г. Краснодар |
|
05 ноября 2020 г. |
Дело N А53-33723/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 5 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Прокофьевой Т.В., судей Драбо Т.Н. и Черных Л.А., при участии в судебном заседании от заявителя - индивидуального предпринимателя Корнеевой Лилии Ивановны - Бернева А.Э. (доверенность от 04.08.2020), от заинтересованного лица - Миллеровской таможни (ИНН 6149005484, ОГРН 1026102194238) - Гриценко Н.Н. (доверенность от 09.01.2020), Русовой А.Н. (доверенность от 27.04.2020), Легезиной Е.Е. (доверенность от 15.01.2020), рассмотрев кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Корнеевой Лилии Ивановны на решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А53-33723/2019, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Корнеева Лилия Ивановна (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Миллеровской таможне (далее - таможня) со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации требованиями:
- признать незаконным бездействие таможенного поста МАПП "Донецк" таможни по выдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) автотранспортных средств международной перевозки с государственными номерами: АМ0222-1/А8707Е-1 (с товаром - печень куриная, замороженная 10 581 кг), AI4803-1/F3151T-1 (с товаром - мясо курицы отделенное механическим способом, замороженное 20 517 кг), Т333мм67/GG105 (с товаром - мясо куриное механической обвалки, замороженное 21 414 кг), АР69595/F4149В5 (с товаром - мясо куриное механической обвалки 10 500 кг);
- признать незаконными решения таможенного поста МАПП "Донецк" таможни об изъятии у перевозчиков товаров, находящихся в автотранспортных средствах международной перевозки гос.номера АМ0222-1/А8707Е-1, AI4803-1/F3151T-1, Т333мм67/GG105, АР69595/F4149В5 и их последующее размещение на специализированном складе -холодильнике;
- признать незаконными решения таможни о задержании товаров, формализованных протоколами задержания товаров от 27.08.2019 серия МТ N 00031,00032, 00033, 00034.
Решением суда от 23.01.2020, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.06.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебные акты мотивированы тем, что действия таможни по невыдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) автотранспортных средств, решения о задержании товаров, изъятии у перевозчиков товаров, находящихся в автотранспортных средствах международной перевозки и их последующее размещение на специализированном складе - холодильнике являются законными и обоснованными, соответствующими Таможенному кодексу Евразийского экономического союза (далее - Кодекс) с учетом Указа Президента Российской Федерации от 06.08.2014 N 560 "О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" с изменениями, внесенными Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290 "О внесении изменений в некоторые Указы Президента Российской Федерации", вступившими в силу с 01.07.2019 (далее - Указ N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019).
Предприниматель обратился в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда от 23.01.2020 и постановление апелляционной инстанции от 11.06.2020, направить дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что суды не учли, что в статье 7 Кодекса устанавливаются запреты не на ввоз на территорию одного из государств - членов Таможенного союза с территории другого государства - члена Таможенного союза, а при перемещении иностранных товаров через таможенную границу Таможенного союза путем ввоза на единую территорию Таможенного союза. Перечень товаров, запрещенных к ввозу на основании статьи 7 Кодекса, определен согласно пункту 4 статьи 7 Кодекса в приложении N 1 к Решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 N 30 "О мерах нетарифного регулирования" (далее - Решение КТС N 30). Товары, перевозимые по таможенной процедуре таможенного транзита в адрес предпринимателя, не включены в перечень товаров приложения N 1 Решения КТС N 30. Следовательно, рассматриваемые товары не запрещены к ввозу на единую таможенную территорию Союза и на них не распространяются запреты, установленные статьей 7 Кодекса.
В отзыве на кассационную жалобу и дополнения к нему таможня считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными и просит кассационную жалобу оставить без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предпринимателя поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представители таможни в судебном заседании просили судебные акты оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, отзыва, дополнения таможни, выслушав представителей участвующих в деле лиц, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что судебные акты надлежит отменить на основании следующего.
Как видно из материалов дела, предприниматель (Украина (ЛНР)) по внешнеторговому контракту от 27.06.2016 N 01/06/2019/PL в Польше закупил мясную продукцию для доставки ее на территорию Украины (ЛНР).
