г. Краснодар |
|
27 октября 2020 г. |
Дело N А63-1025/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Воловик Л.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" (ИНН 2636803134, ОГРН 1112651035463) - Гомана А.В. (доверенность от 07.02.2020), в отсутствие заинтересованного лица - Управления Ставропольского края - государственной жилищной инспекции (ИНН 2636055320, ОГРН 1082635013670), третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, - Аветисяна Георгия Оганесовича, Министерства жилищно-коммунального хозяйства по Ставропольскому краю, администрации Труновского муниципального района Ставропольского края, общества с ограниченной ответственностью "Полигон-Сервис"; Русанова Федора Александровича, Осипенко Владимира Анатольевича, Сухинина Сергея Владимировича, Кумариташвили Витали Шотаевича, Стрельниковой Екатерины Федоровны, Васильченко Татьяны Ильиничны, Фефелова Марии Васильевны, Деденевой Марии Яковлевны, Деденева Андрея Викторовича, Звягинцевой Натальи Андреевны, Богатыревой Дианы Павловны, Асулова Асула Азизовича, Уваровой Эмилии Ивановны, Алиева Махмуда Абдулкеримовича, Кашникова Николая Ивановича, Минского Василия Васильевича, Боташевой Аллы Самандовны, Лесных Вадима Анатольевича, Боташева Руслана Мурадовича, Климашова Алексея Алексеевича, Усояна Рустама Джамаловича, Гароян Армине Маари, Мстояна Мурада Гасимовича, Кашниковой Надежды Васильевны, Панковой Лидии Николаевны, Саловой Марины Александровны, Салова Владимира Евгеньевича, Панченко Раисы Ильиничны, Котовой Натальи Николаевны, Малахова Геннадия Александровича, Корсунова Юрия Валентиновича, Томиной Татьяны Амраховны, Савиной Веры Тимофеевны, Симоненко Г.Ф., Евдокимовой Т.К., Уварова В.К., Марфенко О.С., Пыхтиной Н.К., Звягинцевой Е.И., Мезенцевойа Ж.П., Литвиненко А.И., Шамаян К.К., Плотниковой С.А., Савина В.Ф., Мезенцевой В.И., Амзоян А.А., Шавершан Ф.Ю., Бровкиной Л.И., Алиевой А.З., Агафоновой В.А., Корсуновой Н.В., надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", и заявивших ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Эко-Сити" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А63-1025/2019, установил следующее.
ООО "Эко-Сити" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Ставропольского края по строительному и жилищному надзору (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 25.12.2018 N 183; о признании незаконными и отмене предписаний от 13.12.2018 N 7210, от 13.12.2018 N 7185.
Суд первой инстанции определениями от 05.03.2019, 02.04.2019, 20.06.2019, 20.08.2019, 10.10.2019, 21.11.2019, 17.12.2019 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлек: Аветисяна Г.О., Министерство жилищно-коммунального хозяйства по Ставропольскому краю (далее - министерство), главу администрации сельского поселения с. Донское Труновского района Ставропольского края, администрацию Труновского муниципального района Ставропольского края, ООО "Полигон-Сервис"; Русанова Федора Александровича, Осипенко Владимира Анатольевича, Сухинина Сергей Владимирович, Кумариташвили Витали Шотаевича, Стрельникову Екатерину Федоровну, Васильченко Татьяну Ильиничну, Фефелову Марию Васильевну, Деденеву Марию Яковлевну, Деденева Андрея Викторовича, Звягинцеву Наталью Андреевну, Богатыреву Диану Павловну, Асулова Асула Азизовича, Уварову Эмилию Ивановну, Алиева Махмуда Абдулкеримовича, Кашникова Николая Ивановича, Минского Василия Васильевича, Боташеву Аллу Самандовну, Лесных Вадима Анатольевича, Боташева Руслана Мурадовича, Климашова Алексея Алексеевича, Усояна Рустама Джамаловича, Гароян Армине Маари, Мстояна Мурада Гасимовича, Кашникову Надежду Васильевну, Панкову Лидию Николаевну, Салову Марину Александровну, Салова Владимира Евгеньевича, Панченко Раису Ильиничну, Котову Наталью Николаевну, Малахова Геннадия Александровича, Корсунова Юрия Валентиновича, Томину Татьяну Амраховну, Савину Веру Тимофеевну, Симоненко Г.Ф., Евдокимову Т.К., Уварова В.К., Марфенко О.С., Пыхтину Н.К., Звягинцеву Е.И., Мезенцеву Ж.П., Литвиненко А.И., Шамаян К.К., Плотникову С.А., Савина В.Ф., Мезенцеву В.И., Амзоян А.А., Шавершан Ф.Ю., Бровкину Л.И., Алиеву А.З., Агафонову В.А., Корсунову Н.В.
