г. Краснодар |
|
10 ноября 2020 г. |
Дело N А32-61261/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 ноября 2020 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в составе председательствующего Черных Л.А., судей Воловик Л.Н. и Драбо Т.Н., в отсутствие в судебном заседании заявителя - акционерного общества "Тандер" (ИНН 2310031475, ОГРН 1022301598549) и от заинтересованного лица - Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (ОГРН 1082635013163, ИНН 2636055263), извещенных о месте и времени судебного разбирательства (уведомления N 12358 8, 12359 5, отчет о публикации судебных актов на сайте в сети Интернет), рассмотрев кассационную жалобу Комитета Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-61261/2019, установил следующее.
АО "Тандер" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Комитету Ставропольского края по пищевой и перерабатывающей промышленности, торговле и лицензированию (далее - комитет) о признании незаконным и отмене постановления от 22.11.2019 N 07/771-2019 о привлечении к ответственности по статье 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа за недостоверную фиксацию информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - ЕГАИС) в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - алкогольная продукция) порядке.
Решением суда от 17.02.2020, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 12.08.2020, постановление признано незаконным и отменено.
Судебные акты мотивированы недоказанностью наличия события и состава вмененного обществу правонарушения.
В кассационной жалобе комитет просит решение суда и постановление суда апелляционной инстанции отменить, отказать в удовлетворении требования. Указывает, что искажение данных о цене проданной алкогольной продукции в системе ЕГАИС зависит от воли общества, находится в пределах его контроля, в его действиях имеется состав вмененного ему правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу общество просит оставить судебные акты без изменения как законные и обоснованные, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив законность и обоснованность судебных актов, считает, что судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции по следующим основаниям.
Суд установил и материалами дела подтверждается, что при реализации обществом 16.06.2019 и 21.06.2019 в магазинах (Ставропольский край, Пятигорск, Московская, 74; Ставропольский край Предгорный район ст. Суворовская ул. Левчишина д. 25) алкогольной продукции (виски купажированный "Bell's Original"/"Беллс Ориджинал" объемом 0,7 л по цене 215 рублей и коньяка "Старейшина" ТРЭВЕЛ объемом 0,25 л по цене 177 рублей 90 копеек, по одной бутылке) отражены сведения об их продаже ниже допустимой минимальной розничной цены для названных категорий алкоголя.
Постановлением от 22.11.2019 N 07/771-2019 общество привлечено к ответственности по статьи 14.19 Кодекса в виде взыскания 150 тыс. рублей штрафа за нарушение
Общество обжаловало постановление в арбитражный суд.
Статья 14.19 Кодекса устанавливает ответственность в том числе за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции порядка учета объема ее производства, оборота и (или) использования либо нефиксацию информации в ЕГАИС в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции порядке.
Правовые основы регулирования деятельности по обеспечению государственного учета и отчетности в области производства и оборота алкогольной продукции установлены Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Закон N 171-ФЗ).
Организации, осуществляющие в том числе оборот алкогольной продукции, обязаны осуществлять учет объема ее оборота (часть 1 статьи 14 Закона N 171-ФЗ).
Правила функционирования ЕГАИС утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459 "О функционировании единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" (далее - Правила N 1459).
Организации, использующие оборудование для учета объема розничной продажи маркированной алкогольной продукции, помимо информации, указанной в пункте 7 Правил, представляют в ЕГАИС с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 18, 20, 23 - 26 и 30 пункта 6 Правил (сведения о продаже каждой единицы алкогольной продукции (дата и время продажи, номер контрольно-кассовой машины, номер смены, номер кассового чека), сведения об алкогольной продукции, нанесенные на федеральную специальную марку или акцизную марку, которой маркирована реализованная алкогольная продукция) (пункт 16 Правил N 1459).
Направление в том числе информации об объеме оборота продукции в ЕГАИС осуществляется организацией с использованием программно-аппаратных средств в электронном виде с применением усиленной квалифицированной электронной подписи путем представления заявки о фиксации по форме, в формате и в сроки, которые утверждаются Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка (пункт 21 Правил N 1459).
В соответствии с разделом II.I приложения к Приказу Минфина России от 15.06.2016 N 84н "Об утверждении форм и сроков представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, об алкогольной продукции, объеме розничной продажи алкогольной продукции, а также о документах, разрешающих и сопровождающих розничную продажу алкогольной продукции, а также форм и сроков представления подтверждения фиксации информации и уведомлений об отказе в фиксации информации в указанной информационной системе" заявка о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже (возврате) маркированной алкогольной продукции, представляемая организациями с каждого фактического места осуществления деятельности (торговой точки), направляется в момент оформления кассового чека, содержащего в качестве товара маркированную алкогольную продукцию.
