г. Краснодар |
|
02 ноября 2020 г. |
Дело N А25-1436/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 02 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мещерина А.И. и Соловьева Е.Г. в отсутствие в судебном заседании представителей заявителя - управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска (ИНН 0917035170, ОГРН 1180917002628), органа, осуществляющего публичные полномочия, - Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (ИНН 0914000719, ОГРН 1040900967414), третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Кумукова Ильяса Мурадиновича, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу управления по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска на постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А25-1436/2019, установил следующее.
Управление по имущественным отношениям мэрии муниципального образования города Черкесска (далее - управление мэрии) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Карачаево-Черкесской Республике (далее - управление Росреестра) о признании незаконным изложенного в сообщении от 11.03.2019 N 09/999/001/2018-21480 решения об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности на земельный участок площадью 279 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101298:1616, расположенный по адресу: Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Парковая, земельный участок N 23-б, с разрешенным использованием для бытового обслуживания (далее - образуемый земельный участок), о понуждении к осуществлению государственной регистрации права собственности на образуемый земельный участок.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2020 в удовлетворении заявления отказано со следующей формулировкой. Перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в случаях приведение границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков. Проект межевания территории, предусматривающий перераспределение земельных участков, не может выступать единственным основанием для осуществления перераспределения в отсутствие названных обстоятельств. За счет части (площадью 157 кв. м) находящихся в публичной собственности земель, присоединяемой к земельному участку площадью 122 кв. м с кадастровым номером 09:04:0101298:1585, расположенному по адресу:
Карачаево-Черкесская Республика, г. Черкесск, ул. Парковая, земельный участок N 23б, с разрешенным использованием для пошивочного ателье (далее - исходный земельный участок), возможно образование самостоятельного земельного участка. Собственник исходного земельного участка не обладает исключительным правом на приобретение образуемого земельного участка без проведения публичных процедур. Соглашение о перераспределении земельных участков не соответствует требованиям действующего законодательства. Это соглашение обоснованно подвергнуто управлением Росреестра правовой экспертизе.
Определением от 27.05.2020 Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс) для рассмотрения дела в суде первой инстанции, ввиду принятия судебного акта о правах и об обязанностях лиц, не привлеченных к участию в деле (пункт 4 части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Кумуков Ильяс Мурадинович (далее - физическое лицо).
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 31.01.2020 отменено, в удовлетворении заявления отказано. Суд апелляционной инстанции привел аналогичное правовое обоснование.
Управление мэрии обжаловало постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса, приведя следующие основания проверки законности судебных актов. Управление Росреестра не обладает полномочиями по оценке законной деятельности управления мэрии по заключению соглашения о перераспределении земельных участков. Проект межевания территории послужил основанием утверждения схемы расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. Управление мэрии и физическое лицо заключили соглашение о перераспределении земельных участков. Присоединенная к исходному земельному участку часть публичных земель расположена между автомобильной дорогой и исходным земельным участком, не могла быть использована в качестве самостоятельного земельного участка. Образование самостоятельного участка нецелесообразно и приведет к чересполосице.
Изучив материалы дела и доводы кассационных жалоб, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Судом апелляционной инстанции установлено, что физическое лицо является собственником исходного земельного участка, что подтверждено записью в Едином государственном реестре недвижимости от 03.08.2017 с номером регистрации 09:04:0101298:1585-09/001/2017-5.
Постановлением мэрии муниципального образования город Черкесск от 02.07.2018 N 1312 утверждена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории. К исходному земельному участку присоединена часть (площадью 157 кв. м) публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена. Образуемый земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов, находится в территориальной зоне местных центров обслуживания, имеет разрешенное использование для бытового обслуживания. Ему присвоен почтовый адрес исходного земельного участка. Физическому лицу предписано обеспечить выполнение необходимых кадастровых работ и осуществление государственного кадастрового учета образуемого земельного участка.