Определением от 20.08.2019 третье лицо, не заявляющее самостоятельные требования относительно предмета спора, глава администрации сельского поселения с. Донское Труновского района Ставропольского края заменено на администрацию муниципального образования Донского сельсовета Труновского района.
Управление Ставропольского края по строительному и жилищному надзору определением от 28.01.2020 заменено на надлежащее заинтересованное лицо - Управление Ставропольского края - государственную жилищную инспекцию в связи с его переименованием.
Решением суда от 28.02.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 16.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что обжалуемые предписания и постановление соответствуют законодательно установленным принципам исполнимости, не создают препятствия для осуществления обществом предпринимательской и иной экономической деятельности, не возлагают на общество обязанности в неконкретном и неограниченном объеме, соответствуют действующему законодательству.
Общество обратилось в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 28.02.2020 и постановление апелляционной инстанции от 16.06.2020, принять по делу новый судебный акт. Заявитель жалобы считает, что судебные акты приняты с нарушением норм процессуального права, при неполном исследовании письменных доказательств, имеющихся в материалах дела; выводы судов не соответствуют обстоятельствам дела. В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что потребители по ул. Ленина села Донское самостоятельно вывозили и утилизировали отходы. Общество подтвердило треками ГЛОНАСС и маршрутными журналами факт вывоза твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) с территории с. Донское, в том числе и от домов N 393-515 по ул. Ленина в период с января по ноябрь 2018 года. При этом в судебных актах отсутствует ссылка на нормативный акт, обязывающий осуществлять вывоз ТКО непосредственно от каждого дома независимо от мест накопления ТКО. Суды неправильно определили предмет доказывания по факту ненадлежащего оказания услуг по обращению с ТКО. Выводы основаны на видеозаписи телевизионной передачи "Свое ТВ", однако суды не учли, что репортаж выражает субъективное восприятие автором происходящего сюжета. Суды не идентифицировали лиц в качестве жителей ул. Ленина, д. 393 - 515 села Донское. К участию в деле суд привлек не всех жителей ул. Ленина села Донское. Из предписаний невозможно установить ФИО потребителей, которым необходимо произвести перерасчет, из каких конкретных обстоятельств, должен быть произведен перерасчет, чем обусловлен период перерасчета. В предписании не отражен порядок перерасчета услуги по обращению с ТКО, предусмотренный Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
В отзывах на кассационную жалобу министерство и третьи лица-собственники жилых домов считают обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, обсудив заявленное ходатайство Управление Ставропольского края - государственной жилищной инспекции об отложении рассмотрения кассационной жалобы, не находит оснований для его удовлетворения, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе. При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно пункту 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка в судебное заседание арбитражного суда кассационной инстанции лица, подавшего кассационную жалобу, и других лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие, если они были надлежащим образом извещены о времени и месте судебного разбирательства.
Таким образом, нормы Кодекса не требуют обязательного присутствия участвующих в деле лиц в суде кассационной инстанции.
Управление Ставропольского края - государственная жилищная инспекция извещено о времени и месте судебного заседания, что подтверждается содержанием его ходатайства. Новые доказательства по делу суд кассационной инстанции в силу названных норм закона принимать и исследовать не вправе.
При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает, что препятствия для рассмотрения кассационной жалобы отсутствуют. Ходатайство об отложении рассмотрения кассационной жалобы следует отклонить.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзывов, выслушав представителя общества, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению на основании следующего.
Как видно из материалов дела, на основании распоряжения от 21.11.2018 N 4414 управлением проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества с целью проверки фактов, изложенных в обращении Аветисяна Г.А. по вопросу некачественного предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО и расчету размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО, в ходе которой установлено, что по соглашению от 02.06.2017 об организации деятельности по обращению с ТКО, заключенному по итогам конкурсного отбора между Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края и обществом, общество является региональным оператором по обращению с ТКО на территории Труновского района с 01.01.2018. Вывоз ТКО осуществляет оператор по обращению с ТКО - ООО "ПолигонСервис" специализированными транспортными средствами (общество заключило с ООО "Полигон-Сервис" договор на оказание услуг по сбору и транспортированию ТКО от 13.09.2017 N 2, которое в 2018 году должно было осуществлять сбор и транспортирование ТКО по адресу: с. Донское, ул. Ленина, дома N 393 - 552, в соответствии с установленным обществом графиком по вывозу ТКО), однако согласно данным систем ГЛОНАСС подъезд к жилым домам N 393-552 по ул. Ленина села Донское не совершался, сбор мусора возле указанных домов не осуществлялся, что является нарушением подпункта "а", "г" пункта 148 (22) Правил N 354.