Поштучный учет в ЕГАИС обеспечивает прослеживаемость движения каждой единицы маркируемой алкогольной продукции от производителя до конечного потребителя. Методология ведения поштучного учета оборота алкогольной продукции размещена на специализированном сайте Росалкогольрегулирования по ссылке http://egais.ru/files/mr2.6.pdf (письмо Минфина России от 13.03.2019 N 03-14-15/16061).
Приказом Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка от 03.03.2016 N 54 "Об утверждении формата представления в электронном виде заявок о фиксации в ЕГАИС организациями, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции, и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях их последующей розничной продажи, сельскохозяйственными товаропроизводителями с использованием программно-аппаратных средств, а также формата представления подтверждения о фиксации информации и уведомления об отказе фиксации" (далее - Приказ N 54) (раздел 2.6, таблиц 2.6.1.1.1) установлен формат заявки о фиксации в ЕГАИС информации о розничной продаже маркированной алкогольной продукции, включающий в том числе цену реализуемой алкогольной продукции.
Суд указал, что основанием для привлечения общества к ответственности по статье 14.19 Кодекса явилась недостоверная фиксация информации о реализации 16.06.2019 и 21.06.2019 алкогольной продукции в Журналах учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции по чекам, в ЕГАИС.
При этом суд отметил, что в протоколе об административном правонарушении от 30.10.2019 обществу вменяется нарушение пункта 2 статьи 14 Закона N 171-ФЗ, пункта 2.6 Приказа N 54 - учета объема оборота алкогольной продукции в виде фиксации в ЕГАИС недостоверной информации об объемах оборота алкогольной продукции. Доказательства вины в нарушении требований по фиксации информации в ЕГАИС не представлены, поскольку не представлены доказательства вины общества в некорректной информации, зафиксированной в ЕГАИС.
Однако, суд не учел, что в кассовых чеках от 16.06.2019 и 21.06.2019 указана цена за одну единицу алкогольной продукции - виски купажированный "Bell's Original"/"Беллс Ориджинал" - 920 рублей, коньяк "Старейшина" ТРЭВЕЛ - 249 рублей, тогда как в ЕГАИС зафиксирована цена в размере 215 рублей и 177 рублей 90 копеек соответственно (л. д. 24, 30, 31, 74, 92 т. 1).
Соглашаясь с доводом об отсутствии в действиях общества вмененного ему правонарушения, суд исходил из того, что доказательствами наличия состава правонарушения названо только письмо Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.07.2019 N у8-9434/11 и распечатки электронных файлов протокола запроса ЕГАИС.
Суд сослался на копии кассовых и товарных чеков, протоколы запросов ЕГАИС, карточки контрольно-кассовой техники, суд счел подтвержденной продажу названной алкогольной продукции по ценам 920 рублей и 249 рублей, и непредставление комитетом доказательств нарушения требований по фиксации информации в ЕГАИС - постановление и протокол об административном правонарушении не содержат ссылок на доказательства о некорректной информации фиксации в ЕГАИС (акт осмотра, заключение технических специалистов о наличии возможности продажи (фиксации в ЕГАИС) алкогольной продукции ниже установленной цены, о состоянии контрольно-кассовой техники и данных фискальной памяти; иные доказательства о недобросовестности общества).
Суд также указал, что в письме Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Северо-Кавказскому федеральному округу от 02.07.2019 N у8-9434/11 отсутствуют сведения о нарушении обществом порядка учета оборота алкогольной продукции в ЕГАИС, а содержится информация о выявлении рядом организаций, осуществляющих розничную продажу алкогольной продукции, нарушений обязательных требований в части соблюдения минимальных цен на алкогольную продукцию крепостью свыше 28%.
Между тем, суд не учел следующее.
Из информации, зафиксированной в ЕГАИС, отчетов по реализации продукции ниже минимальной цены следует, что 16.06.2019 и 21.06.2019 зафиксирована реализация двух наименований алкогольной продукции: виски купажированный "Bell's Original"/"Беллс Ориджинал" по цене 215 рублей и коньяка "Старейшина" ТРЭВЕЛ - 177 рублей 90 копеек (л. д. 24, 30 - 32 т. 1).
В журналах учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции с 16.06.2019 по 21.06.2019, между тем, отмечено, виски купажированный "Bell's Original"/"Беллс Ориджинал" продан 16.06.2019 по цене 237 рублей, а коньяк "Старейшина" ТРЭВЕЛ продан 21.06.2019 по цене 229 рублей (л. д. 44, 48 т. 1).
Из представленных самим обществом кассовых чеков от 16.06.2019 и 21.06.2019 усматривается, что виски купажированный "Bell's Original"/"Беллс Ориджинал" продан по цене 920 рублей, коньяк "Старейшина" ТРЭВЕЛ - за 249 рублей (л. д. 74, 92 т. 1).