Управление мэрии и физическое лицо заключили соглашение от 02.10.2018 N 71 о перераспределении исходного земельного участка, находящегося в частной собственности физического лица, и части (площадью 157 кв. м) публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена. Площадь исходного земельного участка увеличилась более чем в два раза (на 157 кв. м). Образуемый земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет под кадастровым номером 09:04:0101298:1616.
Физическое лицо обратилось в управление Росреестра с заявлением от 04.12.2018 об осуществлении государственной регистрации его права собственности на образуемый земельный участок на основании соглашения от 02.10.2018 N 71. Уведомлением от 11.12.2018 N 09/999/001/2018-21480 управление Росреестра приостановило осуществление государственной регистрации до 11.03.2018, предложив заявителю нормативно обосновать увеличение площади исходного земельного участка. По мнению управления Росреестра, вовлечение в хозяйственный оборот присоединяемой к исходному земельному участку части публичных земель возможно только посредством предусмотренных действующим земельным законодательством торгов в форме аукциона Из этой части публичных земель возможно образование самостоятельного земельного участка. Соглашение о перераспределении от 02.10.2018 N 71 не соответствует требованиям действующего законодательства, поэтому ничтожно.
В связи с неустранением заявителем названных обстоятельств сообщением от 11.03.2019 N 09/999/001/2018-21480 управление Росреестра известило его о принятом решении об отказе в осуществлении государственной регистрации права собственности физического лица на образуемый земельный участок. О принятом управлением Росреестра решении физическое лицо заявлением от 11.04.2019 сообщило управлению мэрии.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения управления мэрии в арбитражный суд. Законность постановления арбитражного суда апелляционной инстанции проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Поскольку соглашение о перераспределении заключено после 01.09.2013, в рассматриваемом случае подлежат применению нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) об основаниях и о последствиях недействительности сделок (статьи 166 - 176, 178 - 181) в редакции Федерального закона от 07.05.2013 N 100-ФЗ "О внесении изменений в подразделы 4 и 5 раздела I части первой и статью 1153 части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации" в силу его пункта 6 статьи 3 и с учетом данного в пункте 69 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - постановление Пленума N 25) разъяснения. Названной редакцией статей 166, 168 Гражданского кодекса установлено, что сделка может быть признана недействительной по основаниям, установленным законом. К таковым отнесены сделки, нарушающие требования закона или иного правового акта и при этом посягающие на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц.
Применительно к названным нормативным положениям в пункте 74 постановления Пленума N 25 разъяснено, что договор, условия которого противоречат существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, может быть квалифицирован как ничтожный полностью или в соответствующей части, даже если в законе не содержится прямого указания на его ничтожность. Сделка, при совершении которой был нарушен явно выраженный запрет, установленный законом, является ничтожной как посягающая на публичные интересы.
Земельным кодексом Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) допускается образование земельных участков путем перераспределения земель и земельных участков. При таком перераспределении образуется новый земельный участок (пункты 1, 2 статьи 11.2, пункт 1 статьи 11.7). Минимальные размеры земельных участков, в отношении которых устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими регламентами (пункты 1 статьи 11.9). Перераспределение публичных земель и земельного участка, находящегося в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченным органом и собственником, в котором указывается плата за увеличение площади находящегося в частной собственности земельного участка в результате его перераспределения с публичными землями (пункты 2, 5 статьи 39.28). Перераспределение осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории, а при его отсутствии - в соответствии с утвержденной схемой расположения образуемого земельного участка (пункт 3 статьи 39.28). Заключению названного соглашения предшествует государственный кадастровый учет образуемого земельного участка (пункт 4 статьи 39.28). Уполномоченный орган должен принять решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков если такое перераспределение предусматривается за счет публичных земель, из которых возможно законное образование самостоятельного земельного участка (подпункт 9 пункта 9 статьи 39.29). Заключению такого соглашения также препятствует наличие утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, образование которого предусмотрено утвержденной схемой (подпункт 13 пункта 9 статьи 39.29).
Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, прекращения, в том числе ограничения права определенного лица на недвижимое имущество и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1). Государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора права и обременения (пункт 6 статьи 1). В Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в результате государственной регистрации вносятся сведения о подлежащем такой регистрации праве (пункт 1 статьи 13). Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные документы (подпункты 2, 8, 9 пункта 2, подпункт 7 пункта 4 статьи 14). Государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости при государственной регистрации договора, прекращения ограничения или обременения (подпункт 2, пункта 3 статьи 15). Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (подпункт 3 пункта 1 статьи 29). Государственному регистратору императивно предписано приостановить осуществление государственной регистрации в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, (подпункты 3, 5 пункта 1 статьи 26) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации обременения объекта недвижимости, является ничтожной (подпункт 13 пункта 1 статьи 26). Неустранение названных причин должно повлечь отказ в осуществлении государственной регистрации права (статья 27).
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суд апелляционной инстанции обоснованно заключил о следующем. Законодательством не предусмотрена возможность перераспределения исходного земельного участка, находящегося в частной собственности, и части публичных земель, государственная собственность на которые не разграничена, из которой возможно образование самостоятельного земельного участка. в том числе находящихся в публичной собственности. Такая возможность подтверждена самим фактом перераспределения, в результате которого площадь исходного земельного участка увеличилась более чем в два раза. Соглашение о перераспределении от 02.10.2018 N 71 противоречит существу законодательного регулирования соответствующего вида обязательства, при его совершении был нарушен явно выраженный установленный законом запрет, поэтому данное соглашение ничтожно. Отчуждение присоединенной к исходному земельному участку части публичных земель могло быть произведено только посредством предусмотренных земельным законодательством публичных процедур. Наличие проекта межевания территории не могло служить единственным основанием спорного перераспределения. Проведенная управлением Росреестра выявила признаки ничтожной сделки у представленного физическим лицом соглашения о перераспределении. Основания для осуществления государственной регистрации права собственности физического лица на образуемый земельный участок у управления Росреестра отсутствовали.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанции или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судом апелляционной инстанции выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции").
Соответствие выводов арбитражного суда апелляционной инстанции о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.07.2020 по делу N А25-1436/2019 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
А.И. Мещерин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" под государственной регистрацией прав на недвижимое имущество понимается юридический акт признания и подтверждения возникновения, прекращения, в том числе ограничения права определенного лица на недвижимое имущество и обременения недвижимого имущества (пункт 3 статьи 1). Государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора права и обременения (пункт 6 статьи 1). В Единый государственный реестр недвижимости органом регистрации прав в результате государственной регистрации вносятся сведения о подлежащем такой регистрации праве (пункт 1 статьи 13). Основаниями для осуществления государственной регистрации прав являются, в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, иные документы (подпункты 2, 8, 9 пункта 2, подпункт 7 пункта 4 статьи 14). Государственная регистрация прав осуществляется по заявлению правообладателя объекта недвижимости при государственной регистрации договора, прекращения ограничения или обременения (подпункт 2, пункта 3 статьи 15). Государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы представленных документов на предмет наличия или отсутствия оснований для приостановления государственной регистрации прав либо для отказа в ее осуществлении (подпункт 3 пункта 1 статьи 29). Государственному регистратору императивно предписано приостановить осуществление государственной регистрации в случае, если имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами, не представлены документы, необходимые для осуществления государственной регистрации прав, (подпункты 3, 5 пункта 1 статьи 26) сделка, подлежащая государственной регистрации или являющаяся основанием для государственной регистрации обременения объекта недвижимости, является ничтожной (подпункт 13 пункта 1 статьи 26). Неустранение названных причин должно повлечь отказ в осуществлении государственной регистрации права (статья 27).
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судом апелляционной инстанции или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судом апелляционной инстанции выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции")."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 ноября 2020 г. N Ф08-8391/20 по делу N А25-1436/2019
Хронология рассмотрения дела:
02.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-8391/20
23.07.2020 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-909/20
31.01.2020 Решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1436/19
01.11.2019 Определение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики N А25-1436/19