 25.07.2019 составлены протоколы об административном правонарушении N 1404/05, N 1405/05 и N 1406/05 по признакам наличия в действиях общества, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предпринимателя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
19 августа 2019 года управление вынесло постановления N 1404/05, 1405/05 и 1406/05, которыми заявители признаны нарушившими часть 1 статьи 14.32 КоАП РФ, им назначено наказание в виде административного штрафа: обществу - 100 тыс. рублей, ООО "ДонавтосервисПлюс" -107 973 рубля, предпринимателю - 40 тыс. рублей.
Полагая, что указанные решение, предписания и постановления являются незаконными, общество, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предприниматель обратились в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении требований, суды руководствовались статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 4, 11 Закона о защите конкуренции, статьей 17 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Суды установили, что общество, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предприниматель оказывают услуги по перевозке пассажиров на рынке регулярных автобусных перевозок по регулируемому и нерегулируемому тарифам по межмуниципальному маршруту "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск".
Антимонопольный орган установил, что регулярные перевозки на территории Ростовской области по маршруту "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск" обслуживают три перевозчика: общество, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предприниматель. Иные (проходные) маршруты отсутствуют.
Данными хозяйствующими субъектами единовременно был повышен тариф на 14,75% с 30 рублей 50 копеек до 35 рублей с 01.06.2018.
ООО "ДонавтосервисПлюс" Приказом от 30.05.2018 N 3, общество Приказом от 15.052018, установили, а предприниматель утвердил тариф 30.05.2018 с 01.06.2018 цену на перевозку пассажиров по регулярному маршруту "г. Волгодонск - ст. Романовская" и "ст. Романовская - г. Волгодонск" по нерегулируемому тарифу - 35 руб.
Антимонопольный орган, проведя анализ имеющейся информации, установил, что общество, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предприниматель единовременно установили одинаковый тариф, однако причины (и соответственно их экономическое обоснование) повышения у каждого различны.
Указанные хозяйствующие субъекты осуществляют разное количество рейсов ежедневно и имеют различный подвижной состав. Так, общество на исследуемом маршруте имеет 1 транспортное средство и ежедневно осуществляет 18 рейсов - всего 18 рейсов (Ford Transit 222702 - 19 мест); ООО "ДонавтосервисПлюс" на исследуемом маршруте имеет 3 транспортных средства и ежедневно осуществляет по 17-18 рейсов 1 ТС, всего - 51-54 рейса (ГАЗ-322132 (до 2011 года) - 13 мест); предприниматель на исследуемом маршруте имеет 6 транспортных средств и ежедневно осуществляет по 8 рейсов 1 ТС всего - 48 рейсов (до 01.06.2018 - ГАЗ 322132 (2004, 2007, 2005, 2009 годов - 13 мест), после 01.06.2018 - ГАЗ А65R35 (2018 года) - 18 мест).
Из представленного в материалы дела расчета себестоимости одного рейса, а также иных доказательства в подтверждение обоснованности повышения стоимости проезда с 01.06.2018 до 35 рублей общество указывает себестоимость одного рейса - 229 рублей 50 копеек, общество-2 - 208 рублей, предприниматель (с учетом новых ТС) - 335 рублей 96 копеек.
Из пояснений общества следует, что повышение тарифа произошло в результате изменения экономических показателей, оказывающих влияние на осуществление деятельности предприятия; ООО "ДонавтосервисПлюс" обосновало повышение тарифа в связи со значительным ростом цен на ГСМ (более 70%) и повышением заработной платы сотрудникам; предприниматель указал на повышение стоимости ГСМ, повышение заработной платы сотрудникам, появление новых финансовых обязательств в связи с приобретением 23.05.2018 нового подвижного состава в количестве 6 единиц, оборудования для состава и заключения договоров КАСКО и ОСАГО.
Антимонопольный орган с учетом наличия транспортных средств, на которых осуществляется перевозка пассажиров каждым перевозчиком, произвел расчет стоимости одной поездки при 100% загрузке и 75% загрузке транспортного средства: себестоимость перевозки одного пассажира обществом: при полной загрузке ТС (19 мест) равна 11 рублей 6 копеек, при загрузке на 75% (14,25 мест) - 16 рублей 01 копейку;
ООО "ДонавтосервисПлюс": при полной загрузке транспортного средства (13 мест) себестоимость перевозки одного пассажира равна 16 рублей, при загрузке на 75% (9,75) - 21 рубль 33 копейки; предпринимателем: при полной загрузке транспортного средства (17 мест) себестоимость перевозки одного пассажира равна 19 рублей 08 копеек, при загрузке на 75% (12,75 мест) себестоимость перевозки одного пассажира - 26 рублей 04 копейки.