Следовательно, в материалах дела имеется информация о продаже спорной алкогольной продукции по трем разным ценам. В ЕГАИС зафиксирована информация о цене, отличающаяся от фактической цены, что следует из представленных обществом кассовых чеков. Общество не оспаривает указанное несоответствие. Названные противоречия суд не исследовал и не устранил.
Материалы дела не содержат также доказательства наличия технических сбоев 16.06.2019 и 21.06.2019 в работе ЕГАИС, некорректного взаимодействия между контрольно-кассовой техникой и универсальным транспортным модулем ЕГАИС, загруженности каналов связи, иных технических проблем, способствовавших представлению названных некорректных сведений о продаже продукции, не зависящих от воли общества.
Вменяя управлению непредставления доказательств соответствия применяемого при фиксации в ЕГАИС сведения о реализации алкогольной продукции программного обеспечения, суд не дал правовой оценки Порядку работы участника системы при фиксации данных в ЕГАИС, утвержденному Росалкогольрегулированием, исходя из которого технически невозможно закрытие и выдача покупателю кассового чека о реализации алкогольной продукции без предварительной фиксации этой продажи в ЕГАИС. Исходя из разработанного алгоритма, кассир считывает EAN товара, принесенного на кассу покупателем, при считывании на экране кассового аппарата появляется запрос о сканировании штрих-кода федеральной или специальной марки, затем с помощью 2D-сканера кассир считывает штрих-код ФСМ/АМ, и только при успешном считывании ШК ФСМ/АМ товар добавляется в кассовый чек, иначе продажа товара отменяется. Товар вносится в чек, кассир закрывает продажу, кассового ПО генерирует xmi-файл и отправляет его в универсальный транспортный модуль ЕГАИС. Последний формирует квитанцию и возвращает ее в кассу. Происходит закрытие чека с печатью слипа алкогольной продукции (копии чека расчетной операции, подтверждающей оплату товара или услуги банковской картой). Эти действия напрямую зависят от воли общества и находятся в пределах его контроля.
При выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в нее заявку о фиксации с уточненными данными (пункт 24 Правил N 1459). Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, вывод суда о недоказанности управлением принятии обществом достаточные меры для соблюдения требований действующего законодательства об обороте алкогольной продукции при наличии у него обязанности контроля за надлежащим техническим состоянием компьютерных и технических систем и устройств, передающих информацию в ЕГАИС, и достоверной фиксации в ЕГАИС сведений о цене реализованной алкогольной продукции, основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, без учета норм права, регулирующих особенности розничной реализации алкогольной продукции (в том числе пункта 24 Правил N 1459, таблиц 2.6.1, 2.6.1.1 Приказа N 54, пункта 18 Обзора судебной практики Верховного Суда России, утвержденного Президиумом Верховного Суда России 06.12.2017), и при неустраненных противоречиях и расхождениях в доказательствах фиксации в ЕГАИС, кассовых аппаратах, журналах учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Поскольку кассационная инстанция не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены в решении или постановлении либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, а имеющиеся в материалах дела доказательства о фиксации в ЕГАИС, кассовых чеках и журналах учета объема розничной продажи алкогольной продукции содержат не устраненные судом противоречия, обжалуемые судебные акты подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции для устранения названных недостатков.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 17.02.2020 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2020 по делу N А32-61261/2019 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Краснодарского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий |
Л.А. Черных |
Судьи |
Л.Н. Воловик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При выявлении факта внесения в ЕГАИС недостоверной и (или) искаженной информации организация с использованием программно-аппаратных средств направляют в нее заявку о фиксации с уточненными данными (пункт 24 Правил N 1459). Такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Следовательно, вывод суда о недоказанности управлением принятии обществом достаточные меры для соблюдения требований действующего законодательства об обороте алкогольной продукции при наличии у него обязанности контроля за надлежащим техническим состоянием компьютерных и технических систем и устройств, передающих информацию в ЕГАИС, и достоверной фиксации в ЕГАИС сведений о цене реализованной алкогольной продукции, основан на неполном исследовании имеющихся в материалах дела доказательств и доводов участвующих в деле лиц, без учета норм права, регулирующих особенности розничной реализации алкогольной продукции (в том числе пункта 24 Правил N 1459, таблиц 2.6.1, 2.6.1.1 Приказа N 54, пункта 18 Обзора судебной практики Верховного Суда России, утвержденного Президиумом Верховного Суда России 06.12.2017), и при неустраненных противоречиях и расхождениях в доказательствах фиксации в ЕГАИС, кассовых аппаратах, журналах учета объема розничной продажи маркированной алкогольной и спиртосодержащей продукции."
Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10 ноября 2020 г. N Ф08-10023/20 по делу N А32-61261/2019
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2021 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-3421/2021
05.02.2021 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-61261/19
10.11.2020 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10023/20
12.08.2020 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-4156/20
17.02.2020 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-61261/19