Закупленный товар отгружен продавцом на территории Польши четырьмя автотранспортными средствами с гос.номерами: АМ0222-1/А8707Е-1, AI4803-1/F3151T-1, Т333мм67/GG105, АР69595/F4149В5.
В зону таможенного контроля 10.07.2019 со стороны России прибыл грузовой автомобиль MERCEDES-BENZ ACTROS 1848LS, регистрационный знак АР69595, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор SCHMITZ SK024, регистрационный знак F4149В5, под управлением гражданина Республики Беларусь Бобер С.П. - водитель перевозчика ЧТУП "Алесятранс".
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005, в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: товар N 1 "мясо куриное механической обвалки замороженное" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 020714, вес брутто - 10705 кг); товар N 2 "печень говяжья замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 020622, вес брутто - 10526 кг).
Товар следовал из Польши в Украину. Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95015 GLOWNO, SIKORSKRIEGO 5В POLAND (Польша).
Транспортное средство гос.номер АР69595/F4149В5, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005, прибыло на таможенный пост, являющийся таможенным органом назначения (таможенный орган, в регионе деятельности которого находится определенное таможенным органом отправления место доставки товаров либо который завершает действие таможенной процедуры таможенного транзита - в соответствии с подпунктом 42 пункта 1 статьи 2 Кодекса) без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, у водителя Бобер С.П. отсутствовал специальный учетный талон в нарушение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
Таможенный орган отправления (таможенный орган, который совершает таможенные операции, связанные с помещением товаров под таможенную процедуру таможенного транзита - в соответствии с подпунктом 43 пункта 1 статьи 2 Кодекса) по транзитной декларации N 11216417/070719/0214005 в соответствии со статьей 344 Кодекса в качестве меры, обеспечивающей проведение таможенного контроля, установлен маршрут перевозки товаров: таможенный пост Брузги-2 Гродненской региональной таможни - ОТО и ТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни - таможенный пост "МАПП Донецк" таможни.
ОТО и ТК N 2 Краснинского таможенного поста Смоленской таможни установлен в качестве промежуточного таможенного органа, который в соответствии с установленным порядком осуществляет регистрацию маршрута перевозки товаров (внесения соответствующей информации в программное средство и проставление отметок на транспортном (перевозочном) документе).
В программном средстве по таможенному транзиту "КПС "Транзитные операции" и в товаросопроводительных документах транзитной декларации N 11216417/070719/0214005 отсутствовали отметки о соблюдении перевозчиком ЧТУП "Алесятранс" маршрута перевозки товаров, установленного в соответствии с положениями статьей 344 Кодекса. Данным перевозчиком указанная мера не соблюдена, в связи с чем в соответствии с установленным порядком таможней по статье 16.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях возбуждены дела об административных правонарушениях N 10315000-247/2019, 10315000-262/2019.
Также 10.07.2019 в зону таможенного контроля для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита и убытия на территорию Украины прибыл грузовой автомобиль DAF ХР 95430, регистрационный знак AI48031, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор KRONE SDR 27, регистрационный знак F3151T, под управлением гражданина Республики Беларусь Кондратюка Д.Ю. - водитель перевозчика - ЧП "Эстеки".
Отправитель товара - Krak-Tol, Katarzyna I ArturToIak Sp.j,Klaj Targowisko 498, POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11209103/050719/0281214 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: "мясо курицы, отделенное механическим способом" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009).
Транзитная декларация выпущена т/п Козловичи Брестской таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следует из Польши в Украину).
Транспортное средство гос. номер AI48031/F3151T, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11209103/050719/0281214, прибыло на таможенный пост "МАПП Донецк" таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
В зону таможенного контроля 30.07.2019 со стороны Российской Федерации прибыл грузовой автомобиль "Скания", регистрационный знак Т333ММ67, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор, регистрационный знак GG105, под управлением гражданина Республики Беларусь Бураковского И.Н. - водитель перевозчика ООО "Лико".
Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95-015 GLOWNO, SIKORSKIEGO 5В, POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11216404/100719/0200635 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: "мясо куриное механической обвалки замороженное" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009, вес брутто - 21 414 кг).
Транзитная декларация выпущена таможенным постом Каменный Лог Гродненской региональной таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следовал из Польши в Украину).