Суд первой инстанции установил, что при тарифе в 35 рублей каждый из указанных хозяйствующих субъектов, обосновывая правомерность повышения тарифа именно до 35 рублей, привел различную себестоимость перевозки. Так, себестоимость одного рейса предпринимателя превышает себестоимость одного рейса общества и ООО "ДонавтосервисПлюс" на 31,6% и 38,1% соответственно.
Исследовав представленные в дело доказательства, оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к обоснованным выводам об отказе в удовлетворении требований заявителей.
Судебные инстанции исходили из отсутствия экономических оснований для установления одного тарифа у общества, предпринимателя и ООО "ДонавтосервисПлюс".
Судебные инстанции пришли к выводу о доказанности управлением достижения обществом, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предпринимателем антиконкурентного соглашения. Заключение такого соглашения подтверждается совершением предпринимателем и обществом одновременных, синхронных и последовательных действий по повышению цены на проезд с 01.06.2018 с 30 рублей 50 копеек до 35 рублей. Соглашение перевозчиков является моделью группового поведения хозяйствующих субъектов, которая выразилась в повторяющихся (аналогичных) действиях, которые не обусловлены внешними условиями функционирования соответствующего товарного рынка, является антиконкурентной договоренностью, сознательной кооперацией, наносящей, в конечном итоге, ущерб потребителям - пассажирам.
Суды отметили, что аналогичные, повторяющиеся действия хозяйствующих субъектов выразились в следующем: перевозчики осуществляют регулярные перевозки на территории Ростовской области по маршруту "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск"; одновременное повышение стоимости проезда с 01.06.2018; одинаковая величина повышения стоимости проезда, а именно на 14,75% с 30 рублей 50 копеек до 35 рублей.
Таким образом, суды заключили, что фактические обстоятельства свидетельствуют о скоординированности и активности действий хозяйствующих субъектов. При этом такая координация поведения не свойственна перевозчикам в силу того обстоятельства, что данные хозяйствующие субъекты являются конкурентами между собой.
Доводы кассационной жалобы о том, что ООО "ДонавтосервисПлюс" не участвовало в заключении соглашения, запрещенного антимонопольным законодательством, был предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и правомерно отклонен, как опровергающийся установленными по делу обстоятельствами и фактическими действиями данных лиц.
Суды приняли во внимание, что хозяйствующие субъекты, осуществляющие деятельность на маршруте "г. Волгодонск - ст. Романовская - г. Волгодонск" имеют различные условия осуществления предпринимательской деятельности по перевозке пассажиров, поэтому у них отсутствовали объективные причины к одновременному повышению по указанному маршруту до 35 рублей.
При таких обстоятельствах, выводы судов об отказе в признании незаконными решения управления и предписаний от 14.06.2019 N 242/05, 243/05 и 244/05, являются правильными.
Рассмотрев требования общества, ООО "ДонавтосервисПлюс" и предпринимателя о признании незаконными постановлений о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.32 КоАП РФ, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях указанных лиц события и состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.32 КоАП РФ.
Размеры штрафов проверены апелляционным судом и признаны верными и обоснованными; срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент вынесения постановлений не истек; нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении; основания для применения положений о малозначительности не установлено.
При таких обстоятельствах, основания для отмены обжалуемых судебных актов, отсутствуют.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда апелляционной инстанции, по существу направлены на переоценку доказательств, которые суд оценил с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Между тем пределы рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции установлены положениями статьи 286 данного Кодекса. Арбитражный суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по оценке (переоценке) и исследованию фактических обстоятельств дела, выявленных в ходе его рассмотрения по существу.
Нормы права при рассмотрении дела применены правильно. Нарушения процессуальных норм, влекущие отмену обжалуемых судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), не установлены.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 24.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2020 по делу N А53-29399/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
Е.В. Андреева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.