Методология управленческого аудита
Умение грамотно контролировать хозяйственную деятельность коммерческой организации во многом определяет способность менеджеров обосновывать и принимать оптимальные управленческие решения, в конечном итоге обеспечивающие ее конкурентоспособность, эффективное функционирование и развитие. В конкурентной среде рыночных отношений управленческий аудит позволяет сформировать всю необходимую деловую информацию: маркетинговый аудит - о рынках, производственный аудит - о состоянии производства и имущества, аудит финансовой политики - о расходах и доходах по основным центрам хозяйственной ответственности, о финансовых обязательствах, доходности и движении капитала, финансовой производительности и т.п. Комплексный управленческий аудит обеспечивает информационную прозрачность различных направлений хозяйственной деятельности и процедур управления на всех его уровнях. Поэтому знание методологии управленческого аудита и умение применять его методику при исследовании различных сторон хозяйственной деятельности коммерческой организации являются одним из важнейших элементов профессионализма менеджеров.
Сущностью управленческого аудита являются системное исследование и оценка всего комплекса экономических показателей деятельности организации, основанные на разложении информации в ее многообразных аспектах и определяющих ее факторах на элементы и их изучении во всем многообразии причинно-следственных связей и зависимостей. Предметом управленческого аудита в принципе выступают выраженные в системе экономических показателей результаты хозяйственной деятельности, а также экономические характеристики событий и явлений, ее обусловливающих.
Сущностью и предметом управленческого аудита определяются стоящие перед ним задачи, важнейшими из которых являются:
- оценка влияния объективных и субъективных, внутренних и внешних факторов на результаты хозяйственной деятельности коммерческой организации;
- экономическое обоснование текущих управленческих решений, бизнес-планов и проектов, бюджетов, продуктовых программ, нормативов расходования ресурсов;
- оценка экономической эффективности использования ресурсов, поиск резервов повышения эффективности их использования;
- экономическое обоснование бизнес-политики, обеспечивающей достижение стоимостных целей и решение стоимостных задач коммерческой организации (максимизация ценности бизнеса, максимизация рентабельности активов, максимизация рентабельности собственного и совокупного (инвестированного) капиталов, максимизация прибыли при приемлемом уровне ликвидности, достижение устойчивого потока доходов в долгосрочном периоде, рост рыночной стоимости и доходности акций, рост рыночной стоимости собственного капитала, достижение оптимальных значений специфических отраслевых показателей хозяйственной деятельности и др.);
- оценка экономической эффективности бизнес-процессов, оценка стадии жизненного цикла коммерческой организации как бизнес-элемента экономики.
Значение управленческого аудита вытекает из его роли и функций, которые он выполняет в системе управления коммерческой организацией. К функциям управленческого аудита следует отнести превентивную, оперативную, защитную, информативную, упорядочивающую и коммуникативную. Превентивная функция управленческого аудита реализуется в процессе прогнозирования и планирования хозяйственной деятельности, на стадии подготовки управленческих решений, предупреждая нежелательные явления, предохраняя организацию от нежелательных последствий неверных управленческих решений и действий. Оперативная функция управленческого аудита реализуется в процессе исполнения принятых решений, обеспечивая оптимизацию управленческих процедур. Защитная функция отражает ведущую роль управленческого аудита в разработке механизмов защиты ресурсов организации (управленческий аудит позволяет выявлять и предотвращать необоснованные траты, нецелевое и неэффективное использование, завышенные нормативы отпуска сырья и т.п.).
Благодаря аудиту обеспечивается оптимальный ход процесса управления на всех его стадиях (от разработки планов и программ хозяйственной деятельности до контроля за исполнением принятых решений) в любой функциональной сфере деятельности организации. Следовательно, управленческий аудит можно рассматривать как систематизирующее, упорядочивающее звено системы управления коммерческой организацией. Он, с одной стороны, выполняет информативную функцию, обеспечивая информационную прозрачность управленческих процедур для возможности принятия эффективных решений (реализация информационной функции), а с другой - упорядочивающую и коммуникативную функции, обеспечивая исполнение принятых решений. В то же время управленческий аудит является основой функционирования управленческой информационной системы, т.е. системы обработки и интеграции разнообразной внутренней и внешней информации, необходимой для принятия решений на всех уровнях управления.
В ходе управленческого аудита проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые периоды, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разнообразных факторов на результаты хозяйственной деятельности; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и др. Большая роль отводится аудиту в определении и использовании резервов повышения эффективности производства. Он содействует рационализации, экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат, недостатков в работе и т.д.
Таким образом, управленческий аудит является системообразующим звеном в системе управления коммерческой организацией, основой управленческой информационной системы, важным элементом разработки научно обоснованных планов и подготовки управленческих решений, инструментом оперативного контроля принятых решений, действенным средством предотвращения неэффективной хозяйственной деятельности и выявления внутрихозяйственных резервов.