Транспортное средство N Т333мм67/GG105, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11216404/100719/0200635, прибыло на таможенный пост МАПП Донецк таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
В зону таможенного контроля 04.08.2019 для целей завершения таможенной процедуры таможенного транзита и убытия на территорию Украины прибыл грузовой автомобиль DAF ХР 105460, регистрационный знак АМ0222-1, полуприцеп специальный фургон-рефрижератор KRONE SDR 27, регистрационный знак А8707Е-1, под управлением гражданина Республики Беларусь Корец А.В. - водитель перевозчика - ЧП "Эстеки".
Отправитель товара - MITMAR SP.ZOO 95-015 GLOWNO, SIKORSKIEGO 5B, POLAND (Польша).
На данном транспортном средстве по транзитной декларации N 11209103/300719/0306489 в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перемещалась партия товаров, страной происхождения которых является Польша: "мясо курицы, отделенное механическим способом" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207141009); "печень говяжья замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0206220009); "печень куриная замороженная" (код товара в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС - 0207149109).
Транзитная декларация выпущена т/п Козловичи Брестской таможни Республики Беларусь при въезде на таможенную территорию ЕАЭС (товар следует из Польши в Украину).
Транспортное средство N АМ0222-1/А8707Е-1, перемещавшее товар по транзитной декларации N 11209103/300719/0306489, прибыло на таможенный пост МАПП Донецк таможни без пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, без учетных талонов в нарушение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
Во всех случаях получателем товара являлась ФЛП Корнеева Лилия Ивановна (Украина, Луганская область, г. Свердловск, ул. Юбилейная, 33).
Прибывшие для завершения таможенной процедуры таможенного транзита по транзитным декларациям от 07.07.2019 N 11216417/070719/0214005, от 10.07.2019 N 11216404/100719/0200635, от 05.07.2019 N 11209103/050719/0281214, от 30.07.2019 N 11209103/300719/0306489 товары идентифицированы таможней как попадающие под действие Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
Таможенный пост МАПП "Донецк" не выдал разрешение на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) автотранспортных средств международной перевозки с государственными номерами: АМ0222-1/А8707Е-1, AI4803-1/F3151T-1, Т333ММ67/GG105, АР69595/F4149В5, изъял у перевозчиков товары, находящиеся в автотранспортных средствах международной перевозки и в последующем разместил их на специализированном складе - холодильнике. Таможня задержала товары, оформив протоколы задержания товаров от 27.08.2019 серия МТ N 00031,00032, 00033, 00034.
В дальнейшем в соответствии с положениями пункта 2 статьи 382 Кодекса таможней осуществлена процедура уничтожения товаров в соответствии с законодательством государства - члена Евразийского экономического союза, таможенным органом которого товары задержаны.
Считая незаконными бездействие таможенного поста в выдаче разрешений на убытие товара за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину), действия поста по изъятию товаров у перевозчиков, действия таможни по задержанию товара, предприниматель в соответствии со статьями 197 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обратился за защитой нарушенных прав в арбитражный суд.
Суды, проанализировав содержание пунктов 1 и 2 статьи 7 Кодекса, подпункта 1 пункта 1 статьи 46 Договора о Евразийском экономическом союзе (далее - Договор о Союзе), установили наличие полномочий на применение в торговле с третьими странами Союзом одной из единых мер нетарифного регулирования - запрет ввоза и (или) вывоза товаров, а также право государства-члена в торговле с третьими странами в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования в порядке, предусмотренном приложением N 7 к Договору (статья 47 Договора о Союзе).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 2 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 289-ФЗ) в Российской Федерации применяются меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения, установленные в соответствии с Договором о Союзе и международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования.
В случаях и порядке, которые предусмотрены Договором о Союзе, международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, Российская Федерация применяет отдельные меры таможенно-тарифного регулирования, запреты и ограничения в одностороннем порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2006 N 281-ФЗ "О специальных экономических мерах" (далее - Закон N 281-ФЗ) специальные экономические меры применяются в случаях возникновения совокупности обстоятельств, требующих безотлагательной реакции на международно-противоправное деяние либо недружественное действие иностранного государства или его органов и должностных лиц, представляющие угрозу интересам и безопасности Российской Федерации и (или) нарушающие права и свободы ее граждан, а также в соответствии с резолюциями Совета Безопасности Организации Объединенных Наций.
