г. Краснодар |
|
12 ноября 2020 г. |
Дело N А32-7975/2020 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего судьи Анциферова В.А., судей Мазуровой Н.С. и Сидоровой И.В. при участии в судебном заседании от заявителя - акционерного общества Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (ИНН 2325014338, ОГРН 1022303445603) - Типикина Д.А. (доверенность от 09.03.2018), от органа, осуществляющего публичные полномочия - министерства природных ресурсов Краснодарского края (ИНН 2312161984, ОГРН 1092312004113) - Крохмаля Д.А. (доверенность от 26.12.2019), надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, в том числе путем размещения информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, рассмотрев кассационную жалобу министерства природных ресурсов Краснодарского края на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-7975/2020, установил следующее.
Акционерное общество Производственно-деревообрабатывающий комплекс "Апшеронск" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к министерству природных ресурсов Краснодарского края (далее - министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии в установленный срок решения по заявлению от 30.12.2019 N 657/0026-19 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества, о понуждении к выдаче заключения такой экспертизы в течение трех рабочих дней с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020, оставленным без изменения постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020, заявление удовлетворено. Судебные акты мотивированы следующим. Законодательно установлено, что проведение государственной экспертизы проекта освоения лесов должно проводится в срок до 30 дней с даты поступления соответствующих заявления и материалов. Заявление общества поступило в министерство 30.12.2019. Бездействие министерства является незаконным. Оно обязано рассмотреть заявление общества в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Министерство обжаловало решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 в порядке, определенном нормами главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Арбитражный процессуальный кодекс), приведя следующие основания проверки законности судебных актов. В действиях министерства отсутствуют признаки недобросовестного поведения. Бездействие в вопросе проведения экспертизы проекта освоения лесов не допущено. Срок действия предыдущего проекта освоения лесов истек 31.12.2017 в связи с окончанием срока действия лесохозяйственного регламента Горячеключевского лесничества. Новый лесохозяйственный регламент Горячеключевского лесничества утвержден приказом министерства от 01.02.2018 N 181. Заявление с проектом освоения лесов подано только 30.12.2019, то есть бездействие допущено обществом. При рассмотрении представленного проекта освоения лесов министерство руководствуется административным регламентом, которым установлены последовательность процедур и сроки. Для совершения каждого из действий установлено не более 30 дней. За 2019 год в министерство поступило больше количество проектов освоения лесов. Министерство проводит государственную экспертизу представленных проектов в очередности их поступления с целью исключения коррупционных рисков.
Изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что общество обратилось в министерство с заявлением от 30.12.2019 N 657/0026-19 о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда Горячеключевского лесничества, переданных обществу по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 N 2-ИНВ. Заявление зарегистрировано в министерстве 30.12.2020 под номером 2020-55259/19. Общество направило в министерство письмо от 17.02.2020 N 114/1 с требованием о подготовке результатов экспертизы проекта освоения лесов и направлении заявителю соответствующего заключения. Информация о результатах рассмотрении заявления в общество не поступала.
Названные обстоятельства послужили основаниями обращения общества в арбитражный суд. Законность решения и постановления арбитражных судов первой и апелляционной инстанций проверяется исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, с учетом установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса пределов рассмотрения дела в арбитражном суде кассационной инстанции.
Положениями главы 24 Арбитражного процессуального кодекса установлено, что удовлетворение требования о признании ненормативного правового акта органа, осуществляющего публичные полномочия, недействительным, а его или должностного лица решения, действия (бездействия) - незаконным (далее - оспариваемые акты, органы) возможно при установлении несоответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту и нарушения ими прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 4 статьи 200). Обязанность доказывания соответствия оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту, законности их принятия (совершения), наличия у органов соответствующих надлежащих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия (совершения) оспариваемых актов, возлагается на принявшие (совершившие) их органы (статья 65, часть 5 статьи 200).
Лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, а также лица, использующие леса на основании сервитута или установленного в целях, предусмотренных статьей 39.37 Земельного кодекса Российской Федерации, публичного сервитута, составляют проект освоения лесов, который подлежит государственной или муниципальной экспертизе в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 1 статьи 88, часть 1 статьи 89 Лесного кодекса Российской Федерации; далее - Лесной кодекс).
Согласно пункту 2 Порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 26.09.2016 N 496, экспертиза проводится органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с принятыми административными регламентами предоставления государственной и муниципальной услуг на основании заявления, указанного в пункте 5 названного Порядка, в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Целью экспертизы является оценка соответствия проекта освоения лесов лесохозяйственному регламенту лесничества, лесопарка, лесному плану субъекта Российской Федерации, а также принципам рационального использования и сохранения биологического разнообразия лесов и законодательству Российской Федерации (пункты 3, 7). Экспертиза проекта освоения лесов проводится в срок до 30 дней с даты поступления материалов. Результат экспертизы оформляется в виде заключения, утверждаемого органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах полномочий в соответствии со статьями 81 - 84 Лесного кодекса. Заключение экспертизы может быть положительным либо отрицательным (пункт 9).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, которым установлен срок 30 дней для рассмотрения заявления и принятия решения по его существу.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса имеющиеся в деле доказательства, правильно применив вышеприведенные нормативные положения и разъяснения высшей судебной инстанции, суды первой и апелляционной инстанции обоснованно заключили о следующем. Министерством нарушен нормативно установленный тридцатидневный срок для рассмотрения заявления общества от 30.12.2019 N 657/0026-19 и проведения государственной экспертизы проекта освоения лесов. Допущенное министерством бездействие является незаконным и нарушает права общества как арендатора по договору аренды лесного участка от 17.09.2009 N 2-ИНВ. Для восстановления нарушенного права общества министерство должно рассмотреть заявление о проведении государственной экспертизы проекта освоения лесов в течение 30 рабочих дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"; далее - постановление Пленума N 13).
Соответствие выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильное применение норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов в совокупности с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, исключают возможность удовлетворения последней в силу норм статей 286, 287, 288 Арбитражного процессуального кодекса.
Поскольку кассационная жалоба рассмотрена, суд кассационной инстанции в порядке части 4 статьи 283 Арбитражного процессуального кодекса с учетом изложенных в пункте 25 постановления Пленума N 13 разъяснений считает необходимым отменить приостановление исполнения обжалуемых судебных актов, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.09.2020.
Руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 03.06.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-7975/2020 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Отменить приостановление исполнения обжалуемых судебных актов по делу N А32-7975/2020, принятое определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 02.09.2020.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1. Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.А. Анциферов |
Судьи |
Н.С. Мазурова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 15.02.2018 N 57 утвержден Административный регламент предоставления органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области лесных отношений государственной услуги по проведению государственной экспертизы проектов освоения лесов, расположенных на землях лесного фонда, которым установлен срок 30 дней для рассмотрения заявления и принятия решения по его существу.
...
Доводы кассационной жалобы названные выводы не опровергают и направлены на установление обстоятельств, не установленных судами первой и апелляционной инстанций или отвергнутых ими как не подтвержденных доказательствами. Переоценка судом кассационной инстанции доказательств по делу, то есть иные по сравнению со сделанными судами первой и апелляционной инстанций выводы относительно того, какие обстоятельства по делу можно считать установленными исходя из иной оценки доказательств, в частности, относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, не допускается (пункт 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2020 N 13 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде кассационной инстанции"; далее - постановление Пленума N 13)."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12 ноября 2020 г. N Ф08-8290/20 по делу N А32-7975/2020