Управленческий аудит играет важную роль в разработке и мониторинге основных показателей бизнес-плана.
Бизнес-планирование состоит в определении целей и задач бизнес-проектов, путей их достижения, а также детализации всего этого в специальном документе (бизнес-плане). Бизнес-план представляет собой внутрифирменный документ, включающий основные аспекты разрабатываемого коммерческого мероприятия, анализ предполагаемых проблем, возможные "узкие места", показатели-индикаторы, по которым целесообразно слежение за текущим состоянием дел. Бизнес-план является средством анализа планируемого бизнес-проекта на его реалистичность и эффективность. Состав, структура и объем бизнес-плана определяются спецификой вида деятельности, размером предприятия и целью составления.
Основные цели разработки бизнес-плана:
- обоснование приватизации объектов государственной и муниципальной собственности;
- обоснование инвестиционных проектов;
- обоснование отдельных крупных хозяйственных операций;
- обоснование эмиссии ценных бумаг;
- определение и обоснование перспектив развития организации;
- обоснование проведения слияний, поглощений, других реорганизационных мероприятий (в том числе в рамках стратегического менеджмента на несостоятельном предприятии);
- обоснование мер финансового оздоровления и выхода из временного экономического кризиса.
Не существует жестко регламентированной формы и структуры бизнес-плана. Однако, как правило, в нем предусматриваются: резюме (представляющее преимущества проекта и финансовые результаты, ожидаемые от его реализации), конфиденциальный меморандум, описание предприятия и отрасли и основная часть. Основная часть бизнес-плана обычно содержит:
- описание бизнеса (описание товаров и услуг, ради которых задумывался проект, и факторов, обеспечивающих достижение конкурентоспособности; информация о возможных конкурентах; анализ рынков сбыта; планы маркетинга и производства);
- финансовую информацию (прогноз объемов реализации, прогнозный баланс активов и пассивов, таблица доходов и затрат, график достижения безубыточности, бюджет денежных средств, стратегия финансирования, оценка рисков, расчет основных финансовых коэффициентов);
- сопроводительные документы (учредительные документы, организационный и юридический планы, деловые рекомендации, данные об управляющих, изображения продуктов, публикации и другие материалы о рынке, копии контрактов, лицензий, патентов).
Управленческий аудит - важнейший элемент разработки и мониторинга бизнес-плана, так как весь комплекс качественных и количественных плановых показателей является предметом управленческого аудита. В таблице приведен перечень основных задач управленческого аудита в рамках разработки и мониторинга бизнес-плана. Как видно из таблицы, составление каждого раздела бизнес-плана связано с осуществлением определенных аудиторских процедур. Таким образом, аналитическая информация по всем аспектам намеченного бизнес-проекта, полученная в результате управленческого аудита, служит основой для принятия решений в бизнес-планировании.
Перечень задач управленческого аудита
в рамках примерной структуры бизнес-плана
Название и содержание раздела бизнес-плана |
Задача управленческого аудита |
Титульный лист: Название и адрес организации Имена и адреса учредителей Суть предлагаемого бизнес-проекта Стоимость бизнес-проекта Ссылка на секретность |
|
Резюме (обзорный раздел): Цели бизнес-проекта, краткая ха- рактеристика предлагаемого про- дукта предпринимательской дея- тельности (далее - ППД) и конеч- ного результата проекта, способы и возможности достижения постав- ленных целей, сроки осуществления проекта, затраты на его реализа- цию, сведения об объемах привле- каемых инвестиций и о предполага- емом сроке возврата затраченных средств, ожидаемая результатив- ность и эффективность, сфера ис- пользования результата |
Обобщенный аудит целей бизнес-проекта на их реалистичность |
Предприятие: Характер бизнеса, его цели и ста- дия развития, потребности рынка и методы их удовлетворения органи- зацией Ключевые преимущества коммерчес- кой организации (качество после- продажного обслуживания, эффек- тивность системы поставок, выгод- ное географическое положение и т.п.) |
Оценка стадии развития бизнеса, его целей и перспектив; анализ отличи- тельных особенностей организации и ее преимуществ перед конкурентами |
Товар (услуга): Описание ППД: потребительские свойства, отличие от продуктов конкурентов, степень защищенности патентами, организация послепро- дажного (гарантийного) обслужива- ния Конкурентоспособность ППД |
Аудит конкурентоспособности ППД по экономическим параметрам (структура полных затрат потребителя по приобре- тению и потреблению продукта, которая определяется его свойствами и услови- ями приобретения и использования); расчет и оценка интегрального показа- теля конкурентоспособности ППД; прог- нозный анализ и оптимизация затрат на организацию послепродажного обслужи- вания |