К специальным экономическим мерам относятся запрет на совершение действий в отношении иностранного государства и (или) иностранных организаций и граждан, а также лиц без гражданства, постоянно проживающих на территории иностранного государства, и (или) возложение обязанности совершения указанных действий и иные ограничения (часть 2 статьи 3 Закона N 281-ФЗ).
Указом N 560 запрещено либо ограничено осуществление внешнеэкономических операций, предусматривающих ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.08.2014 N 778 "О мерах по реализации указов Президента Российской Федерации от 6 августа 2014 года N 560, от 24 июня 2015 года N 320, от 29 июня 2016 года N 305, от 30 июня 2017 года N 293, от 12 июля 2018 года N 420 и от 24 июня 2019 года N 293" введен запрет на ввоз в Российскую Федерацию пищевых субпродуктов крупного рогатого скота, а также мясо и пищевые субпродукты домашней птицы.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 29.07.2015 N 391 "Об отдельных специальных экономических мерах, применяемых в целях обеспечения безопасности Российской Федерации" (далее - Указ N 391) подлежат уничтожению ввезенная на территорию Российской Федерации сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц, присоединившееся к такому решению, и которые запрещены к ввозу на территорию Российской Федерации (пункт 1).
Таким образом, как правильно указали судебные инстанции, указанными выше нормативными актами установлены определенные экономические ограничения и запреты, а также определен круг субъектов, на которых распространяются такие ограничения и запреты.
При принятии судебных актов суды учли, что Указом Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290 "О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации" (далее - Указ N 290) внесены следующие изменения в Указ N 560:
а) в преамбуле слова "специальных экономических мерах" заменить словами "специальных экономических мерах и принудительных мерах";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, названных в пункте 1 настоящего Указа, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными".
Также внесены изменения в пункт 2 Указа N 391, который изложен в следующей редакции: "Положения настоящего Указа не применяются в отношении:
а) товаров, ввезенных физическими лицами для личного пользования;
б) товаров, транзитные международные автомобильные перевозки и транзитные международные железнодорожные перевозки которых через территорию Российской Федерации в третьи страны осуществляются при одновременном выполнении следующих условий:
- подлинность ветеринарных и фитосанитарных сопроводительных документов и соответствие груза этим документам;
- действительность учетных талонов, выданных водителям транспортных средств, осуществляющим такие автомобильные перевозки;
- соблюдение установленного Правительством Российской Федерации порядка осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок".
Таким образом, Указ N 391 (пункт 2) содержит в себе определенные условия, при соблюдении которых не наступают последствия, предусмотренные пунктом 1 Указа N 391.
Внесены изменения и в Указ Президента Российской Федерации от 22.10.2018 N 592 "О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Украины в отношении граждан и юридических лиц Российской Федерации":
а) в преамбуле слова "специальных экономических мерах" заменить словами "специальных экономических мерах и принудительных мерах";
б) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1. Ввоз на территорию Российской Федерации отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, разрешается при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны в соответствии с порядком осуществления таких автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок, установленным Правительством Российской Федерации, при условии обеспечения их прослеживаемости с использованием системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также при наличии у водителей транспортных средств, осуществляющих такие автомобильные перевозки, учетных талонов. В случае нарушения водителями транспортных средств при осуществлении таких автомобильных перевозок порядка наложения (снятия) и применения средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, учетные талоны считаются недействительными".
Пунктом 4 Указа N 290 Правительству Российской Федерации предписано:
а) определить перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов и расположенных на железнодорожных станциях контрольных пунктов, которые используются при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
б) установить порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок и транзитных международных железнодорожных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины;
в) установить требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении указанных в подпункте "а" настоящего пункта автомобильных перевозок и железнодорожных перевозок;
г) определить порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим указанные в подпункте "а" настоящего пункта автомобильные перевозки, и порядок сдачи учетных талонов;
д) обеспечить создание и эксплуатацию системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также принять меры, направленные на осуществление контроля за указанными в подпункте "а" настоящего пункта автомобильными перевозками и железнодорожными перевозками.