По результатам проверки, отраженным в акте от 13.12.2018 N 4414-24/01, обществу выданы предписания от 13.12.2018:
- N 7185 об устранении выявленных нарушений и осуществлении перерасчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО за период с 01.01.2018 по 05.09.2018 по жилым домам N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское Труновского района Ставропольского края в срок до 30.04.2018;
- N 7210 об устранении нарушений и предоставлению потребителями жилых домов N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское Труновского района Ставропольского края коммунальной услуги по обращению с ТКО в необходимых объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
Также указанные обстоятельства послужили основанием для составления в отношении общества протокола от 14.12.2018 N 578 об административном правонарушении и вынесения постановления от 25.12.2018 N 183, которым общество привлечено к административной ответственности по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде 5 тыс. рублей штрафа.
Возражая против вынесенных постановления и предписаний, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая обжалуемые судебные акты, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам о наличии у управления полномочий на проведение проверки, доказанности факта нарушения обществом установленного порядка обращения с ТКО, соответствия оспариваемых предписаний требованиям действующего законодательства, а также сочли доказанным наличие в деянии общества состава административного правонарушения по статье 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и не усмотрели существенных нарушений процедуры привлечения его к административной ответственности.
Оставляя принятые судебные акты без изменения, суд округа исходит из доводов кассационной жалобы и конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.
Суды правильно применили часть 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 1, пункт 1 статьи 2, пункт 1 статьи 9, пункт 6 статьи 12, статью 13.3, часть 1 статьи 24.6, часть 1 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Региональный оператор не вправе отказать в заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственнику ТКО, которые образуются и места накопления которых находятся в зоне его деятельности. Региональные операторы вправе заключать договоры на оказание услуг по обращению с другими видами отходов с собственниками таких отходов.
Согласно пункту 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО услуга по обращению с ТКО оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с ТКО.
Форма типового договора на оказание услуги по обращению с ТКО и порядок его заключения установлена в разделе 1(1) вышеуказанных Правил N 1156.
В соответствии с пунктом 8(17) Правил N 1156 потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО направляет региональному оператору заявку потребителя и соответствующие документы.
При этом при отсутствии названной заявки, договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Подпунктом "а" пункта 148 (22) Правил N 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с ТКО в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, данными Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Подпунктом "г" пункта 148(22) Правил N 354 установлено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с ТКО обязан производить в установленном Правилами порядке расчет размера платы за предоставленную коммунальную услугу соответствующего вида и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в т. ч. в связи с 6 предоставлением коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Пунктом 148(45) Правил N 354 определено, что при предоставлении в расчетном периоде потребителю в жилом или нежилом помещении коммунальной услуги по обращению с ТКО ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении указанной коммунальной услуги для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов размер платы за такую коммунальную услугу за расчетный период подлежит уменьшению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты такой услуги.
Согласно пункту 4 Правил N 1156 региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с ТКО.
В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641 "Об оснащении транспортных, технических средств и систем аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS", автомобильные транспортные средства, используемые для транспортирования ТКО, подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Таким образом, в соответствии с законодательством Российской Федерации, хозяйственная деятельность в области обращения с ТКО предполагает выполнение всей совокупности следующих условий: 1) ведение деятельности только определенным образом уполномоченными хозяйствующими субъектами: региональным оператором - по поручению уполномоченного органа власти субъекта Российской Федерации; иными хозяйствующими субъектами - только по поручению регионального оператора; 2) наличие у хозяйствующих субъектов лицензии на конкретный вид деятельности и конкретный класс отходов; 3) в случае осуществления деятельности по транспортировке отходов, используемые транспортные средства должны быть оснащены аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS; 4) ведение деятельности по обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО только на площадках, имеющих соответствующий допуск (разрешение) и включенных в территориальные схемы обращения с отходами; 5) передачу ТКО для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения, исключительно на объекты, указанные в территориальных схемах обращения с отходами.
Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, в адрес губернатора Ставропольского края обратился гражданин Аветисян Г.А. (обращение от 16.11.2018 N 4569-П-А-1) по вопросу непредоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам жилых домов N 393 - 515 по ул. Ленина в селе Донское Труновского района.
В связи с тем, что обращение гражданина Аветисяна Г.А. содержало информацию о возможном нарушении прав собственников нескольких жилых домов при предоставлении коммунальной услуги, управлением в период с 22.11.2018 по 13.12.2018 проведена внеплановая документарная проверка в отношении общества.
При проведении внеплановой документарной проверки управлением в распоряжении от 21.11.2018 N 4414 у общества запрошена информация о выполненных работах по оказанию коммунальной услуги по обращению с ТКО собственникам домов N 393 - 515 по ул. Ленина в селе Донское Труновского района; а также путевые листы, наряд-задание, данные спутниковой системы, график вывоза ТКО, в которые включены адреса жилых домов N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское Труновского района.
Во исполнение названного распоряжения управления от 21.11.2018 N 4414 общество в письме от 05.12.2018 N 02-06/2037 сообщило, что в соответствии с пунктом 23 Правил N 1156 вывоз ТКО осуществляет оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами - ООО "Полигон-Сервис", специализированными транспортными средствами. Факт сбора и транспортирования ТКО подтверждается следующими предоставленными оператором по обращению с ТКО документами:
1) путевыми листами за период 01.01.2018 по ноябрь 2018 года включительно;
2) распечатками с системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, на которых виден маршрут движения специализированных транспортных средств (мусоровозов), оборудованных в соответствии с действующим законодательством системой спутниковой навигации ГЛОНАСС, за период с января по ноябрь 2018 года.
К указанному письму общество приложило копию договора от 01.01.2018 N 04_09_03389 на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенного с Аветисяном Г.А.; распечатки системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, подтверждающие сбор ТКО у жителей улицы Ленина в селе Донское Труновского района Ставропольского края за период с января 2018 по ноябрь 2018 года; путевые листы, подтверждающие движение мусоровозов по ул. Ленина в селе Донское Труновского района Ставропольского края за период с января по ноябрь 2018 года; график вывоза ТКО с улиц села Донское Труновского района Ставропольского края; таблица заключенных договоров и оплаченных услуг собственниками, проживающими по ул. Ленина в селе Донское Труновского района Ставропольского края в домах N 393 - 515; платежные документы для оплаты услуг по вывозу ТКО, выставляемые по адресу: Ставропольский край, Труновский район, с. Донское, ул. Ленина, д. 495 за период с 01.01.2018 по 01.11.2018; распечатка с сайта ЯндексКарты о месте нахождения ул. Ленина села Донское руновского района Ставропольского края.
Пунктом 30 Правил N 1156 установлено, что в отношении каждого мусоровоза должен вестись маршрутный журнал по форме, утвержденной уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в котором указывается информация о движении мусоровоза и загрузке (выгрузке) ТКО. Такой журнал может вестись в электронном виде.
Суды учли, что приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ставропольского края от 19.04.2017 N 125 утверждена форма маршрутного журнала учета сведений о движении транспортных средств, используемых для перевозки ТКО оператором по обращению с ТКО, осуществляющим транспортирование ТКО.
Вместе с тем, представленные обществом маршрутные журналы (в том числе, в районе домов N 393 - 515 по ул. Ленина в селе Донском Труновского района Ставропольского края) содержат следующее примечание: "по состоянию дороги остановка/вывоз ТКО в районе домов (по трассе)".
Таким образом, данное обстоятельство указывает на то, что маршрутные журналы не подтверждают оказание потребителям, проживающими по ул. Ленина в селе Донское Труновского района Ставропольского края в домах N 393 - 515, коммунальной услуги по вывозу ТКО надлежащего качества, а лишь отражают сведения о движении мусоровоза по трассе. Кроме того, маршрутные журналы заполнены самим лицом, осуществляющим вывоз ТКО.
Как правильно указали судебные инстанции, несмотря на то, что сбор и транспортирование ТКО у жителей с. Донское по ул. Ленина (дома N 393 - 515) согласно утвержденному региональным оператором графику вывоза ТКО должен производиться еженедельно по средам и субботам, коммунальная услуга по сбору ТКО не оказывалась в спорный период согласно распечатке системы спутниковой навигации ГЛОНАСС, предоставленной обществом. Доказательства обратного суду не представлены.
Суды учли, что при проведении проверки управление использовало информацию, передаваемую с использованием аппаратуры спутниковой навигации, а не маршрутными журналами, что не противоречит пункту 30 Правил N 1156. Соответственно, факт сбора ТКО можно отследить также по движению мусоровоза.
