г. Краснодар |
|
06 ноября 2020 г. |
Дело N А53-3442/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 06 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Герасименко А.Н., судей Илюшникова С.М. и Калашниковой М.Г., в отсутствие в судебном заседании представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю, общества с ограниченной ответственностью "Русмедиа", извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Русмедиа" на решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 по делу N А53-3442/2020, установил следующее.
ООО "Русмедиа" (далее - общество) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконным и отмене постановления от 30.12.2019 N 026/04/14.3-1766/2019 по делу об административном правонарушении о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде административного штрафа в размере 101 тыс. рублей.
Решением суда от 05.06.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 31.07.2020, в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе общество просит отменить принятые по делу судебные акты и удовлетворить его требования. Общество указывает на то, что при распространении рекламы внимание потребителей привлекалось к товарам, реализуемым мебельным магазином, а не к кредитным продуктам; рекламодатель не занимается предоставлением финансовых услуг, объектом рекламирования выступает исключительно реклама мебели.
В отзыве на кассационную жалобу управление просит судебные акты оставить без изменения, отказать в удовлетворении кассационной жалобы общества.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа считает, что жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в ходе осуществления государственного надзора за рекламной деятельностью хозяйствующих субъектов были выявлены нарушения рекламного законодательства Российской Федерации, а именно: 16.09.2019 по адресу:
г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 32 Б, подъезд 2 в кабине лифта распространялась реклама "Мебель Оптторг. Федеральная сеть салонов. 8- 800-700-38-83. Кредит*. *Кредит предоставляется банком, выбранным клиентом, и банком, с которыми сотрудничает продавец_".
В данной рекламе финансовых услуг (кредит) нет указаний о лице, предоставляющем данные услуги. Данная реклама распространялась на основании договора от 29.06.2018 N Р-М-С18-91, заключенного обществом и ИП Григоряном О.М.
Выявленное нарушение послужило основанием для составления 15.11.2019 управлением протокола N 561 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ. Протокол составлен в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего уведомления.
30 декабря 2019 года управление, в отсутствие законного представителя общества при наличии доказательств его надлежащего извещения, вынесло постановление N 026/04/14.3-1766/2019, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ и ему назначен штраф в размере 101 тыс. рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в суд.
При принятии обжалуемых судебных актов, судебные инстанции правомерно руководствовались статьями 208, 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13.3 КоАП РФ, статями 3, 28, 33, 38 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), а также разъяснениями, изложенными в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.1997 N 4-П.
Суды исходили из следующих обстоятельств.
Из материалов дела видно, что адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 32 Б, подъезд 2 в кабине лифта распространялась реклама "Мебель Оптторг. Федеральная сеть салонов.
8- 800-700-38-83. Кредит*. *Кредит предоставляется банком, выбранным клиентом и банком, с которыми сотрудничает продавец_". В данной рекламе финансовых услуг (кредит) нет указаний о лице, предоставляющем данные услуги. Данная реклама распространялась на основании договора от 29.06.2018 N Р-М-С18-91, заключенного между обществом и ИП Григоряном О.М.
Из содержания, размещенной обществом информации, с учетом ее распространения в г. Ставрополь в кабинах лифта, следует, что данная информация является рекламой, поскольку адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к товарам, реализуемым обществом, формированию и поддержанию интереса к ним и продвижению на рынке.
Поскольку в размещенной обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг "в кредит", суды пришли к выводу о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае из текста рекламного объявления не усматривается указание на конкретную кредитную организацию, предоставляющую финансовую услугу. Сл6едовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование и имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания "в кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов общества в заблуждение.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
Суды отметили соблюдение антимонопольным органом порядка привлечения общества к административной ответственности, доказанность вины в совершении вменяемого административного правонарушения, отсутствие оснований для признания его малозначительным либо для снижения размера назначенного административного наказания.
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку общества на письма Федеральной антимонопольной службы России от 08.11.2007 N АК/21149, поскольку позиция антимонопольного органа, изложенная в данном письме, является неактуальной. В письме Федеральной антимонопольной службы России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" арбитражными судами" указано, что в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит.
Доводы кассационной жалобы не основаны на нормах права, направлены на переоценку доказательств, которые суды оценили с соблюдением норм главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и в силу статей 286 и 287 Кодекса подлежат отклонению. Нормы права при рассмотрении дела применены правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену судебных актов (статья 288 Кодекса), не установлены. При таких обстоятельствах основания для удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 05.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.07.2020 по делу N А53-3442/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Н. Герасименко |
Судьи |
С.М. Илюшников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Поскольку в размещенной обществом рекламе содержится указание на предоставление рекламируемых услуг "в кредит", суды пришли к выводу о том, что такое указание воспринимается как предложение в получении именно банковской услуги. В данном случае из текста рекламного объявления не усматривается указание на конкретную кредитную организацию, предоставляющую финансовую услугу. Сл6едовательно, спорная реклама должна соответствовать требованиям части 1 статьи 28 Закона о рекламе и содержать наименование и имя лица, оказывающего эти услуги.
Таким образом, отсутствие в тексте рекламы указанных существенных сведений искажает смысл информации, а включение в нее словосочетания "в кредит" не дает потребителям рекламы соответствующего действительности представления об условиях приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг); отсутствие сведений о форме предоставления кредита не позволяет потребителям обоснованно, с учетом своих возможностей, принять решение о необходимости приобретения товара (выполнения работ, оказания услуг) на предложенных условиях оплаты либо об отказе от этого, соответственно, вводит потенциальных клиентов общества в заблуждение.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали доказанным наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ.
...
Суд кассационной инстанции отклоняет ссылку общества на письма Федеральной антимонопольной службы России от 08.11.2007 N АК/21149, поскольку позиция антимонопольного органа, изложенная в данном письме, является неактуальной. В письме Федеральной антимонопольной службы России от 16.12.2011 N АК/47126 "Об актуальных вопросах применения Федерального закона "О рекламе" арбитражными судами" указано, что в случае размещения в рекламе какого-либо товара информации о возможности приобретения данного товара в кредит подобная реклама должна соответствовать положениям статьи 28 Закона о рекламе, в том числе в части указания имени или наименования лица, предоставляющего кредит."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 ноября 2020 г. N Ф08-9185/20 по делу N А53-3442/2020