Указ N 290 вступил в силу с 01.07.2019.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290 27.12.2019 принято постановление Правительства Российской Федерации N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290", в соответствии с котором утверждены все указанные правила, а также требования к средствам идентификации и перечень пропусков через государственную границу Российской Федерации, в том числе стационарные и передвижные контрольные пункты на Российско-белорусской государственной границе.
Указанные выше положения Закона N 281-ФЗ, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации являются обязательными для исполнения органами государственной власти, к которым относятся и таможенные органы. Таможенные органы осуществляют выполнение обязанностей, возложенных на них указанными нормативными актами, в том числе в рамках осуществления таможенного контроля.
Исходя из утвержденных правил, суды сделали вывод о том, что транспортные средства, следующие в режиме транзитных международных перевозок, с 01.07.2019 должны на установленных пунктах пропуска применять средства идентификации, функционирующие на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, и получать учетные талоны.
Прибывшие на таможенную территорию ЕАЭС товары, которые в соответствии с установленными запретами и ограничениями не подлежат ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, должны быть незамедлительно вывезены с таможенной территории Союза без их выгрузки из транспортного средства международной перевозки, за исключением их перегрузки на другое транспортное средство международной перевозки в целях такого вывоза, если иное не установлено Кодексом, международными договорами государств-членов с третьей стороной и (или) законодательством государств-членов (пункт 1 статьи 12 Кодекса).
На этом основании суды отказали предпринимателю в удовлетворении требований, однако не учли, что соответствующий порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны (включая Украину) сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов, которые используются при осуществлении таких транзитных международных автомобильных через территорию Российской Федерации в третьи страны, требования к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядок их наложения (снятия) и применения при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок, порядок выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим международные транзитные автомобильные перевозки, и порядок сдачи учетных талонов определены только 27.12.2019 постановлением Правительства Российской Федерации N 1877 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 24.06.2019 N 290". Нормативные правовые акты размещены на "Официальном интернет-портале правовой информации" (http://www.pravo.gov.ru) 30 декабря 2019 года, опубликованы в Собрании законодательства Российской Федерации 6 января 2020 года, N 1 (часть I).
Не оспаривая, что на момент перемещения предпринимателем товаров спорными транспортными средствами не существовал соответствующий порядок осуществления транзитных международных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации в третьи страны (включая Украину) на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, не был определен перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов, которые используются при осуществлении таких транзитных международных автомобильных через территорию Российской Федерации в третьи страны, таможня вменила предпринимателю только отсутствие на транспортных средствах перевозчиков пломб, функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также отсутствие у водителей учетных талонов в нарушение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019.
Обстоятельства создания и эксплуатации на момент перемещения товаров предпринимателя спорными транспортными средствами системы контроля, предусматривающей применение средств идентификации (пломб), функционирующих на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, а также выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим международные транзитные автомобильные перевозки, судебные инстанции не установили. Отсутствие возможности соблюсти такие условия при международных транзитных автомобильных перевозках на момент перемещения товаров предпринимателя таможня не оспаривает.
Однако это, по мнению таможни, свидетельствуют о запрете с 01.07.2019 транзитных международных перевозок в соответствии с Указом N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019; в отсутствие принятых Правительством Российской Федерации мер по реализации пункта 1.1 Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, перевозчикам необходимо воздержаться от осуществления транзитных международных автомобильных перевозок через территорию Российской Федерации либо использовать иные маршруты, не затрагивающие территорию Российской Федерации.
Суды установили, что товарные партии, прибывшие на таможенный пост МАПП Донецк таможни по транзитным декларациям N 11216417/070719/0214005, 11209103/050719/0281214, 11216404/100719/0200635, 11209103/300719/0306489 для завершения таможенной процедуры международного таможенного транзита, помещены под указанную таможенную процедуру таможенными органами Республики Беларусь.