Суды указали, что программное обеспечение ГЛОНАСС позволяет устанавливать фильтры, с помощью которых появляется возможность отследить каждую остановку мусоровоза независимо от времени стоянки, однако предоставленные обществом сведения не содержат таких данных.
Вместе с тем, подтверждение того, что мусоровоз двигался вдоль жилых домов N 393 - 515, расположенных по ул. Ленина в с. Донское Труновского района в спорный период, заявитель в материалы дела не представил.
Представленные обществом путевые листы грузовых автомобилей являются основными первичными документами для расчетов перевозки грузов, списания ГСМ на расходы по обычным видам деятельности, также подтверждают производственный характер произведенных расходов, но они не доказывают непосредственное предоставление услуг по сбору ТКО жителям домов N 393 - 515 по ул. Ленина в с. Донское Труновского района Ставропольского края.
Более того, согласно пункту 11 заключенного между гражданином Аветисяном Г.А. и обществом договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 01.01.2018 N 04_09_03389 региональный оператор обязан принимать ТКО в объеме и месте, которые определены в приложении к названному договору.
Согласно приложению к вышеуказанному договору местом сбора и накопления ТКО является объект (жилой дом), расположенный в селе Донское по ул. Ленина, 495.
Однако согласно данным систем ГЛОНАСС подъезд к жилым домам, в том числе к жилому дому N 495 по ул. Ленина, оператор не совершал, сбор ТКО возле указанного жилого дома не осуществлял, в том числе по причине того, что жилые дома находятся вдалеке от прохождения асфальтированной дороги, по которой проезжали специализированные транспортные средства.
Данное обстоятельство также свидетельствует о нарушении обществом договорных обязательств, по ранее заключенному договору от 01.01.2018 N 04_09_03389.
Также факт неоказания обществом коммунальной услуги по вывозу ТКО жителям домов N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское подтверждается позицией ООО "Полигон-Сервис" из которой следует, что по адресу: с. Донское, ул. Ленина, дома N 393 - 552 в период с 01.01.2018 по 01.10.2018 места накопления ТКО не имели удобных подъездных путей. В непосредственной близи от домовладений дорожное покрытие, пригодное для движения мусоровозов, отсутствовало, в связи с чем движение мусоровозов осуществлялось непосредственно по ул. Ленина. Сбор ТКО за спорный период осуществлялся пешим способом силами экипажей мусоровозов путем пакетированного сбора отходов потребителей с последующей загрузкой ТКО в мусоровозы.
Только в письме от 27.12.2018 N 352, адресованном главе Труновского муниципального района Ставропольского края Высоцкому Е.В., общество просило определить места сбора ТКО для потребителей, проживающих в х. Стрельников в домах N 393 - 552, так как вдоль указанных домов нет дорожного покрытия.
Из справки администрации муниципального образования Донского сельсовета Труновского района Ставропольского края от 23.09.2019 N 2001 следует, что автомобильная дорога по ул. Ленина вдоль домовладений N 393 - 513 в период с 01.01.2018 по 31.12.2018 входила в категорию дорог с грунтовым покрытием. Работы по планировке и отсыпке дороги щебеночным материалом начаты в феврале 2019 года (что также подтверждается муниципальными контрактами от 13.02.2019 N 8 и N 9, заключенными между администрацией Донского сельсовета и индивидуальным предпринимателем Вяткиным И.С.).
Также факт непредоставления коммунальной услуги по вывозу ТКО собственникам жилых домов N 393 - 552 по ул. Ленина в селе Донское Труновского района подтверждается репортажем компании "Свое ТВ", снятым в августе 2018 года (приобщен к материалам дела на диске), вышедшим в эфир по факту неоказания региональным оператором коммунальной услуги по вывозу ТКО и выставлению платежей с января 2018 года за якобы оказываемую услугу (названный репортаж также выложен на сайт www.youtube.com (https://youtu.be/- NYEux4Lq_g)).
Репортаж подтверждает хранение (складирование) ТКО во дворах собственниками жилых домов N 393 - 552 по ул. Ленина в селе Донское Труновского района, не вывезенных региональным оператором.
Согласно пункту 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.06.2017 N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности" при разрешении споров о перерасчете платежей за коммунальные услуги ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, факт неоказания или ненадлежащего оказания коммунальных услуг может подтверждаться не только составленными исполнителем коммунальных услуг актом нарушения качества или превышения установленной продолжительности перерыва в оказании услуг или актом не предоставления или предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества, но и любыми другими средствами доказывания (например, показаниями свидетелей, аудио- и видеозаписями, заключением эксперта).