Рынок сбыта: Масштабы, характеристики и тен- денции отрасли Потенциальные потребители Рыночная конъюнктура (характерис- тика соотношения спроса и предло- жения, уровня цен на продукты, аналогичные ППД) Прогноз спроса и динамики продаж Конкуренты |
Аудит емкости и конъюнктуры рынка; аудит темпов прироста ППД в отрасли; аудит спроса и предложения на про- дукты, аналогичные ППД (далее - на продукты данного вида); аудит цен и динамики продаж; аудит стратегий, сильных и слабых сторон конкурентов; сравнительный анализ отдельных пока- зателей деятельности конкурентов |
План маркетинга: Маркетинговая стратегия Ценообразование Каналы сбыта Методы продажи Методы стимулирования спроса Реклама |
Аудит состояния рынка; аудит динамики изменения цен на продукты данного ви- да; аудит цен на продукты конкурен- тов; аудит эластичности спроса и предложения от цен; аудит зависимости цен от объема реализации и уровня по- стоянных и переменных затрат в расче- те на единицу продукта; анализ влия- ния различных вариантов цен на дости- жение безубыточности производства; анализ зависимости целей проекта от различных стратегий ценообразования (с целью выбора и обоснования страте- гии); прогнозный анализ и оптимизация затрат на организацию рекламы |
План производства: Технологии, производственные пло- щади, оборудование, здания, соо- ружения, инженерная инфраструкту- ра Сырье, материалы, комплектующие. Описание процедур поставки сырья, материалов, комплектующих изделий (с полным перечнем условий по це- не, количеству, качеству) Источники энергии Трудовые ресурсы Описание производственных потоков и технологического процесса (схе- мы движения материальных потоков, перечень базовых операций по об- работке и сборке, контроль ка- чества выпускаемой продукции и т.д.) |
Аудит производственных возможностей организации; аудит затрат на получе- ние или разработку технологий произ- водства; аудит фондовооруженности; аудит источников, форм и сроков фор- мирования производственной базы про- екта (производственных мощностей и производственной инфраструктуры); ау- дит затратных характеристик по суб- подрядам; аудит затрат на сырье, ма- териалы, комплектующие, энергию; ана- лиз затрат на трудовые ресурсы; аудит затрат на контроль качества выпускае- мой продукции; аудит себестоимости продукции (по экономическим элементам и статьям затрат); аудит ассортимент- ных программ; аудит качества продук- ции |
Организационный план: Организационная структура и сис- тема управления компанией Основные руководители Разделение труда по подразделени- ям Способы привлечения и заработная плата специалистов |
Аудит рациональности организационной структуры и системы принятия решений, аудит эффективности управления; аудит затрат на оплату труда руководителей проекта и привлеченных специалистов; выявление и измерение внутренних ре- зервов повышения эффективности биз- нес-проекта |
Юридический план: Форма собственности Правовой статус Характеристика правовых докумен- тов, регулирующих создаваемый бизнес |
Анализ и оценка целесообразности из- менения формы собственности |
Стратегия финансирования: Финансовые потребности Направления использования средств Обоснование окупаемости вложений |
Оценка текущих и прогнозируемых фи- нансовых потребностей; анализ и обос- нование направлений использования средств; оценка источников финансиро- вания проекта; оценка сроков окупае- мости вложений |
Финансовый план: Прогноз объемов реализации Баланс денежных расходов и пос- туплений Таблица доходов и затрат Баланс активов и пассивов График достижения безубыточности |
Прогнозная оценка объемов реализации; прогнозный анализ движения денежных средств, оценка ликвидности предприя- тия при реализации проекта; прогноз- ная оценка доходов и затрат, анализ формирования и изменения прибыли; прогнозная оценка активов и соответ- ствующих источников их формирования; расчет критического объема производ- ства; анализ и оценка влияния измене- ния объема продаж на приращение при- были коммерческой организации; аудит финансового состояния предприятия; прогнозная оценка изменения стоимости предприятия в результате реализации отдельных бизнес-проектов |
Оценка риска и страхование: Оценка риска Меры профилактики риска Программа минимизации риска |
Анализ риска по источникам и причинам (выявление и систематизация факторов риска); оценка риска (вероятности на- ступления неблагоприятного события); анализ затрат на мероприятия, снижаю- щие вероятность наступления неблаго- приятных событий; анализ затрат на программу минимизации риска (переда- ча риска, страхование и др.) |
В.В. Бурцев,
профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова,
доктор экономических наук
"Аудиторские ведомости", N 10, октябрь 2003 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Аудиторские ведомости"
Учредители: Аудиторская палата России, Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ
Международный еженедельник "Финансовая газета"
Издатель: Международный еженедельник "Финансовая газета"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати 31 января 1997 г.
Свидетельство о регистрации N 015676
Адрес редакции: 103006, Москва, ул. Ткацкая, 17а