Таможня не оспаривает надлежащее помещение товаров предпринимателя, имеющих происхождение из государства, применившего экономические санкции в отношении российских юридических и (или) физических лиц, под таможенную процедуру международного таможенного транзита по территории Российской Федерации. Транзитные декларации оформлены различными таможенными постами таможен Республики Беларусь при въезде товаров на таможенную территорию ЕАЭС. Указание судебных инстанций на отсутствие в представленных перевозчиками документах отметок таможенных органов Российской Федерации, расположенных на границе с Республикой Беларусь, а также каких-либо отметок иных таможенных органов Российской Федерации, не может быть поставлено в вину предпринимателю и уполномоченным им на перевозку лицам. Как правильно указала таможня в отзыве на кассационную жалобу, с 01.07.2011 не осуществляется таможенный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь.
В судебном заседании кассационной инстанции представители таможни подтвердили выполнение всех требований для завершения процедуры международного таможенного транзита товаров предпринимателя (в том числе с учетом того, что товары предпринимателя следовали по территории Российской Федерации (и ЕАЭС) с ненарушенными средствами идентификации, наложенными таможенными органами Республики Беларусь при оформлении транзитных деклараций, эти средства идентификации удалены самой таможней (т. 1, л. д. 141, т. 2, л. д. 76, т. 3, л. д. 8, 31) при досмотре транспортных средств, в которых перемещались товары предпринимателя, а соответствующий досмотр (т. 1, л. д. 142 - 147, т. 2, л. д. 77 - 83, т. 3, л. д. 9 - 12, 32 -37) подтвердил полную идентичность досматриваемых товаров тем, которые заявлены таможенным органам Республики Беларусь к таможенному транзиту с соблюдением, как установили суды, условий, предусмотренных статьей 143 Кодекса). После проверки соблюдения перевозчиком обязанностей, установленных статьей 150 Кодекса, в том числе с применением формы таможенного контроля - таможенный досмотр, в ходе которой подтверждены сведения о стране происхождения товаров, таможенный пост МАПП Донецк таможни осуществил операции по завершению таможенной процедуры таможенного транзита. Однако представители в судебном заседании заявили об отсутствии оснований для выдачи разрешения на убытие с таможенной территории ЕАЭС, поскольку убытие с таможенной территории ЕАЭС является самостоятельной таможенной операцией, а в рассматриваемом случае при убытии с таможенной территории ЕАЭС нарушается законодательство Российской Федерации с учетом фактического пересечения санкционными товарами ее границ.
Согласно пунктам 10 и 11 статьи 310 Кодекса при проведении таможенного контроля таможенные органы и их должностные лица не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и законодательством государств-членов.
Отклонен довод таможни (последний абзац на странице 5 отзыва таможни на кассационную жалобу) о том, что Указ N 560 и в редакции, действующей с 01.07.2019, запрещал ввоз в Российской Федерации санкционных товаров, перечень которых определен постановлением Правительства Российской Федерации N 778, в любых целях, включая международные транзитные перевозки через территорию Российской Федерации. Данный довод не соответствует буквальному содержанию совокупности действовавших в спорный период норм права.
С учетом правовой позиций Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.11.2019 N 307-ЭС19-12268, Указ N 560 не содержит запрета на ввоз транзитных товаров, а в редакции, действующей с 01.07.2019, указывает только на необходимость соблюдения дополнительных мер, обеспечивающих соблюдение условий транзита в форме применения на транспортных средствах пломб на основе технологии глобальной навигационное спутниковой системы (ГЛОНАСС), а также учетных талонов.
Наряду с этим Указ N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, не предусматривал абсолютный запрет на перемещение товаров в режиме таможенного транзита до момента принятия уполномоченным органом необходимого порядка осуществления транзитных международных автомобильных перевозок, до определения перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, стационарных и передвижных контрольных пунктов, которые используются при осуществлении таких транзитных международных автомобильных через территорию Российской Федерации в третьи страны, до разработки требований к средствам идентификации (пломбам), функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, порядка их наложения (снятия) и применения при осуществлении транзитных международных автомобильных перевозок, порядка выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим международные транзитные автомобильные перевозки.
Согласно пункту 1 статьи 142 Кодекса таможенная процедура таможенного транзита - это таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру.