Также собственники жилых домов N 513, 511, 509, 507, 505, 503, 501, 499, 495, 493, 475, 473, 467, 469, 463, 453, 433, 431, 425, 415, 413, 409"А" по ул. Ленина в селе Донское Труновского района написали заявление от 24.08.2018 директору общества о перерасчете в связи с непредставлением услуги по вывозу ТКО, начиная с 01.01.2019, однако названное заявление оставлено без удовлетворения.
С учетом установленных по делу обстоятельств судебные инстанции правомерно указали, что общество в нарушение подпункта "г" пункта 148 (22) Правил N 354 не доказало факт предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО в спорный период жителям домов N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское и правомерность расчета размера платы за коммунальную услугу по обращению с ТКО.
Ссылка заявителя на судебную практику по другим делам отклонена, поскольку по каждому из них суд исходил из конкретных обстоятельств, не совпадающих с обстоятельствами рассматриваемого дела.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованным выводам о соответствии оспариваемых предписаний действующему законодательству, отсутствии нарушений прав и законных интересов общества и правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований в указанной части.
Более того, согласно акту проверки от 13.03.2019 предписание от 13.12.2018 N 7210 снято с контроля в связи с тем, что услуга по обращению с ТКО жителям домов N 393 - 515 ул. Ленина села Донское Труновского района Ставропольского края оказывается надлежащим образом.
В соответствии со статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от 5 тыс. рублей до 10 тыс. рублей.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что услуга по обращению с ТКО оказана обществом с нарушением требований действующего законодательства. Вывоз ТКО по жилым домам N 393 - 515 по ул. Ленина села Донское Труновского района Ставропольского края в период с 01.01.2018 по 05.09.2018, в нарушение подпункта "а" пункта 148(22) Правил N 354, общество не осуществляло.
Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доказательства объективной невозможности исполнения заявителем вышеуказанных требований материалы дела не содержат.
Вмененное заявителю правонарушение посягает на установленные законом права, законные интересы и гарантии прав граждан-потребителей, для защиты которых законодатель устанавливает дополнительные меры государственной и общественной защиты, и, следовательно, несет существенную угрозу охраняемым правоотношениям.
Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебные инстанции пришли к правомерному выводу о доказанности в действиях общества события вменяемого административного правонарушения.
Суды не выявили существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении.
Проверив ссылку общества на тот факт, что все материалы по результатам проверки в отношении общества, а также материалы дела об административном правонарушении, подписаны лицом, не имеющим на то полномочий, суды установили, что согласно доверенности, имеющейся в материалах рассматриваемого дела от 20.08.2018, выданной директором общества Фурсиным А.Ю. доверенному лицу Степанову А.А., он представлял интересы общества, в том числе в управлении, в рамках проводимых в отношении общества проверок и административного производства, в том числе с правом подписи от имени общества всех процессуальных документов, составленных в отношении общества в рамках проводимых проверок и административных производств.
Оспариваемое постановление вынесено инспекцией с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 308-АД17-1209).
Административное наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.23 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах суды правомерно отказали в удовлетворении заявленных обществом требований в части признания незаконным оспариваемого постановления.
В целом доводы подателя кассационной жалобы выводов судов первой и апелляционной инстанции не опровергают, направлены на иную оценку представленных доказательств и установленных судами нижестоящих инстанций фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции исходя из определенных в статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пределов его компетенции.
Иное толкование подателем кассационной жалобы действующего законодательства, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Суд кассационной инстанции не усматривает предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы общества.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 28.02.2020 и постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2020 по делу N А63-1025/2019 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку обществом не представлены доказательства, подтверждающие принятие всех зависящих от него мер, направленных на соблюдение требований действующего законодательства в сфере обеспечения населения коммунальными услугами, суды пришли к правильному выводу о наличии в его деянии состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
...
Суды не выявили существенных нарушений требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе производства по делу об административном правонарушении.
...
Оспариваемое постановление вынесено инспекцией с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 01.06.2017 N 308-АД17-1209).
Административное наказание назначено в соответствии со статьями 3.1, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде штрафа в минимальном размере, установленном санкцией статьи 7.23 данного Кодекса."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 октября 2020 г. N Ф08-8052/20 по делу N А63-1025/2019