Федеральный закон 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" в части 1 статьи 31 устанавливает принцип свободы международного транзита, в соответствии с которым транзит осуществляется свободно по железнодорожным, водным, воздушным и автодорожным путям, наиболее подходящим для международных перевозок. При международном транзите не допускаются различия, основанные на флаге, месте регистрации, месте происхождения судна, месте захода, месте выхода или пункте назначения, пункте отправления или каких-либо обстоятельствах, относящихся к собственности на товар, судно или другие транспортные средства, если иное не предусмотрено данным Законом, иными федеральными законами.
Пункт 1 Правил выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, осуществляющим транзитные международные автомобильные перевозки через территорию Российской Федерации в третьи страны отдельных видов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, страной происхождения которых является государство, принявшее решение о введении экономических санкций в отношении российских юридических и (или) физических лиц или присоединившееся к такому решению, и отдельных видов товаров, страной происхождения либо страной отправления которых является Украина или которые перемещаются через территорию Украины, а также сдачи учетных талонов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 N 1877, принятых во исполнение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, (о порядке выдачи учетных талонов водителям транспортных средств, а также сдачи учетных талонов) решение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 09.09.2020 N АКПИ20-426 признан не устанавливающим особенности применения таможенной процедуры таможенного транзита и не содержащим положений, ограничивающих свободу транзита.
Нарушение перевозчиком определенного маршрута перевозки (транспортировки) товаров является основанием для применения к нему мер ответственности. Однако таможня не признала это препятствием для выдачи разрешения на убытие товаров предпринимателя с таможенной территории ЕАЭС. Наряду с соблюдением перевозчиком требований статьи 150 Кодекса об обеспечении сохранности товаров, средств идентификации, наложенных таможенными органами Республики Беларусь, несоблюдение маршрута перевозки в условиях установления таможней идентичности доставленных товаров тем, которые заявлены таможенным органам Республики Беларусь при их помещении под таможенную процедуру таможенного транзита, не могло служить самостоятельным основанием для отказа в убытии товаров предпринимателя с таможенной территории ЕАЭС.
Согласно пунктам 1 и 2, 3 статьи 92 Кодекса для убытия товаров с таможенной территории Союза перевозчик обязан представить таможенному органу документы и сведения, предусмотренные пунктом 1 статьи 89 Кодекса, в зависимости от вида транспорта, которым осуществляется перевозка (транспортировка) товаров, если иное не установлено Кодексом, а также документы, указанные в пунктах 2, 3 данной статьи.
О невыполнении перевозчиками данного требования таможня не заявила.
Вывод судов о том, что таможенные операции таможенного транзита и таможенные операции по убытию с таможенной территории ЕАЭС - это различные таможенные операции, осуществляемые уполномоченными должностными лицами пунктов пропуска последовательно, не позволял в рассматриваемой ситуации в отсутствие законных оснований уклоняться от выдачи разрешения на убытие товаров предпринимателя с таможенной территории ЕАЭС, изымать и задерживать товары.
При проведении таможенного контроля не допускается причинение неправомерного вреда перевозчику, декларанту, лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела, и иным лицам, чьи интересы затрагиваются решениями, действиями (бездействием) таможенных органов или их должностных лиц при проведении таможенного контроля, а также товарам и транспортным средствам.
Соблюдение таможней порядка и сроков совершения действий по изъятию и задержанию товаров предпринимателя в отсутствие законных для этого оснований само по себе не могло привести к отказу в удовлетворении заявленных требований.
В рассматриваемой ситуации при идентичности доставленных в установленные таможенными органами Республики Беларусь сроки транзита товаров предпринимателя тем, которые заявлены таможенным органам Республики Беларусь к таможенному транзиту с соблюдением условий, предусмотренных статьей 143 Кодекса, следование автотранспорта с гос.номерами: АМ0222-1/А8707Е-1, AI4803-1/F3151T-1, Т333мм67/GG105, АР69595/F4149В5 через белорусский участок таможенной границы после 01.07.2019 по территории Российской Федерации к месту доставки (убытия с территории Российской Федерации), в отсутствие как средств идентификации системы ГЛОНАСС и действительных учетных талонов, так и установленных порядков их применения, не является нарушением законодательства Российской Федерации, в том числе на этапе завершения таможенной процедуры таможенного транзита, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (статья 142 Кодекса).
Указание судов на возможность предпринимателя реализовать установленную Указом N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, процедуру, поскольку требования к средствам идентификации (пломбам), в том числе, функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 27.02.2016 N 147, не отменяет необходимость принятия прямо поименованных нормативных актов во исполнение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, негативные последствия отсутствия которых не могут быть переложены на предпринимателя. В противном случае нарушается баланс публичных и частных интересов, тогда как установленные в сфере таможенного регулирования правила должны носить исполнимый характер для участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц.
Необращение предпринимателя на момент начала транзитной перевозки за разъяснениями о необходимости применения специальных средств идентификации системы ГЛОНАСС в отсутствие действующего порядка их применения для целей международного таможенного транзита не образует противоправность поведения предпринимателя и является избыточным в условиях категоричной позиции таможни о запрете международного таможенного транзита товаров по территории Российской Федерации в этот период.
Следовательно, не основанные на нормативных актах уклонение таможни от выдачи разрешения на убытие за пределы таможенной территории ЕАЭС, изъятие и задержание товаров предпринимателя не соответствует принципам верховенства права, поддержания доверия к закону и действиям публичной власти, правовой определенности в отношениях с государством и приводит к нарушению баланса частных и публичных интересов, вследствие чего не могут быть признаны допустимыми.
При таких обстоятельствах обжалуемые судебные акты надлежит отменить как принятые без учета требований норм материального права.
Поскольку все обстоятельства по делу установлены и не требуется их дополнительного исследования, суд кассационной инстанции считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об удовлетворении уточненных требований предпринимателя.
В соответствии со статьями 101, 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде следует возложить на таможню.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А53-33723/2019 отменить.
Признать незаконным бездействие таможенного поста МАПП "Донецк" Миллеровской таможни по выдаче разрешения на убытие за пределы таможенной территории Таможенного союза (в Украину) автотранспортных средств международной перевозки с государственными номерами: АМ0222-1/А8707Е-1 (с товаром - печень куриная, замороженная 10 581 кг), AI4803-1/F3151T-1 (с товаром - мясо курицы отделенное механическим способом, замороженное 20 517 кг), Т333мм67/GG105 (с товаром - мясо куриное механической обвалки, замороженное 21 414 кг), АР69595/F4149В5 (с товаром - мясо куриное механической обвалки 10 500 кг).
Признать незаконными решения таможенного поста МАПП "Донецк" Миллеровской таможни об изъятии у перевозчиков товаров, находящихся в автотранспортных средствах международной перевозки гос.номера АМ0222-1/А8707Е-1, AI4803-1/F3151T-1, Т333мм67/GG105, АР69595/F4149В5 и их последующее размещение на специализированном складе -холодильнике.
Признать незаконными решения Миллеровской таможни о задержании товаров, формализованных протоколами задержания товаров от 27.08.2019 серия МТ N 00031,00032, 00033, 00034.
Взыскать с Миллеровской таможни в пользу индивидуального предпринимателя Корнеевой Лилии Ивановны 1800 рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Т.В. Прокофьева |
Судьи |
Т.Н. Драбо |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Указание судов на возможность предпринимателя реализовать установленную Указом N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, процедуру, поскольку требования к средствам идентификации (пломбам), в том числе, функционирующим на основе технологии глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС, утверждены постановлением Правительством Российской Федерации от 27.02.2016 N 147, не отменяет необходимость принятия прямо поименованных нормативных актов во исполнение Указа N 560 в редакции, действующей с 01.07.2019, негативные последствия отсутствия которых не могут быть переложены на предпринимателя. В противном случае нарушается баланс публичных и частных интересов, тогда как установленные в сфере таможенного регулирования правила должны носить исполнимый характер для участников внешнеэкономической деятельности и иных лиц.
...
В соответствии со статьями 101, 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации и постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.07.2014 N 46 "О применении законодательства о государственной пошлине при рассмотрении дел в арбитражных судах" расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение дела в суде следует возложить на таможню.
...
решение Арбитражного суда Ростовской области от 23.01.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2020 по делу N А53-33723/2019 отменить."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 5 ноября 2020 г. N Ф08-6454/20 по делу N А53-33723/2019